Адаптированная программа для умственно-отсталых детей с МНР (1 класс)


Адаптированная индивидуальная рабочая программа
Наименование учебного предмета _
__Обучение грамоте и письмо (115ч., 3,5ч.в неделю)
Математика (99 ч.,3 ч.в неделю)
Изобразительная деятельность ( 17ч., 0,5 ч в неделю)
Окружающий мир ( 17ч., 0,5 ч в неделю)
Технология ( 17ч., 0,5 ч в неделю)
Класс__1 ( учащийся с умственной отсталостью с МНР)
Срок реализации программы, учебный год___2016-2017 учебный год
Планирование составлено на основе_Экспериментальной программы для детей с глубокой (тяжёлой) умственной отсталостью. В.В.Клементьев, .В.Каплий,Н.А.Андреева,И.В.Березина, «Развитие» г.Ульяновск, 2008
Программа для детей с умственной отсталостью с МНР,
первый класс
Учебные предметы
Количество часов
Обучение грамоте и письмо -3,5
Математика-3
Изобразительная деятельность- 0,5
Окружающий мир -0,5
Технология -0,5
Максимальный объём учебной нагрузки- 8 ч.
Пояснительная записка
Адаптированная индивидуальная рабочая программа составлена на основе экспериментальной программы для детей с глубокой (тяжёлой) умственной отсталостью, которую поэтапно разрабатывал коллектив сотрудников ОГОУ ОЦДК «Развитие»; руководитель авторского коллектива В.В.Клементьев – директор ОГОУ ОЦДК «Развитие», учитель-дефектолог высшей категории; врач-психиатр высшей категории Л.В.Каплий; учитель-логопед первой категории Н.А.Андреева; педагог-психолог первой категории И.В.Березина, г.Ульяновск, 2008 г.
Целью программы является включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду.
В работе с этой категорией детей лежат общедидактические принципы: индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, доступность, принцип интегрированного обучения. Не следует опираться на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, а создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы элементарного социального поведения и др.).
Краткая характеристика программы
В области олигофренопедагогики утверждено следующее положение: «Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе». Исходя из этого работа с детьми ведется по следующим направлениям коррекционного обучения: «Музыка», «Предметно-практическая деятельность», «Изобразительная деятельность», «Развитие речи».
В учебный план включаются также коррекционные занятия (технологии): занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, социальное развитие.
Изобразительная деятельность
Изобразительная деятельность теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.
Дети с тяжелым нарушением интеллекта без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью.
На начальном этапе обучения занятия протекают в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. Во время занятий педагог рисует для детей и вместе с ними, сопровождая рисование речью, обучая правильным приемам работы с предметами и орудиями рисования (карандаш, кисть, бумага, мел и т.д.).
На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки. Привлекать их внимание к полученным результатам. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.
В данном подразделе программы определены требования по формированию следующих видов продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация.
Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для тяжело (глубоко) умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичным материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы, величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка.
Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведении ребенка.
Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета. В ходе выполнения аппликаций создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих элементарных умений.
Необходимо включать в занятия различные методики как арттерапия, музыкотерапия, рисование под музыку, сказкотерапия. Такие виды деятельности дают потрясающий эффект в развитии. Подобный подход – очень важное направление коррекционной работы, т.к. усвоение информации этих детей осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к когнициям.
Обучение грамоте
Для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.
Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в глаза взрослому.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих предметы; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове.
На начальных этапах педагог формирует у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.
Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.
Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции. Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.
На занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог пел детям песенки, рассказывал стихи и при этом обращал их внимание на свою артикуляцию. Стимулировал детей подражать действиям губ взрослого, делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.
Необходимо побуждать детей к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Далее детей учат отвечать на вопросы (да, нет); произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации (пить, гулять, хочу, кушать, стой, лови, там, туда, пока, Ваня, Катя и т.д.). Большое внимание уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Где кошка? и т.д.) и развитию фразовой речи. Детей учат в определенной ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание: «Дай пить», «Хочу спать», «Дай куклу» и т.д.
Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.
Навыки самообслуживания
Основной целью этого раздела программы является формирование у ребёнка навыков, обеспечивающих его частичную бытовую независимость от окружающих. Специфика и задачи данного раздела на каждом из этапов обучения определяются возможностями детей , прежде всего уровнем развития предметной деятельности.
Программа предусматривает привитие навыков и умений, связанных с личной гигиеной ребёнка, которые прививаются в бытовых ситуациях во время умывания, принятия пищи, в ходе одевания и раздевания. Для обработки того или иного умения нужно проводить короткие занятия с частной целью.
Дети овладевают определёнными действиями, которые взрослые вначале выполняют руками ребёнка, регулируя его усилия таким образом, чтобы движения выполнялись правильно, постепенно добиваясь, чтобы он мог выполнить его лишь незначительной помощью. Основной формой работы на данном этапе обучения является индивидуальная работа с ребёнком.
Процесс обучения детей с тяжёлой ( глубокой) умственной отсталостью культурно-гигиеническим навыка должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания, быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Особое значение на ранних этапах развития ребенка с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью приобретает развитие процесса восприятия, формирование процессов зрения, слуха, осязания.
