Статья: «Проект личностного развития младшего школьника»


В настоящее время выпускник начальной школы любознателен, активен, проявляет инициативу и интерес к знаниям; по отношению к одноклассникам испытывает сопереживание, способен проявлять любовь к себе и близким людям, уважает семейные ценности; коммуникабелен, легко входит в контакт с малознакомыми людьми; активно использует новые информационные технологии и достижения техники; ведет здоровый образ жизни, любит спорт.Также я выделяю несколько отрицательных черт младшего школьника:
- недостаточная дисциплинированность, избалованность => неорганизованность, небережливость => не готов самостоятельно отвечать за свои поступки;
- гиперактивен => подвержен конфликтным ситуациям (НО «+» - имеет своё мнение).
Исходя из этого, я считаю, что следует работать над развитием:
Умений противостоять безнравственному поведению и отрицательному примеру => повышать уровень собственной культуры и дисциплинированности;
Умений обслуживать себя => самостоятельности;
Умений преодолевать трудности, правильно организовывать свою деятельность;
Умений уважать ценности общества, уступчивости, гуманности, патриотизма.
Я решила углубиться в проблему воспитания чувства патриотизма у младших школьников.
Патриотизм (греч. Patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за своё прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город всё более и более растущим и процветающим – все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озёра, степные дали и дремучие леса – всё это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей среды понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.
Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край. Вместе с детьми можно сделать свою «Красную книгу» - собрать материал о редких растениях и животных, которые мы можем встретить в своей местности. После такого занятия школьники получают задания следующего типа: узнать о труде своих родителей, бабушек и дедушек, попросить их показать семейные реликвии, отражающие этот труд. Потом школьники рассказывают обо всём узнанном своим товарищам в школе. Следует организовать посещения местного музея, где дети познакомятся с историей родного города, края. Следующее занятие посвятить знакомству с географическим положением города. Такой цикл занятий завершается экскурсией по улицам города, памятным местам.
Воспитание патриотизма в настоящее время – важнейшая задача. Воспитывать это качество помогают беседы на классных часах. Например, одна из тем – «Любить Родину – значит быть ей полезным», во время которой учащиеся узнают про трудовые достижения народа. В процессе обсуждаются: «В каких делах могут участвовать школьники и тем самым приносить пользу людям?». Вывод: каждый должен постараться сам сделать что-то доброе и нужное для своего города. Тогда можно провести с ребятами операцию: «Улица лучшая – моя!». Ребята готовят рассказы о своих улицах, их историю (возникновение улицы, смысл её названия, особенности и достопримечательности). Общее обсуждение позволяет больше узнать об улицах родного города, по-новому взглянуть на ставшее уже привычным.