Актуальный педагогический опыт«Использование принципов критического мышления в обучении чтению, как одно из средств формирования языковой компетенции и раскрытия личностного потенциала учащихся в условиях внедрения ФГОС»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА Муниципальное казенное учреждение «Научно – методический информационный центр»



«Использование принципов критического мышления в обучении чтению, как одно из средств формирования языковой компетенции и раскрытия личностного потенциала учащихся в условиях внедрения ФГОС»

13EMBED StaticMetafile1415


Автор опыта:
Кобаль Любовь Федоровна,
учитель немецкого языка
МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода




Белгород 2016



Содержание



Раздел I. Информация об опыте 3

Раздел II. Технология опыта 8

Раздел III. Результативность опыта 14

Библиографический список 18

Приложение к опыту 19

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта.
Кобаль Любовь Федоровна является автором педагогического опыта «Использование принципов критического мышления в обучении чтению, как одно из средств формирования языковой компетенции и раскрытия личностного потенциала учащихся в условиях внедрения ФГОС» и реализует его в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №2». Кобаль Любовь Федоровна ведёт уроки немецкого языка во 2 классе по Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования «Начальное общее образование» Эльконина Б.Д., Воронцова А.Б., Адамского А.И., в 4-11 классах по программе базового курса и в классах с углубленным изучением немецкого языка по Программе общеобразовательных учреждений «Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка 2-11 классы» Н.Д.Гальсковой. Педагогический опыт сложился в ходе работы над темой самообразования «Чтение, как средство формирования языковой компетенции и раскрытия личностного потенциала учащихся условиях внедрения ФГОС». При выполнении заданий по чтению, 70% обучающихся воспринимали текст как источник информации и знакомства с новыми лексическими и грамматическими единицами. Результаты первичной диагностики Н.Д. Гальсковой [2] показали, что у 42% обучающихся 4-5 классов наблюдается умение вычленить из текста основные компоненты его содержания, у 38% -умение установить идентичность или различие между смыслом двух письменных высказываний, только 16% обучающихся продемонстрировали умение восстановить содержательную логику текста и 14% смогли самостоятельно исключить предложенные в задании избыточные или ошибочные варианты.
Актуальность опыта.
Конец XX и начало XXI века ознаменованы повышенным интересом к изучению иностранного языка. На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются. На первый план выходит обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности. С изменениями потребностей в экономике иностранный язык становится действенным фактором социально – экономического, научно – практического и общекультурного прогресса нашего общества.
В соответствии с вышесказанным, ключевыми позициями в образовательном процессе становятся – творческий поиск учителя и особая внутренняя позиция обучающегося, отличительными особенностями которой являются направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, самостоятельное осуществление оценочных действий, инициатива и организация учебного сотрудничества Таким образом, обучение направлено на то, чтобы учащиеся овладели иностранным языком как средством образования, воспитания и всестороннего развития личности, как средством общения для установления взаимопонимания с народами, говорящими на этом языке.
Для решения такой задачи недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации. Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка. Необходимо этими средствами вооружить будущего творца, учёного, врача, инженера. Многое зависит от активной жизненной позиции педагога, его фантазии, увлечения детьми и их проблемами.
В связи с процессами глобализации в нашем мире, развитием информационных технологий, а также переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения повысился интерес к системно-деятельностному подходу.
В качестве аспекта системно-деятельностного подхода следует отметить личностноориентированный аспект: набор компетенций опирается не только на структурированный социальный опыт и опыт личности, но также на основные виды деятельности обучающихся, позволяющие овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе [1].
Одним из средств межкультурной коммуникации и адекватного взаимодействия с представителями других культур является знание иностранных языков. Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной и межкультурной компетенций. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем способность и готовность учащихся использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях общения в соответствии с нормами данного языка; способность и готовность к ведению диалога культур [2].
Актуальность выбранной темы вызвана тем, что по-прежнему основными трудностями являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Специфика иностранного языка, как известно, заключается, прежде всего, в том, что мы обучаем не основам наук, а навыкам и умениям в различных видах речевой деятельности. К сожалению, практически все те немногие УМК по немецкому языку, одобренные Министерством образования для работы в образовательных учреждениях, не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются в расчете на некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счет используемых учителем методов, приемов и технологий обучения.
Поэтому из всего богатства разработанных в методике подходов, методов стоит подумать о том, чтобы отбирать, технологически прорабатывать такие, которые могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке. При этом важно обеспечить возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов (имеется в виду интереса к изучению иностранного языка), склонностей. И такую возможность предоставляет вдумчивая осмысленная работа с текстом, работа, основанная на применении технологии критического мышления – соотнесения информации текста с имеющимися у обучающегося знаниями, умения осмысливать, анализировать, систематизировать, извлекать из прочитанного необходимую как с лексической, так и с грамматической точки зрения информацию. Разумеется, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса [4].
Таким образом, автор опыта видит свою задачу в том, чтобы создать условия для каждого учащегося, выбрать такие активные методы обучения, которые максимально повысят уровень познавательной активности обучающихся, побудят их к активной мыслительной и практической деятельности, к проявлению творческого, подхода и поиску новых идей в процессе изучения иностранных языков.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении мотивации учащихся в работе с текстом, ориентации обучающихся на приобретение компетенций, необходимых для жизни и деятельности в поликультурном мире. Для развития коммуникативной компетенции, использую творческие и поисковые задания, ресурсы Интернет (Wikipedia), интерактивные задания в системе on-line, учебные проекты, игровые технологии, ролевые игры, драматизацию. Использование таких ресурсов способствует повышению интереса к изучению немецкого языка, расширению кругозора и границы межкультурного взаимодействия.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период с 2013 года по настоящий момент.