На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
Начальной ступенью развития детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью служит чувственное познание, которое играет огромную роль в психологическом и социальном развитии этих детей. Подтверждением этому является, например, психическое развитие детей в условиях сенсорной депривации. Нарушение развития моторной координации, параличи, различного рода органические заболевания ЦНС, нарушение слуха и зрения, а также воспитание в условиях искусственно обедненной среды, т.е. отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения со взрослыми, отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. В частности, наблюдается задержка в проявлении зрительного сосредоточения, ориентировочной реакции на звук, целенаправленных движений, а следовательно, предметной деятельности и речи. Очень важно организовать вовремя и правильно систему коррекционной работы. Направленный на коррекционные цели комплекс сенсомоторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка.
Социальное развитие
Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам.
В процессе социального развития тяжело (глубоко) умственно отсталых детей выделяют три базовых концентра: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».
Содержание данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:
Формирование у ребенка элементарных представлений (концентр «Я сам»). Именно с этих представлений начинается его адаптация и приобщение к окружающему миру. Начинается эта работу зрительного образа «Я», а также формирование представлений о схеме своего тела и своем внешнем виде.
Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание элементарных навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»). Работа проводится в следующем порядке: выделение близких ребенку людей, формирование эмоциональных и двигательных реакций на их появление, установление позитивно-личностного контакта ребенка с близкими взрослыми. Детей обучают способам усвоения общественного опыта. Вначале необходимо добиться появления у ребенка положительного отношения к выполнению совместных действий с незнакомым взрослым. Обучаем подражательным действиям. Большое внимание уделяется тому как дети воспринимают своих сверстников. Педагог должен сформировать интерес к взаимодействию с ним (протягивать руку, здороваться, смотреть в глаза, улыбаться партнеру по игре, радоваться ему при встрече, давать свои игрушки, прощаться и т.д.)
Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, закладка общечеловеческих ценностей (концентр «Я и окружающий мир»). Мир человеческих отношений раскрывается перед детьми через представления о добре и зле, о своем и чужом и т.д. взаимодействие тяжело (глубоко) умственно отсталого ребенка с окружающими предметами направлены на формирование бережного отношения к ним, на признание их значимости жизни самого и других. При общении ребенка с природными явлениями акцент делается не на знакомстве с их строением и функциями, а на эмоционально чувственном переживании.
При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:
- эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;
- правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;
- подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.
Вышеуказанные виды работ имеют коррекционную значимость лишь при системном формировании детской деятельности педагогом-дефектологом, который обучает детей способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения, обеспечивает сочетание зрительных и тактильно-двигательных способов обследования, обобщает полученный ребенком практический жизненный опыт, приобретенный в ходе наблюдений, прогулок, практической деятельности. Воспитатель организует практическую деятельность детей, проводит целенаправленное и ситуативное наблюдение за деятельностью людей и окружающей действительностью.
Социальное развитие дает ребенку возможность адекватно вести себя в коллективе сверстников, что очень важно, поскольку именно детский коллектив является источником, движущей силы развития и условием воспитания тяжело (глубоко) умственно отсталых детей.
В целом все содержание работы нацелено на формирование у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью навыков взаимодействия с окружающими людьми разного возраста.
В индивидуальном учебном плане взяты все предметы в соответствии с учебным планом для детей с тяжёлой (глубокой) умственной отсталостью. Исходя из психофизических особенностей учащегося выделено большее количество часов на изучение таких предметов как «Предметно-практическая деятельность»,
«Развитие речи», «Навыки самообслуживания», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Программа взята в полном объёме. Сокращение разделов произведено за счёт объединения тем, сокращения уроков на закрепление и повторение изученного.
Изобразительная деятельность
(17 ч; 1 ч в 2 недели)
Нормализация положения кисти и пальцев рук. Для этой цели, посредством легких прикосновений и поглаживаний ворсовой щеточкой с наружной поверхности сжатой в кулак кисти в направлении от кончиков пальцев к лучезапястному суставу вызывают раскрытие кисти и веерообразное разведение пальцев. Пассивно отводят большие пальцы от ладони, и удерживают их в таком положении некоторое время.
Развитие хватательной функции руки. С этой целью необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам.
Значительно расслабляют сначала кисть, затем мышцы предплечья. Для этого захватывают нижнюю треть плеча и проводят покачивающие движения. Затем поглаживается вся рука. Потряхивание чередуется с поглаживанием.
Для того чтобы вызвать активное внимание ребенка к собственным рукам, необходимо руки ребенка сделать источником тактильных ощущений. Руки ребенка не резко поднимают вверх, немного их потряхивая, легко опускают на веки или губы ребенка. Затем руки вновь поднимают вверх. Неоднократно, то приближая, то отдаляя руки ребенка, у него постепенно укрепляют мышечное чувство собственных рук. (4-5раз)
После этих упражнений проводят массаж кистей рук с использованием ворсовых щеток. Поочередно 4-6 раз
Для развития ощупывающих движений рук, кончики пальцев раздражают щеткой, а затем в руку ребенка вкладывают различные по форме, величине вещи и прочие игрушки. Повторяется 4-6 раз.
