Адаптированная программа по СБО (социально-бытовая ориентировка) для 9 года обучения детей с ОВЗ (8 вид)
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
9 класса
Настоящая рабочая программа предмета социально-бытовой ориентировки (СБО) для обучающегося 9 класса с ОВЗ (VIII вид ) составлена на основе:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065 –п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под. ред. В. В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.- 224с;
Учебного плана МКОУ Гилёвской ООШ № 19 ,утверждённого приказом № 125 – ОД от 02.09.2015 г. руководителя ОУ и рассмотренного на педагогическом совете. (Протокол №01 от 31.08.2015 г);
Базисным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида отводится 68 учебных часов для обязательного изучения предмета СБО в 9 классе из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Количество часов в 2015-2016 учебном году по программе - 70, количество часов в неделю – 2. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимся.
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» – это система специальных коррекционных занятий, направленных на практическую подготовку детей с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся, на всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Учебный процесс по предмету строится так, чтобы развивать и совершенствовать у обучающегося навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде.
На уроках СБО обучающийся получает элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.); информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
Неотъемлемая часть занятий формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в жизненных различных ситуациях.
Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обученности, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт обучающегося как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у него умений и навыков и формирования новых.
Основными разделами программы по социально-бытовой ориентировке являются: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации». Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключение разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Методы обучения
Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроках СБО различных методов обучения:
словесные методы – рассказ, устное изложение материала, объяснение, работа с книгой или другим источником информации;
наглядные методы – демонстрация, экскурсии, самостоятельные наблюдения;
практические методы – устные и письменные упражнения, практические работы, моделирование ситуаций.
Развитие речи обучающегося
Недостаточная сформированность речи школьников с нарушением интеллекта существенным образом влияет на становление их социальной адаптации. На занятиях по СБО уделяется особое внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках письма и развития речи и чтения. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением учащихся правильно строить фразу, обосновать вывод. В поле зрения учителя находится развитие монологической и диалогической речи учащихся. На отдельных занятиях отводится время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом жизненных различных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках письма и развития речи
Межпредметные связи.
Множество точек соприкосновения занятий по СБО с другими предметами, например русским языком, математикой, историей, географией, трудом, помогает не только закреплению знаний учащихся, но и более глубокому и полноценному развитию личности ребенка. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом социально-бытовой ориентировки. Например, на уроках развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторые вопросы питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по СБО.
Знания русского языка используются при упражнении в написании деловых бумаг, заполнении бланков, квитанций, записи рецептов и практических советов. Умения делать арифметические вычисления, находить процент или часть от целого нужны при изучении тем «Питание», «Торговля», «Бюджет семьи» и др. География и история помогут при изучении тем краеведческого характера, изучении местности, города проживания.
Контроль и учет знаний на уроках СБО.
Для контроля результативности ЗУН обучающегося изучение каждого раздела программы завершает самостоятельная работа; каждую четверть – контрольная работа. В конце учебного года выполняется итоговое тестирование.
Тематика содержания НРК.
Национально-региональный компонент (НРК) отражает социально-экономические, национально-этнические, природно-климатические, географические, культурно-исторические особенности Свердловской области. Содержание национально-регионального компонента интегрировано в содержание учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» в объёме 10 % от общего количества часов. Содержание НРК, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов.
Количество часов НРК: 7 час.
Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы.
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
ВоронковаВ.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.: Пособие для учителя/ Под ред. А.М. Щербаковой. - М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы.: пособие для учителя – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 5 класс. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 6 класс. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 7 класс. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 8 класс. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
1
Учебная программа «Социально-бытовая ориентировка» (авт. Романина В.И., Павлова Н.П.) – Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащийся 9 класса должен знать:
правила ухода за кожей лица; приемы нанесения косметических средств на лицо, шею;
правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения изделий;
виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение; виды оказываемых ими услуг; правила подготовки вещей
к сдаче в чистку;
виды теста; способы приготовления изделий из теста; способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени;
правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания;
правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка; санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек;
правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома требования к внешнему виду
молодых людей;
правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны; моющие средства, используемые при уборке кухни,
санузла; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла;
основные автобусные маршруты; основные маршруты водного транспорта; правила безопасной поездки на речном,
морском, виде транспорта;
рынок, его виды; основные отличия его от магазина; правила поведения на рынке; права покупателя на рынке; цены
на основные овощи: картофель, капусту, морковь и др., а также фрукты, ягоды и промышленные товары;
виды телефонной связи; правила пользования телефонным справочником; номера срочных вызовов - пожарной службы,
милиции, скорой помощи, службы газа; периодичность оплаты за телефон; правила культурного разговора;
меры по предупреждению несчастных случаев в быту; правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях:
выведение из состояния теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении
разных степеней, промывание желудка при отравлении; приемы оказания помощи утопающему;
куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи; адрес местной префектуры; отделы по учету распределения
жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству
молодежи;
составные части бюджета семьи; основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок ипериодичность оплаты за электроэнергию, газ, телефон и др.; стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.);
правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами), экономия
электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.); виды и цели сбережений.
