Сообщение на МО учителей Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника
Выступление на МО классных руководителей:
«Формирование речевой культуры
как средство личностного развития
школьника»
/сообщение/
Уч-ль логопед: Ксензюк Е. А.
2014-2015 уч. г.Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, недостаточно выразительной – вот и начинается «изобретательство». Вместо того чтобы произнести фразу: «Роман ушёл», они с шиком заявляют: «Роман-то слинял!», а оценку: «Он хороший парень!» меняют на «Он классный кадр!»
Так рождается молодежный жаргон. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой, а это, несомненно, обедняет речь, делает её неряшливой. Это может привести к оскуднению речи на долгие годы.
В настоящее время состояние русского языка вызывает беспокойство. Резко снижается уровень бытового, повседневного общения между людьми. Со стороны средств массовой информации обрушивается поток грубых, нецензурных слов. Поэтому вопрос совершенствования речевой культуры учащихся в настоящий момент очень злободневен.
Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьёзных задач, стоящих перед коррекционной школой.
Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических и грамматических ошибок, невыразительна. Перед коррекционной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки.
Основные направления в работе педагогов школы:
1.Формировать устойчивые навыки речевого этикета в любой ситуации общения;
формировать на этой основе речевую и общую культуру учащихся,
предупреждать проявления невоспитанности и грубости.
2.Готовить школьников к самостоятельному речевому поведению во «взрослой» среде
с целью предупреждения психологического дискомфорта, в котором могут оказаться
молодые люди, не владеющие этикетными формами общения.
3.Расширять и обогащать активный словарь, необходимый для содержательного
повседневного общения.
4.Обогащать и систематизировать сведения по русской грамматике, совершенствовать
навыки конструирования словосочетаний, предложений, текстов.
5.Знакомить с различными видами речевых, грамматических, фактических, логических
ошибок, с приемами их предупреждения и исправления.
Речевую культуру необходимо формировать и во внеурочное время.
Сама речевая культура рассматривается как средство безопасного и комфортного самоопределения и самореализации личности в современном мире, как способ саморазвития и совершенствования, что имеет огромный воспитательный потенциал.
Основной задачей работы по развитию речи учащихся является научить их содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленно вмешательства преподавателя.
Работа по развитию речи в коррекционной школе осуществляется на уроках русского языка, специальных уроках по развитию связной речи, коррекционных и логопедических занятиях.
Основная задача логопедической работы с учащимися, посещающих логопедические занятия, это развитие и коррекция всех сторон устной речи детей и формирование предпосылок для полноценного становления письменной речи.
Включение в традиционные логопедические занятия целенаправленной работы по формированию культуры речи является необходимым и крайне актуальным звеном коррекционно-развивающего процесса, в результате которого мы должны получить гармоничную, культурную, соответствующую современным реалиям личность ребенка.
Определение понятия культура речи не может сводиться к однозначному утверждению.
Некоторые считают, что культура речи – это умение говорить и писать правильно.
Другие утверждают, что культура речи – это способность излагать свои мысли просто,
доступно и логично.
Третьи, - что культура речи сводится в основном к умению употреблять выразительные
средства языка.
Четвёртые, - что точность, краткость и национальная самобытность – главные достоинства
нашей речи.
Отечественный лингвист Изабелла Юрьевна Абелева сформулировала основные правила речи:
1. Правильное произношение звуков.
2. Ритмичное дыхание.
3. Умение владеть голосом.
4. Использование логических пауз и логического ударения.
5. Использовать афоризмы и цитаты.
6. Чаще говорить комплименты.
7. Не допускать злых, обидных шуток.
Каждая точка зрения имеет свои основания. Действительно, настоящая культурная речь
должна быть и правильной, и точной, и краткой, и выразительной, и осмысленной. Однако
если признать за культурной речью все эти положительные качества, то главнейшим из них
будет всё же правильность, то есть умение говорящего, выражать свои мысли правильно,
продуманно, в соответствии с существующими нормами и в зависимости от речевых
ситуаций.
Поступив в школу, ребенок начинает самостоятельное изучение родного языка. Опыт и практика совместной работы учителя и логопеда позволяют успешно решить многие задачи по дальнейшему совершенствованию культуры речи детей, а именно:
- совершенствование произносительной стороны речи;
- дальнейшее развитие лексики;
- использование в речи учебной терминологии;
- овладение нормами грамматики;
- развитие диалогической и монологической форм речи;
- ознакомление детей с художественной литературой, заучивание наизусть.
