План-конспект Восточные славяне в древности
Тема:
Восточные славяне в древности
Цели и задачи:
Сформировать общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племён в древности; дать ученикам общее представление о занятиях, быте, управлении, религии древних славян.
Формировать умение работать с картой; способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования исторических источников (письменных, устных).
Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
План урока:
I. ОргмоментII. Изучение нового материала:
1. Определение темы урока
2. Расселение восточных славян
3. Исторические источники
4. Племенные союзы
5.Работа в группах
- Занятия славян
- Быт и нравы
- Управление
6. Защита своих работ
7. Закрепление (2 варианта)
III. Итоги (рефлексия)
Ход урока
Организационный момент (2 мин)
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Михайловна.
Мы с вами будем работать в группах. Всю необходимую информацию вы будет искать в учебнике и приложениях, которые находятся на ваших рабочих местах. Информацию, полученную в ходе урока, будем фиксировать на рабочих листах. Положите их, пожалуйста, перед собой и подпишите! Спасибо!
Скажите, можем ли мы историю назвать рекой памяти? (т.к., благодаря этой науке, мы отправляемся в далекое прошлое, с помощью которого узнаем о своих предках). Чем для нас важно изучение истории?
Действительно, история помогает нам знать и помнить наших предков.
Изучение нового материала
Определение темы урока (4 мин)
Посмотрите на слайд и помогите мне заполнить пробелы в схеме!
Что такое языковая семья? (союз людей с общими языком, культурой, хозяйством и традициями).
К какой языковой семье относятся славяне? (индоевропейская языковая семья).
На какие языковые группы распались индоевропейцы? (балты, славяне).
Славяне стали расселяться по разным географическим направлениям и выделилось три ветви славян. Какие? (восточные, западные южные)
Из каких славян образовалось три народа: русские, белорусы и украинцы (из восточных)
Как вы думаете, о каких славянах мы с вами будем сегодня говорить? (восточные славяне)
Языковая семья
_______________
Разделились на
________ ___________
Три ветви
___________ ___________ ______________
Записываем тему урока на рабочем листе
Тема: Восточные славяне в древности
Итак, ребята, восточные славяне это наши с вами предки, принадлежавшие к индоевропейской языковой семье. Чтобы Вы хотели узнать о своих предках?
Примерные ответы учеников: занятия, внешний вид, расселение и т.п.
Мы с вами, работая в группах, выполним небольшой совместный проект. Чтобы он у нас получился, каждая группа должна выполнить ряд задач.
Начнем!!!
Расселение восточнославянских племен. Работа в группах
(3 мин)
Начнем знакомство с нашими предками с места их расселения.
Группа 1 расскажет о границах
С помощью текста учебника определить границы расселения восточных славян. Запишем их на рабочем листе и найдите границы на карте(стр.25, последний абзац).
Север – р. Нева и Ладожское оз.
Юг – р. Днепр
Запад – Карпатские горы
Восток – р. Ока
Проверим, что у вас получилось. Есть желающие показать границы на карте у доски?
Группа 2 расскажет о соседях
С помощью карты (стр. 27) и приложения определите соседей восточных славян
Финно-угорские племена: весь, мурома, карела, чудь; западные славяне и южные славяне, хазары.
Группа 3 расскажет о племенных союзах
С помощью карты (стр.27) и текста учебника (стр. 26-27), выделите племенные союзы восточных славян и объясните их названия с помощью приложения 1 (стр. 27)
Словене новгородские, кривичи, дреговичи, древляне, уличи, поляне, волыняне, тиверцы, радимичи и т.д.Приложение 1
«… По многим временам осели славяне по Дунаю, где ныне Венгерская земля и Болгарская, от тех славян разошлись по земле и назвались именами своими… Славяне, которые пришли и поселились по Днепру, назвались полянами ( в поле), а другие древлянами, потому что жили они в лесах, а другие поселились между Припятью и Двиной и назывались полочанами по речке Полота, впадающей в Двину. Словене же сели около озера Ильменя и назвались ильменскими словенами и сделали свой город и назвали его Новгород. Другие поселились по Десне, Сейму, по Суле и назвались северянами. И так распространился славянский народ».
