Рейтинговая оценка успешности как средство мотивации личностного роста младшего школьника
Муниципальное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №25 с.БадаДоклад
Тема: Рейтинговая оценка успешности как средство мотивации личностного роста младшего школьника
Подготовила: Зуева Алёна Владимировна
классный руководитель,
учитель начальных классов
с. Бада
2015 г
Перед начальной школой в соответствии с требованиями ФГОС стоит задача формирования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Все эти действия успешно формируются через различные формы воспитательной работы.
Задачи воспитательной работы:
- способствовать повышению образовательного и культурного уровня детей
- развивать самостоятельность, творческую активность, способность к самовоспитанию и саморегулированию отношений
- формировать ценностное отношение к окружающей среде, здоровью, природе
Цель моей программы по воспитательной работе:
создать максимально благоприятные условия для раскрытия способностей каждой отдельной личности, способствующих благополучной социализации.
Анализируя данные диагностики УУД за 1-3 класс, я пришла к выводу, что в классе показатели личностных и коммуникативных УУД во 2 классе снизились, участились конфликтные ситуации, дети стали делиться на разрозненные группы по интересам, участие в мероприятиях и конкурсах принимали одни и те же учащиеся. И начиная с 3 класса подумала о том, в программе воспитания нужна система стимулирования, мотивации к урочной и внеурочной деятельности.
Как дополнительное средство к программе воспитания я разработала таблицы рейтинговой оценки успешности учащихся.
Рейтинг технология не новая. Внедрением в процесс образования рейтинговой системы оценивания результатов обучения занимались А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.
Существует большое разнообразие рейтинговых систем: рейтинговая система оценки деятельности, рейтинговая система оценки качества знаний учащихся по отдельно взятому предмету и т.д., а в моем случае - рейтинговая оценка успешности.
Рейтинг в переводе с английского языка – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного явления.
В моей системе качественное явление - это желание и умение быть успешным. Это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач.
Что значит уметь быть успешным?
Воспитание успехом заключается в формировании у ребенка важных качеств характера, таких как уверенность в собственных силах, высокая самооценка, нравственная устойчивость личности, и достоинство. Каждый ребенок в своем детстве должен познать чувство успеха.
«Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и
умения учиться считаю создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в своей работе, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха при осознании смысла и результата своих усилий». С.Н. Лысенкова (книга «Когда легко учиться»)
Цель «Рейтинга успешности»: создать условия для формирования УУД посредством использования рейтинговой оценки успешности обучающихся в процессе учебно-воспитательной деятельности
Задачи:
- отслеживать успешность обучающихся, использую рейтинговую оценку
- повышать уровень учебно-познавательной мотивации;
- формировать активную жизненную позицию школьников.
Основные показатели «Рейтинга успешности»
Таблица «Рейтинг успешности» позволяет отследить дисциплинированность, ведение документации, учебную и внеурочную деятельность учащихся.
Каждый ученик может набрать максимум по 5 баллов по каждому параметру. Каждый параметр имеет свои критерии:
Дисциплина
- посещение уроков-1б
- рабочее место- 1б
- соблюдение санитарно- гигиенических требований- 1б
- соблюдение правил поведения- 1б
- выполнение обязанностей и поручений - 1б
Ведение документации
- тетрадей -1б
- словариков, справочников-1б
- ведение дневника -1б
- читательского дневника - 1б
- доклады, сообщения, проекты-1б
Учебная деятельность
- оценивание (самоконтроль) -1б
- познавательный интерес- 1б
- работа в группе
и взаимопомощь -1б
- самостоятельность и правильность выполнения заданий -1б
- активность на уроках- 1б
Внеурочная деятельность
- дежурство -1б
- КТД - 1б
- участие в классных и школьных мероприятиях -1б
- участие в муниципальных конкурсах- 1б
- участие в региональных и всероссийских конкурсах- 2б
В конце недели оцениваю каждого ученика в соответствии с этими критериями, заполняю бланк (Приложение 1).Таким образом, ученики каждую учебную неделю имеют шанс начать рейтинг «с чистого листа». Подсчёт баллов производится еженедельно. Результаты объявляю в понедельник, такая своеобразная «Пятиминутка», и вывешиваю на стенд в классный уголок. Это сделано для того, чтобы школьники могли видеть промежуточные результаты и вовремя принимать меры для изменения рейтинговой ситуации. Результаты по параметрам подсчитываются в конце четверти. (Приложение 2). Затем суммируются полученные баллы и рейтинговые показатели готовы. Таким образом, узнаю «Лучшего ученика», «Самых успешных», и т.д. Номинаций может быть сколь угодно…
Работа с родителями: Об успешности учащихся говорю на родительском собрании. Родительский комитет принимает решение сувенирами награждать самых отличившихся в четверти ребят.