2013-2014 годы – констатирующий этап: выявление проблемы, работа по подбору аутентичных материалов, составление банка данных развивающих техник, выбор проектов, конкурсов, требующих раскрытия творческого потенциала учащихся, например: международный конкурс проектных работ- "Встреча с Восточной Европой", театральные и музыкальные фестивали и конкурсы.
2014-2015 годы – формирующий этап: реализация и апробация передовых методик и техник.
2015-2016 годы: контролирующий этап: подведение итогов, проведение диагностики, учет результативности участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах.
Диапазон опыта. Диапазон опыта охватывает учебную деятельность по немецкому языку в 4-6 классах с углубленным изучением немецкого языка и изучающих немецкий язык на базовом уровне в условиях внедрения ФГОС в гимназии, систему «урок – внеклассная работа - внеурочная деятельность», что позволяет охватить весь учебно-воспитательный процесс по предмету.
Теоретическая база опыта. В основе педагогического опыта лежат теоретические разработки отечественных и зарубежных учёных, педагогов методистов:Л.С.Выготского[1],С.И.ЗаирБека,И.В.Муштавинской [4], А. Осборна Р.П. Мильруд [8], Н.Д.Гальсковой [2], Г.А.Китайгородской [5], Микалко М. [7]. Для рассмотрения проблемы базовыми послужили ряд разработанных подходов, методов и технологий в обучении иностранному языку.
Автору актуального педагогического опыта представляется затруднительным определить одну педагогическую технологию, которая могла бы стать базовой для развития коммуникативной компетенции посредством организации вдумчивой работы с текстом, поэтому в своей работе по проблеме автор опирается на некоторые технологии, которые могут обеспечить творческую активность обучающихся, индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся, их уровня обученности, интересов, склонностей.
Речь идёт о реализации личностно-ориентированного образования, направленного на развитие творческих способностей обучающихся. Личностно-ориентированное образование в психологических, педагогических теориях находится на начальном этапе осмысления современной школы. Истоки личностно-ориентированного образования лежат в развивающем и личностно-ориентированных типах образования (Д.Н.Богоявленская, Л.С.Выготский, Л.М.Фридман, В.В.Давыдов) [3]. Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому ученику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учётом индивидуальных особенностей, интересов и способностей, в связи с чем имеет место использование на уроках иностранного языка групповых, парных, индивидуальных и индивидуализированных форм работы; обучения в сотрудничестве; предоставление учащимся обширных источников информации; творческих и дифференцированных заданий; возможности сделать выбор; выразить свою точку зрения в устном и письменном высказывании.
В традиционном толковании личностно-ориентированное обучение направлено на формирование гностических, когнитивных сторон личности. В исследованиях И.В. Муштавинской, С.И.Заир-Бека данное обучение рассматривается как средство формирования критического мышления [4]. Автор данного опыта рассматривает приёмы формирования у учащихся операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, связывая их с развитием критического а затем и творческого мышления.
Деятельностный подход в развивающем обучении, опирающийся на положения Л.С.Выготского [1], развивает Л.М.Фридман [13]. Им сформированы принципы, особенно значимые для личностно-развивающего образования. Среди них: принцип самодеятельности как свободное и творческое достижение принятых целей обучения; принцип самоорганизации как высший уровень самостоятельной деятельности, поиск учащимися новых знаний; принцип развития, при котором в организации учебного процесса учитель ориентируется на индивидуальные особенности учащихся. Мы видим в этой связи, способы организации речевого взаимодействия в использовании проектной методики, групповых, индивидуальных формах работы; необходимость заимствования принципов, разработанных Л.М.Фридманом [13], в учебной и внеучебной деятельности.
Опыт организации проблемного, поискового обучения накапливался в мировой педагогике на протяжении многих десятилетий. В начале 60-х гг. группа ученых под руководством известного американского психолога А.Осборна [10], а затем группа педагогов из США: Д.Стилл, К.Мередит, Ч.Темпл провела анализ обширного исследовательского материала и сформулировала обобщенные черты подхода к обучению на основе решения проблем. Цель технологии проблемного обучения: содействовать развитию у учащихся критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению обучающимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
Автор опыта использует в своей работе этапы организации учебного процесса, сформулированные А.Осборном, и отмечает необходимость создания на уроке обстановки «признания окружающими», проведённой обучающимся осмысленной работы с текстом. Актуальным способом создать такую обстановку является специальная организация коммуникативно-диалоговой деятельности.
Интересным представляется опыт обучения в сотрудничестве (Р.Славин, Э.Аронсон, Е.С.Полат) [11], которое обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика в группе, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, анализировать и сопоставлять полученную информацию, получить практику выражать свои мысли как устно, так и письменно.
Проектная технология (Дьюи, В.Х.Килпатрик, Е.С.Полат). Н.Г.Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников в ходе решения проблемы; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя умения выявлять проблему, собирать информацию, анализировать её, обобщать [9].
Рефлексивное обучение направлено на умение оценивать свои учебные достижения. Отмечая невысокий уровень самооценки учащихся на начальном этапе обучения, автор опыта стремится развивать у них умения и навыки оценивать свои знания и достижения объективно.
Формирование коммуникативной компетенции является приоритетной задачей коммуникативных подходов в обучении иностранному языку. Н.Д.Гальскова определяет коммуникативную компетенцию как способность организовать своё речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения [2].
Автор опыта полагает, что данные педагогические технологии органично дополняют друг друга, преследуя цели развития коммуникативной компетенции личности посредством осмысленной работы с текстом на уроке и во внеурочной деятельности.
Новизна опыта состоит в отборе системы методов и приёмов, нацеленных на развитие коммуникативной компетенции личности посредством вдумчивой работы с текстом, а также разработке системы креативных, проблемных и проектных заданий, служащих творческому развитию обучающихся.

