Индивидуальный образовательный маршрут — эффективное формирование личностных, метапредметных компетенций и УУД обучающихся начальной школы.


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новорогачинская средняя школа»
Индивидуальный образовательный маршрут - эффективное формирование личностных, метапредметных компетенций и УУД обучающихся начальной школы.
«Методическая мастерская»
Китичук Анна Александровна
учитель начальных классов
высшая категория
2017 год
Цель мастер-класса: активизация творческой деятельности педагогов.
1.Познакомить педагогов с технологией ИОМ;
2.Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;
3.Познакомить с методикой создания ИОМ
4. Составить план реализации ИОМ для учителя как формирование личностных, метапредметных компетенций и УУД обучающихся начальной школы.
Ход мастер-класса:
- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!
Меня зовут Анна Александровна. Я начну свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю слушателям изюм.)
Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?
Да, вы правы я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить пирог пол названием «Индивидуальный образовательный маршрут - эффективное формирование личностных, метапредметных компетенций и УУД обучающихся начальной школы».
Прежде чем мы приступим к его приготовлению, я предлагаю на рецепте, который лежит у вас на столе (Приложение 1) написать свои ожидания от нашей работы. (Участники пишут). В одном из положений стандарта говорится о том, что начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».
Я работаю по программе «Начальная школа XXI века», которая предполагает обучение детей разного уровня развития. Для выявления уровня развития ребенка, его потенциала в УМК «Начальная школа XXI» разработана педагогическая диагностика. Она позволяет полностью решить задачу по определению уровня развития ученика т. к. диагностика начинается с первого класса (стартовая диагностика) и продолжается вплоть до окончания начальной школы.
Диагностика помогает выявить не только уровень развития на этапах обучения, но и качество усвоения учащимися учебного материала, прежде всего, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, сопоставлять задачи с возможными вариантами ее решения, самостоятельно находить способ решения, выбирать правильный ответ, выполняя различные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Увидеть трудности освоения программного материала.
А выявить причины затруднений при обучении помогают психологические диагностики. Современные психологи выделяют следующие причины учебных затруднений:
1) неумение учиться;
2) отсутствие интереса к учёбе;
3) неуверенность в своих силах.

  Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребёнка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка.  Моя педагогическая поддержка нашла своё отражение в реализации технологии внедрения индивидуальных образовательных маршрутов. (Слайд 4, 5)
 Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) –  специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми компетенциями,   повысить уровень учебной мотивации.
Ученые выделяют этапы построения ИОМ: (Слайд 7) диагностика, проектирование, осмысление, реализация, оценка и коррекция.
ИОМ должен показывать, какие изменения произошли в развитии и обучении ребёнка. С его помощью должна происходить своевременная коррекция педагогического процесса.
Но универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет.
Нельзя составить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу, наметив его направление, например, в 1-м классе на все 4 года, потому, что он должен наглядно показывать процесс изменения в развитии и обучении школьника
Педагогическая диагностика построена авторами так, что исследование в начале года показывает, в каком состоянии находится развитие ученика после длительного перерыва в обучении, середина года дает понять продвинулся ли ученик в своём развитии и сделать коррекцию, а в конце года можно подвести итог прошедшего года
Таким образом, принципами построения ИОМ в начальной школе можно считать следующие принципы:(Слайд  8).
1)Принцип систематической ступенчатой диагностики.
2) Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
3) Принцип контроля и корректировки.
4) Принцип систематичности наблюдений.
5) Принцип пошаговой фиксации.
Психолог нашей школы предложила мне провести исследования уровней тревожности, социализированности, воспитанности, а также вести дневник наблюдений классного руководителя, который предполагает увидеть нравственные черты личности, мотивы учения, волевые черты, познавательные способности, а также узнать интересы учеников. (Приложение 2) (Слайд 9)
Составляя ИОМ для каждого ученика я, прежде всего, внесла в него данные психологических исследований, для того, чтобы наметить работу по устранению психологических отклонений от нормы. Например ( Приложение 3)(Слайд 9), у Антипова М. повышен уровень тревожности – планирую работу с семьёй (беседа «Поощрение и наказание») и беседу с психологом по этой проблеме.
