Программа по вокалу 1 класс
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование построено на основе следующих программ: 1. Программа по учебному предмету "музыка".
Программа Д.Б. Кабалевского.
Важнейшей особенностью содержания программы Д.Б.Кабалевского является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку.
В программе с I – VI классы тематическое построение изложена в следующем: для начальных классов «Какое настроение передает музыка», «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства» и «Музыка для всех и для каждого».Для V-VI классов основная тема: «Основы музыкальной культуры».
I класс. Программа по слушанию музыкальных произведений подчинена тематическому планированию уроков «Какое настроение передает музыка». Суть уроков: слушание и адекватное понимание музыки. Формирование музыкально-слухового сознания первоклассников на основе адекватное замыслу композитора восприятия музыкального произведения предполагает понимание и слуховое освоении специфики музыкального языка, его смысловыразительных элементов в ассоциативных связях с жизнью. Цель учебной программы в I классе заключается:
1.Ввести детей в мир большого музыкального искусства; научить их любить и понимать музыку во всём её богатстве форм и жанров; воспитывать музыкальную культуру учащихся через увлечение и заинтересованность самой музыкой, отражающей жизнь людей и внутренний мир человека.
2.Познакомить детей с шедеврами народной и профессиональной музыки, творчеством композиторов, музыкальными инструментами, направлениями музыки и её терминами через овладение учащимися музыкально-практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности: хоровое пение, слушание и восприятие музыки, размышление о ней, ритмичные движения под музыку и пластическое интонирование, игра на элементарных музыкальных инструментах, импровизации, ансамбли, инсценировки, музыкальные постановки.
Задачи программы:
1. Проверки певческих навыков и охрана детского голоса. Учить петь детей без крика и форсирования звука. Начинать кантилены на коротких фразах, вырабатывая певческое дыхание и, добиваясь одновременного всеми детьми начала и окончания фраз. Объяснить детям, что, значить петь хором – петь дружно. Следить за правильным формированием гласных певческого звука и дикцией. Особое внимание обратить на спокойное дыхание (через нос рот) и на смену дыхания между фразами. Певческий диапазон голоса в 1 классе от до первой октавы до ре второй октавы у вокальных детей. К каждому ребенку необходимо походить индивидуально и предлагать петь лишь в той тесситуре, которая доступна его голосу.
2. Ритмическое воспитание. Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом уроке. Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, загадок и т.пр). развивать чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен. Ритмическое воспитание таким образом осуществляется ясной связи с другими предметами школьного цикла – чтением и якутским, русским языком, где дети также выделяют ударные и неударные слоги. Логические ударения во фразе, учатся произносить выразительно.
3.Музицирование. Привить элементарные вокально-хоровые и навыки игры на музыкальных инструментах (в первом классе – на детских музыкальных инструментах как продолжение традиции дошкольного музыкального воспитания). Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность школьников – на музицирование в доступной детям форме: если нет голоса – можно играть на колокольчике, барабане, ладошками, - в «школьном оркестре» всем найдется место. Дети очень любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению. Ведь трудно что сравнить с радостью, которую дети получают при совместной игре в ансамбле. Эмоционально-положительный контакт делает их добрее и отзывчивее, ибо музыка передается «от сердца к сердцу».
Программа объединяет связи музыкального языка с жизнью. «Музыка начинается со звука». – так говорят сами музыканты. Именно поэтому в первой четверти большое внимание уделено на теме «Звук и смысл»: тембру голоса и музыкальных инструментов, громкости, высоте, нюансам и пр. Изучая «Азбуку» музыкальных средств школьники осваивают тему в практическом музицировании – сами ищут музыкальные средства для изображения звуков природы и изображения настроения (тембры, динамику, ритмы, интонации, темпы, исполнительные приемы), которые подробно описаны в музыкальной «азбуке».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В основу программы использованы следующие положения, разработанные в музыкальной педагогике:
Восприятие музыки является способностью, определяющей интерес к музыкальному искусству и успешность музыкальной деятельности (В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский)
Тематика занятий носит воспитательно-образовательный характер и соответствует содержанию самой музыки (Н.Л. Гродзенская, Ю.Б. Алиев)
Систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются базой для развития личности ребенка (т.л. Беркман, М.А. Румер)
В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание музыки и музицирование. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Урок музыки проводится 1 раз в неделю, количество часов в учебный год 34 часа.I класс
№
Тема
Кол-во часов
Дата
Цели и задачи
Песенный репертуар
Теоретическая и практическая часть
Основные виды и структура урока
Дата проведения (факт) примечания
I четверть
Какое настроение передает музыка
1
Введение. Прослушивание
1
09.09
10.09
Проверка умений, навыков первоклассников. Дать понятие о звуке, о музыке в виде искусства. Научиться слушать музыку на примере произведения, композиции.
Школьные песни:
«Учат в школе», «Дважды два четыре» «^™рэнэ барабын» и т.д.
Адекватное мотивация учебной деятельности. Я- слушатель.
Использовать общие приемы решения задач.