После этих занятий ребенку показывают игрушку, подвешенную на ленточке, приводят ее в движение, привлекая к ней внимание
Когда ребенок начинает реагировать на игрушку, взрослый вкладывает в руку ребенка игрушку. Помогает ощупать, потянуть ее ко рту, рассмотреть со всех сторон. Повторяется 2-3 раза.
На начальных этапах развития хватательной функции руки все упражнения осуществляются пассивно.
Учить детей наблюдать за действиями взрослого при рисовании различными средствами
Учить ребенка наблюдать за собственными действиями в процессе совместного рисования («рука в руке»)
Данный блок направлен на стимулирование у детей интереса к процессу рисования. При этом важно у детей развивать базовые предпосылки: мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук.
Ребенок, независимо от возраста и диагноза, развивается по средствам ручной деятельности (ощупывание, хватание, толкание, передвигание). Программа по изобразительной деятельности начинается с азов ( все действия выполняются совместно с педагогом):
- печатание ладошкой, кулачками, пальчиками
- рисование пальчиками на оргстекле, на бумаге (короткие вертикальные линии в разных направлениях, «каляки-маляки») и т.д.
Развитие речи
(68 ч; 2 ч в неделю)
Пассивный словарь.
Учить выделять человеческую речь из всех окружающих звуков.
Стимулировать реакцию сосредоточения у ребенка на речевое общение (обращение к ребенку, стишки, потешки, песенки, прибаутки)
Учить реагировать на мелодические, интонационные звуки голоса в целях развития интереса к речи.
Стимулировать появление улыбки при общении, фиксацию взгляда на лице взрослого.
Учить прислушиваться к голосу взрослого, адекватно реагировать на интонацию, узнавать знакомые голоса.
Продолжать развивать интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым
Формировать речевой слух (для этого ребенку необходимо слышать речь взрослого, обращенную непосредственно к нему самому)
Сопровождать словами все игровые действия, обязательно называть предметы и игрушки
Активный словарь.
Вызывать отдельные звуки (вокализацию) в ответ на разговор со взрослым (отвечает 2-3 раза отдельными звуками).
В процессе общения вызывать и развивать у ребенка голосовые реакции: гортанные звуки, певучие гласные (гуление, певучее гуление), отдельные слоги (ба, ма, па).
Поддерживая гуление и лепет, способствовать развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, необходимых для развития речи.
Отрабатывать правильную артикуляцию, произнося звуки, издаваемые ребенком. Побуждать его вновь и вновь повторять их.
Удерживать и стимулировать ситуации общения.
Предметно-практическая деятельность
(68 ч; 2 ч в неделю)
Поддерживать у детей во время бодрствования деятельное состояние.
Формировать движения рук. Развивать интерес к игрушке, желание коснуться ее, захватить, притянуть, ощупать, рассмотреть.
Учить направлять руки к поднесенной взрослым игрушке, брать игрушку, находящуюся над грудью, и удерживать ее (до 25 сек).
Учить в любом положении (лежа на спине, животе, на руках у взрослого) брать игрушку двумя руками, затем одной, точно направляя к ней руку, с какой бы стороны она не находилась, перекладывать из одной руки в другую. Учить удерживать игрушки (от 30 сек до 2 мин). (Игры и упражнения: «Возьми погремушку», «Соберем шишки в корзину», «Соберем мячики в корзину» и т.д.)
В процессе действий с предметами побуждать детей к проявлению двигательной активности.
Навыки самообслуживания
( 34ч. ; 1 час в неделю)
Приучать к самостоятельным действиям:
- Придерживать бутылочку во время кормления
- Побуждать брать её и подносить ко рту
- Учить придерживать из чашки, которую держит взрослый
- Приучать есть с ложки полугустую пищу.
Социальное развитие
(17 ч; 1 ч в 2 недели)
Учить отвечать улыбкой на разговор взрослого после 3-4 обращений к нему
Учить отвечать улыбкой на разговор со взрослым после 2-3 обращений к нему
Учить оживляться в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор), которое нарастает и сохраняется после обращения до 15-20 сек
Учить прислушиваться, искать взглядом ребенка, издающего звуки. Найдя, смотреть на него, оживляться
Учить громко смеяться, радоваться в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
Учить привлекать внимание к другому ребенку, учить рассматривать его, брать игрушку из его рук
Учить ребенка откликаться на свое имя
Развитие психомоторики сенсорных процессов
(17 ч; 1 ч в 2 недели)
1.Зрительные ориентировочные реакции.
Развивать способность следить за перемещающимися объектами и сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах (до 30-40 с), разных по внешним признакам (форме, цвету, фактуре, звучанию), находясь в разных положениях (лежа на спине, животе, в вертикальном положении, на руках взрослого)
Учить проявлять эмоциональный отклик при виде знакомого взрослого (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)
2. Слуховые ориентировочные реакции.
Вызывать ответные действия на звук – сосредоточение внимания, улыбку, движения рук, ног, голосовые реакции.
Поворачивать голову и находить взглядом источник звука (звучащую игрушку или разговаривающего взрослого).
