Доклад Прикосновение к творчеству гения (Биография Бородина Александра Порфирьевича)
МКОУ «Устьянская средняя общеобразовательная школа»
Локтевский район, Алтайский край
Конкурс «Доклады»
по теме «Учёные и искусство»
Доклад
« Прикосновение к творчеству гения»
Работу выполнила Бублик Виктория ученица 10 класса
Руководитель: Плотникова Н.В. учитель химии и биологии
С.Устьянка
2014
Содержание:
Биография Бородина Александра Порфирьевича
Заслуги в химии
Заслуги в музыке
Занимательные факты из жизни учёного
Вывод
Биография Бородина
31 октября 1833 года в Царском Селе под Петербургом родился мальчик. Ему дали имя Александр. Его отцу было 60 лет, он происходил из княжеского рода. Согласно обычаям того времени мальчика, который был незаконнорожденным ребенком, записали сыном слуги князя таким образом, со дня своего рождения Александр стал крепостным своего отца.
Семья жила в Измайловском полку, в большим каменном четырёхэтажном доме, принадлежавшей матери Бородина- Авдотье Константиновне. Мальчик жил, окружённый заботой и вниманием матери. Авдотья Константиновна была простой мещанкой. Никакого образования она не получила. Маленького Сашу она любила всем сердцем и готова была пожертвовать для него всем на свете. Благодаря ее заботе детство мальчика прошло в благополучной обстановке. На образование сына Авдотья Константиновна не жалела средств. Саша получил прекрасное домашнее образование.
Учился Саша прекрасно, ещё в детстве усвоил три иностранных языка: французский, немецкий, английский. Авдотья Константиновна была очень музыкальна. Вечерами она играла на гитаре и исполняла романсы и русские песни.
Детские увлечения Александра были весьма разнообразны: он самостоятельно учился играть по нотам, подбирал по слуху, но и пробовал сочинять сам. Он хорошо играл на фортепиано, флейте, виолончели. Список его собственных произведений начинается с польки, которую он написал в 9 лет . С усердием проводил несложные химические опыты, например любил изготовлять фейерверки. В возрасте двенадцати лет Саша превратился в самодеятельную химическую лабораторию не только свою комнату, но и всю квартиру.
Летом 1850 г. Он отлично сдал экзамены на аттестат зрелости при Первой петербургской гимназии. Осенью того же года Бородин поступил вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии.
Годы студенчества! Они запоминаются на всю жизнь. Сколько чувств волнует юношу, когда он впервые занимает своё место в аудитории! В академии курс химии у Александра Бородина вел замечательный педагог, один из крупнейших химиков своего времени Николай Николаевич Зинин- великий учёный, новатор в области науки, руководитель кафедры, которая, по меткому выражению учеников, была «трибуной нового направления в науке». Уже на первом курсе Александр Порфирьевич начинает заниматься самостоятельной научной работой, в результате которой получает гликолевую кислоту.
Первоначальное недоверие Н.Н. Зинина сменилось восхищением, когда он увидел зрелую технику химического экспериментирования и обнаружил высокий уровень научного мышления Александра Бородина. С каждым днем отношения между студентом и профессором становились всё более дружескими. Бородин быстро стал своим человеком в лаборатории.
В 1856 году Александр Бородин окончил Медико-хирургическую академию и начал работать в военно-сухопутном госпитале. Перспективы работы на медицинском поприще были блестящи, но старое увлечение- любовь к химии и усиленная дружба с выдающимся химиком сделали своё дело: молодой врач бросает работу в госпитале, приступает к работе над диссертацией по теме «Аналогия между мышьяком и фосфорной кислотами в их химических свойствах и действии на организм » и в 1858г. Защищает её, получив при этом учёную степень доктора наук. Годом позже его направляют в научную командировку на два года в Германию в старинный университетский город Гейдельберг.
22 августа 18 61г. В Гейдельберге А.П. Бородин познакомился с пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Зарождение любви- это то, о чём обычно знают двое любящих. Но воспоминания Екатерины Сергеевны и письма Александра Порфирьевича сохранили для нас благоухание этого романа. Осенью 1862г. Он вместе со своей невестой вернулся в Петербург, где вскоре состоялась свадьба.
Летом 1877г. А.П. Бородин посещает Германию. Поездка эта оказалась гораздо более интересной чем он мог ожидать. В Веймаре он познакомился с венгерским композитором Ференцем Листом.
