Особенности подготовки и реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в системе ФГОС НОО


Давлетшина Лариса Харисовна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №8 имени Н.В.Пономарёвой г.Ульяновска
Особенности подготовки и реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в системе ФГОС НОО
В документах федерального государственного образовательного стандарта общего образования нашли отражение ключевые задачи и направления современного этапа развития общего экологического образования – как образования для устойчивого развития.
Согласно ФГОС, содержание экологического образования в основной образовательной программе начальной и основной школы представлено экологической составляющей рабочих программ базовых учебных предметов, вариативным урочным компонентом, внеурочной деятельностью, внеклассными мероприятиями. Целостно содержание экологического образования, во всем разнообразии его форм, представлено в школьной Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Ее разработка в составе основной образовательной программы предусмотрена стандартом основной школы и Приказом Минбразования и науки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт...» для начального общего образования.
Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основные понятия Программы.
Экологическая культура личности - знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности и саму деятельность / Ермаков Д.С., Суравегина И.Т. /. Экологическая культура личности включает экологическое мышление, экологическое сознание, экологически ориентированную деятельность.
Здоровый образ жизни предполагает: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личную гигиену; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.Культура здорового образа жизни личности – это составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное, ценностное отношение человека к собственному здоровью, основанная на ведении здорового образа жизни, выраженная в полноценном физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном развитии.
Разработка такой Программы – сложный процесс, помощь могут оказать методические материалы по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования (письмо Министерства образования и науки РФ № 03-470 от 09.06.2012).
Разработка Программы проходит в несколько этапов.
1 этап – анализ, выбор приоритетов:
- определение перспективных стратегических целей работы на конкретный период (2-3 года, 5 лет);
- предварительная диагностика потребностей конкретного образовательного учреждения в соответствии с материальной базой; кадровыми, материальными, технологическими возможностями; проблемами;
- выбор приоритетов в соответствии с возможностями, ситуацией, актуальностью и необходимостью решения проблем.
- определение конкретных задач, связанных с решением приоритетных проблем [1,с.40].
Стратегические цели определены государственным образовательным стандартом.
Следует заметить, что специфика образовательного учреждения, заказ муниципальных органов власти могут внести свои коррективы в постановку целей.
Предварительная диагностика потребностей конкретного образовательного учреждения может быть проведена по следующим направлениям:
- анализ инфраструктуры образовательного учреждения;
- рациональность организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
- организация двигательного режима школьников и физкультурно-оздоровительной работы;
- организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- организация работы с родителями (законными представителями) и специалистами образовательного учреждения;
- организация систематических наблюдений за состоянием здоровья учащихся и проведением оздоровительных мероприятий.
Рассмотрим более подробно реализацию мероприятий первого направления на примере Программы МБОУ СОШ №8 имени Н.В.Пономарёвой г.Ульяновска.
Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного МБОУ СОШ №8 имени Н.В.Пономарёвой предусматривает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Необходимо заметить, что данные показатели могут быть измененены или дополнены.
Так, в МБОУ СОШ №8 имени Н.В.Пономарёвой создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
- учебные кабинеты, большой и малый спортивный залы оснащены необходимым игровым и спортивным оборудованием
– в наличии помещения для медицинского персонала, оборудованые в соответствии с требованиями санитарных норм, предъявляемых к оборудованию медицинских кабинетов;
– оборудована материально-техническая база пищевых блоков, холодильного и технологического оборудования, уютный, красивый и современный обеденный зал;
– функционирует школьный логопедический пункт.
Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:  учителя школы, учителя физической культуры; медицинские работники; педагог-психолог; социальный педагог.
В школе имеются четыре кабинета, составляющие медицинский комплекс:
медицинский кабинет (блок состоит из кабинета врача и процедурного кабинета);
зубной кабинет;
логопедический пункт (коррекции и развития речи).
Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В системе производится систематический контроль за санитарно – гигиеническими, воздушно – тепловыми нормами, выполнением противопожарных и антитеррористических мер.
2 этап – разработка Программы:
определение конкретных задач по каждому направлению;
определение организационных возможностей в соответствии с материальной базой; кадровыми, материальными, технологическими возможностями; проблемами.
В структуру программы входят общешкольные мероприятия и образовательные программы по параллелям по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также просветительскую работу с родителями (законными представителями) учащихся школы.
3 этап – реализация Программы в соответствии с принципами комплексности, системности, целостности, динамичности.
4 этап – оценка результативности и эффективности Программы.
Результативность реализации Программы оценивается в соответствии с критериально-диагностическим аппаратом.
Таким образом, Программа, построенная на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства, призвана обеспечить готовность обучающихся повышать свою экологическую грамотность, осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья. Литература
Безруких, М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении [Текст] / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения). – 127 с.
Письмо Министерства образования и науки РФ «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования» № 03-470 от 09.06.2012 Режим доступа:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370.