Развивать слуховое сосредоточение к различным звукам, эмоциональный отклик на обращение взрослого с различной интонационной окраской голоса (ласковой, веселой, строгой)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу первого класса
Учащиеся должны уметь:
Издавать голосовые реакции (гуление, далее лепет)
Прислушиваться и проявлять интерес к голосу взрослого
Узнавать знакомые голоса
Сосредотачивать взгляд на неподвижных предметах (до 30-40 с)
Следить за перемещающимися объектами (до 30 с)
Поворачивать голову и находить взглядом источник звука
Откликаться общим оживлением и улыбкой на музыкальные звуки, голоса
Захватывать предметы самостоятельно
Удерживать игрушки до 2 мин
Выполнять простые манипуляции с предметами (ощупывать, бросать, стучать, звенеть, перекладывать и т.д.)
Фиксировать взгляд на лице взрослого при общении;
Демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
Вокализировать в ответ на разговор со взрослым;
Коррекционно-образовательные-Овладение знаниями и умениями, трудовыми навыками, необходимыми для социальной адаптации. Формирование функций речи. Включение в домашний, хозяйственный труд.Коррекционно-воспитательные-Формирование нравственных качеств, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, самостоятельности.Коррекционно-развивающие-Исправление недостатков общего нравственного, эстетического, трудового развития, коррекция высших психических процессов. Коррекция общей и мелкой моторики.Все учебные предметы имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение ведется в игровой форме, строится на основе предметно-практической деятельности с использованием наглядностей. Такой подход позволяет познать окружающий мир, используя все анализаторы.Материал по предметам расположен по принципу увеличения объема знаний с одновременным повторением, закреплением изученного раннее.Программа рассчитана на 6 часов в неделю, занятия проходят 3 раза в неделю.Учебные предметы по учебному плану:1. Развитие речи.2. Чтение.3. Письмо.4. Математика.5. Музыка.6. Развитие психомоторики и сенсорных процессов.7. ИЗО.8. Самообслуживание.9. Физическая культура.10. Музыкально-ритмическое занятие.11. Ручной труд.12. Предметно-практическая деятельность.Названия таких предметов, как чтение, письмо, математика являются условными.Развитие речи.Формирование умения соотносить названия предметов с реальными предметами, понимания смысла коротких и простых сюжетов. Учить понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей.Учить использовать доступные знаковые системы (жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.Чтение.Побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему. Развитие у учащихся слухового внимания и способности к звукоподражанию, привитие навыков правильно сидеть, слушать учителя.Письмо.Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования письма.Развитие и коррекция мелкой моторики, развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Формирование умения пользоваться карандашом и ручкой. Выполнение инструкций.Математика.Развитие умения работать с учителем, слушать учителя, выполнять инструкции. Обучение организуется на практической, наглядной основе. Учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова.СамообслуживаниеФормирование положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности. Обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)Предметно-практическая деятельность. Учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений.Физическая культура.Коррекция дефектов физического развития моторики, укрепление здоровья. Учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции.Музыка.Коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.Изобразительное искусство.Формирование эмоционально- положительного отношения к изобразительной деятельности и ее результатам, фиксировать взор, внимание.Обучение безоценочноеМетоды и приемы, используемые в обучении:Совместные действия педагога и ученика.Выполнение действий по подражанию и образцу.Работа по шаблонам и трафарету.По словесной инструкции через применение игровых приемов.Литература.Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Москва «Просвещение» 2003.А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Москва. 2003Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
№ дата тема Коррекционно-развивающая составляющая образованности
1 Найди игрушку. Учить выделять предмет из общего фона (игра «Ку-ку»)
2 Найди игрушку. Учить ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления последовательно в двух определенных местах
4 Найди игрушку. Учить ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления последовательно в двух определенных местах
5 Спрячь игрушку. Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов
6 Ножками топ-топ Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого («Ножками топ-топ»).
7 Ручками хлоп-хлоп Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»).
8 Игра «Зайка прыг-скок» Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»)
9 « Дай куклу». Учить соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где ляля»)
10 «Мячик» Учить соотносить игрушку с ее изображением .11 «Кубики» Учить соотносить игрушку с ее изображением. Знакомить со словами шар, кубик
12 «Дай шарик, кубик» Учить узнавать на ощупь предметы.
13 «Дай шарик, кубик» Учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится»)
14 «Найди машинку» Уметь выбирать знакомые игрушки без предъявления образца.
15 «Найди машинку» Уметь выбирать знакомые игрушки без предъявления образца.
16 « Где мячик» Учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки («Спрячь шарик», «Спрячь кубик»)
17 Сбор геометрической игрушки. Учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб
18 Сбор геометрической игрушки. Учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб
19 «Найди игрушку» Учить узнавать знакомые предметы среди незнакомых (находить свою игрушку среди других; выделять названную педагогом игрушку среди других)
20 «Найди игрушку» Учить хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие — одной рукой
21 Выкладывание из кубиков прямых рядов Учить хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие — одной рукой
22 «Собери картинку» Учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку
23 Игра « Дай красный» Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»)
24 Игра «Дай желтый» Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»)
25 Игра «Дай желтый или красный» Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»)
26 Игра «Дай большой» Учить воспринимать величину (большой, маленький)
27 Игра « Дай маленькую палочку» Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами
28 Игра «Дай большую, а теперь маленькую» Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами
29 Игра в цвета. Знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый («Дай красный шарик», «Возьми желтую ленточку»)
30 Игра в цвета. Знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый («Дай красный шарик», «Возьми желтую ленточку»)
31 Игра в цвета. Учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого (постановка кубиков друг на друга попарно)
32 Игра в цвета. Учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого ( подбор одежды для кукол)
33 Игра «Найди красную машину», « Найди желтый кубик» Учить соотносить предметы с их изображением в пределах двух-трех предъявленных образцов
34 Игра «Найди красную машину», « Найди желтый кубик» Учить находить парные предметы, расположенные в разных местах игровой комнаты
Развитие речи.
