Адаптированная образовательная программа по профильному труду, разработанная на основе федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей.
Адаптированная образовательная программа по профильному труду, разработанная на основе федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей.
Разработал: учитель профильного труда
Телятникова И. В.
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»
2016 г.
Пояснительная записка
АООП ОО (вариант С) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем ми ре являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, обучающихся с умственной отсталостью оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности обучающихся этой группы, направленной на их обучение пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скоррегировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных форм мышления обучающихся с умственной отсталостью, в том числе и словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Однако использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности, различных вариантов планов, вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта при умственной отсталости. В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет создавать условия, способствующие развитию всех процессов памяти.
Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной возрастной динамики, но вместе с тем, эти показатели не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью.
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребѐнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
раннее получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью, осваивающих вариант С, характерны следующие специфические образовательные потребности:
увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы до 12 лет;
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира;
отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
обеспечение обязательности профильного трудового образования; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Цели и задачи программы.
Профильный труд:
1. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
2.Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
3.Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью.
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
Программа по профильному труду в 5-9-х классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем определены примерный перечень профилей профессиональной подготовки: «Столярное дело», «Слесарное дело», «Переплетно-картонажное дело», «Швейное дело», «Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего обслуживающего персонала», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Художественный труд» и др. Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора образовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования -качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты.
Этика и эстетика профессионального труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Общая характеристика учебного процесса
Продолжительность обучения составляет пять лет, с 5 по 9 класс.
В программу 6 класса входят работы по уборке урожая овощей. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с биологическими и морфологическими особенностями картофеля, овощных культур, обработки ягодных кустарников и агротехникой их возделывания. Приводятся данные по агрохимии – свойства и применение минеральных удобрений. На занятиях по животноводству овладевают приемами ухода за домашней птицей, овцами и козами. 6 часов в неделю (204 ч.)
В 9 классе программа продолжает знакомить, обучающихся с основами семеноводства и садоводства. Ребята узнают об овощеводстве на открытом грунте.
Тема «Животноводства» знакомит их с крупным рогатым скотом. Они осваивают приёмы работы на молочно-товарной ферме, это уборка помещений, кормление и доение коров, уход за телятами. 8 часов в неделю (264 ч.)
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Профильный труд».
Для осуществления трудового обучения (сельскохозяйственный труд) образовательной организации требуются:
Материал для растениеводства (семена растений, рассада, комнатные растения, почвенные смеси и др.) И ухода за животными.
Различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование для трудовой подготовки в области сельского хозяйства.
Прочий учебно-дидактический материал необходимый для трудовой подготовки в образовательной организации.
Для обеспечения успешного овладения обучающимися технологическим процессом необходимо создать условия, способствующие выполнению доступных трудовых действий и получения качественного продукта. Для этого с учётом индивидуальных возможностей обучающихся создаются алгоритмы действий, расписания в виде ряда графических изображений. Для создания, обработки и распечатки графических изображений образовательной организации необходимо иметь оборудование и программное обеспечение.
Литература для обучающихся:
5 класс:
Е. А. Ковалёва. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013г.
6 класс:
Е. А. Ковалёва. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013г.
7 класс:
Е. А. Ковалёва. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013г.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D образовательной программы.Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения:Профильный труд: Минимальный уровень:
знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
подбирать материалы, необходимые для работы;
принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
подбирать инструменты, необходимые для работы;
руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
знать сущность базовых способов воздействия на предметы труда (механических, химических, биологических, энергетических и т. п.);
знать принципы, лежащие в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);
овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
читать техническую (технологическую) документацию, применяемую при осуществлении изучаемого технологического процесса; составлять стандартный план работы;
представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно- картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
понимать значение и ценность труда;
понимать красоту труда и его результатов;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе;
использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе;
понимать значимость эстетической организации школьного рабочего места как готовность к внутренней дисциплине;
умение эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно- практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов;
создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП общего образования, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные). Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно отсталых детей. 5-9 классы, М. Владос, 2011г.