Поощрения:
Самые успешные ученики награждается грамотами, сладкими призами или сувенирами.
Благодарственное письмо родителям.
Использование таблицы помогает учителю представить наглядно успешность каждого учащегося, а учащимся отследить свой личностный рост. Подобный подход позволяет каждому ученику проявить себя в разных областях школьной жизни и тем самым подняться на высшую ступень рейтинга.
У учащихся имеются таблицы с такими же параметрами и они имеют возможность оценивать себя самостоятельно. Результаты по критериям обсуждаются, могут изменяться. Планируются новые возможности получения баллов в соответствии и ежемесячным маршрутным листом воспитательной работы, планом работы школы, новыми конкурсами
Принципы организации рейтинговой системы:
Направленность главной задачей рейтинговой системы является повышение уровня учебно- познавательной мотивации и активной жизненной позиции
Публичность объявление результатов и размещение их на стенде
Прозрачность открытая демонстрация, простая доказуемость, проверяемость расчётов баллов.
Состязательность спортивность, соревновательность, публичность успеха, наличие дополнительных поощрений, множественность номинаций.
Ценность права демонстрации своих знаний.
Активность учащиеся под влиянием созданной мотивации самостоятельно выбирают для себя приоритетные виды учебной деятельности.
Вариативность в системе предусматриваются «контрольные точки», когда учитель имеет право корректировать параметры.
Позитивность в системе нет места действиям и оценкам, которые могут породить негативную реакцию.
Коллективизм в рейтинговой системе работают все учащиеся.
Демократичность никто не получает баллов «просто так», по посторонним причинам. Каждый балл должен быть заработан!
Отслеживание результатов деятельности:
Хочется отметить, что данная система:
-способствует повышению объективного оценивания ученической успешности и проведению своевременной направленной коррекции
- стимулирует активизацию учебной деятельности
- закрепляет в учениках веру в свои силы
-позволяет отследить динамику личностного роста обучающихся- отслеживать личные результаты детей группы риска. Переживая пусть не столь значительные успехи, как у ребят с активной жизненной позицией, стремятся не отставать и принимать участие в тех направлениях, которые им по силам.
Результаты работы планирую отслеживать, используя:
- анализ таблиц
- анкетой «Карта успешности» (Приложение 3)
- диагностикой УУД (Школа2100).
Итак, расчет успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к учебной и внеурочной деятельности, включая самостоятельность, ответственность, самоконтроль, адекватную самооценку, общительность. Основой такого механизма является система контроля.
Важно заметить малейший успех и поддержать!
Переживание успеха стало очевидным для всех: учителей, одноклассников, друзей, родителей.
Осталось только научиться достигать желаемого!
Источники:
Н.Н. Бугаева «Комфорт младших школьников в образовательной деятельности»
«Завуч начальной школы» научно – практический журнал №3. 01. «Рекомендации нейропсихологов»
«Классный руководитель» научно-методический журнал. Москва 2004г.
Ю.М. Колягин «Индивидуально-ориентированная модель воспитательного
взаимодействия»
С.Н. Лысенкова «Когда легко учиться» М. «Педагогика» 1985г.
«Начальная школа» научно – методический журнал. Москва. №2. 98г.
Н.В.Спицын «Откуда берутся трудновоспитуемые дети?» №1. 04.
Социология. Словарь-справочник. - М.: 1990.
Сушкова «Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска».
http://www.bibliofond.ru/viewhttp://berichnow.ru/uspeh1. А.Г.Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2010
2. Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников: Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержанию общего образования,2001
4. Фомина Л.Ю., старший преподаватель «Что влияет на формирование самооценки младших школьников» // «Начальная школа» №10/2003
5. Из опыта работы. Калинина Н.В., зав. кафедрой начального обучения ИПК и ПРО, кандидат психологических наук, доцент. г. Ульяновск «Диагностика и анализ учебного процесса»// «Завуч в начальной школе»№5/2003