№ ДАТА тема Коррекционно-развивающая составляющая образованности
1. Игра в пирамидку. Умение слышать учителя.
2 Игра в пирамидку. Умение пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека, движения рукой, телом.
3 Кукла. Действия с игрушками («Ля-ля топ-топ, машина – би –би, дудочка ду-ду»).
4 Кукла. Выполнение простейших инструкции ( «Где ляля?, Где глазки?,…)
5 Игра «Где игрушка?» Выполнение простейших инструкции ( Принеси машину, возьми мяч, покажи ладошки).
6 Игра с мячом. Выполнение простейших инструкций ( Брось мяч, кати мяч, лови мяч)
7 Выполнение простейших инструкций. Понимание слова: дай, на, возьми, иди, сядь, иди.
8 Выполнение простейших инструкций. Понимание и выполнение простейших инструкций ( Принеси, дай, на и т.д.)
9 Игра с куклой и медведем. Понимание фразы из 2 слов по действиям с игрушками ( Мишка топает, машина едет, зайка прыгает).
10 Знакомство с детской книгой. Понимание действия, изображенного на картинке ( мальчик бегает, тетя кушает,…)
11 « Мишка косолапый» Понимание несложного текста, при чтении комментировать действия персонажей игрушкой( Мишка косолапый).
12 «Зайку бросила хозяйка» Понимание несложного текста, при чтении комментировать действия персонажей игрушкой( Зайку бросила хозяйка).
13 «Идет бычок качается» Понимание несложного текста, при чтении комментировать действия персонажей игрушкой( Идет бычок качается).
14 Я сам. Мое тело.Руки. Уметь показывать части тела.
15 Пальцы. Уметь показывать части тела.
16 Ноги. Уметь показывать части тела.
17 Голова. Уметь показывать части тела.
18 Глаза. Уметь показывать части тела.
19 Рот. Уметь показывать части тела.
20 Уши. Уметь показывать части тела.
21 «Кошка» Учить узнавать и выделять кошку среди других животных.
22 «Кошка» Узнавать и выделять голову, лапы, хвост, уши.
23 «Собака» Учить узнавать и выделять кошку среди других животных.
24 «Собака» Узнавать и выделять голову, лапы, хвост, уши.
25 Одежда.Кофта. Учить узнавать и выделять среди других вещей.
26 Кофта. Учить узнавать и выделять среди других вещей.
27 Брюки. Учить узнавать и выделять среди других вещей.
28 Брюки. Учить узнавать и выделять среди других вещей.
29 Платье. Учить узнавать и выделять среди других вещей.
30 Платье. Учить узнавать и выделять среди других вещей.
31 Тапочки. Учить узнавать и выделять среди других вещей.
32 Тапочки. Учить узнавать и выделять среди других вещей.
33 Сапоги. Учить узнавать и выделять среди других вещей.
34 Сапоги. Учить узнавать и выделять среди других вещей.

Чтение
№ дата тема Коррекционно-развивающая составляющая образованности
1 «Репка» Развивать умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание «Репка».
2 «Репка» Развивать умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание «Репка»
3 «Курочка Ряба» Развивать умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание «Курочка Ряба».
4 «Курочка Ряба» Развивать умение слушать художественный текст и адекватно реагировать на его содержание « Курочка Ряба»
5 «Теремок» Узнавать изображенных в них героев и отвечать на элементарные вопросы по их содержанию «Теремок»
6 «Теремок» Узнавать изображенных в них героев и отвечать на элементарные вопросы по их содержанию «Теремок»
7 «Теремок» Узнавать изображенных в них героев.
8 Потешки. Создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых потешек, поговорок
9 «Мишка» Создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых потешек, поговорок (А. Барто. «Мишка»)
10 «Петушок» Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений: «Петушок»
11 «Котик серенький» Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок «Котик серенький».
12 «Котя, котик» Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок «Котя, котик»
13 «Тили-бом» Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок «Тили- бом»
14 «Гуси-гуси» Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок «Гуси-гуси».
15 «Маша и медведь» Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев «Маша и медведь».
16 «Лиса, заяц и петух» Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев «Лиса, заяц и петух»
17 «Волк и семеро козлят» Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев «Волк и семеро козлят»
18 «Мишка» А. БартоПродолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто « Мишка»
19 «Бычок» Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Бычок».
20 «Самолет» Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Самолет»
21 «Слон» Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Слон»
22 «Барабан» Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Барабан»
23 «Зайка» Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Зайка»
24 «Мячик» Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Мячик»
25 «Мячик» Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов А. Барто «Мячик»
26 «Козленок» Продолжать создавать условия для обучения выполнению простейших игровых действий, связанных с конкретной ситуацией и содержанием знакомых текстов «Козленок».
