Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей с ОВЗ по ФГОС.
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор __________ А.Е.Сазонов _____________ С.Г. Любазнова На заседании Методического объединения
«___» ____________20____год учителей
«___»_______________20____ год Протокол № ___ от «___»__________ 20___год
Заместитель директора по УР Руководитель МО __________Е.Н.СазоноваРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
для 1 класса
Государственного образовательного учреждения «Волжская школа-интернат »
СОСТАВИЛА:
Корнеева Татьяна Викторовна
2016 год
Пояснительная записка
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе проекта Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и реализует программу под редакцией Бгажноковой И.М. для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 1-4 классы ,«Просвещение» С-Петербургский филиал, 2013 г.
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи:
Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт;
Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
Учить строить устные связные высказывания;
Воспитывать культуру речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по устной речи.
Введение в программу курса «Речевая практика» - 1-4 классы связана с тем, что речевая практика умственно отсталых школьников чрезвычайно бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу 2 класса школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет Речевая практика входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа Речевая практика реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
На изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в неделю и 66 часов в год.
На изучение предмета «Речевая практика» во 2 классе отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год.
На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год.
На изучение предмета «Речевая практика» в 4 классе отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год.
В каждом классе учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.
Рабочая программа для 1 класса рассчитана:
год неделя четверть
I II III IV
Количество часов 66 2 18 15 20 13
Ценностные ориентиры учебного предмета.
Ценность добра – направленная на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность природы – основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознание себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета за 1 класс.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений ( с помощью учителя);
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал (с помощью учителя);
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя (с помощью учителя);
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка (с помощью учителя);
-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач ( с помощью учителя).
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
-понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.),
используя соответствующие этикетные слова и выражения__
Личностные результаты.
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
11)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Критерии оценивания.
При оценке итоговых результатов освоения программы по устной речи должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Во первом классе ведется безотметочное обучение, но при этом используются два вида оценивания - текущее, тематическое.
Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках устной речи. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.
Содержание учебного предмета.
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выборкартинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы попрослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Использование мимики и жестов вобщении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и т.д.). условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и т.д.). специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетя, дядя, девушка, мужчина и т.д.). вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения (Скажите пожалуйста….). обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»)
Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего», и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение.
Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.
Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручен6ие подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе (Вам)…»и др. этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент.
Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты….», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор.
Формулы обращения, привлечение внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста…», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю» и др.
Просьба, совет.
Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке, на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивирование. Формулы «Пожалуйста,…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите …», «Можно мне….», «Можно я ….». мотивирование отказа. Формулы «Извините, но ….» и др.
Благодарность.
Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления, за подарки. Благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивирование благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рад», и др. ответные реплики на поздравление, пожелание «Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя», Спасибо, и тебя поздравляю».
Замечание, извинение.
Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечание. Мотивирование извинения «Я нечаянно», «Я не хотел» и др. использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшими, ровесником. Обращение и мотивирование при извинении.
Сочувствие, утешение.
Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент.
Одобрение как реакция на поздравление, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций.
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей).
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции).
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью, поведение в общественных местах).
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Алгоритм работы над темой речевой ситуации.
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение, расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Итоговая аттестация обучающихся по учебному предмету проходит в форме – тестирования.
Академический компонент и компонент жизненных компетенций
Название раздела учебного предмета Академический компонент Компонент жизненной компетенции
Аудирование и понимание речи знать: навыки учебной деятельности.
уметь: выполнять простые и составные устные инструкции учителя;
выполнять словесный отчет о выполненных действиях;прослушивать и выполнять инструкции, записанные на аудионосителях;
читать и выполнять словесные инструкции, предъявленные в письменном виде;
соотносить речь и изображение;
повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельных слов, предложений;
слушать небольшие литературные произведения в изложении педагога, и с аудионосителя; отвечать на вопросы по прослушанному тексту. -Развитие устной коммуникации, способности к осмысленному письму. Овладение способностью пользоваться письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
-Развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Дикция и выразительность речи. знать:
уметь: использовать силу голоса, тон, темп речи в речевых ситуациях;
использовать мимику и жесты при общении. -Развитие устной коммуникации, способности к осмысленному письму. Овладение способностью пользоваться письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
-Развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Общение и его значение в жизни. знать: речевое и неречевое общение;
правила речевого общения;
письменное общение;
условные знаки в общении людей.
