Адаптированная рабочая программа по математике для детей с ОВЗ в 1 классе

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия «Образовательный центр «Гармония»
городского округа Отрадный Самарской области


Согласовано Рассмотрено на заседании
Заместитель директора по УВР кафедры
____________Н.В.Самарцева Руководитель кафедры
начальных классов
__________Н.А.Апаринв
(Протокол № от )




Учебно-тематическое планирование
по математике для 1 класса
на 2015 -2016 учебный год
(4 часа в неделю, в год 132 часа)

Составили учителя начальной школы


1.Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование построено на основе рабочей программы по математике, компетентностно-контекстной модели образовательного процесса.
Компетентностно-контекстная модель обучения основана на теории контекстного подхода, более 30 лет разрабатываемого в научной школе А.А. Вербицкого, доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, и является результатом теоретико-экспериментального исследования по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды», проводимого в течение 14 лет в Самарской области под руководством к.п.н. Н.А.Рыбакиной
Углубленное изучение математики реализуется за счет расширения теоретических сведений. Учебно - тематическое планирование скорректировано с учетом компетентностно-ориентированного подхода в образовании.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и особенностей детей с ЗПР.
Особенности организации учебного процесса:
В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:
1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.
4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.
Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия.
На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого из которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).
Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:
1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);
2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);
3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;
4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня: учащийся освоит, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.

2. Содержание учебного предмета

№ п/п
Наименование раздела
Содержание
Материал учебника
Кол-во часов

1.
Сравнение предметов и групп предметов
Пространственные и временные представления. Прямой и обратный счёт предметов Сравнению предметов и групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». Уравнивание предметов и групп предметов.

15

2.
Геометрия
Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Многоугольник

5

3.
Числа от 1 до 5
«Образование числа путём прибавления единицы в пределах 5». Знаки «+», «-», «=», «<» «>»

15

4.
Числа от 6 до 10
Образование числа путём прибавления единицы в пределах 10«Состав чисел 6-10»

15

5.
Название компонентов при сложении
Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения». «Действия с нулём

8

6.
Задачи
Задача (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи),

16

7.
Величины
Величины: единицы измерения длины: сантиметр, дециметр; единицы измерения массы: килограмм, грамм; единицы измерения вместимости: литр-8 ч

8

8.
Нумерация и образование чисел от 11 до 20
Чтение и запись числа от 11 до 20.
Порядок следования чисел на числовом луче, сравнение чисел
Термины «однозначное» и «двухзначное» число. Знать Разряды двухзначных чисел

14

9.
Приём сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения

21

10.
Повторение
Решение примеров и задач. Тесты

15

Итого:
132 часа


3. Календарно-тематическое планирование с определением конкретных результатов и основных видов учебной деятельности обучающихся
Планируемые результаты по каждой теме представлены на основе рабочей программы по математике на двух уровнях: ученик научится (обязательный минимум), ученик получит возможность научиться (углубленный уровень)

№ п/п

Кол-во уроков
Дата проведения
Форма проведения Название темы урока
Тема урока
Результат
Характеристика познавательных универсальных учебных действий

І. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. Прямой и обратный счёт предметов-15 ч

1-2
2

PROClass
(тест 1)
Сравнению предметов и групп предметов
Отношения «столько же», «больше», «меньше». Уравнивание предметов и групп предметов.
Ученик научится:
-воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10;
-вести прямой и обратный порядковый счёт;
-ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа).
Ученик получит возможность научиться:
-понимать и порядковый смысл числа.
Образовывать, называть, записывать, сравнивать числа в пределах 10.
Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу
Сравнивать предметы, по различным признакам (цвет, форма, размер), группы предметов «на сколько больше», «на сколько меньше», уметь уравнивать группы предметов










3-5
3


Семинар по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления».



















6-12
7


Практикум по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»
Практическая работа























































13
1


Самостоятельная работа по теме «Сравнение предметов и групп предметов»



14
1

PROClass
(тест 2)
Обобщение по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»



15
1


Контрольная работа по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»»



2.Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Многоугольник-5 ч

16
1


«Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Многоугольники»
Ученик научится:
-измерять отрезки с помощью линейки;
-чертить на линованной и нелинованной бумаге линию, отрезок, луч.
Ученик получит возможность научиться:
-различать внутреннюю и внешнюю области по отношению к замкнутой линии (границе).
Различать понятия: «линия», «точка», «прямая», «кривая», «ломаная», «отрезок», «числовой луч», знать место числа на числовом луче.
Сравнивать длины отрезков на глаз, понимать отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». находить на чертеже геометрические фигуры
Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

17
1


Семинар по теме «Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Многоугольники»



18
1


Практикум по теме «Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Многоугольники» Практическая работа



19
1


Обобщение по теме «Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Многоугольники»



20
1


Контрольная работа по теме «Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Многоугольники»




3.Числа от 1 до 5 -15 ч

21
1


«Образование числа путём прибавления единицы». Знаки «+», «-», «=», «<» «>»
Ученик научится:
-воспроизводить прямой и обратный счёт.
- писать цифры от 1 до 5.
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 5 и производить их запись.
Ученик получит возможность научиться:
-понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания.