27 «Репка» Учить рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных на них героев и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстрации
28 «Репка» Учить рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных на них героев и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстрации
29 «Курочка Ряба» Учить рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных на них героев и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстрации
30 «Курочка Ряба» Учить рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных на них героев и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраци31 «Теремок» Стимулировать ребенка в повторении отдельных слов и выражений из стихов и сказок
32 «Теремок» Стимулировать ребенка в повторении отдельных слов и выражений из стихов и сказок
33 «Маша и три медведя» Стимулировать ребенка в повторении отдельных слов и выражений из стихов и сказок
34 «Маша и три медведя» Стимулировать ребенка в повторении отдельных слов и выражений из стихов и сказок
Письмо
№ дата тема Коррекционно-развивающая составляющая образованности
1 «Лягушата» Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть зеленые рукавички-«лягушата)
2 «Лягушата» Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть зеленые рукавички-«лягушата»)
3 «Лягушата» Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (руки сжать в кулаки, выполнять действия вверх-вниз: «Лягушата прыгают — кваква, ква-ква; лягушата смелые — квааа, квааа»)
4 «Лягушата» Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (руки сжать в кулаки, выполнять действия вверх-вниз: «Лягушата прыгают — кваква, ква-ква; лягушата смелые — квааа, квааа»).
5 «Лягушата» Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть зеленые рукавички-«лягушата», руки сжать в кулаки, выполнять действия вверх-вниз: «Лягушата прыгают — кваква, ква-ква; лягушата смелые — квааа, квааа»).
6 «Пианино» Учить действовать отдельно каждым пальцем своей руки по подражанию («игра» на детском пианино)
7 «Курочка зовет цыплят» Учить выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определенных действий, познакомить детей с названием этого пальца — указательный (игра «Курочка зовет цыплят — ко-ко-ко»)
8 «Курочка зовет цыплят» Учить выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определенных действий, познакомить детей с названием этого пальца — указательный (игра «Курочка зовет цыплят — ко-ко-ко»)
9 «Кашка для куклы» Учить захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»)
10 Захват мелких предметов. Учить захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью)
11 Захват мелких предметов. Учить захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью)
12 Захват мелких предметов. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу, вначале отдельно каждой рукой)
13 Упражнения с карандашом. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу, вначале отдельно каждой рукой)
14 Упражнения с карандашом Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу, вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно)
15 Упражнения с карандашом Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между подушечками большого пальца и остальных пальцев одной руки, попеременно каждой рукой)
16 «Молоточек» Закрепить умения выполнять движения кистями рук по подражанию (игры «Молоточек — тук-тук»)
17 «Рыбка плывет» Закрепить умения выполнять движения кистями рук по подражанию (игры «Молоточек — тук-тук», «Рыбка плывёт»)
18 «Поезд едет» Закрепить умения выполнять движения кистями рук по подражанию (игры «Молоточек — тук-тук», «Рыбка плывёт», «Поезд едет — ту-ту»)
19 Игра «Зайчики» Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игра«Зайчики), познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании
20 «Очки» Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игры «Зайчик», «Очки»), познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании
21 «Пальчики поздоровались» Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игры «Зайчик», «Очки», «Пальчики поздоровались»), познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании
22 «Спрячем игрушку» Учить брать в обе руки (захват ладонями) сыпучие материалы (чечевицу, горох, фасоль) и высыпать их в посуду (игра «Спрячем игрушку»)
23 «Спрячем игрушку» Учить брать в обе руки (захват ладонями) сыпучие материалы (чечевицу, горох, фасоль) и высыпать их в посуду (игра «Спрячем игрушку»)
24 Выделение указательного пальца. Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с пальцами с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев
25 Выделение большого пальца. Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с пальцами с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев
26 Упражнения для рук. Продолжать формировать размашистые движения рук: учить размашистыми движениями стирать тряпкой с доски в направлении сверху вниз, слева направо
27 Проведение прямой линии на бумаге. Учить выполнять определенные движения кистями рук на бумаге: учить проводить прямые линии краской по большому листу бумаги (по подражанию, самостоятельно)
28 Проведение прямой линии на бумаге. Учить выполнять определенные движения кистями рук на бумаге: учить проводить прямые линии краской по большому листу бумаги ( самостоятельно)
29 «Сварим кашу для куклы» Продолжать захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая, манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»)
30 «Сварим кашу для куклы» Продолжать учить захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая, манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»)
31 Упражнения для выделения указательного и большого пальца. Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев
32 Упражнения для выделения указательного и большого пальца. Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев
33 Упражнения с карандашом. Продолжать учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно, катание между подушечками большого пальца и остальных пальцев одной руки, попеременно каждой рукой)
34 Упражнения с карандашом. Продолжать учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно, катание между подушечками большого пальца и остальных пальцев одной руки, попеременно каждой рукой)
Математика
№ дата тема Коррекционно-развивающая составляющая образованности
1-3 Диагностика познавательной сферы. Различение цветов. Выявить уровень имеющихся знаний, умений, навыков.