уметь: -Развитие устной коммуникации, способности к осмысленному письму. Овладение способностью пользоваться письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
-Развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Мониторинг предметных результатов
обучающихся 1 класса по речевой практике
2016-2017 уч. год
Ф. И ученика Горбунов Сергей Матвиенко Светлана Рыстафин ДаурНач.
года Сер.
года Кон.
года Нач.
года Сер.
года Кон.
года Нач.
года Сер.
года Кон.
года Нач.
года Сер.
года Кон.
года Нач.
года Сер.
года Кон.
года Нач.
года Сер.
года Кон.
года
Выполнение простых инструкций учителя. пппВыполнение составных инструкций учителя. ппппСловесный отчет о выполненных действиях. !!! ппСоотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). пппПовторение и воспроизведение по памяти отдельных слов, предложений. пппСлушание небольших литературных произведений в изложении педагога. пс Слушание небольших литературных произведений с аудионосителя. пс Ответы на вопросы по прослушанному тексту. !!! пПересказ прослушанного текста. !!! ппИспользование мимики и жестов при общении. пппУмение внятно выражать просьбы. !!! пУмение употреблять вежливые слова. пппСоблюдение правил речевого этикета при встрече и прощании. !!! ппУмение называть свое имя, фамилию. !!! с Умение называть имена и фамилии своих мамы и папы, ближайших родственников. !!! с Участие в сюжетно-ролевых играх. ппо Критерии оценивания: !!! – ученик пассивен
пп – со значительной помощью
п – с незначительной помощью
о – по образцу, подражанию
с – самостоятельно
Мониторинг личностных результатов
обучающихся 1 класса на уроках по речевой практике
2016-2017 уч. год
Навыки коммуникации Осмысление социального окружения
392430204406500Фамилия ученика/
Формируемое умение: -1278255204470000Горбунов
Сергей -1275080204470000Матвиенко
Светлана -1274445204470000РыстафинДаур-2108835204406500
Приветствует учителя
Начало учебного года пппСередина учебного года Конец учебного года
Прощается с учителем
Начало учебного года пппСередина учебного года Конец учебного года
Произносит слова «спасибо», «извините» Начало учебного года пппСередина учебного года Конец учебного года
Просит помощи
Начало учебного года пппСередина учебного года Конец учебного года
Обращается к учителю по
Имени Отчеству Начало учебного года пп пСередина учебного года Конец учебного года.
Обращается к учителю на «Вы»
Начало учебного года пп пСередина учебного года Конец учебного года Критерии оценивания: пп – при напоминании не произносит, п- произносит при напоминании, с- произносит самостоятельно
Формирование мотивов учебной деятельности
Фамилия ученика/
Формируемое умение: -1221105198755000-2060575198755000Горбунов
Сергей -1218565198818500Матвиенко
Светлана -1217930198755000Рыстафин
Даур-2051685198755000
Сосредотачивает внимание
на учебной ситуации
Начало учебного года !!! пСередина учебного года Конец учебного года Осознаёт смысл предстоящей работы Начало учебного года !!! п! Середина учебного года Конец учебного года Осуществляет учебные действия Начало учебного года п!! пСередина учебного года Конец учебного года Стремится к достижению успеха
Начало учебного года !!! пСередина учебного года Конец учебного года Эмоциональное отношение к деятельности
(+ положительные, 0 нейтральные, - отрицательные) Начало учебного года 0 + Середина учебного года Конец учебного года Критерии оценивания:
!!! - действие не наблюдается
п!! - действие наблюдается при дополнительной стимуляции
46101008318500п - действие наблюдается, но не долго
с - действие наблюдается
Формы, методы, приёмы, технологии.
Методы обучения: словесные (постановка познавательной задачи, поиск способа решения познавательной задачи, формулирование выводов); практические (работа с учебником, с тетрадью, со словарями); репродуктивные; исследовательские; проблемные; частично – поисковые; наглядные. Приёмы: организационные (беседа, ответы с места и у доски, работа с демонстрационным и раздаточным материалом, наблюдение), технические (работа с таблицами, работа по карточкам), логические (сравнение, обобщение, классификация, применение правила на практике в условиях разной степени сложности). Технологии: применение дидактических игр, личностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся: регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ учащихся; тестирование; выборочные, словарные диктанты; контрольная работа; самостоятельные работы.