Соотносить число и цифру.
Отличать «равенство» от «неравенства»
Образовывать, называть, записывать, сравнивать числа в пределах 5.
Различать понятия «один», «много






22
1


Семинар по теме «Образование числа путём прибавления единицы». Знаки «+», «-», «=», «<» «>»



23-24
2


Практикум по теме «Образование числа путём прибавления единицы». Знаки «+», «-», «=», «<» «>»











25
1


Проверочная работа по теме Образование числа путём прибавления единицы». Знаки «+», «-», «=», «<» «>»



26-28
3


«Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»




















29
1


Семинар по теме «Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»



30-32
3


Практикум по теме Семинар по теме «Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»



















33
1


Проверочная работа по теме Семинар по теме «Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»



34
1

PROClass
(тест 3)
Обобщение по теме «Образование числа путём прибавления единицы. Знаки «+», «-», «=», «<» «>»,«Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»



35
1


Контрольная работа по теме Образование числа путём прибавления единицы. Знаки «+», «-», «=», «<» «>»,«Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»




· 4.Числа от 6 до 10-15 ч

36
1


«Состав чисел 6-10»
Ученик научится:
-называть и записывать цифрой натуральные числа от 0 до 10;
- находить числа на числовом луче.
Ученик получит возможность научиться:
Воспроизводить переместительное свойство сложения.


Образовывать, называть, записывать, сравнивать числа в пределах 10.
Упорядочивать заданные числа по их расположению в натуральном ряду чисел.

37-39
3






Семинар по теме «Состав чисел 6-10»



40-43
4



Практикум по теме «Состав чисел 6-10»





























44
1


Проверочная работа по теме



45-47
3


PROClass
(тест 4)
Обобщение по теме «Состав чисел 2-10»




















48-50
3



Итоговая контрольная работа по теме «Состав чисел 2-10»




















5.«Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения». «Действия с нулём»-8ч

51
1


«Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения» «Действия с нулём»
Ученик научится:
- производить действия с нулём;
- пользоваться переместительным свойством сложения;
-пользоваться математической терминологией «слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
Ученик получит возможность научиться:
-воспроизводить переместительное свойство сложения;
-воспроизводить правила сложения и вычитания с нулём.





Устанавливать связь между действиями сложения и вычитания.
Обобщить случаи сложения и вычитания 0.

52-53
2


Семинар по теме «Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения» «Действия с нулём»











54-55
2


Практикум по теме «Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения» «Действия с нулём»











56
1


Проверочная работа по теме «Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения»
«Действия с нулём»



57
1


Обобщение по теме «Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения»
«Действия с нулём»



58
1


Контрольная работа по теме «Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения»
«Действия с нулём»




6.Задача (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)-8 ч

59
1


Задача (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2
Ученик научится:
- правильно читать и слушать задачи;
-представлять ситуацию, описанную в задаче;
- выделять условие и её вопрос.
Ученик получит возможность научиться:
- узнавать модели задачи № 1, № 2 и решать их.


Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, рисунки для решения задач;
Проговаривать последовательность действий на уроке ориентироваться на разнообразие способов решения задач;


60
1


Семинар по теме « Задача» (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)



61-62
2


Практикум по теме « Задача» (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)











63-64
2


Проверочная работа по теме « Задача» (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)











65
1


Обобщение по теме « Задача» (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)



66
1


Контрольная работа по теме Задача (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)




7.Величины: единицы измерения длины: сантиметр, дециметр; единицы измерения массы: килограмм, грамм; единицы измерения вместимости: литр-8 ч

67-68
2


Величины:единицы измерения длины: сантиметр, дециметр;единицы измерения массы: килограмм, грамм;
единицы измерения вместимости: литр
Ученик научится:
-измерять отрезки с помощью линейки и выражать их длины в сантиметрах;
-измерять массу.
Ученик получит возможность научиться:
-переводить одни единицы в другие.
Устанавливать зависимости между величинами.
Проводить сравнение и классификацию единиц длины, стоимости и массы;









69
1


Семинар «Величины:



70-71
2



Практикум «Величины:











72
1


Проверочная работа «Величины:



73
1


Обобщение по теме «Величины:



74
1


Контрольная работа «Величины:




8.Нумерация и образование чисел от 11 до 20-14 ч

75-76
2


«Нумерация и образование чисел от 11 до 20»
Ученик научится:
-читать и записывать числа от 11 до 20;
-объяснять, что обозначает каждая цифра в записи двузначных чисел.
Ученик получит возможность научиться:
-воспроизводить правила вычитания и сложения.