Раздел II. Технология опыта.

Использование приемов критического мышления в процессе обучения чтению предполагает такую познавательную деятельность, в которой обучающиеся не ограничиваются констатацией информативности содержания, усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новое в уже известном, используют широкий круг источников.
Поэтому целью педагогической деятельности автора опыта в создании условий для развития коммуникативной компетенции посредством использования принципа критического мышления в работе с текстом,является решение следующих задач:
1) отобрать и использовать:
методы обучения иностранному языку, которые формируют практические навыки организации работы с текстом, используя принципы критического мышления;
комплекс тренировочных упражнений, творческих заданий, проектов;
2) создать условия для развития:
личности обучающихся, их познавательной активности, коммуникативных умений;
осмысленной, творческой деятельности обучающихся;
мотивации обучающихся.
Условием достижения поставленных цели и задач является личностно-ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса, предполагающая повышение активности, самостоятельности и мотивации учащихся на уроке и вне его, опору на их личный опыт, совместную творческую деятельность учителя и обучаемых, сотворчество и сотрудничество, возможность для самореализации.
Опыт работы утверждает автора в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Безусловно, предпосылкой к тому, что учащиеся активно включатся в интеллектуальную, поисковую деятельность, послужат разные формы мотивации:

использование техник («Ассоциативный ряд», «Говорящая скатерть» или «Скатерть мнений», «Мозговой штурм», «Театральная лаборатория», «Инсерт», «Чтение с остановками», «Грамматическое чтение», «Тонкие и толстые вопросы» и другие);

