Адаптированная рабочая программа по математике для детей с ОВЗ в 1 классе
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия «Образовательный центр «Гармония»
городского округа Отрадный Самарской области
Согласовано Рассмотрено на заседании
Заместитель директора по УВР кафедры
____________Н.В.Самарцева Руководитель кафедры
начальных классов
__________Н.А.Апаринв
(Протокол № от )
Учебно-тематическое планирование
по математике для 1 класса
на 2015 -2016 учебный год
(4 часа в неделю, в год 132 часа)
Составили учителя начальной школы
1.Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование построено на основе рабочей программы по математике, компетентностно-контекстной модели образовательного процесса.
Компетентностно-контекстная модель обучения основана на теории контекстного подхода, более 30 лет разрабатываемого в научной школе А.А. Вербицкого, доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, и является результатом теоретико-экспериментального исследования по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды», проводимого в течение 14 лет в Самарской области под руководством к.п.н. Н.А.Рыбакиной
Углубленное изучение математики реализуется за счет расширения теоретических сведений. Учебно - тематическое планирование скорректировано с учетом компетентностно-ориентированного подхода в образовании.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и особенностей детей с ЗПР.
Особенности организации учебного процесса:
В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:
1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.
4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.
Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия.
На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого из которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).
Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:
1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);
2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);
3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;
4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня: учащийся освоит, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.
2. Содержание учебного предмета
№ п/п
Наименование раздела
Содержание
Материал учебника
Кол-во часов
1.
Сравнение предметов и групп предметов
Пространственные и временные представления. Прямой и обратный счёт предметов Сравнению предметов и групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». Уравнивание предметов и групп предметов.
15
2.
Геометрия
Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Многоугольник
5
3.
Числа от 1 до 5
«Образование числа путём прибавления единицы в пределах 5». Знаки «+», «-», «=», «<» «>»
15
4.
Числа от 6 до 10
Образование числа путём прибавления единицы в пределах 10«Состав чисел 6-10»
15
5.
Название компонентов при сложении
Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения». «Действия с нулём
8
6.
Задачи
Задача (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи),
16
7.
Величины
Величины: единицы измерения длины: сантиметр, дециметр; единицы измерения массы: килограмм, грамм; единицы измерения вместимости: литр-8 ч
8
8.
Нумерация и образование чисел от 11 до 20
Чтение и запись числа от 11 до 20.
Порядок следования чисел на числовом луче, сравнение чисел
Термины «однозначное» и «двухзначное» число. Знать Разряды двухзначных чисел
14
9.
Приём сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения
21
10.
Повторение
Решение примеров и задач. Тесты
15
Итого:
132 часа
3. Календарно-тематическое планирование с определением конкретных результатов и основных видов учебной деятельности обучающихся
Планируемые результаты по каждой теме представлены на основе рабочей программы по математике на двух уровнях: ученик научится (обязательный минимум), ученик получит возможность научиться (углубленный уровень)
№ п/п
Кол-во уроков
Дата проведения
Форма проведения Название темы урока
Тема урока
Результат
Характеристика познавательных универсальных учебных действий
І. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. Прямой и обратный счёт предметов-15 ч
1-2
2
PROClass
(тест 1)
Сравнению предметов и групп предметов
Отношения «столько же», «больше», «меньше». Уравнивание предметов и групп предметов.
Ученик научится:
-воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10;
-вести прямой и обратный порядковый счёт;
-ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа).
Ученик получит возможность научиться:
-понимать и порядковый смысл числа.
Образовывать, называть, записывать, сравнивать числа в пределах 10.
Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу
Сравнивать предметы, по различным признакам (цвет, форма, размер), группы предметов «на сколько больше», «на сколько меньше», уметь уравнивать группы предметов
3-5
3
Семинар по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления».
6-12
7
Практикум по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»
Практическая работа
13
1
Самостоятельная работа по теме «Сравнение предметов и групп предметов»
14
1
PROClass
(тест 2)
Обобщение по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»
15
1
Контрольная работа по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»»
2.Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Многоугольник-5 ч
16
1
«Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Многоугольники»
Ученик научится:
-измерять отрезки с помощью линейки;
-чертить на линованной и нелинованной бумаге линию, отрезок, луч.
Ученик получит возможность научиться:
-различать внутреннюю и внешнюю области по отношению к замкнутой линии (границе).
Различать понятия: «линия», «точка», «прямая», «кривая», «ломаная», «отрезок», «числовой луч», знать место числа на числовом луче.
Сравнивать длины отрезков на глаз, понимать отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». находить на чертеже геометрические фигуры
Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.
17
1
Семинар по теме «Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Многоугольники»
18
1
Практикум по теме «Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Многоугольники» Практическая работа
19
1
Обобщение по теме «Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Многоугольники»
20
1
Контрольная работа по теме «Точка. Линии: прямая, кривая, ломаная. Отрезок. Числовой луч. Многоугольники»
3.Числа от 1 до 5 -15 ч
21
1
«Образование числа путём прибавления единицы». Знаки «+», «-», «=», «<» «>»
Ученик научится:
-воспроизводить прямой и обратный счёт.