4-6 Диагностика познавательной сферы.Различение размеров и форм. Выявить уровень имеющихся знаний, умений, навыков.
7-9 Свойства предметов.Форма: круглый. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
10-12 Форма: круглый. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
13-15 Форма: квадратный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
16-18 Форма: квадратный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
19-21 Дифференциация форм. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
22-24 Цвет: черный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
25-27 Цвет: черный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
28-30 Цвет: белый. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
31-32 Цвет: белый. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
33-35 Цвет: синий. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
36-38 Цвет: синий. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
39-41 Цвет: красный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
42-44 Цвет: красный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
45-47 Цвет: зеленый. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
48-50 Цвет: зеленый. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
51-53 Размер: большой. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
54-56 Размер: большой. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
57-59 Размер: маленький. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
60-62 Размер: маленький. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
63-65 Дифференциация предметов по размеру. Коррекция памяти на основе упражнений в определении формы предметов.
66-68 Положение предметов в пространстве, на плоскости.Положение предметов на столе, на полу, на… Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
69-71 Положение предметов в сумке, в кармане, в коробке, в… Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
72-74 Ориентировка на листе бумаги: вверху страницы. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
75-77 Ориентировка на листе бумаги: вверху страницы. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
78-80 Ориентировка на листе бумаги: внизу страницы. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
81-83 Ориентировка на листе бумаги: внизу страницы. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
84-86 Временные представления.Утро. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в представлении времени.
87-89 День. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в представлении времени.
90-91 Ночь. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в представлении времени.
92-93 Геометрические предметы.Круг. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
94-96 Квадрат. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
97-99 Дифференциация геометрических фигур. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
ИЗО
№ дата тема Коррекционно-развивающая составляющая образованности
1 Удержание карандаша в руке. Воспитывать интерес к изображениям, выполняемым различными средствами — фломастерами, карандашами, мелками
2 «Дождик» Формировать представление о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений природы (взрослый рисует и комментирует свои действия: «Я рисую тучку, из нее капает дождик — кап-кап-кап, много воды, получилась лужа»)
3 «Шарик» Формировать представление о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений природы (взрослый рисует и комментирует свои действия: «Я рисую тучку, из нее капает дождик — кап-кап-кап, много воды, получилась лужа», «Вот шарик, к нему рисую веревочку, а вот еще один шарик, нарисуй к нему веревочку»)
4 «Грибок» Учить наблюдать за действиями взрослого при рисовании различными средствами, соотносить графическое изображение с реальными объектами — машина, грибок.
5 «Цветные ниточки» Умение рисовать прямые линии сверху-вниз
6 «Цветные ниточки» Учить проводить линии различной формы («Дождик»)Учить правильно сидеть за столом при рисовании
7 «Ручеек» Учить проводить линии различной формы («Дождик», «Ручеек»)
8 «Листочки» Учить рисовать мелом по доске, проводить линии различной формы («Дождик», «Ручеек», «Листочки»)
9 «Ленточки» Учить рисовать карандашами, фломастерами, мелками прямые и прерывистые линии («Ленточки» горизонтальные и вертикальные)
10 «Ленточки» Учить рисовать карандашами, фломастерами, мелками прямые и прерывистые линии («Ленточки» горизонтальные и вертикальные)
11 «Ленточки» Учить правильно держать карандаш, фломастер при изображении предметов («Ленточки к шарикам»)
12 «Иголки у ежика» Учить правильно держать карандаш, фломастер при изображении предметов («Ленточки к шарикам», «Иголки у ежика»)
13 «Травка» Учить проводить прерывистые и волнистые линии личными изобразительными средствами — фломастерами, карандашами, мелом на доске («Ручеек», «Травка»)
14 «Солцне» Учить проводить прерывистые и волнистые линии личными изобразительными средствами — фломастерами, карандашами, мелом на доске («Ручеек», «Травка», «Лучи солнца»)
15 «Шары» Учить обследовать форму предмета перед его изображением («Мяч», «Колобок», «Воздушный шарик», «Шары»)
16 Рисование отдельных элементов. Создавать условия для развития графических навыков при работе различными изобразительными средствами («Солнце и лучи», «Травка», «Дождик и ручеек», «Шарик с веревочкой»)
Ручной труд (лепка).
№ дата тема Коррекционно-развивающая составляющая образованности
1 Знакомство с пластилином. Воспитывать интерес к лепке Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами (яблоко, колобок)
2 Знакомство с пластилином. Учить наблюдать за действиями взрослого, оперирующего с различными пластичными материалами
3 Знакомство с пластилином. Учить наблюдать за действиями взрослого, оперирующего с различными пластичными материалами
4 Отрывание кусочков пластилина от большого куска. Учить выполнять различные действия с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок.
5 Отрывание кусочков пластилина от большого куска. Учить выполнять различные действия с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок
6 «Колбаска» Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого («Колбаска»).