Способы проверки результатов: контроль, самоконтроль, анализ.
Формы занятий.
- урок с разнообразными видами деятельности;
- урок-путешествие;
- урок обобщения знаний;
- урок проверки знаний.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
1. Выполнять задания словесной инструкции,
2. Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
3. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
4. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
5. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
6. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
7. Называть свою улицу,
8. Участвовать в ролевых играх,
9. Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
Материально-техническое обеспечение.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией
И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В. Устная речь: учебник для 1
класса / Комарова С.В. - М. : Просвещение, 2011.
Список литературы
Основная литература:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией
И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2011.
Дополнительная литература
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос, 2002.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
№ Тема урока
(с указанием типа урока) Кол-во часов Элементы содержания
Вид контроля Основные виды деятельности Дата проведения
План Факт
ЗА ГОД 66 ЧАСОВ
1 ЧЕТВЕРТЬ – 18 ЧАСОВ
1 Урок знаний. Инструктаж по технике безопасности во время уроков.(ВУ) 1 Инструктаж по О/Т. Работа с иллюстрациями, подбор «действий» к картинкам, составление рассказа: «Как я провел лето». В Интонационное оформление высказываний. Обогащение и уточнение словаря. Словообразовательные упражнения. Презентация: Признаки лето. 01.09 2 Давайте познакомимся!
(УИН) 1 Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»)
Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 02.09 3 Давайте познакомимся!
(УЗ) 1 Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»)
Т 08.09 4 Знакомство во дворе.
(УИН) 1 Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»)
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и т.д.). специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетя, дядя, девушка, мужчина и т.д.). вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения (Скажите пожалуйста….). обращение в письме, в поздравительной открытке.
Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 09.09 5 Знакомство во дворе.
(УЗ) 1 Т 15.09 6 Знакомство во дворе.
(УОСЗ) 1 Т 16.09 7 Теремок.
(УИН) 1 Слушание сказки в изложении педагога. Слушание сказки с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному. Пересказ. Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание сказки в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 22.09 8 Теремок.
(УЗ) 1 Пересказ сказки. Оценивание героев сказки. Распределение ролей для инсценировки сказки. Т 23.09 9 Теремок.
(УОСЗ) 1 Пересказ сказки. Подготовка атрибутики для инсценировки сказки. Репетиция. Т 29.09 10 Теремок.
(УП) 1 Инсценировка сказки. Оценивание проделанной своей работы и работы коллектива в целом. Т 30.09 11 Колобок.
(УИН) 1 Слушание сказки в изложении педагога. Слушание сказки с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному. Пересказ. Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание сказки в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 06.10 12 Колобок.
(УЗ) 1 Пересказ сказки. Оценивание героев сказки. Распределение ролей для инсценировки сказки. Т 07.10 13 Колобок.
(УОСЗ) 1 Пересказ сказки. Подготовка атрибутики для инсценировки сказки. Репетиция. Инсценировка. Оценивание своей работы и работы коллектива в целом. Т 13.10 14 Репка.
(УИН) 1 Слушание сказки в изложении педагога. Слушание сказки с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному. Пересказ. Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание сказки в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 14.10 15 Репка.
(УЗ) 1 Пересказ сказки. Оценивание героев сказки. Распределение ролей для инсценировки сказки. Т 20.10 16 Репка.
(УОСЗ) 1 Пересказ сказки. Подготовка атрибутики для инсценировки сказки. Репетиция. Т 21.10 17 Репка.
(УП) 1 Инсценировка сказки. Оценивание проделанной работы. Т 27.10 18 Повторение изученного в 1 четверти.
(УП) 1 Пересказ любой сказки. Инсценировка сказки по желанию.
Формулы знакомства во дворе, в классе. ПВыполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. 28.10 2 ЧЕТВЕРТЬ – 15 ЧАСОВ
19 Знакомство в гостях.
(УИН) 1 Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего», и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 10.11 20 Знакомство в гостях.
(УЗ) 1 Т 11.11 21 Зимняя прогулка.
(УИН) 1 Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 17.11 22 Зимняя прогулка.
(УЗ) 1 Т 18.11 23 Зимняя прогулка.
(УОСЗ) 1 Т 24.11 24 Готовимся к празднику.
