Описание педагогического опыта Формирование самооценки младшего школьника


Описание собственного педагогического опыта
Пришло время каждому учителю разобраться, чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.
Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.
Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.
Переход от дошкольного детства к школьному, характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. В этом возрасте у детей формируется обобщенное отношение к самому себе: появляется осознание себя как личности, понимание своей человеческой ценности и уважение к себе. Возрастает уровень требований к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит активное формирование самооценки, произвольности психических функций, возникают рефлексия и самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Поэтому формирование самооценки именно в младшем школьном возрасте представляет исключительный теоретический и практический интерес.
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка - обобщенное, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников.
Актуальность темы самообразования «Формирование самооценки младшего школьника» объясняется тем, что начальная школа - первая ступень общего образования, конечная цель которого состоит не только в освоении учащимися определенного объема знаний и универсальных учебных действий, но и в воспитании полноценной, активной, реализующей свои способности личности. При этом центральной характеристикой любого человека является самооценка.
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся можно обучить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы.

Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках стало, прежде всего, то, что на данном этапе обучения практически все ребята научились давать объективную оценку своим письменным работам.
При обучении обучающихся оцениванию устных ответов одноклассников предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям, начиная с положительного: выразительно; чётко, проговаривая слова; громко; без запинок. Затем в качестве пожелания на будущее высказать недочёты: тихо, запинался, невыразительно.
Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.
На уроках русского языка начинаю работу с тематической диагностики, которая проходит в форме тестирования. Для обучающихся изготавливаю индивидуальные карточки для проверки правописания изученных орфограмм в корне слова.
№ п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Кол-во верных ответов Кол-во неверных ответов На экране демонстрируется словарный диктант из 12 слов с пропущенными орфограммами. Обучающиеся должны вставить в клетку правильную орфограмму-букву в соответствии с порядком данных слов. После самостоятельной работы следует самоконтроль по эталону, представленному на экране. Клетку с неправильной буквой обучающиеся закрашивают красным карандашом. Фиксируют количество верных и неверных ответов.
Следующий этап – коррекция. Устранение пробелов в знаниях. Каждый обучающийся выполняет работу над ошибками.
Данный вид работы помогает не только мне, как учителю, но и самим обучающимся контролировать процесс развития грамотности при помощи цветовой шкалы. Для того, чтобы детям было проще запомнить и понять трудные вопросы орфографии, можно преподнести это в той форме, которая близка и понятна современному ребёнку.
Аналогичную работу использую для проверки таблицы умножения на этапе её изучения. На экране демонстрируется двенадцать примеров на умножение или деление. Обучающиеся записывают только ответы. После этого на экране появляется таблица с ответами для самопроверки. Дети проверяют ответы, сверяя с эталоном. Клетку с неверным ответом обучающиеся закрашивают красным карандашом. После этого фиксируют количество верных и неверных ответов, выполняют работу над ошибками.
Количество верных ответов и количество неверных ответов позволяют обучающимся определить границу своего знания - незнания. Они видят результат своей работы, получают положительный заряд для последующих занятий, им хочется выполнить работу без ошибок, чтобы получить хорошую оценку.
Что же касается этапа рефлексии, то в конце урока предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке с помощью смайликов:
Мне было легко работать на уроке
Я испытывал затруднения, но смог с ними справиться.
Я работал без интереса. Мне ничего непонятно.
Результаты практической деятельности.
Анализ диагностической работы обучающихся 1 класса
МБОУ «Блявтамакская СОШ г.Медногорска» за I триместр 2013-2014 уч. года
Работу выполняло 8 человек.
Учитель: Ишмурзина Ф.Х.
Содержание заданий базового уровня:
Различать гласные и согласные звуки.
Воспроизводить правильное написание соединений буквы «р» с другими буквами.
Обозначать количество объектов числом.
Различать число как результат счета.
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Содержание заданий повышенного уровня:
Выделять предложение на слух по интонации, по цели высказывания и по количеству слов.
Устанавливать закономерность-правило, по которому составлена последовательность фигур.
Учитывать выделенные ориентиры действия, заданные в учебной задаче.
Итоговая таблица:
Количество обучающихся Количество набранных баллов Процент выполнения задания
1 11 100%
2 10 99%
3 9 88%
1 8 72%
1 6 55%
Средний балл 5,5 Анализ контрольных работ в 1 классе за I полугодие 2013-2014 уч.года
Работу выполняло 7 человек.
Учитель: Ишмурзина Ф.Х.
Математика Русский язык
Диктант Грамматическое задание
Успеваемость 100% 100% 100%
Качество знаний 75% 85% 100%
Степень обученности 79% 65% 69%
Средний балл оценки 4,3 4 4,1
Результаты проверки техники чтения на конец I полугодия 2013-2014 уч. года.
Количество обучающихся в классе Темп чтения (при норме 12-15 слов в минуту)
Читают норму Читают выше нормы Читают ниже нормы Не читают
9 2 5 2 -