Образовывать числа второго десятка изодного десятка и нескольких единиц.
Сопоставлять однозначные и двузначные числа.
Сравнивать числа, опираясь на порядок следования









77-80
4


Семинар «Нумерация и образование чисел от 11 до 20»





























81-85
5


Практикум «Нумерация и образование чисел от 11 до 20»






































86
1


Проверочная работа «Нумерация и образование чисел от 11 до 20»



87
1

PROClass
(тест 5)
Обобщение по теме «Нумерация и образование чисел от 11 до 20»



88
1


Контрольная работа «Нумерация и образование чисел от 11 до 20»




9.Знакомство и решение задач на разностное сравнение модель № 3 и 4 и задачи в два действия-8 ч

89
1


«Знакомство и решение задач на разностное сравнение модель № 3 и 4 и задачи в два действия»
Ученик научится:
-выделять в любого вида задаче структурные компоненты задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
Ученик получит возможность научиться:
-различать 4 вида задач, составлять модель к каждой задаче и решать их.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели, рисунки и схемы для решения задач;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

90-91
2


Семинар «Знакомство и решение задач на разностное сравнение модель № 3 и 4 и задачи в два действия»











92-93
2


Практикум «Знакомство и решение задач на разностное сравнение модель № 3 и 4 и задачи в два действия»











94
1


Проверочная работа «Знакомство и решение задач на разностное сравнение модель № 3 и 4 и задачи в два действия»



95
1


Обобщение по теме «Решение задач на разностное сравнение модель № 1 - 4 и задачи»



96
1


Контрольная работа «Решение задач всех видов»




10.Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения-10 ч

97
1


«Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»
Ученик научится:
-выполнять приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Ученик получит возможность научиться:
использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания.


Моделировать приём выполнения действия сложения с переходом через 10, используя состав чисел в пределах 10 .
Использовать алгоритм сложения


98-99
2


Семинар «Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»



100-103
4


Практикум «Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»




























104
1


Проверочная работа «Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»



105
1


Обобщение по теме «Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»



106
1


Контрольная работа «Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»




11.Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток-10 ч

107
1


«Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»
Ученик научится:
-выполнять все случаи вычитания однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток.
Ученик получит возможность научиться:
воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа.

Моделировать приём выполнения действия вычитания с переходом через 10, используя состав чисел в пределах 10 .
Применять состав чисел в пределах 10 для решения примеров



108-109
2


Семинар «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»











110-113
4


Практикум «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»





















114
1


Проверочная работа «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»



115
1


Обобщение по теме «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»



116
1


Контрольная работа «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»




12.Повторение изученного-16 ч

117
1


Семинар «Решение задач изученных видов»
-Ученик научится:
- производить действия сложения и вычитания в пределах 20.
-решать равенства и неравенства.
Ученик получит возможность научиться:
-узнавать модели изученных задач, решать их, уметь объяснить логику решения изученных задач;
-представлять информацию в таблицах;
-описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий).

Владеть общим приемом решения задач и примеров
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Моделировать на схематических чертежах и рисунках зависимости между величинами в задачах


118-123
6



Практикум «Решение задач изученных видов»














































124
1


Семинар «Сложение и вычитание чисел в пределах 20»



125-127
3


Практикум «Сложение и вычитание чисел в пределах 20»




















128
1


Проверочная работа «Повторение изученного в 1 классе»



129-131
3

PROClass
(тест 6)
Обобщение по теме «Повторение изученного в 1 классе»




















132
1


Итоговая контрольная работа за 1 класс



Итого
132 часа







4. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса в 1 классе по математике
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.)
Рабочая программа по математике для 1 класса
Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях
Тетрадь для самостоятельной работы 1 класс (в 2-х частях) М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Захарова О.А. Математика в практических заданиях:
Захарова О.А. Проверочные работы по математике.
Монография «Проектирование компетентностно- ориентированной образовательной среды». Самара ГОУ СИПКРО, 2010г.

К
Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения
Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов
Д


П
Многоразового использования

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование)

П
При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.

Д

Д
Д Д Д








Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками)
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел
Демонстрация таблица умножения, таблица Пифагора (пустая и заполненная)
Д





Д



Д






С возможностью демонстрации (специальные крепления, магниты) на доске (подставке, стенде)







Размеры не менее 1x1 м; с возможностью крепления карточек (письма маркерами и т.д.)

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио-и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики

Д
При наличии технических средств

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Объекты (предметы), предназначенные для счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.
Пособия для изучения состава чисел ( в том числе карточки с цифрами и другими знаками)
Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел.


К

К

К


К
Размер каждого объекта для счёта (фишки, бусины, блока, палочки) не менее 5 см

Игры

Настольные развивающие игры.
Конструкторы.
Электронные игры развивающего характера.
Ф Ф Ф
При наличии необходимых технических условий и средств


5. Контрольно – измерительные материалы ( материалы прилагаются)
Интегрированные предметные диагностические работы для 1 класса: рабочая тетрадь/ Н.А.Разагатова, О.Б.Ушакова. – Изд.5-е, стер.- Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2015. – 48 с. ( задания повышенного уровня №22-24 дети с ЗПР не выполняют)














15