рассмотрение проблемных ситуаций;
проявление самостоятельности в решении учебных задач;
использование информационно-коммуникативных технологий;
взаимодействие с партнёром, в группе, сотрудничество и сотворчество;
возможность проявить себя в ролевой игре, драматизации, декламации; участия в творческих конкурсах, фестивалях;
создания обстановки «признания окружающими».
Чтение с использованием принципов критического мышления предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности.
В ходе становления опыта автор выделил следующие этапы ученической и деятельности, опираясь на положения И.В. Муштавинской, С.И.Заир-Бека [4]:
1) Стадия вызова - побуждение к работе с новой информацией и вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме.
2) Осмысление содержания:
а) получение новой информации по теме, классификация полученной информации, систематизация;
б) работа с полученной информацией – сохранение интереса к изучаемой теме;
в) выход на устную речь.
3) Рефлексия – соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса, побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. (Приложение1)
Формы учебных занятий.
Уроки иностранного языка относятся в большей степени к комбинированным. Тем не менее, на этапе планирования учебного занятия автор опыта находит место в структуре урока, где учащимся предложено право выбора сложности задания и формы работы. Наряду с традиционными формами организации уроков иностранного языка автор старается использовать и другую их типологию:
Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий, на котором предпочтение отдаётся образовательным сайтам и возможности выполнять поисковые задания в системе on-line (веб-квесты).
Урок - проект. Выделяются микрогруппы, которые выполняют разноуровневые задания, где каждой группе предложены задания на выбор различной степени сложности. С возможным подбором наглядного материала, приготовленного учителем или учащимися. Далее микрогруппы представляют выполненные задания в виде отдельного минипроекта или части общей проектной работы.
Урок - творческая мастерская, который предусматривает в большей мере взаимодействие обучающихся в группе при консультативной помощи учителя.
Урок – экскурсия, предусматривающий вовлечение всех учащихся в образовательный процесс, поиск и отбор заданной информации, использование Интернет – ресурсов, презентация результатов.
Содержание обучения.
Автором опыта не ставится задача внести изменения в содержание образования, а возможность расширить содержание образования и компетентности обучающихся в работе с аутентичными материалами, через использование принципа осмысленной работы с текстом как средства, формирующего коммуникативную компетенцию. Одной из целей современной гимназии является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, к готовности коммуницировать с гражданами страны изучаемого языка, а также к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны.
Основными формами мониторинга сформированности умения осмысленно работать с текстом будут: способность определять в незнакомом тексте известную и новую информацию, отмечать незнакомые лексические и грамматические единицы, работать со словарями, обсуждать прочитанное с помощью «тонких» и «толстых» вопросов, готовность вести беседу на заданную тему, способность творчески выполнить устное и письменное сообщение, используя элементы ролевой игры и драматизацию.
Работа над текстом ведется по определённому алгоритму:
1) Введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся, то есть ознакомление с содержанием текста (Приложение2).
2) "Осмысление" - часть урока, посвященная изучению нового материала:
а) работа с новыми лексическими и грамматическими единицами (Приложение3);
б) тренировка употребления новой лексики в устной и письменной речи (Приложение4);
3) закрепление материала, проверка знаний (Приложение5), рефлексия (Приложение 6).
Приёмы, используемые в работе с текстом.
Приёмы «Мозговая атака» и «Ассоциативный ряд» развивают креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества. Приёмы используется для создания банка идей, из которых нужно выбрать лучшую.
Приёмы - «Инсерт», «Чтение с остановками», «Грамматическое чтение» - помогают осмыслить содержание прочитанного, определить знакомые и незнакомые лексико-грамматические единицы. Текст читается по частям. После каждой остановки учащимся задаётся проблемный вопрос или вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем тест читается далее. Учащиеся проверяют свои предположения.
Приём «Кластеры» может быть использован на стадии вызова и рефлексии. Суть приёма заключается в том, что информация о каком-либо понятии, явлении, событии систематизируется в виде кластеров. В центре кластера находится ключевое понятие, с которым логически связываются последующие ассоциации учащихся. В результате подобной работы получается своего рода опорный конспект по прочитанному тексту.
Приёмы- «Говорящая скатерть» или «Скатерть мнений», «Тонкие и толстые вопросы» позволяют в речи учащихся активизировать лексические единицы, при этом объединяя их в связное высказывание.
Приём «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления изученного материала. Учащиеся высказывают свои предположения о возможных вариантах развития сюжета литературного произведения, анализируют поднятые автором проблемы, обсуждают текст.
Приём «Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал)». Цель приёма - развивать мыслительные способности учащихся и вырабатывать у них собственную позицию по изучаемой теме. С помощью таблицы учащиеся собирают уже имеющиеся знания по данной теме, систематизируют новые данные, полученные из текста.
Приём «Синквейн». Составление синквейна развивает у учащихся умение делатькраткие выводы.
Приём «Верные и неверные утверждения». Учащимся даются утверждения по содержанию. Среди них нужно отметить верные неверные утверждения и обосновать свой выбор.
Приём «Корзина идей, понятий, имен...». Этот приём можно использовать при организации работы учащихся на стадии актуализации имеющегося у них опыта и знаний или в конце работы. С его помощью можно выявить представления и знания учащихся по изучаемой теме. На доске изображается корзина, в которую «собирается» всё, что учащиеся вместе знают или узнали.
Приём «Написание эссе» предполагает свободное письмо на заданную тему, Приём позволяет учащимся проявить свою самостоятельность и индивидуальность, представить оригинальность решения проблемы, аргументировать свою точку зрения. Обычно эссе пишется в классе сразу после обсуждения проблемы (приём занимает не более 5 минут).
Приём «Арт-терапия» – использование творческой активности обучающихся. В арт-терапии широко применяется рисование, лепка, музыка, фотография, кино, литературное творчество, актерское мастерство. Все это погружает учащихся в атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека; арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Приём «Ролевая ига» с возможным использованием пальчиковых кукол, особенно на начальном этапе обучения, «Театральная лаборатория» - возможность самовыразиться, доставляя удовольствие себе и другим.
Средства обучения.
Автор опыта использует широкий спектр средств обучения, позволяющих развивать поисковые навыки:
аутентичные учебные пособия «Deutschmobil», «Themen», «Enn», «Deutsch aktiv». Эти пособия включают учебник, рабочую тетрадь, кассету/диск, книгу для учителя, то есть УМК;
печатные, аудио-, видеоматериалы Культурного центра имени Гёте;
материалы для чтения на немецком языке, предлагаемые учебными сайтами;
материалы международного конкурса проектов «Встреча с Восточной Европой»;
Техники и приёмы.
Урок немецкого языка, на котором организуется работа с текстом, многофункционален. Деятельность, основанная на принципах критического мышления, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, обучает сотрудничеству в команде, позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работу в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, выступление перед аудиторией вынуждает структурировать излагаемую информацию, чтобы донести её до слушателей. Применяемые автором педагогические техники являются элементами урока немецкого языка, на котором осуществляется учебно-познавательная и творческая деятельность учащихся. Пример построения урока чтения приведен ниже (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Этапы урока
Используемые техники (приёмы)
Описание