5 класс
№ п\пТема занятия Кол-во часов Умения Примечание Дата
Водное занятие Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей. Виды работ, продукция и оплата труда в ближайших коллективных и фермерских хозяйствах. Использование сельхозпродукции. Подсобное сельское хозяйство школы. Виды производимой в нем продукции и ее использование. Участие в сборе урожая овощей и картофеля
Цель заготовки овощей и картофеля. Значение своевременной уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и картофеля.
Правила безопасности при работе сельхозинвентарем. Практические работы
Сортировка выкопанных корнеплодов свеклы и моркови, укладка их в штабель для дальнейшей обрезки ботвы. Уборка и сортировка овощей. Сортировка выкопанных клубней картофеля. Уборка послеурожайных остатков
Цель уборки ботвы картофеля, помидор, остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков с поля.
Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности.
Практические работы
Сбор ботвы картофеля и помидор граблями. Вынос ботвы на край поля. Работа с граблями. Выдергивание кочерыг капусты из земли и складывание их на краю поля. Заготовка веточного корма для кроликов
Виды деревьев, и кустарников, ветки которых могут служить кормом для кроликов. Выбор места для заготовки веток.
Практические работы
Обломка веток, связывание их в пучки и веники.
Укладка веток в хранилище.
Кролики
Кролики – домашние животные. Разведение кроликов в домашних и школьных условиях. Продукция кролиководства и ее значение. Породы кроликов, разводимых в местных условиях. Экскурсия. Кролиководческая ферма. Распознавание пород кроликов. Упражнения. Определение пород кроликов. Содержание кроликов зимой.
Устройство крольчатника в домашних и школьных условиях. Клетки для кроликов: устройство, расположение в крольчатнике. Клетки для самцов, самок и молодняка.
Подсобное помещение для хранения корма. Подготовка корма к потреблению.
Практическая работа
Проверка остекления окон, уплотнения дверей, мелкий ремонт помещения. Заготовка лозы и веток на метле и веники для ухода за кроликами. Ручной инвентарь для ухода за кроликами
Ручной инвентарь для ухода за кроликами: виды (скребки, мотыжки на коротких ручках, совки, лопаты, метла и веники), назначение, приемы работы. Ведро или тачка для выноса или вывоза навоза. Практические работы
Изготовление метел и веников из веток и лозы для ухода за кроликами. Уход за кроликами
Особенности ухода за кроликами во время зимнего содержания.
Необходимость поддержания чистоты в крольчатнике и клетках. Недопустимость сквозняков в крольчатнике. Уход за взрослыми кроликами и молодняком разного возраста. Правила поведения школьников в крольчатнике. Практические работы
Удаление навоза с поддонов.
Чистка клеток от остатков корма. Уход за кроликами. Чистка кормушек и поилок, смена воды. Уборка всего помещения. Удаление навоза и остатков корма из крольчатника. Практическое повторение
Простейший ремонт ручного инвентаря.
Чистка клеток и кормушек.
Чистка поилок. Чистка поддонов. Уборка крольчатника. Самостоятельная работа
Уборка клеток и крольчатника.
Вводное занятие
Корма для кроликов
Корма для кроликов: виды
( сено, веточный корм, зерно, морковь – кормовая свекла, картофель, кабачки и тыквы).Корма для кроликов: качество, подготовка. Корма для кроликов: повышение питательности в процессе подготовки к скармливанию, хранение. Определение качества корма по внешнему виду.
Сравнение кормов по питательности. Распознавание зерновых кормов для кроликов. Кормление кроликов.