7 «Конфеты» Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого («Колбаска», « Конфеты – палочки)
8 «Баранки» Учить (в совместной деятельности с воспитателем) соединять концы слепленной колбаски
9 «Баранки» Учить действовать по подражанию действиям взрослого («Баранка»)
10 «Баранки» Учить действовать по подражанию действиям взрослого («Баранка»)
11 «Конфеты-шарики» Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Конфеты-шарики»)
12 «Колобок» Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Колобок», «Мяч»)
13 «лепешки» Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Печенье», «Блины», «Пирожки»)
14 «Печенье» Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Печенье»)
15 «Пирожки» Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Блины», «Пирожки»)
16 «Бусы» Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Виноград», «Катятся колобки», «Рассыпались мячики», «Баранки к чаю», «Угостим кукол печеньем»)
17 «Миска» Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Виноград», «Катятся колобки», «Рассыпались мячики», «Баранки к чаю», «Угостим кукол печеньем»)

Самообслуживание
№ дата тема Коррекционно-развивающая составляющая образованности
1 Знакомство. Выявить уровень имеющихся знаний, умений.
2 Части тела.Голова. Учить прислушиваться к высказываниям взрослых, показывать голову.
3 Руки. Уметь различать и показывать части тела.
4 Ноги. Уметь различать и показывать части тела.
5 Спина. Уметь различать и показывать части тела.
6 Живот. . Уметь различать и показывать части тела.
7 Посуда.Тарелка и чашка. Учить понимать названия предметов посуды, связанных с формируемыми навыками.
8 Ложка и вилка. Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом
9 Салфетка. Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом
10 «Спасибо» Учить благодарить взрослых за оказанную им помощь (кивок головы).
11 Предметы санитарии: зубная паста. Учить различать и показывать предметы
12 Предметы санитарии и гигиены: мыло. Учить различать и показывать предметы
13 Предметы санитарии и гигиены: полотенце. Учить различать и показывать предметы Учить всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук, — засучивать рукава перед умыванием, мыть руки и лицо, вытираться своим полотенцем, следить, чтобы руки были чисто вымыты и насухо вытерты
14 Предметы санитарии и гигиены: расческа. Учить различать и показывать предметы.
15 Предметы санитарии и гигиены: носовой платок. Учить пользоваться носовым платком
16 Предметы санитарии и гигиены: носовой платок. Учить пользоваться носовым платком
17 Одежда. Учить аккуратно складывать снятую с себя одежду
18 Одежда. Учить аккуратно складывать снятую с себя одежду
19 Поведение за столом. Закреплять навык самостоятельной еды и умение пользоваться салфеткой
20 Поведение за столом. Закреплять навык самостоятельной еды и умение пользоваться салфеткой
21 «Рассматривание себя в зеркало» Учить рассматривать себя в зеркале, исправлять недостатки в одежде или внешности (вытереть губы, поправить прическу, заправить рубашку в штаны и т. д.)
22 «Рассматривание себя в зеркало» Учить рассматривать себя в зеркале, исправлять недостатки в одежде или внешности (вытереть губы, поправить прическу, заправить рубашку в штаны и т. д.)
23 Гигиена тела: мытье рук. Уметь себя обслуживать. Учить всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук, — засучивать рукава перед умыванием, мыть руки и лицо, вытираться своим полотенцем, следить, чтобы руки были чисто вымыты и насухо вытерты
24 Гигиена тела: умывание лица. Уметь себя обслуживать Учить всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук, — засучивать рукава перед умыванием, мыть руки и лицо, вытираться своим полотенцем, следить, чтобы руки были чисто вымыты и насухо вытерты
25 Гигиена тела: расчесывание. Уметь себя обслуживать
26 Гигиена тела: уход за зубами. Уметь себя обслуживать
27 Одежда. Закреплять навык раздевания и одевания
28 Одежда. Закреплять навык раздевания и одевания
29 Обувь. Учить складывать и вешать одежду, ставить обувь в свой шкафчик
30 Обувь. Учить складывать и вешать одежду, ставить обувь в свой шкафчик
31 Мытье рук. Закреплять навык мытья рук и лица — закатывать рукава, учить обмывать кусок мыла после намыливания, аккуратно промакивать лицо и шею после умывания
32 Мытье лица. Закреплять навык мытья рук и лица — закатывать рукава, учить обмывать кусок мыла после намыливания, аккуратно промакивать лицо и шею после умывания.
33 Рассматривание себя в зеркало. Учить проверять свою внешность перед зеркалом, при необходимости устранять недостатки.
34 Рассматривание себя в зеркало. Учить проверять свою внешность перед зеркалом, при необходимости устранять недостатки.

Литература
Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. - № 3.
Алексеенко Е.В. Особенности логопедической работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. 1989. - № 6.
Баряева Л.Б., Зарин А., Агапова Г.И. и др. Игра и игрокоррекция // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы.
Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Мсаева Т.Н. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. – 1994. - № 6.
Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – М., 1960.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М., 1995.
Иванова Т.Н. Из опыта работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1980. - № 4.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для вузов. – М., 2001.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М., 1993.
Концепция специального образования и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (проект) // Дефектология. – 1989. - № 2.
Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л.Б. Боряевой. – СПб., 1996.
Коррекционно-развивающее обучение. Сборник методических материалов. – Ул., 2004.
Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1994. - № 3.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии . – М., 2002.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М, 2003.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
Моргулис И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения // Дефектология. – 1989. - № 5.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.
Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). – М., 1997.
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Под общ. ред. Н.Ф. Дементьевой. – М., 1993.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. – М, 2001.
Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1998. - № 1.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001