Организационный момент
«Секретный код»
Данный приём рассчитан на совместную постановку целей урока.

Актуализация знаний
«Ассоциативный ряд»

«Мозговой штурм»


«Инсерт»


«Чтение с остановками»
К ключевому слову подбираются слова (словосочетания); приём предусматривается в ходе фронтальной работы в группе (устно, с фиксированием слов на доске).
Приём рассчитан на прогнозирование содержания текста.
Чтение текста, определение знакомой и незнакомой информации.
Текст читается по частям. После каждой остановки учащимся задаётся проблемный вопрос

Этап закрепления новых знаний
«Скатерть мнений»






«Ролевая игра»
На ватмане выделяются четыре поля: каждая группа заполняет своё поле. Тема делится на четыре подтемы; каждая группа подбирает ассоциации по своей подтеме. Далее представители каждой группы составляют сообщение, опираясь на ассоциативный ряд.

Разыгрываются сцены из художественного текста.

Рефлексия
«Шкатулка пожеланий»



«Немой диалог»
Ученикам предлагается написать на листочке пожелание. Каждый ученик озвучивает своё пожелание и закрепляет листок на доске (Pinnwand). Набор пожеланий позволяет ученикам сравнить свой результат с остальными.
1 шаг: Группы из 3-4 учеников получают рабочие листы (Приложение 4) для ведения «Немого диалога». Каждый участник группы вносит в верхние ячейки таблицы три оценочные фразы.
2 шаг: Далее по часовой стрелке участники группы меняются бланками и комментируют во втором ряду таблицы высказывания своих товарищей.
3 шаг: Бланки передаются далее по часовой стрелке.
4 шаг: Презентация оценок групп в пленуме.
Данный приём развивает навыки взаимодействия в группе, обучения в сотрудничестве.


Преобладающие виды деятельности на уроке иностранного языка.
Основным видом деятельности на уроке иностранного языка является речевая (устная и письменная). В работе над текстами деятельность учащихся включает элементы: синтеза (творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое) и анализа (разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации). Например: узнавание несформированных допущений, выявление причинно-следственных связей и распознавание форм и приёмов в художественных работах.
На всех этапах обучения иностранному языку для повышения мотивации как на уроке, так и вне его, развития коммуникативной компетенции личности посредством познавательной и творческой деятельности, развития взаимодействия в группах автор опыта использует разнообразные проекты, требующие личного сопровождения (Приложение).

Приёмы стимулирования и контроля.
Различные виды учебной деятельности обучающихся на уроках и во внеклассной работе предполагают различные приемы стимулирования и контроля. К приемам повышения мотивации относятся проблемные задания, занимательные и творческие задания, самостоятельная работа по поиску информации из различных источников. Учитель использует на уроках различные виды контроля: взаимоконтроль («Ты-мне, я-тебе»), самоконтроль.
Большую роль в стимулировании и мотивации играет практическая направленность заданий. Как отмечалось выше, во многих случаях, знания, получаемые на уроках, находят свое применение в подготовке творческих проектов, драматизации, результативному участию в школьных, муниципальных и региональных конкурсах. Одним из непременных условий развития учащихся является рефлексия, то есть самоанализ деятельности и ее результатов. Она даёт возможность и ученику, и учителю самостоятельно соотнести свою деятельность и успехи с тем уровнем, на котором он находится и передвигаться ко всё более высокому. Осуществлять рефлексию можно на различных стадиях учебного процесса: на отдельных этапах урока, в конце урока, темы, курса. Создание системы контроля является одним из важнейших факторов организации учебного процесса.