Прослушивание песен, Обсуждение, комментарии. Беседа о содержании песни
2
«Уорэнэ барабын»
1
16.09
17.09
Развить певческие навыки, уметь слушать песню и повторять.
Разучивание песни «^#рэнэ барабын»
Как правильно слышать песню, понять ее смысл.
Всем классом отвечать на вопросы по разбору текста песни.
Прослушивание песен, Обсуждение, комментарии. Беседа о содержании песни
3
Хоровод
1
23.09
24.09
Раскрыть характерные особенности песен и танцев. Вводить хороводы и исполнять хороводные песни.
Хороводные песни
Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Ориентироваться в разнообразии способов решении задач.
Прослушивание хороводов. Хоровод.
4
Повсюду музыка слышна
1
30.09
01.10
Как различать многообразие детских песен – попевок?
Сочинять песенки, определять характер настроения жанровую основу песен, попевок.
Детские песни - попевки.
Вставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Подборы песен попевок.
Урок – игра «Угадай песни – попевки»
5
Друзья – животные «Татоша» собачка
1
07.10
08.10
Привить любовь к животным.
Прослушивание песни «Татоша»
Обсуждение на тему «Домашние животные». У кого есть домашние животные?
Беседа. Песня – игра под музыку
6
Движение в музыке
1
14.10
15.10
Уметь по стили, характеру музыки определить образ животных.
Отрывки звуков из фрагментов музыки про животных. Песня «Ат»
Слушание «Разные животные». Сравнить музыку для определенных животных
Прослушивание, Обсуждение, разгадка, исполнение песен.
7
«Куобахчааннар»
1
21.10
22.10
Научиться образно показать смысл песни.
«Куобахчааннар» Н. Макарова мел.
Понятие, разбор текста песни. По смыслу текста песни показать движением или танцем.
Игра – урок. Умение исполнять, петь и танцевать
8
Обобщение. Урок - концерт
1
28.10
29.10
Повторение и закрепление. Исполнительское мастерство
Повтор песен из пройденных тем.
Исполнение пройденных песен
Мини концерт
Всего 8 часов II четверть
Музыка в жизни человека
1
«Что выражает музыка»
1
11.11
12.11
Уметь охарактеризовать словами услышанное. Как определить характер осенней музыки. Помочь войти с мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе.
Мотивы осенних мелодий.
Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание. Определить характер песни, музыки.
Прослушивание, обсуждение, определение песни, музыки.
2
Какое настроение передает музыка «Сайын тоEо хаар т_спэтий?»
1
18.11
19.11
Научить детей умению слушать, сравнить противоположности времена года.
«Сайын тоEо хаар т_спэтий?» разучивание первого куплета
Прослушивание произведения Бетховена «Веселая, грустная», сравнение мелодий
Урок. Прослушивание, беседа, обсуждение, исполнение песни
3
Какое настроение передает музыка
(продолжение)
1
25.11
26.11
Учить умению слушать
«Сайын то5о хаар туспэтий?» разучивание второго куплета
Глинка «Колыбельная» охарактеризовать
Урок. Прослушивание, беседа, обсуждение, исполнение песни
4
Пришло Рождество, начинается торжество.
1
02.12
03.12
Выразительно исполнять рождественские песни: различать понятия народные праздники, рождественские песни.
Хороводная «Елочка»
«В лесу родилась Елочка»
Что общего в рождественских псенях разныхнародов? Какие ты знаешь рождественские сказки песни, стихи?
Распевание песен хором, хороводы.
5
Новогодний хоровод. Гости карнавала
1
09.12
10.12
Умению петь вместе танцуя хоровод
Хороводная
Танец «Хоровод»
Распевание песен хором, хороводы.
6
Добрый праздник среди зимы
16.12
17.12
Выявить степень понимания роли музыки в жизни человека.
Композиция из отрывка «Щелкунчик» Чайковского
Развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками
Прослушивание песни «Эх зимушка - зима, зима снежная была»
7
Обобщение, урок - концерт
1
23.12
24.12
Правильное исполнение выбранной песни, сценическая культура
Повторение пройденных песен
Урок мини концерт.
Всего 7 часов
Какое настроение передает музыка.
№
Тема
Кол-во часов
Дата
Цели и задачи
Песенный репертуар
Теоретическая и практическая часть
Основные виды и структура урока
Дата проведения (факт) примечания
III четверть
Песня, танец, марш
1
Музыкальная азбука
1
13.01
14.01
Учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм: познакомить с элементами нотного письма.
Гамма «До мажор»
Как понимаешь словосочетания «Музыкальная азбука»?
Урок разучивания распевок.
2
Музыкальная азбука
(продолжение)
1
20.01
21.01
Учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм: познакомить с элементами нотного письма.
Гамма «До минор»
Как понимаешь словосочетания «Музыкальная азбука»?
Урок разучивания распевок.
3
Азбука, азбука каждому нужна»
1
27.01
28.01
Учить слушать песни: установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.
«Алфавиты билэбин»
Слушать песни, различать части песен: понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни.