( Повесть временных лет )Как объясняет Нестор названия племенных союзов? (в зависимости от поселения)
Среди восточных славян выделилось 15 племенных союзов. Посмотрите по карте, какой племенной союз расселялся ближе всего к нам.
Для этого найдите реку Свирь (новгородские словене).
А теперь представьте, что ваша группа это племенной союз, который будет называться новгородские словене. Выберите старейшину.
Исторические источники (2 мин)
С помощью страницы учебника 26, 2 абзац, скажите, какой исторический источник рассказывает нам о ранней истории восточных славян?(стр. 26, 2 абзац)
Летопись – изложение исторических событий расположенных по годам, т.е. в хронологическом порядке.
Повесть временных (минувших) лет – самая первая летопись, написанная монахом Киево-Печерской лавры в 1111 (1113) г.
.
Занятия, быт и нравы, управление (работа в группах) (10 мин)
Мы с вами уже знаем, где расселяются наши с вами предки, кто является их соседями, какие племена выделились среди восточных славян.
Дальше продолжаем работу в группах и расскажем друг другу о занятиях, обычаях и управлении восточных славян.
Итак, группа 2готовит рассказ о характере, нравах и воинском искусстве
Приложение 3
“… Они(славяне) очень красивы и рослы, волосы их отливают в русый цвет. Они огромной силы, … это неплохие и совсем не злобные люди. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый. Они гостеприимны, радушны …, ласковы к чужестранцам, об угощении и безопасности которых заботятся больше всего: ставят на стол всевозможные кушанья, отказывая себе, провожают их от места до места и мстят соседу, если по его беспечности чужеземец потерпит несчастье
Они сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству, или подчинению…»
«… Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Они превосходные воины. Мужественно выдерживают пребывание в воде …, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод.
У восточных славян не было специальных отрядов профессиональных воинов. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Чтобы организовать защиту от врагов, на случай войны выбирался военный вождь – князь.
О каких качествах славян говорит древний автор?
Как описывает их внешность?
Каковы черты славян, как воинов?
Группа 2 готовит материал о хозяйстве славян
Работа с учебником (стр. 28-29)
третье племя…….. расскажет об управлении в племенных союзах
Приложение 4
Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. люди объединялись на основе кровного родства. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться.
Кровнородственную общину сменила соседская (территориальная) община — вервь. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.
Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствами. Перестала действовать власть родового владыки. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали совет старейшин для ведения общих дел.
Вопросы, требовавшие согласования всех общин, решались на племенном вече, а проблемы, касавшиеся всех племён, выносились на обсуждение представителей племён.
Защита работ (7 мин)
Итак, каждый племенной союз подготовил рассказ по своей теме.
Пожалуйста, племенной союз …. Ваш рассказ о качествах и внешности славян, о военном искусстве
Ребята, фиксируют на рабочих листах
Теперь узнаем о занятиях славян
Ребята, фиксируют на рабочих листах
Третий племенной союз расскажет, а как же было выстроено управление в племенных союзах
Закрепление новой темы
Итак, ребята, мы с вами узнали о расселении, занятиях и нравах, управлении среди наших предков восточных славян.
1 вариант
Давайте, проверим, что у нас получилось
1 группа подготовит общую характеристику
2 группа напишет синквейн3 группа поработает с древом
Составим синквейн на тему «Славяне», используя записи рабочего листа и учебник
Приложение 5
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово (тема);
2 строка – два прилагательных, описывающие основную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза или предложение, выражающее отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Славяне
Сильные, трудолюбивые
Воюют, решают, пашут.
Восточные славяне – мои предки.
Русичи.
Славяне
Свободолюбивые, могучие.
Расселяются, сеют, поклоняются.
Они создали Киевскую Русь.
Предки
2 вариант
Приложение 6 (древо)
Давайте, посмотрим на древо. С чем у вас ассоциируется изображение древа?
(родословная)
Мы с вами отметили, что восточные славяне это наши предки. Какая часть древо будет отражать предков. Как вы думаете, что кого мы отразим на стволе и кроне?
Итоги (рефлексия)
Я узнал…
Мне показалось важным…
Было трудно…
Меня впечатлило…