Тематический план и содержание учебной дисциплины биология 36 часов
6.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУДб.08 Биология
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов ОК
1 2 3 4
ОУДб.08.01. Введение Содержание учебного материала.
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Демонстрации:
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы. 1 ОК 01. –
ОК 10.
Практические занятия. - Внеаудиторная самостоятельная работа.
Подготовка докладов на тему «Значение и роль биологии в современном научном мире 1 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.08.02. Учение о клетке Содержание учебного материала.
Химическая организация клетки. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Демонстрации:
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз. 4 ОК 01. –
ОК 10.
Практические занятия.
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом. 1 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении»
«Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении»
«Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения»
«Доказательства передвижения органически хи неорганических веществ в растении» «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке»
«Прокариотические организмы и их роль в биоценозах»
«Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов)
«Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации»
«Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток»
«Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий»
«Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка»
«Ядро как центр управления жизнедеятельности клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях»
«Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние»
«Профилактика вирусных заболеваний»
«Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах»
«Доказательства передвижения органически хи неорганических веществ в растении»
«Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью»
«Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных»
«Передача наследственной информации в клетке»
«Значение и роль биосинтеза белка» 3 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.08.03. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов Содержание учебного материала.
Размножение организмов. Организм – единое целое. Многообразие организмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Демонстрации:
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных. 3 ОК 01. –
ОК 10.
Практические занятия:
Практическая работа № 1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. 1 Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование»
«Половое размножение и его биологическое значение»
«Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших»
«Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение»
«Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных»
«Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных»
«Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов»
«Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка» 2 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.08.04. Основы генетики и селекции Содержание учебного материала.
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Демонстрации:
Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. 5 ОК 01. –
ОК 10.
Практические занятия: 3 Практическая работа № 2. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Практическая работа № 3. Решение генетических задач.
Практическая работа № 4. Выявление мутагенов в окружающей среде и оценка возможного их влияния на организм. Внеаудиторная самостоятельная работа.
Решение генетических задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение»
«Закономерности модификационной и генотипической изменчивости»
«Драматические страницы в истории развития генетики»
«Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»
«Центры многообразия и происхождения культурных растений»
«Центры многообразия и происхождения домашних животных»
«Значение изучения предковых форм для современной селекции»
«История происхождения отдельных сортов культурных растений»
«Жизнь и деятельность Н.И. Вавилова»
«Транс генные растения»
«Транс генные животные. Для чего они нужны?»
«Клонирование человека как этическая проблема» 3 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.08.05. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение Содержание учебного материала.
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Демонстрации:
Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. 5 ОК 01. –
ОК 10.
Практические занятия:
Практическая работа № 5 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
Лабораторная работа № 2 «Описание особей по морфологическому критерию».
Лабораторная работа № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». 3 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина»
«Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии»
«Эволюционные идеи Ж.Б. Ламарка и их значение для развития биологии»
«Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина»
«Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции»
«Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей»
«Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных»
«Жизнь и деятельность Ч. Дарвина»
«Современные представления о зарождении жизни. Различные гипотезы происхождения»
«Принципы и закономерности развития жизни на Земле»
«Ранние этапы развития жизни на Земле»
«Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных»
«Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров»
«Современные представления о происхождении птиц и зверей»
«Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира»
«Первопроходцы суши»
«Первые завоеватели воздуха» 2 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.08.06. Происхождение человека Содержание учебного материала.
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
Демонстрации
Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы. 2 ОК 01. –
ОК 10.
Практические занятия:
Практическая работа № 6. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. 1 Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«Эволюция приматов и этапы эволюции человека»
«Современный этап развития человечества. Человеческие расы.
« Опасность расизма» 2 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.08.07. Основы экологии Содержание учебного материала.
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации:
Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо
охраняемые природные территории России. 3 ОК 01. –
ОК 10.
Практические занятия:
Практическая работа № 7. «Сравнительное описание естественной природной системы и агроэкосистемы»
Практическая работа № 8. «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности» 2 Внеаудиторная самостоятельная работа.
Решение экологических задач.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере»
«Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости»
«Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени»
«Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах»
«Сукцессии и их формы»
«Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества»
«Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей»
«Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах»
«Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов»
«Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов»
«Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение»
«Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»
«Устойчивое развитие природы и общества»
«Животные, уничтоженные человеком»
«По страницам Красной книги» 3 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.08.08. Бионика
Содержание учебного материала.
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Бионика рассматривает особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
Демонстрации:
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике. 1 ОК 01. –
ОК 10.
Практические занятия. - Дифференцированный зачет 1 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная учебная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
«Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных»
Экскурсии:
Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района. 2 ОК 01. –
ОК 10.
Всего: 54 Внеаудиторная самостоятельная работа: 18 Обязательная аудиторная: 36 Из них практических занятий: 11