- писать цифры от 1 до 5.
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 5 и производить их запись.
Ученик получит возможность научиться:
-понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания.
Соотносить число и цифру.
Отличать «равенство» от «неравенства»
Образовывать, называть, записывать, сравнивать числа в пределах 5.
Различать понятия «один», «много
22
1
Семинар по теме «Образование числа путём прибавления единицы». Знаки «+», «-», «=», «<» «>»
23-24
2
Практикум по теме «Образование числа путём прибавления единицы». Знаки «+», «-», «=», «<» «>»
25
1
Проверочная работа по теме Образование числа путём прибавления единицы». Знаки «+», «-», «=», «<» «>»
26-28
3
«Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»
29
1
Семинар по теме «Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»
30-32
3
Практикум по теме Семинар по теме «Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»
33
1
Проверочная работа по теме Семинар по теме «Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»
34
1
PROClass
(тест 3)
Обобщение по теме «Образование числа путём прибавления единицы. Знаки «+», «-», «=», «<» «>»,«Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»
35
1
Контрольная работа по теме Образование числа путём прибавления единицы. Знаки «+», «-», «=», «<» «>»,«Состав числа 2», «Состав числа 3», «Состав числа 4»,«Состав числа 5»
· 4.Числа от 6 до 10-15 ч
36
1
«Состав чисел 6-10»
Ученик научится:
-называть и записывать цифрой натуральные числа от 0 до 10;
- находить числа на числовом луче.
Ученик получит возможность научиться:
Воспроизводить переместительное свойство сложения.
Образовывать, называть, записывать, сравнивать числа в пределах 10.
Упорядочивать заданные числа по их расположению в натуральном ряду чисел.
37-39
3
Семинар по теме «Состав чисел 6-10»
40-43
4
Практикум по теме «Состав чисел 6-10»
44
1
Проверочная работа по теме
45-47
3
PROClass
(тест 4)
Обобщение по теме «Состав чисел 2-10»
48-50
3
Итоговая контрольная работа по теме «Состав чисел 2-10»
5.«Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения». «Действия с нулём»-8ч
51
1
«Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения» «Действия с нулём»
Ученик научится:
- производить действия с нулём;
- пользоваться переместительным свойством сложения;
-пользоваться математической терминологией «слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
Ученик получит возможность научиться:
-воспроизводить переместительное свойство сложения;
-воспроизводить правила сложения и вычитания с нулём.
Устанавливать связь между действиями сложения и вычитания.
Обобщить случаи сложения и вычитания 0.
52-53
2
Семинар по теме «Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения» «Действия с нулём»
54-55
2
Практикум по теме «Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения» «Действия с нулём»
56
1
Проверочная работа по теме «Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения»
«Действия с нулём»
57
1
Обобщение по теме «Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения»
«Действия с нулём»
58
1
Контрольная работа по теме «Название компонентов при сложении. Переместительное свойство сложения»
«Действия с нулём»
6.Задача (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)-8 ч
59
1
Задача (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2
Ученик научится:
- правильно читать и слушать задачи;
-представлять ситуацию, описанную в задаче;
- выделять условие и её вопрос.
Ученик получит возможность научиться:
- узнавать модели задачи № 1, № 2 и решать их.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, рисунки для решения задач;
Проговаривать последовательность действий на уроке ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
60
1
Семинар по теме « Задача» (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)
61-62
2
Практикум по теме « Задача» (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)
63-64
2
Проверочная работа по теме « Задача» (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)
65
1
Обобщение по теме « Задача» (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)
66
1
Контрольная работа по теме Задача (условие, вопрос, решение, рисунок и модель задачи), (модель № 1, № 2)
7.Величины: единицы измерения длины: сантиметр, дециметр; единицы измерения массы: килограмм, грамм; единицы измерения вместимости: литр-8 ч
67-68
2
Величины:единицы измерения длины: сантиметр, дециметр;единицы измерения массы: килограмм, грамм;
единицы измерения вместимости: литр
Ученик научится:
-измерять отрезки с помощью линейки и выражать их длины в сантиметрах;
-измерять массу.
Ученик получит возможность научиться:
-переводить одни единицы в другие.
Устанавливать зависимости между величинами.
Проводить сравнение и классификацию единиц длины, стоимости и массы;
69
1
Семинар «Величины:
70-71
2
Практикум «Величины:
72
1
Проверочная работа «Величины:
73
1
Обобщение по теме «Величины:
74
1
Контрольная работа «Величины:
8.Нумерация и образование чисел от 11 до 20-14 ч
75-76
2
«Нумерация и образование чисел от 11 до 20»
Ученик научится:
-читать и записывать числа от 11 до 20;
-объяснять, что обозначает каждая цифра в записи двузначных чисел.
Ученик получит возможность научиться:
-воспроизводить правила вычитания и сложения.
Образовывать числа второго десятка изодного десятка и нескольких единиц.
Сопоставлять однозначные и двузначные числа.