Работа над культурой устной речи предполагает проведение специальных упражнений, направленных на овладение учащимися правил орфоэпии, обучение выразительному чтению и ознакомление с фонетическими закономерностями русского языка как средством художественной выразительности речи.
Приемы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование толкового словаря; синомизация; морфологический анализ слов; мнемотаблицы и другие.
При подборе содержания логопедических занятий для учащихся с нарушениями речи я учитываю, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускаю излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то моей задачей является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Важнейший принцип коррекционно-логопедической работы – коммуникативная направленность коррекционного процесса. Необходимо придавать речевой деятельности детей продуктивный характер и побуждать их постоянно к речемыслительной активности.
На занятиях я работаю с детьми как фронтально, так и индивидуально, чтобы обеспечить максимальную активность и самостоятельность ребенка.
На первоначальном этапе обучения игровой метод является очень эффективным. Игра создает хорошие условия для общения детей, снимает напряжение и способствует усвоению различных учебных заданий.
В своей работе больше использую объяснительно-иллюстративные технологии. При подготовке к занятиям выбираю наиболее эффективные и наглядные варианты изложения материала.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет мне чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
«Умение говорить» - складывается в результате развития общения и мышления. Общение составляет основу учебной деятельности. Эффект грамотной, образной, логической речи должен проявляться на уроках по всем учебным предметам. Исключительно важное значение имеет организация единого фронта борьбы всех преподавателей за культуру речи ученика. Для этого необходимо соблюдение единого орфографического режима на всех учебных занятиях.
От учителя требуется, всё, что говорится на уроке, должно произноситься правильно, неторопливо, чётко и выразительно, в соответствии с нормами произношения (орфоэпии).
Деятельность учащихся на любом уроке оценивается с позиции речевого этикета, учитывается культура высказывания по предмету, умение практически оценивать свое высказывание и окружающих.
Для того чтобы обогатить словарный запас учащихся, нужно воспитать у них внимание к незнакомым словам.
На каждом уроке при изучении теоретического материала, при выполнении упражнений учебника, при составлении предложений учитель обязан выяснять у учащихся, какие слова им понятны и как они понимают значение слов, которые им неизвестны. Учитель должен заранее готовиться к подаче непонятных, незнакомых слов. После знакомства с новым словом нужно провести целый ряд упражнений для того, чтобы данное слово вошло в активный словарь ученика.
Большое значение в этом процессе имеет правильная организация работы учителя русского языка и литературы, который должен привить ученику любовь к слову. А как именно это будет делать он – вопрос педагогического мастерства.
Видов работ и упражнений по формированию языковой культуры ученика очень много. В этой области деятельности учитель – словесник может и должен проявить свои творческие способности. На уроках русского языка это могут быть следующие виды работ: словарные диктанты (слуховые, зрительные), пятиминутки, постановки неожиданных вопросов, рецензирование учащимися устных ответов своих одноклассников, разные виды разборов слов, подбор одно структурных слов, творческие диктанты, игры – соревнования, комплексный анализ текста. Все эти виды работ способствуют развитию речи ученика, повышению языковой культуры школьника.
Добиться этой цели можно и при соблюдении «педагогики встречных усилий», то есть процесс освоения новых знаний основывается на взаимоподдержке обеих сторон – и учителя, и ученика.
Как проводить «педагогику встречных усилий» на уроках?
Во – первых, сформулировать тему урока так, чтобы она побуждала к интенсивной мыслительной деятельности, к диалогу между учителем и учеником. Ценность такого подхода заключается в том, что логика освоения темы не навязана учителем, а выстроена с помощью учащихся. Урок становиться от этого эмоционально богаче.
Во-вторых, предметом обсуждения может стать проблемный вопрос, поставленный учителем. Дискуссии способствуют тому, что ученик приучается сознательно относиться к своей речи: анализировать её, критически оценивать её недостатки.
В качестве средств активизации учения выступают содержание, методы, приемы и формы организации учебного процесса. Таким образом, уровень активности школьника в процессе обучения определяется тем насколько содержание, методы и организация обучения способствуют этой активности.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся с ОВЗ, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность и развивает речевую культуру.