Далее вношу в маршрут данные педагогической диагностики по русскому языку и математике. Для этого беру бланк диагностики ( Приложение 4(1) и 5(2) (Слайд10) и анализирую выполнение каждого задания каждым учеником.
Например, Антипов М. диагностику по русскому языку выполнил на среднем уровне, потому, что он набрал 20 баллов из 39 возможных. Смотрю - с какими заданиями он не справился и почему. (В этом мне помогает приложение к диагностике, составленное авторами). Делаю анализ и вношу в ИОМ (Приложение 2)данные о том, какую работу мне надо провести с Антиповым М., чтобы ликвидировать пробелы в знаниях. Такую же работу провожу по другим предметам: математике, литературному чтению.
Учитывая интересы мальчика, предлагаю ему внеурочную деятельность и кружковую работу.
Затем знакомлю с ИОМ родителей ребёнка. Советуюсь с ними по развитию интереса ребёнка и желаниями родителей по внеурочной деятельности. Совместными усилиями мы работаем половину года на уроках, ИГЗ и при выполнении домашних заданий.
Для работы на индивидуальных и групповых занятиях составляю план. Для этого смотрю бланк обследования и выбираю группу учащихся с одинаковыми пробелами в знаниях. На их основе пишу план работы на ИГЗ. ( Приложениие 6 ) (Слайд11) по предметам.
Выполнение планируемой работы, отражается в листе ИОМ по предмету, с которым ученик приходит на дополнительные занятия. ( Приложение 7)
Выводы по результатам занятий довожу до родителей и администрации.
Родители принимают активное участие в образовательном процессе;  имеют возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка и повышается уровень  контроля  над учебными достижениями своего ребёнка. Администрация имеет возможность проверить индивидуальную работу с учащимися.
Работа с высоким и средним уровнем развития строится с учётом выполненных ими заданий. Кроме того выявляется одарённость, например у Говорухина Д. – креативная и социальная. Отсюда планирую ему исследовательскую работу, участие в жизни класса и олимпиадах разного уровня. (Приложение 8)
Систематическая и кропотливая работа педагога непременно принесет успех детям и удовлетворение педагогу и родителям. Провожу педагогическую диагностику в середине года. Снова составляю ИОМ на следующее полугодие. (Приложение 9)
На графике (Слайд 12) хорошо видна положительная динамика.
Подведём итоги:
1.принцип систематической ступенчатой диагностики выполняется. Диагностика проводится три раза в год, что дает возможность проследить развитие предметных знаний и развитие универсальных учебных действий.
2.принцип индивидуального подбора педагогических технологий присутствует, так как после проведения педагогической диагностики определяются оптимальные для данного ребенка формы и методы учебного взаимодействия, характеризующие, с одной стороны, психолого-педагогические методы обучения, а с другой — наиболее приемлемые для конкретного ученика формы его учебной деятельности.  
3. принцип контроля и корректировки осуществляется посредством проведения дополнительных занятий по работе над конкретными пробелами в знаниях и развитии универсальных учебных действий.
4. принцип систематичности наблюдений и пошаговой фиксации присутствует, так как психологическое наблюдение осуществляется два раза в год, а с помощью педагогической диагностики, которая проводится три раза в год, можно проследить движение развития универсальных учебных действий. Все данные фиксируются в индивидуальной карте его обучения и развития (портфолио), отражающей его ИОМ на протяжении обучения в начальной школе.   
Проведённая повторная диагностика показала, что результаты усвоения материала программы по предметам и развитие универсальных учебных действий у Максима А. улучшились (Приложение 10), как и у остальных детей класса.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам, учитывая интересы ученика и его возможности, сделать проектирование его деятельности на полугодие, т. е. составить ИОМ для одного из учеников, используя данные педагогической и психологической диагностики.
Для этого составим план работы.
Внести в бланк ИОМ данные психологической диагностики и предложить рекомендации.
Внести в бланк ИОМ данные педагогической диагностики и предложить рекомендации.
Заполнить графу «Проектирование»
(Раздаю группам данные педагогической и психологической диагностики и чистый бланк для ИОМ).
Работа в группах. Обсуждение работы.
Вернёмся к рецепту нашего пирога и прочтём наши ожидания. Надеюсь, они оправдались, и вы получили полезное для своей работы. Успехов в работе.