Количество каждого вида корма, необходимого кроликам разных возрастов для нормального развития. Кратность кормления кроликов. Режим кормления кроликов и его соблюдение. Практические работы
Составление графика кормления кроликов. Указание количества каждого вида корма для взрослых кроликов и молодняка. Взвешивание и отмеривание суточной нормы каждого вида корма. Утренняя раздача кормов, не требующих специальной подготовки. Подготовка корнеплодов к скармливанию во время дневной раздачи ( измельчение и смешивание с зерновым кормом) Раздача корма на ночь. Смена воды при каждом кормлении. Подготовка семян гороха к посеву.
Всхожесть семян. Проверка семян на всхожесть как необходимая подготовка к посеву. Оборудование для проверки всхожести семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Отсчет 100 штук семян гороха. Подготовка влажной камеры (чашки Петри). Размещение семян в камере. Поддержание оптимальной температуры влажности в камере. Наблюдение за прорастанием семян гороха.
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями
Вред, который наносят грызуны плодовым деревьям. Меры в конце зимы и начале весны против грызунов плодовых деревьев. Практические работы
Обтаптывание снега вокруг стволов плодовых деревьев.
Практическое повторение
Уход за кроликами.
Кормление кроликов.
Самостоятельная работа
Дневное кормление кроликов по принятому графику с определением объема кормов каждого вида по установленным в школе нормам.
Вводное занятие.
Картофель
Строение растения картофеля и клубней. Состав клубня картофеля.
Условия, необходимые для получения хорошего урожая картофеля. Определение верхушки и основания клубня. Лабораторная работа
Обнаружение крахмала в клубне картофеля. Подготовка клубней картофеля к посадке.
Требования к клубням, предназначенным для посадки. Признаки здоровых и больных клубней. Признаки и размеры семенных клубней. Практические работы
Отбор семенного картофеля.
Выбраковка больных клубней. Раскладка семенных клубней для проращивания. Выращивание гороха.
Строение растения гороха. Условия, необходимые для получения хорошего урожая гороха. Подготовка почвы под посев гороха, сроки посева. Уход за растениями.
Практические работы
Разметка рядков для посева гороха с помощью веревки и колышков. Углубление рядков по разметке. Разметка рядков для посева. Раскладка семян гороха и заделка.
Рыхление почвы при появлении всходов. Расстановка опор. Выращивание гороха. Посадка картофеля и уход за ним
Условия для выращивания доброкачественных клубней.
Сроки посадки картофеля. Способы посадки картофеля (ширина междурядий и расстояние в рядках). Уход за посадками.
Борьба с колорадским жуком.
Практические работы
Разметка рядков по веревке, выкопка лунок лопатами, раскладка клубней и их заделка. Выращивание картофеля. Рыхление почвы после всходов картофеля.
Окучивание.
Практическое повторение
Уход за кроликами.
Заготовка зеленой травы для кроликов.
Кормление кроликов.
Уход за посадками картофеля.
Уход за посадками гороха.
Самостоятельная работа:
Разметка лунок для посадки картофеля.
6 класс
№ п\пТема занятия Кол-во часов Умения Примечание дата
Вводное занятие Анализ результатов обучения за 5 класс. Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда. Спецодежда. Уборка картофеля
Сроки уборки картофеля Правила окопки клубней без повреждений
Практические работы
Выкопка клубней картофеля.
Уборка и сортировка овощей Сбор клубней и их просушка. Закладка клубней на хранение в тару.
Почва и ее обработка
Общее представление о почве и пахотном слое. Значение почвы для выращивания растений. Удобрение почвы.
Обработка почвы с помощью лопаты.
Правила вскапывание почвы лопатой
Работа лопатой. Требования к качеству вскапывания.
Практические работы
Выбор лопаты.
Осмотр участка и определение направления борозд. Прокладывание первой борозды.
Соблюдение глубины вскапывания и слитности борозд. Подготовка почвы под посадку чеснока.
Требования к обработке почвы под посадку чеснока. Практические работы
Разметка участка или гряд под чеснок.
Вскапывание участка.