Учащийся 9 класса должен уметь:
определить тип кожи и волос; подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос; правильно ухаживать
за лицом и волосами;
стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей; гладить блузки, рубашки, платья;
приготовить пресное тесто и изделия из него - лапшу, печенье; нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп; заготовить ягоды без тепловой обработки; записать рецепт соления, варенья, консервирования;
купать, одевать, пеленать куклу; кормить куклу из соски и с ложечки; содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки;
культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах и т.д.), дома;
выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и посещения танцев;
мыть кафельные стены, чистить раковины; пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны;
пользоваться расписанием; определять стоимость проезда; покупать билет; обращаться за справкой; выполнять правила безопасности при поездке на автомобильном видах транспорта;
выбрать месторасположение нужных товаров; выбрать продукцию в соответствии с её качеством, определенным количеством, ценой;
кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова; узнать время; получить по телефону справку; культурно
разговаривать по телефону;
оказать первую помощь при ожоге, обморожении; оказать первую помощь утопающему;
подсчитать бюджет семьи; составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др.; подсчитать расходы на месяц,
полмесяца, неделю, день; снимать показания счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т.п., заполнять квитанции; планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные
покупки; соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в Сбербанк.
Учебно-тематический план
по социально-бытовой ориентировке 9 класса
Наименование
раздела
Количество часов
Всего часов
Лекции
Практические
работы
Лабораторные работы
Самостоятельная работа
Тестирование
Экскурсии
Деловая игра
Гигиена
2
2
Одежда и обувь
6
4
2
Питание
14
7
6
1
Семья
4
2
2
Культура поведения
6
4
1
1
Жилище
6
4
2
Транспорт
6
4
2
Торговля
4
2
2
Средства связи
2
1
1
Медицинская помощь
4
3
1
Учреждения, организации
2
2
Экономика домашнего хозяйства
12
10
2
Повторение
2
2
Итого
70
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Для контроля результативности ЗУН обучающегося по окончанию каждой учебной четверти проводится тестирование, в конце учебного года - итоговое тестирование.
Проверка ЗУН учащихся по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Содержание проверочных (тестовых) работ складывается из разных типов заданий. Чем больше верно выполненных заданий от общего объема работы, тем выше показатель надежности знаний у учащегося, что дает основание оценивать его знания как удовлетворительные, хорошие, очень хорошие (отличные).
Оценку «удовлетворительно» можно поставить, если учащийся верно выполняет от 35 до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50 до 65%, оценку «очень хорошо (отлично)» - свыше 65%.
Организуя итоговую (контрольную) проверку знаний обучающегося с интеллектуальными нарушениями следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать оценку, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.
При планировании предмета СБО учитывается количество учебных недель. В 2015-2016 учебном году согласно Годового календарного учебного графика МКОУ Гилёвской ООШ № 19 устанавливается следующая продолжительность учебного года для 9 класса – 35 учебных недель .
9 КЛАСС
№
Дата
план.
Дата
факт.
Тема урока
НРК
Кол-во
час.
Знания, умения, навыки
Словарь
(речевой материал)
Коррекционная работа
I четверть
Личная гигиена – 2 час.
1
Уход за кожей лица.
1
УДЗ:
типы кожи и правила ухода за кожей;
виды косметических средств для ухода за кожей лица и правила пользования ими.
УДУ:
выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года;
правильно пользоваться косметическими средствами.
Кожа лица
Нормальная
Жирная
Сухая
Формировать здоровый образ жизни.