Сравнивать числа, опираясь на порядок следования
77-80
4
Семинар «Нумерация и образование чисел от 11 до 20»
81-85
5
Практикум «Нумерация и образование чисел от 11 до 20»
86
1
Проверочная работа «Нумерация и образование чисел от 11 до 20»
87
1
PROClass
(тест 5)
Обобщение по теме «Нумерация и образование чисел от 11 до 20»
88
1
Контрольная работа «Нумерация и образование чисел от 11 до 20»
9.Знакомство и решение задач на разностное сравнение модель № 3 и 4 и задачи в два действия-8 ч
89
1
«Знакомство и решение задач на разностное сравнение модель № 3 и 4 и задачи в два действия»
Ученик научится:
-выделять в любого вида задаче структурные компоненты задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
Ученик получит возможность научиться:
-различать 4 вида задач, составлять модель к каждой задаче и решать их.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели, рисунки и схемы для решения задач;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
90-91
2
Семинар «Знакомство и решение задач на разностное сравнение модель № 3 и 4 и задачи в два действия»
92-93
2
Практикум «Знакомство и решение задач на разностное сравнение модель № 3 и 4 и задачи в два действия»
94
1
Проверочная работа «Знакомство и решение задач на разностное сравнение модель № 3 и 4 и задачи в два действия»
95
1
Обобщение по теме «Решение задач на разностное сравнение модель № 1 - 4 и задачи»
96
1
Контрольная работа «Решение задач всех видов»
10.Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения-10 ч
97
1
«Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»
Ученик научится:
-выполнять приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Ученик получит возможность научиться:
использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания.
Моделировать приём выполнения действия сложения с переходом через 10, используя состав чисел в пределах 10 .
Использовать алгоритм сложения
98-99
2
Семинар «Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»
100-103
4
Практикум «Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»
104
1
Проверочная работа «Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»
105
1
Обобщение по теме «Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»
106
1
Контрольная работа «Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения»
11.Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток-10 ч
107
1
«Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»
Ученик научится:
-выполнять все случаи вычитания однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток.
Ученик получит возможность научиться:
воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа.
Моделировать приём выполнения действия вычитания с переходом через 10, используя состав чисел в пределах 10 .
Применять состав чисел в пределах 10 для решения примеров
108-109
2
Семинар «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»
110-113
4
Практикум «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»
114
1
Проверочная работа «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»
115
1
Обобщение по теме «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»
116
1
Контрольная работа «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток»
12.Повторение изученного-16 ч
117
1
Семинар «Решение задач изученных видов»
-Ученик научится:
- производить действия сложения и вычитания в пределах 20.
-решать равенства и неравенства.
Ученик получит возможность научиться:
-узнавать модели изученных задач, решать их, уметь объяснить логику решения изученных задач;
-представлять информацию в таблицах;
-описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий).
Владеть общим приемом решения задач и примеров
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Моделировать на схематических чертежах и рисунках зависимости между величинами в задачах
118-123
6
Практикум «Решение задач изученных видов»
124
1
Семинар «Сложение и вычитание чисел в пределах 20»
125-127
3
Практикум «Сложение и вычитание чисел в пределах 20»
128
1
Проверочная работа «Повторение изученного в 1 классе»
129-131
3
PROClass
(тест 6)
Обобщение по теме «Повторение изученного в 1 классе»
132
1
Итоговая контрольная работа за 1 класс
Итого
132 часа
4. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса в 1 классе по математике
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.)
Рабочая программа по математике для 1 класса
Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях
Тетрадь для самостоятельной работы 1 класс (в 2-х частях) М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Захарова О.А. Математика в практических заданиях:
Захарова О.А. Проверочные работы по математике.
Монография «Проектирование компетентностно- ориентированной образовательной среды». Самара ГОУ СИПКРО, 2010г.
К
Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения
Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов
Д
П
Многоразового использования
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование)
П
При наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Д
Д
ДДД
Демонстрационные пособия
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками)
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел
Демонстрация таблица умножения, таблица Пифагора (пустая и заполненная)
Д
Д
Д
С возможностью демонстрации (специальные крепления, магниты) на доске (подставке, стенде)
Размеры не менее 1x1 м; с возможностью крепления карточек (письма маркерами и т.д.)
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио-и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики
Д
При наличии технических средств
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Объекты (предметы), предназначенные для счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.
Пособия для изучения состава чисел ( в том числе карточки с цифрами и другими знаками)
Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел.
К
К
К
К
Размер каждого объекта для счёта (фишки, бусины, блока, палочки) не менее 5 см
Игры
Настольные развивающие игры.
Конструкторы.
Электронные игры развивающего характера.
ФФФ
При наличии необходимых технических условий и средств
5. Контрольно – измерительные материалы ( материалы прилагаются)
Интегрированные предметные диагностические работы для 1 класса: рабочая тетрадь/ Н.А.Разагатова, О.Б.Ушакова. – Изд.5-е, стер.- Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2015. – 48 с. ( задания повышенного уровня №22-24 дети с ЗПР не выполняют)
15