15 февраля 1887 г. В последний день Масленицы по инициативе А.П. Бородина для профессоров и преподавателей была организована костюмированная вечеринка. Вечер удался на славу. Александр Порфирьевич был в тот день одет в русскую красную рубашку-косоворотку и высокие сапоги. Он оживлённо балагурил, смешил всех своими забавными каламбурами, танцевал, шутил. И вдруг пошатнулся, побледнел и упал во весь ростСмерть наступила мгновенно, от разрыва сердцаТак трагически закончилась жизнь великого человека
Бородин похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, рядом с Мусоргским, и неподалеку от могил Серова, Даргомыжского и Лишина. Друзья и почитатели Бородина воздвигли на его могиле прекрасный памятник в древнерусском стиле, с бронзовым бюстом композитора.
Заслуги в химии
«Бородин стоял бы ещё выше по химии, принес бы ещё пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии » (Д.И. Менделеев).
В марте 1858.г. Н.Н.Зинин сделал в Академии наук сообщение о результатах исследования Бородиным амарина.
В 1859 г. Бородин отправился в научную командировку в Гейдельберг, там он впервые познакомился с Д. И. Менделеевым. Именно в Гейдельберге он работал над поиском рациональных способов получения целого ряда органических кислот. Бородин действовал парами брома на серебряные соли валерьяновой и масляной кислот.
Изучая конденсацию уксусного альдегида, Бородин открыл новое вещество, которое назвал альдолем (2-гидроксибутаналем):
2СН3СНО СН3 – СН – СН2 - СНО
|
ОН
Работать с бромом нелегко, его красноватые пары вызывают кашель, опыты приходилось вести под тягой. Однако Бородину удалось получить новые интересные соединения. Сообщение об этом вскоре появилось в бюллетене Парижского химического общества. Чтобы вводить в молекулы новые группы атомов, Бородин использовал реактив с необыкновенными свойствами – цинкэтил. Несведущему человеку цинкэтил показался бы волшебным эликсиром алхимиков. Ведь если его вылить, на стол, он воспламеняется и горит ярким пламенем, оставляя налет оксида цинка. Получив цинкэтил, Бородин нагревал его в запаянной трубке с этиловым эфиром бензойной кислоты. В результате реакции образовался углеводород бутан.
Работая в химической лаборатории г. Пизы, в 1862 г. при фторировании хлористого бензола он получил первое ароматическое фторорганическое соединение – фтористый бензоил: О О
// KF, HF //
С6Н5 – С C6H5 _- C
\ \
CI F
По возвращении в Россию, в академию, в 1862 г. Бородин стал профессором органической химии, руководителем лабораторных занятий. В 33 года – штатский генерал, в торжественных случаях носил мундир с эполетами и шпагу.
Зинин, Менделеев и Бородин странствуют. В 1860 г. с 3 по 6 сентября в немецком городе Карлсруэ проходил Международный конгресс химиков. Здесь собирались ученые со всего мира. Россию представляли семь человек, среди них Зинин, Менделеев и Бородин. Душевное состояние Бородина в эти дни самое восторженное, он общался с мировыми знаменитостями, вечерами – театр, от серьезной оперы до народных балаганчиков.
В 1864г. Бородин начал многолетние исследования, посвященные альдегидам.
В 1872 г. Бородин сообщил, что при исследовании химических свойств ацетальдегида им был открыт новый тип реакции - альдольная конденсация. Альдольная конденсация- это взаимодействие двух молекул кетона или альдегида (одинаковых или разных) в присутствии кислот или оснований с образованием
·-гидроксиальдегидов (альдолей).
Несколько месяцев в Париже Бородин знакомился с различными химическими новшествами. Слушал лекции, ставил опыты, разрабатывал свои оригинальные идеи. Опубликовал в Европе В 1873 г. в Казани проходил съезд естествоиспытателей и врачей. На заседаниях химической секции председательствовали по очереди А.М.Бутлеров и А.П.Бородин. Семь работ – его собственные и его учеников – были одними из самых весомых. В 1874 г. Бородин написал и подготовил к печати одну из капитальных своих работ: «О нитрозоамарине». В Гейдельберг приехал Николай Николаевич Зинин. С приездом Зинина для молодых ученых наступили поистине восхитительные дни. Рассказывали о своих работах, выслушивали отечественные новости и спорили, спорили, увлекаясь, совершенно забывая о разнице в возрасте и положении. Решили отправиться в путешествие по горам – только так можно во всей полноте прочувствовать красоту Альп.