2
Косметические средства (лосьоны, кремы).
1
Косметика
Косметические средства
Крем
Лосьон
Тоник
Маска для лица
Дерматолог
Расширять бытовой опыт учащихся через настой тренинг социально значимых умений, касающихся сферы самообслуживания и жизнеобеспечения.
Одежда – 6 час.
3
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.
1
УДЗ:
правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей;
правила и последовательность утюжки изделий;
правила пользования прачечной, виды услуг;
правила подготовки вещей к сдаче в стирку;
правила пользования прачечной самообслуживания.
УДУ:
стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей;
утюжить блузки, рубашки, платья.
Одежда
Шерстяные ткани
Синтетические ткани
Ярлык
Расширять бытовой опыт учащихся.
4
Практическая работа «Стирка изделий из шерсти».
1
Формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений.
5
Утюжка блузок, рубашек, платьев.
1
Утюжка
Утюг
Формировать положительную мотивацию к бытовому труду.
6
Практическая работа «Утюжка рубашки».
1
Коррекция монологической речи через оречевление действий при выполнении практической работы.
7
Прачечная. Виды услуг. НРК
1
Прачечная
Приемщик
Квитанция
Услуги
Прейскурант
Совершенствовать навыки самообслуживания.
8
Прачечная самообслуживания. Правила пользования.
1
Расширять социальный опыт учащихся.
Питание – 14 час.
9
Виды теста. Приготовление изделий из теста.
1
УДЗ:
способы и последовательность приготовления изделий из теста.
УДУ:
готовить изделия из разных видов теста;
оформлять эти изделия.
Тесто
Пресное тесто
Дрожжевое тесто
Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.
10
Правила гигиены и техники безопасности на кухне. Тестирование.
1
Формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений.
11
Приготовление изделий из пресного теста.
1
Пресное тесто
Блины
Сковорода
Прихватка
Формировать положительную мотивацию к бытовому труду.
12
Практическая работа «Выпечка блинов».
1
Совершенствовать навыки самообслуживания.
13
Приготовление изделий из песочного теста.
1
Песочное тесто
Печенье
Формочки для печенья
Духовка
Противень
Расширять бытовой опыт учащихся.
14
Практическая работа «Выпечка печенья».
1
Формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений.
15
Приготовление изделий из бисквитного теста.
1
Бисквитное тесто
Яблочный пирог
Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы.
16
Практическая работа «Шарлотка с яблоками».
1
Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
17
Приготовление изделий из слоёного теста.
1
Слоёное тесто
Формировать положительную мотивацию к бытовому труду.
18
Практическая работа «Приготовление слоёных язычков».
1
Коррекция монологической речи через комментирование своих действий при выполнении практической работы.
II четверть
19
Заготовка овощей и фруктов впрок.
НРК
1
УДЗ:
способы и последовательность соления и квашения овощей;
способы варки варенья из фруктов и ягод.
УДУ:
солить овощи, варить варенье;
составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания.
Хранение продуктов
Заготовка впрок
Варенье
Сушка
Замораживание
Формировать положительную мотивацию к бытовому труду.
20
Практическая работа «Заморозка зелени на зиму».
1
Коррекция монологической речи через комментирование своих действий при выполнении практической работы.
21
Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.
1
Режим питания
Меню
Рациональное питание
Формировать чувство хозяина.
22
Практическая работа «Составление меню выходного дня».
1
Формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений.
Семья - 4 час.
23
Грудной ребенок в семье.
1
УДЗ:
правила и периодичность кормления ребёнка из соски и с ложки;
правила и периодичность купания ребёнка;
правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребёнка;
санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек;
правила ухода за грудным ребёнком.
УДУ:
купать, одевать, пеленать куклу;
кормить куклу с ложки и из соски;
содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.
Грудной ребенок
Кормление
Купание
Пеленание
Распашонка, подгузник, пеленка, ползунки
Ванночка
Коррекция речи через обогащение словарного запаса в ходе изучения новой темы.
24
Уход за грудным ребенком.
1
Формировать реальные жизненные планы учащихся через моделирование образа будущего.
25
Уход за грудным ребёнком. Упражнения в купании, одевании, пеленании куклы.
1
Расширять социальный опыт учащихся.
