Индивидуальный образовательный маршрут как средство самоопределения и самореализации

Токарева Татьяна Давыдовна,
учитель английского языка
МБОУ «Школа №60»

Индивидуальный образовательный маршрут как средство
самоопределения и самореализации
(из опыта работы)

В условиях модернизации системы образования современный учитель находится в непрерывном поиске новых технологий, методов и форм работы. В этой связи, особенно актуальным является вопрос о вариативности форм обучения и обеспечении индивидуализации образовательного процесса. Разнообразие используемых современных технологий в обучении достаточно велико, но вопрос, волнующий учителя, остается неизменным : «Как сделать процесс изучения иностранного языка эффективным и продуктивным?»
Не секрет, что многие из практикующих учителей постоянно сталкиваются с проблемами обучения в группах с разным уровнем подготовки, - будь то классы с углубленным изучением иностранного языка, или общеобразовательные классы. Особенно это становится актуальным на старшей ступени обучения. Возникновение данной проблемы обусловлено рядом факторов, связанных с психологическими особенностями учащихся, а именно: неравномерность индивидуального развития учащихся, а также индивидуальные особенности восприятия и усвоения учебного материала (в программе отводится одинаковое время для усвоения учебного материала для всех учеников).
Источником данной педагогической проблемы является ряд противоречий:
между требованиями к уровню подготовки выпускника и уровнем готовности учащихся к освоению программы;
между условиями классно-урочной системы и спецификой деятельности учащихся;
между содержательными стандартами программы и индивидуальными потребностями учащихся на ближайшую перспективу
Данные противоречия говорят о необходимости использования вариативных форм обучения в соответствии с учебной программой.
Принимая во внимание вышеизложенные факты, целью педагогической деятельности является: создание и действие комплекса индивидуальных образовательных маршрутов как средства реализации индивидуальных потребностей учащихся на ближайшую перспективу.
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся возможность выбора, при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Следует отметить, что реализация данной цели предполагает наличие своего рода баланса между индивидуальной инициативой ученика и профессиональной инициативой учителя. Роль учителя в данном случае,- это роль координатора. Учитель определяет психологическую готовность учащегося, принимая во внимание индивидуальный темп освоения учащимся учебного материала; направляет, координирует действия учащихся; корректирует альтернативы (содержание и формы реализации); выбирает инвариантную часть учебного курса, а также осуществляет мониторинг деятельности учащихся. Что касается ученика, он делает осознанный выбор и принимает решение работать по индивидуальному образовательному маршруту.
Реализация данной идеи включает следующие этапы:
Анализ ситуации (анкетирование, относительно уровня мотивации и определение уровня владения иностранным языком: «Placement Test»)
Выявление проблемы (как правило, это продуктивные виды речевой деятельности)
Постановка цели (следует учитывать индивидуальные потребности учащихся на ближайшую перспективу)
Выбор технологии, инвариантной части учебного курса (учебный курс должен соответствовать интересам учащихся и их уровню владения иностранным языком )
Средства мониторинга (учитель обозначает контрольные точки, а в качестве текущего контроля и для самоконтроля используется маршрутный лист)
Определение временных рамок (не следует устанавливать слишком короткие, либо слишком длинные сроки, если мы говорим о потребностях учащихся на ближайшую перспективу)
Ожидаемый результат (планируется совместно с учащимся)
Рефлексия (текущая и итоговая)
Пример использования данной технологии в работе с учащимся 10 класса:
Placement test: уровень Pre-Intermediate
Проблемные зоны – Лексика, грам., продуктивные виды РД
Целевой вид РД – Письменная речь, грамматика
Инвариантная часть учебного курса – «Choiсes»
Средства мониторинга – Маршрутный лист, тестирование
Определение временных рамок – 3 месяца
Ожидаемый результат – Письмо С1, Use of English B4 – B16
Пример маршрутного листа для работы с грамматикой:
Tense
Проблемная зона

Изучение теории

Упражнения

Зачет по теории

Test 1

Повторение (упр-я)

Test 2

Test 3
(ЕГЭ)

Test 4
(ЕГЭ)

Final test


Pres. Simple &Pres. Cont.











Past Simple & Past Cont.











Pres. Perfect











Passive Voice











Conditional I












Conditional II












Past Perf. & Past Simple











Conditional III












Past Perf., P.Simple, Past Continuous












Modals













Технология индивидуальных образовательных маршрутов особенно удобна для работы с одаренными детьми, когда учащийся выбирает соответствующую его интересам тему и работает над ней, реализуя в полной мере свой потенциал.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут способствует формированию стратегий самообразования, развитию навыка рефлексии, самоопределению и реализации внутреннего потенциала учащихся.


15