(УИН) 1 Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 25.11 25 Готовимся к празднику.
(УЗ) 1 Т 01.12 26 Готовимся к празднику.
(УОСЗ) 1 Т 02.12 27 Новогодние чудеса.
(УИН) 1 Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 08.12 28 Новогодние чудеса.
(УЗ) 1 Т 09.12 29 Новогодние чудеса.
(УОСЗ) 1 Т 15.12 30 Поздравление, пожелание. (УИН) 1 Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручен6ие подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе (Вам)…»и др. этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 16.12 31 Поздравление, пожелание. (УЗ) 1 Т 22.12 32 Поздравление, пожелание. (УОСЗ) 1 Т 23.12 33 Повторение пройденного за 2 четверть. (УП) 1 ПВыполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. 29.12 3 ЧЕТВЕРТЬ – 20 ЧАСОВ
34 Помощники.
(УИН) 1 Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 12.01 35 Помощники.
(УЗ) 1 Т 13.01 36 Помощники.
(УОСЗ) 1 Т 19.01 37 Покупка школьных принадлежностей. (УИН) 1 Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 20.01 38 Покупка школьных принадлежностей. (УЗ) 1 Т 26.01 39 Покупка школьных принадлежностей. (УОСЗ) 1 Т 27.01 40 В магазине игрушек.
(УИН) 1 Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивирование. Формулы «Пожалуйста,…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите …», «Можно мне….», «Можно я ….». мотивирование отказа. Формулы «Извините, но ….» и др.
Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 02.02 41 В магазине игрушек.
(УЗ) 1 Т 03.02 42 В магазине игрушек.
(УОСЗ) 1 Т 09.02 43 Телефонный разговор.
(УИН) 1 Формулы обращения, привлечение внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста…», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю» и др.
Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 10.02 44 Телефонный разговор.
(УЗ) 1 Т 16.02 45 Телефонный разговор.
(УОСЗ) 1 Т 17.02 46 Просьба, совет.
(УИН) 1 Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке, на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивирование. Формулы «Пожалуйста,…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите …», «Можно мне….», «Можно я ….». мотивирование отказа. Формулы «Извините, но ….» и др.
Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 02.03 47 Просьба, совет.
(УЗ) 1 Т 03.03 48 Просьба, совет.
(УОСЗ) 1 Т 09.03 49 Благодарность.
(УИН) 1 Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления, за подарки. Благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивирование благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рад», и др. ответные реплики на поздравление, пожелание «Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя», Спасибо, и тебя поздравляю».
Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 10.03 50 Благодарность.
(УЗ) 1 Т 16.03 51 Замечание, извинение.
(УИН) 1 Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечание. Мотивирование извинения «Я нечаянно», «Я не хотел» и др. использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшими, ровесником. Обращение и мотивирование при извинении.
Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 17.03 52 Замечание, извинение.
(УЗ) 1 Т 23.03 53 Повторение изученного в 3 четверти. (УП) 1 ПВыполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. 24.03 4 ЧЕТВЕРТЬ – 14 ЧАСОВ
54 Спокойной ночи!
(УИН) 1 Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 06.04 55 Спокойной ночи!
(УЗ) 1 Т 07.04 56 Спокойной ночи!
(УОСЗ) 1 Т 13.04 57 Доброе утро!
(УИН) 1 Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 14.04 58 Доброе утро!
(УЗ) 1 Т 20.04 59 Доброе утро!
(УОСЗ) 1 Т 21.04 60 Сочувствие, утешение.
(УИН) 1 Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 27.04 61 Сочувствие, утешение.
(УЗ) 1 Т 28.04 62 Сочувствие, утешение.
(УОСЗ) 1 Т 04.05 63 Повторение пройденного. Знакомство во дворе. (УП) 1 Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»)
Т Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 05.05 64 Повторение пройденного. Знакомство в гостях. (УП) 1 Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Т 11.05 65 Повторение пройденного. Поздравление, пожелание. (УП) 1 Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручен6ие подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе (Вам)…»и др. этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Т 12.05 66 Повторение пройденного. В магазине игрушек. (УП) 1 Т 18.05 Перечень учебно-методической литературы
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией
И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В. Устная речь: учебник для 1
класса / Комарова С.В. - М. : Просвещение, 2011.
Список литературы
Основная литература:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией
И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2011.
Дополнительная литература
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос, 2002.