Окружающий мир. Тема: Как мы воспринимаем окружающий мир?

Предмет: Окружающий мир.
УМК: «Школа России».
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Тема: Как мы воспринимаем окружающий мир?
Цель: Познакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, понимание и сохранение учебной цели и задач.
Осуществлять самоконтроль.
познавательные: умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта,
анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные: с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
создание условий для знакомства с органами чувств и их значением для человека;
создание условий для развития самостоятельно добывать знания из литературы, умения читать текст «про себя», понимать содержание научного текста.
создание условий для воспитания бережного отношения к своему здоровью.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты




Предметные
УУД

Самоопределение к деятельности
Цель:
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Мотивирую учащихся на деятельность
Встали все у парт красиво,
Поздоровались
Слайд 2.
Послушайте стихотворение-напутствие на урок.
Пусть в этот зимний и хорошенький денек
Всем нам сопутствует удача и везенье.
И пожелаем мы друг другу чудесного настроения!

Стоят и приветствуют учителя, желают друг другу чудесного настроения.

Внутренняя позиция
школьников

Актуализация знаний
Цель:
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Организую повторение изученного.
Работать будем в паре. Перед вами лежат листы-тесты. Вы должны выполнить задания. Вспомним правила работы в паре.

Проверьте работы и проанализируйте их.
Слайд 3
Работают в паре постоянного состава, выполняют задания тестового характера.









Проверяют свою работу, анализируют.
Отмечают вопрос, который вызвал затруднение.
Знать органы, систему органов, науки, изучающие строение организма и работу органов.
Мотивационная основа учебной деятельности;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.


Введение в тему урока. Проблемная ситуация.
Цель: Формулирование темы и целей урока.
Создаю проблемную ситуацию.
Мы видим обстановку класса, слышим голос, знаем как писать ручкой, чувствуем удобно ли нам сидеть на стуле, различаем запахи. Обо всем этом тебе сообщает твоя разведка. Давайте разгадаем кроссворд.
С помощью подводящего диалога подвожу к формулировке темы и цели урока.
Слайд 4.
Сформулируйте тему урока. Какую цель мы поставим перед собой, и будем решать ее в течение урока.
Работают индивидуально.
Опираясь на свой опыт, отвечают на вопросы. Заполняют кроссворд.



















Формулируют тему урока и цель.

Мотивационная основа учебной деятельности
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.


«Открытие» новых знаний.
Цель: Изучение органов чувств и их значение для человека.
Организую работу учащихся в группах.
При изучении органов чувств будем пользоваться алгоритмом.
Работать будем в группах.
Займите, группы, свои места.
Занимаю позицию консультанта-фасилитатора.
Группы постоянного состава занимают места, распределяют ролевые функции членов группы, знакомятся с карточкой-помощником, выбирают из подготовленной информационной среды нужный материал.

Знакомятся с органами чувств и их значением.


Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач,
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.


Презентация работ в группах.
Цель: Познакомиться с органами чувств и их значением.
Занимаю позицию наблюдателя- координатора.
Слайды для учащихся 5-9.
«Спикеры» групп озвучивают ответы, подготовленные группой




Знать органы чувств и их значения, бережно относиться к своему здоровью.


Первичное закрепление.
Цель: Закрепить знания об органах чувств и их значении
Провожу Блиц-опрос
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.



Работа с учебником.
Цель: Закрепить знания об органах чувств
Организую работу по учебнику.
Читают текст учебника про себя.
Уметь читать текст «про себя», понимать содержание научного текста.
Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, понимать и сохранять учебную цель и задачи. Осуществлять самоконтроль.

Рекомендуемые вопросы для Д/з
Рекомендую ответить дома на вопрос.
«Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг». Как же это понять?




Рефлексия.
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.








Благодарю за урок.
Выбирают смайлик, аргументируют свой выбор.

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности














Приложение к уроку.


Тест

Систему органов образуют:
А органы, расположенные рядом
Б органы, выполняющие общую работу
В органы, похожие друг на друга
К пищеварительной системе относятся:
А пищевод Б легкие В сердце
Г желудок Д кишечник
К кровеносной системе НЕ относится:
А сердце Б желудок
В кровеносные сосуды
Как мы воспринимаем окружающий мир?
А пищеварительной системой
Б нервной системой
В органами чувств



Алгоритм изучения органов чувств.
Орган
Значение
Гигиена




Кроссворд.
С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?
Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, лиственницы?
Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от соленой?

Алгоритм работы для первой группы.

Откройте учебник на странице 132-133. Изучи текст «Глаза - орган зрения»
Рассмотри слайд на компьютере.
Впиши в лист № 1 недостающие слова, пользуясь учебником.
На странице учебника 133 изучи текст «Уши – орган слуха».
Рассмотри слайд на компьютере.
Впиши в лист № 2 недостающие слова, пользуясь учебником.
СПИКЕР, защити работу группы.

Алгоритм работы для второй группы.
Откройте учебник на странице 134. Изучи текст «Нос - орган обоняния».
Рассмотри слайд на компьютере.
Впиши в лист № 1 недостающие слова, пользуясь учебником.
На странице учебника 134 изучи текст «Язык – орган вкуса».
Рассмотри слайд на компьютере.
Впиши в лист № 2 недостающие слова, пользуясь учебником.
На странице учебника 135 изучи текст «Кожа- орган осязания»
Рассмотри слайд на компьютере.
Впиши в лист № 3 недостающие слова, пользуясь учебником.
СПИКЕР, защити работу группы.

Блиц-опрос.
Перечислите органы чувств человека.
Какую роль играет в жизни человека нос?
Какую роль в жизни человека играют глаза?
Какую роль в жизни человека играет кожа?
Как нужно беречь органы чувств?



Лист № 1.
Глаза – орган зрения.
Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью ___________.
Глаза – орган_____________. Зрение помогает различать _____________ предметов, их _____________, ____________, узнавать далеко они или _____________. Благодаря зрению мы ______________ книги, смотрим ______________, любуемся ______________ _____________________.
Зрение нужно ________________.
Читай, пиши только при _____________ ________________.
Следи за тем, чтобы книга и __________ были на расстоянии ______________________ от глаз.
При письме свет должен падать __________________.
Не читай ___________________.
Не читай в _________________________.
Не смотри долго ___________________________. Садись от экрана на ____________ метра
Не работай долго на _________________________.
Не три глаза _________________.






Лист № 2.
Уши – орган слуха.
С помощью ушей человек слышит ____________ звуки, которыми наполнен мир.
Уши – орган _________________.
Особенно важно для нас слышать ____________ __________ ___________. С помощью слов мы передаем друг другу _____________, ____________. Звуки _____________, _______________ тоже нам нужны.
_____________ ________________ портят слух, плохо влияют на наш организм. Чаще отдыхай в _______________, _______________, _______________ - среди тишины.
Регулярно ______________ уши с мылом и чисть туго скрученной ______________.
Никогда не ковыряй в ушах _____________, и другими ______________ предметами.










Лист № 1.
«Нос – орган обоняния»
Обоняние – ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Многие запахи доставляют нам радость: __________________, ____________________________________________________________.
Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .


Лист № 2.
«Язык – орган вкуса»
На языке расположены вкусовые _________________ . Благодаря ему человек различает _____________ __________. Вкусную пищу человек ест с _______________________.
Слишком горячая пища ____________________ язык. Пища должна быть не очень ________________.


Смайлики для рефлексии.

был активен, узнал много интересного.

работал, но не активно.
был пассивен, на уроке не понравилось.












Рисунок 3