Раздел III. Результативность.

Критерием результативности опыта является высокий уровень коммуникативной компетенции обучающихся в реализации исследовательской деятельности.
Мониторинг сформированности навыка чтения у обучающихся осуществлялся с помощью критериев, разработанных Н.Д.Гальсковой [2]:
Для измерения этих показателей осуществлялись текущий контроль, самоконтроль, мониторинг динамики успешности по чтению, итоговый контроль. Все виды контроля проводились в течение учебного года, каждую четверть.

Рис. 1. Диагностика уровня развития коммуникативной компетенции учащихся

6 «А» класса за три года (см. рис. 1).
13EMBED StaticMetafile1415
Результаты мониторинга свидетельствуют о положительной динамике роста уровня развития коммуникативной компетенции по данным показателям за три года. Об этом свидетельствуют и диаграммы роста качества знаний учащихся по чтению.
Таким образом, рост уровня качества знаний по чтению свидетельствует о том, что при работе над текстом учащиеся постепенно переходят от репродуктивного чтения к осмысленному чтению с использованием принципов критического мышления, опираясь на предыдущий опыт, активизируя свой речемыслительный аппарат и учащимися освоен алгоритм работы с текстом.
Общая успеваемость по предмету за рассматриваемые годы составила 100%; качество знаний: 2013-2014 учебный год - 78%; 2014-2015 учебный год - 82%; 2015-2016 учебный год– 87%.
Развитию коммуникативной компетенции посредством осмысленной работы с текстом способствует также участие учащихся в разных конкурсах (см. таблицу 1).

Таблица 1
Результативность участия обучающихся в конкурсах

Год
Участники
Конкурс
Уровень
Результат

2014
Бацман А.
Гайкова А.
Гете-институт
Экзамен на междунродные сертификаты по немецкому языку Fit 1
Международный
Сертификаты

2014
Бацман А.
Гайкова А.
Плехова А.
Невзорова В.
Кныш С.
Сесюнин И.
Королюк И.
КриворученоО.
Матвеев Е.
Меженина Е.

Гете-институт
Экзамен на междунродные сертификаты по немецкому языку Fit 1
Международный
Сертификаты


Бацман А.

Встреча с Восточной Европой
Международный
Сертификаты

2015
Бацман А.

Встреча с Восточной Европой
Международный
Сертификаты


Гайкова А.
Сесюнин И.
«Инфоурок»
Международный
Диплом победителя



БацманА.
Королюк И.
Невзорова В.
КриворученкоО.
Сесюнин И.
Матвеев Е.
Кныш С.
Меженина Е
Плехова А.
Куракин Д.
Земблинов Д.
Встреча мера города – побратима Херне
Международный
Благодарность
Декана факультета иностранных языков


Бацман А.
Выборная Е.
Оголь В.
Проскурин Р.
Встреча вице-консула посольства Германии в Москве
Международный
Благодарность
Зам.начальника управления образования А.Ю.Ковалев


Королюк И.
Невзорова В.
КриворученкоО.
Сесюнин И.
Матвеев Е.
Кныш С.
Меженина Е
Плехова А.
Куракин Д.
Земблинов
Муниципальный зтап областного конкурса творческих работ по иностранному языку «Шире круг»
Региональный
Диплом I степени


Королюк И.
Невзорова В.
КриворученкоО.
Сесюнин И.
Матвеев Е.
Кныш С.
Меженина Е
Плехова А.
Куракин Д.
Земблинов
Муниципальный зтап областного конкурса творческих работ по иностранному языку «Шире круг»
Муниципальный
Диплом I степени


Бацман А.
Выборная Е.
Оголь В.
Проскурин Р.
«По странам и континентам»
Муниципальный
Диплом I степени


Таким образом, можно сделать следующие выводы:
использование современных технологий, методов и приёмов
в обучении чтению способствует не только повышению мотивации обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности, но и развитию коммуникативной компетенции;
умение осмысленно работать с текстом развивает воображение, заставляет задуматься и выходить за рамки прочитанного, способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения;
повышению мотивации творческой деятельности способствуют творческие задания, конкурсы, проекты, использование ресурсов Интернета для выполнения поисковых заданий;
правильно организованная исследовательская деятельность может вооружить ученика методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение обучающихся к выполнению творческих работ имеет глубокий воспитательный характер.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Высшая школа, 1996.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1996.
4.Заир-Бек С.И.,Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.-2-е изд.,дораб. - М.: Просвещение , 2011.
5.Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика/Г.А.Китайгородская. – М.: Русский язык, 1992.
6. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным обучением// Иностранные языки в школе. - 2000. - № 6.
7. Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. – СПб., Питер, 2007.
8. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – 2000. - № 4,5.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: «Академия», 2008.
10. Осборн А. Управляемое воображение. – М., 1953.
11. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – 2000. - № 1.
12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Учеб. пособие.- М.: Просвещение, 2002.
13. Фридман Л.М., Маху В. Проблемная организация учебного процесса. – М., Просвещение, 1990.