26
Уход за грудным ребёнком. Правила содержания детской постели, посуды, игрушек.
1
Коррекция монологической речи через использование рассказов из жизненного опыта.
Культура поведения – 6 час.
27
Культура общения юноши и девушки.
1
УДЗ:
правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах;
требования к внешнему виду молодых людей.
УДУ:
культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах;
выбирать косметические средства, украшения;
подбирать причёску, одежду, учитывая свой образ, индивидуальные особенности, а также характер предстоящего мероприятия.
Юноша
Девушка
Знакомство
Свидание
Культура поведения
Формировать умение давать нравственную оценку своим поступкам и поступкам других людей.
28
Правила поведения юноши и девушки при знакомстве.
1
Коррекция монологической речи через использование рассказов из жизненного опыта.
29
Внешний вид молодых людей.
1
Внешний вид
Одежда
Прическа
Парфюмерия и косметика
Индивидуальные особенности
Способствовать развитию эстетического вкуса.
30
Практическая работа «Подбор причёски, одежды для посещения театра».
1
Формировать правильное общественно приемлемое поведения.
31
Правила поведения в общественных местах.
НРК
1
Формировать точное соблюдение правил и самоконтроль в общественных местах.
32
Обобщающий урок. Тестирование.
1
Формирование умения применять полученные знания на практике.
III четверть
Жилище – 6 час.
33
Уборка кухни.
1
УДЗ:
правила и периодичность уборки кухни, санузла;
моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла.
УДУ:
мыть кафельные стены, чистить раковины;
пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла.
Кухня
Санузел
Ванная комната
Кафель
Эмаль
Санитария
Гигиена
Моющие средства
Чистящие средства
Дезинфицирующие средства
Развитие речи через привлечение учащихся к диалогу.
34
Моющие средства и приспособления для уборки кухни.
1
Формировать бытовые трудовые навыки, четкую последовательность трудовых действий.
35
Правила и периодичность уборки санузла.
1
Совершенствовать навыки обслуживания и самообслуживания.
36
Моющие средства и приспособления для уборки санузла.
1
Формировать положительную мотивацию к бытовому труду.
37
Практическая работа «Подбор моющих средств для уборки кухни»
1
Формировать умение принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда
38
Практическая работа «Уборка кухни в кабинете СБО»
1
Расширять бытовой опыт учащихся.
Транспорт – 6 час.
39
Междугородний автотранспорт, автовокзал.
1
УДЗ:
основные междугородние автобусные маршруты.
УДУ:
пользоваться расписанием;
определять стоимость проезда; покупать билет, обращаться за справкой.
Междугородний транспорт
Автотранспорт
Автовокзал
Расписание движения
Справочное бюро
Касса
Маршрут
Коррекция речи через участие в сюжетно-ролевой игре, сопровождающееся диалогами.
40
Основные автобусные маршруты.
1
Коррекция зрительного восприятия через работу с плакатами, карточками.
41
Расписание движения автобусов.
1
Коррекция пространственного восприятия через упражнения по ориентировке в окружающем пространстве.
42
Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
1
Коррекция речи через моделирование ситуаций, сопровождающихся диалогами.
43
Экскурсия на автостанцию.
НРК
1
Формировать точное соблюдение правил и самоконтроль в общественных местах.
44
Экскурсия на автостанцию.
1
Торговля – 4 час.
45
Специализированные магазины (книжный, спортивный и др.)
1
УДЗ:
ассортимент товаров в специализированных магазинах;
стоимость основных продовольственных и промышленных товаров.
УДУ:
выбирать покупку с учётом различных условий;
подсчитывать стоимость покупок;
культурно вести себя в магазине.
Торговля
Предприятия торговли
Специализированный магазин
Покупатель
Продавец
Стоимость
Цена
Формировать реальные ощущения при адаптации к жизненным ситуациям.
46
Стоимость основных промышленных товаров.
1
Коррекция речи через моделирование ситуаций, сопровождающихся диалогами.
47
Экскурсия в магазин «Одежда».
НРК
1
Формировать точное соблюдение правил и самоконтроль в общественных местах.
48
Экскурсия в магазин «Одежда».
1
Средства связи – 2 час.
49
Виды телефонной связи. Культура разговора по телефону.
1
УДЗ:
правила пользования всеми видами телефонов;
номера телефонов срочного вызова.