Основные заслуги в химии:
Реакция альдольной конденсации.Получение бензидина.«Реакция Бородина».Реакция уплотнения альдегидов. 42 научные работы.
Заслуги в музыке
«Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе» (В.В.Стасов)
Саша Бородин учился играть на флейте, виолончели, фортепиано, а затем начал сочинять музыку: в 9 лет это была полька «Элен», в 13 лет – небольшой концерт для флейты. В 16 лет были опубликованы два произведения: фантазия для фортепиано – соло на мотив музыки И.Гуммеля и этюд «Поток». В одной из газет писали: «Особенного внимания заслуживает сочинение даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина. Оба произведения проникнуты музыкальностью идей, изяществом отделки и прекрасным чувством юношеского сердца... Мы тем охотнее приветствуем это юное национальное дарование, что поприще композитора начинается... трудом положительным, обличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу»
В области русской музыки, Бородин является композитором с редким дарованием к национальному колориту; обладая самобытным талантом, Бородин не был чужд влиянию некоторых композиторов. В симфонической музыке наибольшее влияние оказали на Бородина сочинения Шумана, которого, впрочем, не заметно в камерной музыке. В опере Бородина заметно влияние Глинки, отчасти Серова и Мусоргского.
А. П. Бородин по возвращении в Россию в 1862 познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.
В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.
Немало произведений было написано Александром Порфирьевичем
Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.
Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.
А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.
Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.
К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах
Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).
Бородин не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.)
Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.) Во время первого пребывания Бородина за границей (1859 - 62 гг.) его научные занятия перемежались с музыкальными. Там он написал:"квинтет", "секстет" (для струнных) и "скерцо" для фортепиано в 4 руки. По возвращении в 1862 г. в Россию, в его музыкальной жизни произошла очень крупная перемена, которой он был обязан своим знакомством с М. А. Балакиревым. Как даровитый и знающий музыкант, Балакирев имел сильное на него влияние, вследствие которого Бородин из области дилетантизма перешел на почву серьезного композиторства. У Балакирева Бородин усовершенствовал технику письма, изучил оркестровку, формы сочинений; благодаря этим занятиям, у Бородина развился критический взгляд на музыку, более широкое и разностороннее понимание ее задач и требований.
Около Балакирева в то время группировались молодые русские композиторы: П. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков; к их кружку присоединился и Бородин. Тесный кружок названных музыкантов имел весьма благотворное влияние на Бородина, так как они, страстно любя искусство, постоянно сходились для обмена мыслей, изучения различных музыкальных сочинений и для взаимного ознакомления со своими произведениями. Благодаря соревнованию, чуждому всякой зависти, Бородин, скоро по вступлении в кружок, начал писать свою первую симфонию (Esdur), которая, однако, была окончена только в 1867 г., а исполнена в первый раз 4 янв. 1869г. в симфоническом собрании русск. музык. общества под управлением Балакирева. Позднее Бородин перешел к сочинению романсов и опер. Так, им написаны романсы: "Спящая княжна" (1867); "Старая песня" (песнь о темном лесе); "Фальшивая нота", "Морская царевна", "Отравой полны мои песни" (1868); баллада "Море" (1870); "Из слез моих". К более позднему периоду относятся романсы: "У людей то в дому" (на слова Некрасова, 1884); "Для берегов отчизны дальней", написанный на смерть Мусоргского (1881); "Чудный сад", "Арабская мелодия" (1885); "Спесь" (на слова гр. А. К. Толстого). Все эти романсы были изданы музыкальными фирмами П. Юргенсона (Москва), В. Бесселя и Кё" (Спб.) и М. Беляева (Лейпциг).
По совету Балакирева Бородин принялся за сочинение оперы на сюжет драмы "Царская невеста" Мея; после нескольких номеров, предпринятый труд был, однако, оставлен и Бородин принялся в начале 1869 г. за сочинение своей второй симфонии (Hmoll), которую он писал семь лет; эта симфония впервые была исполнена 2 февр. 1877 г. в симфоническом собрании И. Р. М. О. под управлением Э. Ф. Направника. Рядом с симфонией, Бородин был занять сочинением оперы "Князь Игорь", сюжет и сценарий которой были предложены автору В. В. Стасовым; в апреле 1869 г. сценарий был существенно видоизменен самим композитором, который в начале очень живо заинтересовался сюжетом своей оперы, и принялся за ревностное изучение относящихся до него литературных памятников нашей старины; так, в него введены весь пролог, комические сцены гудочников Скулы и Ерошки; многие же из первоначально вошедших в либретто сцен, были вовсе исключены из него автором.
