Занятия для детей с ОВЗ дошкольного возраста


Занятия для детей с ОВЗ
от 3 до 7 лет
составитель
психолог Ростовского центра помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья
Пивнык Ю.Ю.
Предложенные занятия можно использовать не только с воспитанниками детских домов, но и применять их в работе психологу в детских садах, детских центрах и т.д.
Программа тренингов для детей 3-7 лет ( составитель педагог-психолог) Пивнык Ю.Ю.
Название занятия Возраст детей Цель и задачи План проведения Время (длительность) Раздаточный материал
«Давайте познакомимся» 3 - 7 лет Адаптация и знакомство детей друг с другом.
снятие эмоционального мышечного напряжения;
установление положительных взаимоотношений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения;
развитие мелкой и общей моторики.
1. Приглашение детей поучаствовать в игре-занятии.
8 человек.
2. Приветствие
3. Игра «Домики»
4.Игра «Знакомство»
5. Игра «Дружные соседи»
6. Пальчиковая игра «Друзья»
6.Игра – развлечение «Песня колокольчика»
7. Прощание
15-20 минут 4 разноцветных бумажных круга (красный, желтый, зеленый, синий)колокольчикдве стойки и веревка
Диск с музыкальной композицией (детские песни)
«Летняя поляна» 3-7 лет Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета
Развивать мелкую моторику
Развивать речь
Воспитывать умение работать в коллективе
1. Приглашение детей поучаствовать в игре 1-6 человек
2. Приветствие.
3.Беседа о лете
3. Инструктаж к заданию
4. Итог игры-занятия
(обратная связь) 10-15 минут Разрезные картинки из бумаги
«Помощники» 3-7 лет Развитие объема зрительной памяти.
Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.
Развитие речи, внимания памяти и мышления 1. Приглашение детей на занятие 3-4 человека
2. Приветствие.
3. Беседа с детьми
(ответы на вопросы)
4. «Цветные коробочки» (овощи, фрукты, ягоды)
5. Посчитаем
6. Что изменилось?
5. Соберем урожай (рисунок) пальчиковые краски 15-20 минут Альбомные листы
Карандаши
Цветные коробки
Фрукты и овощи ягоды (картинки)
Краски, стаканчики для воды
ПРИЛОЖЕНИЕ
I . "Давайте познакомимся"
Цель:  адаптация детей к условиям детского дома.
Задачи:
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
развитие игровых навыков, произвольного поведения;
развитие мелкой моторики, общей;
сенсорное развитие - закрепление знаний четырех основных цветов;
привлечение внимания детей к сверстнику, установления положительных взаимоотношений;
установление доверительных взаимоотношений с педагогом;
формирование положительного отношения к друг другу
обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период.
Возраст:  3 – 7 лет.
Форма проведения: групповое занятие, в игровой форме, при участии воспитателя в играх.
Методы работы:
словесные,
практические,
игровые.
Материальная база:
диск с музыкой (например, альбом “Топ-топ” Железновых),
бумажные, цветные кружочки,
колокольчик,
две стойки и веревка.
Структура занятия.
Занятие состоит из трех частей – вводная, основная, заключительная.
Вводная часть включает в себя создание положительного эмоционального настроя в группе и приветствия. Основная часть включает в себя адаптационную игру, сюрпризный момент, игру на социальное развитие, пальчиковую игру, игру развлечение. Заключительная часть это подведение итогов занятия и прощание.
Ход занятия
I. Вводная часть
Создание положительного эмоционального настроя в группе.
Психолог включает музыку и приглашает детей собраться вместе поиграть (на занятие).
Дети ставят руки на пояс и под музыку идут по кругу. Когда все дети пришли на занятие, психолог останавливается, все хлопают в ладоши и занятие начинается.
Приветствие.
Психолог здоровается, читает стихи и показывает движения, дети повторяют.
- Здравствуйте ребята! Давайте мы поздороваемся все вместе. Сделаем мы это так!
Здравствуй солнце! (руки разводим в сторону как лучи солнца)Здравствуй небо! (поднимаем руки вверх, прямые)Здравствуй, ветерок, трава! (раскачиваем ручками из стороны в сторону, присаживаемся на корточки)Здравствуйте мои друзья! (машем ручкой – привет)II. Основная часть
Упражнение на сенсорное развитие.
Психолог рассаживает детей по кругу на стульчики, раздает цветные кружочки, дети кладут их на пол под ноги.