Список приложений

Приложение 1 Разработка мастер-класса учителя немецкого языка МБОУ «Гимназия №2» Кобаль Л.Ф. по теме: «Реализация идей ФГОС нового поколения через развитие критического мышления учащихся»

Приложение 2 Памятка читателю


Приложение 3 Памятка. Как учить слова?


Приложение 4 Памятка. Как самостоятельно подготовить монологическое высказывание?


Приложение 5 Памятка. «Вместе веселее и полезнее» или как работать в коллективе



Приложение 6 Лист самоконтроля


Приложение 7 Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.



Мастер-класс учителя немецкого языка МБОУ «Гимназия №2» Кобаль Л.Ф. по теме: «Реализация идей ФГОС нового поколения через развитие критического мышления учащихся»

Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас,
а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно –
в этом основа нравственности. Б. Паскаль.


Сегодня к выпускнику школы общество предъявляет достаточно серьёзные требования:
- уметь самостоятельно приобретать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
И я этот метод нашла! Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления
Иностранный язык - один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира Американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления.


Термин «критическое мышление» в России известен еще с работ Л.С.Выготского, Ж.Пиаже и также представлен в работах современных авторов:С.И.Заир-Бека и И.В.Муштавинской. Данные авторы выделяют следующие характеристики, присущие критически мыслящему человеку.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Ещё лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Критические мыслители:
решают проблемы;
проявляют известную настойчивость в решении проблем,
рассматривают несколько возможностей решения проблемы;
решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
открыты для других идей;
слушают собеседника;
терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных ;
часто задают вопрос: «Что, если...?»
умеют строить логические выводы;
применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
строят прогнозы, ставят перед собой обдуманные цели

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.


Но опыт показывает, что моделировать урок в этой технологии не просто (особенно на начальном этапе). Поэтому первое время я ограничивалась только элементами.


1 этап
2 этап
3 этап

Вызов:
имеющиеся знания;
интерес к получению новой информации;
постановка учеником собственных целей обучения;
Осмысление содержания
получение новой информации;
корректировка поставленных целей обучения4
Рефлексия
размышление, рождение нового знания;
постановка учеником новых целей обучения;

Информация, полученная на данном этапе выслушивается, записывается, обсуждается.
Работа ведется индивидуально, в парах, группах.
На данном этапе осуществляется непосредственный контакт с новой информацией(текст, фильм,материал параграфа
Работа ведется индивидуально или в парах.
На данном этапе осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации.
Работа ведется индивидуально, в парах, группах.




Новый ФГОС предполагает также и внеурочную деятельность учеников. Одним из приемов такой работы является драматизация, театрализованная деятельность учеников. Прием драматизации – одно из эффективных средств обучения ИЯ. Она реализуется в таких идеях ФГОС как ценностно – ориентационная (представление об ИЯ как средстве выражения мыслей чувств и эмоций), эстетическая (развитие чувства прекрасного), трудовая (умение следовать намеченному плану в учебном труде).
Драматизация – уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).
В начальной школе мы работаем над постановками мини- спектаклей.
Работа над спектаклями, применение ИЯ развивает и критическое, и интуитивное мышление, формирует навыки чтения, увеличивает словарный запас, улучшает темп, тон, выразительность речи.
Кроме того, вызывает активизацию работы правого – эмоционально-чувственного полушария головного мозга, которое в условиях школьного обучения становится все менее задействованным. Применение драматизации обеспечивает возникновение у учащихся положительно окрашенных эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности.















Приложение 2

Памятка начинающему читателю
Хочешь научиться хорошо читать по-немецки?
Не нужно бояться чтения незнакомого текста.
Сделай закладку с буквосочетаниями.
Чтобы текст дался тебе легко:
а) ознакомься с содержанием, прочитав его про себя;
б) используй «инсерт-технологию»;
в) отмечай в словах буквосочетания;
г) отмечай в тексте незнакомые слова.