Оперу "Князь Игорь" Бородин писал не по порядку сцен, предложенных либреттистом, а в разбивку; раньше всех был сочинен "Сон Ярославны"; в 1874 г. "Половецкий марш" и "Плач Ярославны"; в 1875 г. "Половецкие пляски с хором", "песнь Владимира Галицкого"; в 1876 г. ариозо Ярославны - "Как уныло все кругом"; около 1877 г. "каватина" Владимира Игоревича; в 1878 году хоровая сцена и песня Скулы и Ерошки в 1 дейст., в 1879 г. почти все сцены 1-й картины 1-го действ. и финал 2 карт.; в 1880 г. женский хорик в 3/4 и т.д. Многое из первоначального материала для "Князя Игоря" вошло во 2 симфонию, так как Бородин отказался было от намерения продолжать свою оперу. Только в начале 70-х годов, Бородин вновь принялся за "Игоря", неожиданным толчком к чему послужила "Млада". Эту оперу-балет тогдашний директор театров Гедеонов предложил написать коллективно четырем русским композиторам: Кюи, Мусоргскому, Римскому-Корсакову и Бородину. Хотя заданная работа была окончена вовремя, но постановка нового произведения на Императорской сцене не состоялась. Бородин написал к "Младе" весь 4-й акт, куда входили сцены между князем Яромиром и верховным жрецом, явление теней древних славянских князей, сцены страсти и ревности между Яромиром и Войславой, подъем вод моря от прилива, затопление Храма и общая гибель. Этим материалом Бородин воспользовался для своего "Князя Игоря". Почти все, как говорит В. В. Стасов в своей книге о Бородине, предназначенное для "Млады"", вошло теперь в состав оперы "Князь Игорь": "идоложертвенный хор" жрецов и народа в храме Радегаста послужил основой началу пролога в "Игоре"; сцена "Яромира и жреца" вошла в состав некоторых сцен самого Игоря; дуэт "Яромира и Войславы" лег в основание сцены Игоря, князя Владимира и Кончаковны (терцет) в 3 д. "Игоря" и т.д.
Такого же точно приема держался и Мусоргский, который, начав сперва писать оперу "Саламбо", воспользовался ее материалом для оперы "Борис Годунов". Сочинение "Игоря" затянулось на долгие годы, в продолжение которых Бородин написал два квартета (A-moll и A-dur), одну часть (andante) квартета под названием B-LaF (Bilaeff) в 1886 г., фортепианную сюиту, состоящую из семи пьес, названных "petit рокmе d'amour d'une jeune fille" (1885г.); романс "septain" (семистишие) на слова одного бельгийского поэта (1886 г.); последние два сочинения Бородин посвятил покойной графине де Мерси-Аржанто, проявлявшей большие симпатии к молодой русской школе, произведения которой она ревностно распространяла на своей родине (Бельгии). Ею же, между прочим, переведены на французский язык все романсы Бородина и три отрывка из "Игоря". В промежутке этих лет Бородин написал, кроме того, фортепианное скерцо Esdur (1885 года), посвященное бельгийскому капельмейстеру Жадуль и, наконец, начал свою третью симфонию (A-moll), сочинив две первые части, законченные и инструментованные А. К. Глазуновым.
Что касается "Князя Игоря", то Бородин писал его с большими промежутками времени, в продолжение 18 лет. Начатая в апреле 1869 г. опера уже значительно подвинулась вперед в 1887 г., когда неожиданная кончина Бородина, последовавшая 15 февр. 1887 г., прервала его обширный труд.
Последними страницами "Игоря", написанными Бородиным в феврале 1887 г., были: хор половецкого дозора и речитатив Игоря с Кончаком. Насколько в опере Бородина постороннего элемента, не принадлежащего перу автора, мы не беремся судить, а ограничиваемся помещением примечания, приложенного к клавираусцугу "Князя Игоря", изданному М. П. Беляевым в Лейпциге, на русском, французском а немецком языках. Вот что в нем напечатано: "оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера "Князь Игорь" закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым. Первым наоркестрованы оставшиеся неинструментованными пролога, 1-го, 2-го и 4-го действий, а также половецкий марш (+18) из 3-го действия; вторым докончены, по оставшимся материалам, и инструментованы остальные ++ 3-го действия и увертюра. В начале каждого + партитуры означено, кому принадлежит инструментовка или окончание его.