- Посмотрите ребята, какие я принесла с собой кружочки – это домики. Все домики разного цвета. Давайте назовем цвета! ( синий домик, это красный, желтый и зеленый, розовый салатовый фиолетовый и тд)
- Давайте мы сейчас поселимся в эти домики, и вместе поиграем.
Дети берут кружочки и по просьбе педагога называют его цвет.
- Какого цвета твой домик?...- Вот все и поселились в домиках. А теперь ребята давайте познакомимся и узнаем, кто же у нас живет в домиках. Сейчас мы пойдем, друг к другу в гости!
Сюрпризный момент – психолог за спиной звонит в колокольчик.
- Ребята послушайте, а что это за звук? (ответы детей) Это колокольчик звенит. Он поможет нам познакомиться.
Адаптационная игра “Знакомство”.
Психолог объясняет и показывает правила игры.
- А сделаем мы это так: возьмём колокольчик в ручки, назовем свое имя, и позвоним; потом передадим колокольчик в другой домик. Вот так!
Психолог называет свое имя, звонит в колокольчик и передает его ребенку. Ребенок звонит, педагог спрашивает – Кто в домике живет? Ребенок называет свое имя, передает колокольчик следующему ребенку. Продолжается игра. Последний ребенок передает колокольчик психологу. Игра заканчивается.
- Вот мы все и познакомились.
- Ребята, а мы с вами живем в домиках? Рядышком? А тех, кто живет рядом, называют соседями! Значит мы все друг другу соседи!
- А давайте вместе со своими соседями поиграем.
Социальное развитие “Соседи”.
Дети встаю около стульчиков на кружочки, тесно прижавшись, друг к другу, выполняют следующие действия в соответствии с текстом:
Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать (тихо толкаем по плечу)Соседей можно щекотать, щекотать, щекотатьСоседям можно пошептать, пошептать, пошептатьСоседей можно обнимать, обнимать, обниматьИгра повторяется несколько раз.
Пальчиковая игра “Пальчики”.
- А теперь ребята, давайте немного отдохнем, садитесь мы поиграем с пальчиками.
- Где ваши пальчики? Вот наши пальчики!
Психолог говорит слова и показывает движения, дети повторяют.
Этот пальчик всех сильней (показываем большой палец и сгибаем его)Этот пальчик всех умней (показываем указательный палец и сгибаем его)Этот пальчик всех длинней (показываем средний палец и сгибаем его)Этот пальчик всех быстрей (показываем безымянный палец и сгибаем его)Этот пальчик всех веселей (показываем большой палец и сгибаем его)
Вместе это пять друзей.
Далее игра продолжается со второй рукой.
- Хорошо! Понравилось вам играть с пальчиками, подружились пальчики друг с другом? Отдохнули? Ребята, что то колокольчик наш совсем заскучал давайте с ним поиграем.
Игра развлечение “Достань колокольчик”.
Между стойками натягивается веревка на высоте поднятых рук ребенка, к веревке привязывается колокольчик.
- Посмотрите ребята, как высоко забрался колокольчик. Давайте позвоним в него, но для этого надо до него дотянуться, подпрыгнуть.
Дети, по очереди подходя к веревке, должны подпрыгнуть вверх, чтобы достать руками висящий колокольчик.

«Летняя поляна» звучит летняя музыка… (голоса природы)
1. А скажите ребята а какое время года вы любите? А какое сейчас время года? Правильно лето! Сейчас я вам дам цветы, травку солнышко облака вам нужно будет всем вместе собрать из этих предметов «летнюю поляну»
Если вы соберете правильно и красиво зазвучит волшебная музыка.
Молодцы!
А теперь давайте посчитаем сколько же цветов на этой поляне?
А что здесь вы видите еще?
2. Ой, посмотрите дети, на нашей поляне выросли ягоды фрукты и овощи. Давайте мы их с вами разложим по коробкам – ягоды в зеленую, овощи в синюю, и фрукты в желтую.
У кого сколько? У кого меньше всех а у кого больше? Какие молодцы! Мамины помощники!
Ну что? Устали? Давайте чучуть отвлечемся :Игра «Дождь в лесу».
Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия.
«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются,   (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).
Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Молодцы!
( Цветы из ладошек) пальчиковые краски… общая картинка ( заключение)
III. Прощание
Психолог рассказывает стих и показывает движения, дети повторяют.
Дружно хлопаем руками, (дети хлопают в ладоши)Вместе топаем ногой. (топают ногой)До свиданья сказали, (говорят до свидания)И рукою помахали. (машут рукой)