Памятка опытному читателю
Хочешь научиться хорошо читать по-немецки?
1.  Для этого недостаточно только правильно и быстро произносить слова. Нужно видеть их связь в предложении и в тексте. Только так можно понять смысл того, что читаешь.
2.  Помни, что хороший читатель:
а)  непременно знает, для чего ему нужно прочитать рассказ или книгу. Например, чтобы узнать что-то новое, вспомнить известное, найти ответ на возникший вопрос;
б)  умеет найти в рассказе или книге основную мысль;
в)  умеет найти интересующую его информацию, нужную мысль (не обязательно основную);
г)  стремится понять и оценить поступки персонажей;
д)  старается использовать полученные из книг знания в жизни;
е)  умеет   выразительно   читать   вслух,   показать   голосом   свое отношение к содержанию и героям книги, рассказа;
ж) стремится подражать понравившимся героям книг.


Приложение 3

Памятка. Как учить слова?
Ты уже умеешь писать по-немецки многие известные тебе слова  и даже целые предложения. Если ты хочешь лучше запомнить и дольше сохранить в памяти известные тебе слова, больше внимания уделяй письму. Здесь возможны варианты:
1)   Заведи словарную тетрадь и постепенно самостоятельно, без напоминания учителя записывай в нее все неизвестные тебе слова, опираясь на словарные списки 
2)   Слова выписываются следующим образом:
а) имена существительные – с артиклем, в единственном и множественном числе;
б) глаголы – в начальной форме (для 2-3 класса); в трех основных формах – для 4-11 классов.
в) слова необходимо учить для устного и письменного контроля.

Памятка. Что делать, если встречается незнакомое слово?
1)   Если при чтении связного текста ты встречаешь незнакомое или забытое тобой слово, не прерывай чтения.
2)   Читай дальше и старайся понять значение этого слова по общему смыслу (по контексту).
3)   Сверься с ключом или словарем, чтобы убедиться в правильности твоей догадки.
4)   Не обращайся к ключу или словарю, пока ты не попытаешься самостоятельно догадаться о значении незнакомого слова.

Памятка. Как искать слова в словаре?
1)   Слова стоят в словаре в начальной форме.
2) Существительные в единственном числе,  например: das Kind, der Lehrer, die Frau, а глаголы - в   неопределенной   форме,   например:   lesen,   schreiben, fahren.
3)вместо артиклей могут стоять латинские буквы - m- для мужского рода; f-для женского; n- для среднего; Pl. –для множественного числа.
2)   Если в тексте встречаются слова в иной форме, то для того, чтобы найти их в словаре, надо эти слова сначала привести в словарную форму, а именно:
существительное множественного числа - в существительное единственного числа: die Bьcher-das Buch.
личную  форму  глагола с помощью таблицы трех основных форм глагола - в   неопределенную  форму  (инфинитив): Er liest-lesen.Sie fдhrt-fahren.
3)   Слова в словаре расположены в алфавитном порядке.
Знание наизусть алфавита облегчает пользование справочниками, словарями, построенными по алфавитному принципу.


Приложение 4
Памятка. Как самостоятельно подготовить монологическое высказывание?
1. Представь, о чём ты будешь говорить, и составь план своего высказывания.
2. Прочитай текст (тексты) на нужную тебе тему.
3.  Выдели из текста (текстов) материал слова, словосочетания, предложения, нужные для твоего высказывания; соотнеси его с пунктами плана.
4.  Вспомни, какой ещё языковой материал ты можешь использовать в своём высказывании, и припиши его.
5.  Сделай преобразования, необходимые для передачи твоего замысла.

Приложение 5

Памятка. «Вместе веселее и полезнее» или как работать в коллективе
Очень часто на уроках немецкого языка ты будешь выполнять задания с кем-то из одноклассников. Это, конечно, веселее,  но главное - полезнее, хотя работать в группе так, чтобы получилось в два раза лучше, чем в одиночку, - непросто!
Почему? а потому, что вы - разные. И подготовка у вас может быть разная. Что же делать?
1.  Если ты видишь, что твой одноклассник (напарник) справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся это делать так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, тактично и доброжелательно исправляй их.
2.  Если твой напарник справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на одноклассника, если он исправит ту или иную ошибку.
3.  Если ты выполняешь задание с напарником, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну, помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему однокласснику. Ты в ответе за него, он за тебя. А вместе вы в ответе за общее дело!


Приложение 6

Лист самоконтроля
На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в
нужной строке знак «+».

Этап

Учебная
деятельность

Выполнил
безошибочно

Выполнил с
ошибками

Испытывал
трудности


Начало урока

Определение цели и задач урока






Повторение
пройденного
материала/контроль домашнего задания






Выполнение
пробного задания






Первичное
Закрепление нового материала





Самостоятельная
работа с
самоконтролем, взаимоконтролем






Применение нового
материала





Инструктаж по
домашнему заданию и
итог урока







Приложение 7


Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
4. Самым неожиданным для меня
сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
_________________
____________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ
УЧЕНИЦЕЙ?










Кобаль Любовь Федоровна

13PAGE \* MERGEFORMAT142115




Root Entry