Прослушивание песни и обсуждение. (урок – беседа)
4
Музыкальные инструменты. (народные инструменты)
1
03.02
04.02
Научиться различать разные виды инструментов. Познакомить с тембрами русских народных инструментов.
Русские народные мотивы
Какие бывают музыкальные инструменты? Нахождение сходство и различия в инструментах разных народов.
Прослушивание народных инструментов. Игра на хомусе.
5
Музыкальные инструменты. (продолжение)
1
10.02
11.02
Сопоставить звучание народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов.
Русские народные мотивы
Развитие мотивом музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
Прослушивание народных инструментов
6
Марш ко дню Советской Армии и военно-морского флота
1
17.02
18.02
Прививать чувство патриотизма
«Мин летчик буолуом». «Марш» П. Чайковский «Марш деревянных солдатов»
Про что поется в песне, о каких достоинствах подчеркивается.
Разучивание и исполнение хором песни
7
Урок-игра
1
24.02
25.02
Расширить полученные знания
Песни пройденных уроков
Кто что запомнил. Исполнение песен.
Урок - игра
8
Международный женский день
1
02.03
03.03
Привить любовь к родителям, уважение старшим.
«Ийэм курдук буолуом» «Иккиэннэрин таптыыбын»
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.
Рассказы и охарактеризование своих родителей
9
Что выражает музыка
1
09.03
10.03
Научить при пении дать, озвучать настроение музыки.
Передать красками настроение песни.
«Болезнь куклы» П. Чайковского
Хоровое пение под фонограмму, при пении слушать музыку и рядом стоящих детей. Для хорошего артикулирования текста можно поговорить слова шепотом.
Пение хором.
10
Что выражает музыка
(продолжение темы)
1
16.03
17.03
Научить при пении дать, озвучать настроение музыки.
Передать красками настроение песни.
«Эбээм барахсан»
Хоровое пение под фонограмму, при пении слушать музыку и рядом стоящих детей. Для хорошего артикулирования текста можно поговорить слова шепотом.
Пение хором.
11
Обобщение-урок
1
23.03
24.03
Правильное пение. Передать характер песни
Повторение пройденных песен.
Урок мини-концерт.
хор
Всего 11часов IV четверть
Что выражает музыка
№
Тема
Кол-во часов
Дата
Цели и задачи
Песенный репертуар
Теоретическая и практическая часть
Основные виды и структура урока
1
В гостях у сказки
1
06.04
07.04
Мелодия и характер каждого героя сравнить и характеризовать
«Семеро козлят» хор
Разыграть сказку, Выразительно исполнять песню, определять инструменты которыми можно украсить сказку и игру.
Урок – игра.
2
Сказочные герои
1
13.04
14.04
Научиться выразительно исполнять колыбельные песни.
Колыбельная мамы - козы
Тема Мамы-козы, упрямый братишка. Раскрытие смысла песни. Развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
Урок - инсценирование
3
Музыка утра и вечера
1
20.04
21.04
Познакомить с понятием контраст, расширять художественные представления о жанре. Дать понятие термина контраст.
«Утро», «Вечер» С. Прокофьева.
Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка.
Урок – беседа, (коллективное)
4
Солидарность песни о мире, о труде
1
27.04
28.04
Привить любовь к родной земле, воспитывать чувство гордости
«Эйэ, дьол иkин».Георгий Никифоров исп.
Обсуждение и раскрытие текста песни. Исполнение песни под фонограмму.
Беседа. Хор
5
К празднику победы ВОВ
1
04.05
05.05
Развитие патриотического чувства. Дать чувство, смысл героизма наших дедов
«Хайыkар»
Краткий рассказ о героизме солдат в ВОВ, как рождались песни. Слушание «День победы» и «Хайыkар»
Познавательный урок
6
К празднику победы ВОВ (продолжение)
1
11.05
12.05
Развитие патриотического чувства. Дать чувство, смысл героизма наших дедов
«На границе тучи ходят хмуро»
В процессе пения развивать эмоциональную отзывчивость на характер песни.
Познавательный урок
7
Урок – игра «Угадай мелодию»
1
18.05
19.05
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интересов к отдельным видам музыкально-практической деятельности.
«К_н_ кытта оонньуубун).
Проследить за тем, какие произведения полюбились детям, остались в их памяти
Урок развлекательный
8
Обобщение концерт
1
25.05
26.05
Закрепление. Исполнительское мастерство
Соло, дуэт, трио, ансамбль
Урок-концерт
Всего 8 часов
Итого: 34 часов
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МБОО - Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т. Егорова
«Согласовано»
Руководитель МО
__________
Протокол № ___
«__»_____________20__г.
« Согласовано»
Заместитель директора по УР
_________ Л.Н. Огочонов
«__»______________20__г.
« Утверждаю»
Директор школы
___________А.Н.Федоров
Приказ №___
«__»______________20__г
Рабочая программа
урока музыки
I класс
2015 -2016 учебный год.
(34 часов)
Составила: Бугулова Нюргустана Даниловна,
Учитель музыки
Высшая категория УПД
2015 год
с. Верхневилюйск
15