УДУ:
объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;
культурно разговаривать по телефону.
Средства связи
Телефон
Абонент
Телефоны срочного вызова: пожарная служба, «скорая помощь», аварийные службы, полиция.
Формировать реальные ощущения при адаптации к жизненным ситуациям.
50
Междугородняя телефонная связь.
1
Учить включать в свое поведение знания, умения, навыки, приобретенные самостоятельно в социальной практике.
Учреждения и организации – 2 час.
51
Государственные учреждения: мэрия, ОВД.
НРК
1
УДЗ:
куда обращаться в случае необходимой помощи;
адреса мэрии, ОВД, службы занятости и др.;
функции и назначение этих учреждений и организаций.
Формировать умение получить необходимую информацию и использовать ее адекватно ситуации.
52
Государственные учреждения: мэрия, ОВД, их назначение.
1
Формировать коммуникативные умения и навыки, навыки общения с незнакомыми людьми.
IV четверть
Медицинская помощь – 4 час.
53
Первая помощь при несчастных случаях (ожог, отравление).
1
УДЗ:
правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях;
виды глистных заболеваний и меры их предупреждения.
УДУ:
оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании;
осуществлять профилактику глистных заболеваний.
Несчастные случаи
Ожог
Обморожение
Отравление
Травмопункт
Первая медицинская помощь
Учить осуществлять профилактику несчастных случаев и принимать необходимые меры, ведущие к сохранению здоровья и жизни
54
Практическая работа «Первая помощь при ожогах, отравлении».
1
55
Глистные заболевания.
1
Глистные заболевания
Профилактика
Коррекция речи через обогащение словарного запаса в ходе изучения новой темы.
56
Профилактика глистных заболеваний.
1
Формировать здоровый образ жизни.
Экономика домашнего хозяйства – 14 час.
57
Экономика домашнего хозяйства.
1
УДЗ:
основные статьи расхода в сесье;
правила учета расходов;
размеры квартплаты;
тарифы на электричество, газ;
порядок и периодичность оплаты жилплощади и коммунальных услуг;
размер и порядок внесения платы за телефон;
порядок планирования крупных покупок;
стоимость одежды, обуви, мебели и др.
УДУ:
подсчитывать расходы;
планировать расходы на день, две недели с учетом бюджета семьи;
снимать показатели счётчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии и воды;
заполнять квитанцию;
планировать крупные покупки.
Экономика
Семейная экономика
Доход семьи
Зарплата
Пенсия
Пособие
Основные статьи расходов
Постоянные расходы
Временные расходы
Непредвиденные расходы
Бюджет семьи
Сбалансированный бюджет
Дефицитный бюджет
Избыточный бюджет
Коммунальные услуги
Периодичность оплаты
Квартплата
Потребление электроэнергии
Прививать практические навыки экономного ведения домашнего хозяйства
58
Виды источников дохода семьи.
1
Формировать элементарный уровень экономической грамотности
59
Назначение и необходимость расходов в семье.
1
Коррекция речи через обогащение словарного запаса в ходе изучения новой темы
60
Основные статьи расходов в семье.
1
Становление жизненной перспективы учащихся
61
Расходы на питание.
1
62
Практическая работа «Планирование расходов на питание с учётом бюджета и состава семьи»
1
Учить принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с семейным хозяйством
63
Содержание жилища.
1
Прививать практические навыки экономного ведения домашнего хозяйства
64
Практическая работа «Подсчёт стоимости коммунальных услуг за месяц».
НРК
1
Учить применять знания и умения, полученные на уроке, в новых условиях.
65
Приобретение предметов длительного пользования.
1
Учить соотносить задания с жизненным опытом учащихся.
66
Планирование расходов на крупные покупки.
1
Прививать практические навыки экономного ведения домашнего хозяйства.
67
Понятие бюджета. Планирование семейного бюджета.
1
Учить обдумывать любую хозяйственную проблему с позиции затрат и выгод
68
Тестирование по теме «Экономика домашнего хозяйства».
1
Учить применять знания и умения, полученные на уроке, в новых условиях
69
Итоговое тестирование.
1
Формирование умения применять полученные знания на практике.
70
Подведение итогов учебного года. Повторение изученного.
1
Формировать умение осуществлять самоконтроль.
Заголовок 1Заголовок 215