Первое представление "Князя Игоря" на сцене Мариинского театра состоялось 23-го октября 1890 г. под управлением капельмейстера К. А. Кучера. В первый же сезон опера Бородина выдержала 13 представлений, и как на первом, так и на последующих спектаклях имела большой успех.
Основные заслуги в музыке
Опера «Князь Игорь».Три симфонии.Два квартета.Сюита для фортепиано.Опера-фарс «Богатыри».18 романсов.
Занимательные факты из жизни учёного:
Рассеянность Бородина
Композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин был очень рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себе на вечер гостей. Было много музыки, потом ужин с дружеской беседой. Вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили: «Куда это вы собрались, Александр Порфирьевич?» Тот удивился: «Как это куда? Домой! Уже поздно, а у меня завтра лекция...»
За меня не волнуйтесь...
Однажды в юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, в котором оба молодых человека принимали участие: Бородин играл на флейте, его друг – на скрипке. Было уже довольно поздно, фонари еле-еле мерцали. Бородин, о чем-то задумавшись, шагал впереди, а его засыпавший на ходу приятель несколько отстал. Вдруг какой-то странный и непонятый шум, а затем вскрик заставили приятеля встрепенуться.
– Эй! – позвал он, однако никто ему не ответил. Бородин исчез...
Испуганный молодой человек замер, прислушиваясь, и минутой спустя услышал звуки флейты... Удивительным было то, что они доносились откуда-то из-под земли. Оказалось, что в темноте Бородин оступился и упал в какую-то глубокую яму.
– Александр, с тобою все в порядке? – крикнул вниз приятель.
– Пока не знаю, – отозвался молодой музыкант, – но, слава Богу, флейта, кажется, цела!
Ты скажи хотя бы, как тебя зовут...
Однажды Бородин с женой отправился за границу. На пограничном пункте, оставив жену на улице, Бородин зашел в комендатуру. Чиновник, проверявший паспорта, проформы ради спросил Александра Порфирьевича, как зовут его жену. Бородин же, отличавшийся чрезвычайной рассеянностью, никак не мог вспомнить имя своей супруги...
Разумеется, для человека, не знавшего Бородина, это выглядело крайне подозрительно, и чиновник уже хотел было задержать этого странного проезжего. К счастью, в это время в помещении появилась заждавшаяся на улице жена. Обрадовавшись от всей души, Александр Порфирьевич закричал: «Катенька, ради Бога, как тебя зовут?..»
Ваше сиятельство!
Очень часто Бородину, профессору Медико-хирургической академии, приходилось отправляться к высокопоставленным лицам, чтобы хлопотать о ком-либо из своих студентов или коллег. При этом полагалось надевать парадный генеральский мундир, регалии.
Не без юмора описывал композитор свой вид в подобных случаях: «Стоит мне возложить на себя “амуницию”, от меня во все стороны начинает распускаться сияние, можно писать картину “Преображение”, вроде рафаэлевской: сияет воротник, сияют обшлага, сияют шестнадцать пуговиц, как звезды, сияют эполеты, как два солнца, сияет темляк, сияет околыш кепи. Одним словом, Ваше сиятельство, да и только».
Вывод
Бородин А.П.- поистине великий и разносторонний человек. Мне кажется, что люди должны хоть чуточку, но задуматься над тем, чтобы взять пример с этого замечательного человека с непростой судьбой, которая не сломила его, а лишь закалила его характер.
Ведь не случайно сейчас спорят химики и музыканты, кому же все-таки принадлежит А.П. Бородин:
Науке или искусству? На это можно дать лишь один ответ: Александр Порфирьевич Бородин принадлежит народу, из которого он вышел, и весь его многогранный талант-свидетельство способностей могучего русского народа. В 2013 году Бородину исполнилось бы 180 лет.
Литература
Дианин С.А. Бородин: Жизнеописание и документы.- М.: Государственное музыкальное издательство,1960
Зорина А. А. Бородин. – М., 1988
Ильин М., Сегал Е. А.П. Бородин- М.: Правда,1989
15