Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ общеобразовательной школы.


Содержание
Введение………………………………………………………………….…….3
Раздел I. Паспорт программы
1.1 Пояснительная записка………………………………………………......8
1.2 Принципы разработки и реализации программы…………..……….10
1.3 Условия реализации программы…………………………………….…11
Раздел II. Практические аспекты деятельности педагогических кадров
2.1 Этапы программы и ответственные за их реализацию…………..….16
2.2 Индивидуальная образовательная программа………………………..18
2.3 Результаты реализации программы………………………………….…20
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы ……………………………………24

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. За последнее время, среди поступающих в начальную школу детей, наблюдается резкое снижение интеллектуальной зрелости и общей готовности к школьному обучению . Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении заботит многие образовательные учреждения.
В  настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.  Адаптированная образовательная программа общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа I-III ступеней № 47 г.Севастополя»  на 2014-2015 учебный год представляет собой  нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,  особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется  развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у  обучающихся, воспитанников  жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.  
Примерная адаптированная основная образовательная программа (далее ПрАООП) начального общего образования детей с задержкой психического развития – это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условияобразовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
В структуру ПрАООП включаются: примерный учебный план,
примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы
учебных предметов и иные компоненты.
.Примерная адаптированная основная образовательная программа
начального общего образования детей с задержкой психического развития
разрабатывается на основе федерального государственного образовательного
стандарта.
Разработанная ПрАООП начального общего обучающихся с ЗПР
проходит процедуру экспертизы, по результатам которой включается в реестр
примерных основных образовательных программ, являющейся
общедоступной государственной информационной системой 2
.В Примерной адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования детей с задержкой психического развития
используются следующие сокращения:
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт,
ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования,
ООП – основная образовательная программа,

1. Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2. Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, разрабатывают специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) (учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др.) с использованием основной образовательной программы образовательной организации, адаптированной образовательной основной программы образовательной организации с учетом психофизических особенностей ребенка.
Адаптированная образовательная программа изменяется психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк) в зависимости от индивидуальных достижений обучающегося. Целевое назначение адаптированной образовательной программы Цель:  данной программы– создание условий для обучения  всех категорий детей, в том числе и  детей с ОВЗ.
1. Содействие получению учащимися с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;
2. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям в освоении основной образовательной программы основного и среднего общего образования;
3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.
4. Формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи программы
- Раннее выявление трудностей в обучении.
- Составление индивидуального плана для обучающихся
- Наблюдение за динамикой индивидуального развития учащихся постоянному росту, чему есть объективные причины.
1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
3.Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного или среднего общего образования и их интеграции в образовательной организации.
4. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов,  организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.
5. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг.
6.Оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Раздел I. Паспорт программы
1.1 Пояснительная записка
В школе обучается 3 детей, имеющие инвалидность (опорно-двигательная система). Данные обучающиеся социально адаптированы, интеллектуально развиты. Таким ребятам рекомендован индивидуальный подход на уроках физической культуры. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Особую трудность вызывают дети, которым рекомендовано обучение в классах VII вида, данных обучающихся в начальных классах нашей школы -  2 человека.
Обучение этих детей ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой неуспеваемости детей с ОВЗ является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе.  В настоящее время общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками. Количественно эта группа детей самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть объективные причины.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.
Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
-расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.
Ожидаемые конечные результаты Программы.
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа общеобразовательной школы
I-III ступеней №47 г. Севастополя
- реализуется на первой ступени образования- 4 года:
- вторая ступень – основное общее образование – 5лет.
1.2 Принципы разработки и реализации программы
1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для  каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
4. Принцип интегрированного подхода -  предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.
5.  Принцип непрерывности -  гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
6.  Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП  - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога,  администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.
7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
1.3 Условия реализации программы
Организационные условия
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- оптимальный режим учебных нагрузок;
- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий;
- оздоровительный и охранительный режим;
- укрепление физического и психического здоровья;
- профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
- участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- учителя- предметники;
- классный руководитель;
- медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным  педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и  медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.
Программно-методическое обеспечение:
-УМК и рабочие программы по учебным предметам;
- диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога
- цифровые образовательные ресурсы.
Кадровое обеспечение:
Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Материально-техническое обеспечение:
- наличие откидных пандусов и специально оборудованных учебных мест;
- приобретение универсальных цифровых планшетов для обучения детей с ОВЗ;
- установка полов без перепадов и порогов;
- расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.
Информационное обеспечение
- создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
- создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию  обучения, которая позволяет обеспечить:
- систематический характер обучения;
- логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты  ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации  образовательного процесса. Эта группа  педагогических технологий характеризуется ориентацией на  свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными  способностями человека, максимальной  реализацией возможностей детей. Она  представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и  развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию  окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение  учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников  педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный  и  более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе,  осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и  умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их  родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются  универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру  игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование,  реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и  активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению, в  результате чего происходит  творческое овладение знаниями, умениями и  навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является  важной подготовительной ступенькой к  достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности,  подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии  обеспечивают развитие  умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности  учащихся, формируют исследовательские  умения, умения принимать  оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и  на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка  учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
- текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта
- государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ГИА и ЕГЭ.
Индивидуальный учебный план
Для учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому, может составляться индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся с ОВЗ из учебного плана общеобразовательной организации, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Он обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.
Раздел II. Практические аспекты деятельности педагогических кадров
2.1 Этапы программы и ответственные за их реализацию
1. Сбор и анализ информации о детях с ОВЗ (психолог, соц. педагог, медсестра и классный руководитель):
- оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития и образования детей;
- определение способностей и потребностей;
- оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
2. Планирование, организация и координация деятельности (администрация, психолог, рук. ШМО, учителя – предметники):
- организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;
- обеспечение специального сопровождения детей с ОВЗ разными специалистами и педагогами;
- разработка рабочих программ.
3. Подготовка материально технической базы для создания доступной безбарьерной среды (администрация, завхоз):
- создание в каждом учебном кабинете 1-2 места для инвалидов с дополнительным освещением и подводкой систем связи и информации;
- приобретение коррекционно – развивающего программного комплекса в комплекте со специальной программируемой клавиатурой;
- оборудование спортзала и спортплощадки модульным набором для инвалидов;
- комплектование библиотеки специальными адаптивно - техническими средствами для инвалидов.
- создание комфортных условий и оборудование зон отдыха и ожидания для детей с ОВЗ.
4. Диагностика и контроль (администрация):
- диагностика соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка;
- контроль за результатами освоения образовательных программ;
- контроль и диагностика подготовки учащихся, соответствие ее требованиям ФКГОС и ФГОС.
5.Регуляция и корректировка (администрация, психолог, учителя – предметники):
- внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Учебный план учеников 1-А класса Б.Андрея и
Б. Александра
Общеобразовательной школы I-III ступеней №47
г. Севастополя
Заключение ПМПК -ЗПР
на 2014-2015 учебный год
№ Наименование предметов Количество часов в неделю
1 Письмо 2
2 Чтение 3
3 Математика 2
4 Физическая культура 1
5 Труд 1
6 Рисование 1
Итого 10
2.2 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(ИПР) учащихся 1-А класса Белякова Андрея и Белякова Александра
Заключение ПМПК - ЗПР
Возраст (на момент обследования): 7 лет Дата составления ИПР_сентябрь 2014 г.___
Дата обследования сентябрь 2014 г Срок реализации ИПР: 1 полугодие (Сентябрь-декабрь).
Специа-листыВыявленные нарушения Задачи коррекционной работы Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений Рекомендации для родителей
Педагог-психолог Неустойчивое, рассеянное, концентрация внимания недостаточная – часто отвлекается.
Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти
Возникают трудности при выполнении мыслительных операций
Нарушения в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы (неустойчивое настроение – меняется от незначительных причин, плаксив, обидчив, часто непослушен, на замечания реагирует неадекватно, управлять поведением не умеет).
Развивать способность концентрировать произвольное внимание
Повышать объем произвольной памяти
Развивать способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы
Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.
«Найди отличия», лабиринты, зрительные диктанты, «Корректурные пробы»
«Где ошибка?»;
«Как пройти к зайке?»;
«Небылицы»;
«Съедобное - несъедобное»
«Пары слов»;
«Мы ходили в зоопарк»
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
«Живое – не живое»
«Отгадай предмет по описанию»;
«Да, нет»;
«Чей домик?»
«Четвертый лишний»;
«Что сначала, что потом?»
«Загадки»
релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкатерапииЗакреплять навык при помощи игр: «Съедобное - несъедобное», «Найди отличия», лабиринты
Закреплять навык при помощи игр:
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
Закреплять навык при помощи игр: «Да, нет»;
«Загадки»; «Отгадай предмет по описанию»
Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком
2.3 Результаты реализации программы
Оценка результатов коррекционной работы
Оценка результатов коррекционной работы педагога и всех специалистов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ производится по результатам итоговой аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического наблюдения, карту медико-психолого- педагогической помощи, речевую карту.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
- уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
- формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей  с ОВЗ;
- включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;
- повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
- способствующей качественному и доступному образованию;
- предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
- обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение
Рекомендации педагогу-воспитателю:
1.Формировать пространственные понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», «впереди-сзади».
2.Формировать навык прямого счёта в пределах 5.
3.Формировать представления о геометрических фигурах.
4.Формировать умение сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие.
5.Формировать умение классифицировать предметы.
6.Развивать умение закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов.
7.Формировать умение пользоваться ножницами при вырезывании простых геометрических фигур, полосок.
8.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
9.Формировать умение рисовать кистью и красками.
10.Продолжать развивать навыки самообслуживания: умение складывать одежду, следить за своим внешним видом
Рекомендации инструктору по физвоспитанию:
Укреплять свод стопы, выполняя корригирующие упражнения для стоп.
1.Развивать мышцы спины, пресса, выполняя специальный комплекс упражнений для коррекции сколиотической осанки.
2.Формировать умение отталкиваться двумя ногами и прыгать на месте на обеих ногах.
3.Формировать умение бегать легко и ритмично, с хорошей координацией в движении ног и рук, энергично отталкиваясь от опоры;
4.Укреплять свод стопы, выполняя корригирующие упражнения для стоп.
5.Развивать мышцы спины, пресса, выполняя специальный комплекс упражнений для коррекции сколиотической осанки.
6.Формировать умение отталкиваться двумя ногами и прыгать на месте на обеих ногах.
7.Формировать умение бегать легко и ритмично, с хорошей координацией в движении ног и рук, энергично отталкиваясь от опоры;
 
В итоге реализации программы инклюзивного образования созданы условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ: Выявление и внедрение путей диагностирования, обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.
   Создание авторских педагогических технологий работы с детьми с ОВЗ.
  Создание системы  по повышению профессиональной компетентности педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
   Налаживание межсетевого взаимодействия с различными образовательными структурами по сопровождению детей с ОВЗ.
       Функционирование комплексной системы сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Использованная литература:
Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов - на Дону: Феникс, 2007 – 154 с.
Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения. // Логопед. – 2008. - № 1. – с.108-121
Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№ 2.- с.14-16.
Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№ 3.-с.63-67.
 Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2006, - 368 с.
Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№ 3.- с. 65-67.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной. - СПб, Речь, 2003.- 240с.
 Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2000.-№ 5.-с.86-96.
Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№ 1.-с.80-86.