Рыхление и выравнивание участка граблями. Т/Б с граблями Осенний уход за ягодными кустарниками
Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях.
Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников, глубина вскапывания.
Практические работы
Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой.
Посадка чеснока
Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала.
Способы посадки, глубина заделки чеснока. Выращивание чеснока. Практические работы
Разметка рядков с помощью веревки и колышков. Посадка чеснока в рядки. Практическое повторение
Уборка овощей.
Уборка картофеля. Обработка почвы с помощью ручного инвентаря.
Самостоятельная работа
Обработка почвы с помощью лопаты.
Вводное занятие. Домашняя птица
Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки. Птица, преимущественно разводимая в местных условиях.
Содержание птицы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.
Изображения домашних птиц разных пород. Экскурсия на птицеферму и фермерское хозяйство. Содержание домашней птицы.
Помещение, для содержание птицы в школьном или фермерском хозяйстве. Оборудование птичника в зависимости от вида птиц. Уход за птичником.
Содержание птицы с вольным и ограниченным выгулом. Безвыгульное содержание птицы.
Практические работы.
Выпуск птицы на выгульный двор. Смена воды в поилках. Чистка птичника и выгульного двора. Органические удобрения
Общее представления об удобрениях.
Виды органических удобрений.
Распознавание вида органического удобрения. Разные органические удобрения. Виды навоза. Значение органических удобрений для удобрения почвы и получения высоких урожаев растений. Определение видов навоза. Заготовка навоза.
Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета.
Получение компоста.
Компост из птичьего помета. Устройство навозохранилища.
Практические работы
Вывоз навоза из помещения, укладка в штабель. Закладка компоста. Сбор куриного помета в чистом виде и укладке его под навес для последующего использования в качестве жидкой подкормки растений.
Практическое повторение
Уборка крольчатника и птичника. Заготовка навоза и компоста.
Самостоятельная работа.
Закладка компоста.
Вводное занятие.
Овцы и козы.
Домашние животные. Овцы и козы в крестьянских хозяйствах. Местные породы овец и коз.
Козы, разводимые для получения молока, и козы , разводимые для получения пуха.
Поведение овец и коз.
Распознавание разнопродуктивных коз. Определение продуктивных коз.
Содержание овец и коз зимой.
Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Обязательное наличие выгульного двора. Содержание овец и коз на соломенных подстилках. Уход за овцой и козой.
Удаление соломистого навоза со скотного двора после перевода овец и коз на летнее содержание. Устройство кормушек на выгульном дворе.
Практические работы
Очистка кормушек от остатков корма.
Развешивание пучков веток с сухими листьями на выгульном дворе для коз. Корм для овец
Сено из степных трав разнотравья как наиболее предпочтительный корм для овец и коз.
Зерновые корма для овец и коз. Образцы степного сена и сена с заболоченного
луга.
Сочные корма для овец и коз (тыква, кабачки, свекла, морковь). Нормы кормления взрослых овец и коз.
Овощные культуры
Общее представление об овощах и овощных культурах. Изображение овощей и растений в полном развитии. Группы и характеристика овощных культур ( корнеплоды, капустные и луковичные овощные культуры, плодовые и зеленые овощные культуры). Распознавание овощей. Необходимость потребления разнообразных овощей. Классификация овощных культур.
Основные полевые культуры.
Культуры, относящиеся к полевым (пшеница, и другие зерновые, подсолнечник, сахарная свекла).
Зерна разных культур (кукурузы, подсолнечника, гречихи и др.), а также кормовых корнеплодов и кормовых бахчевых культур. Продукция из полевых культур, ее значение. Распознавание вида полевой культуры. Полевые культуры, выращиваемые в местных условиях. Подробное ознакомление с основными культурами, распространенными в местных условиях: строение растений, особенности продуктивных частей, использование. Кормовые культуры и кормовые травы, выращиваемые в местных условиях. Определение полевых культур по продуктивным частям и внешнему виду. Столовые корнеплоды
Морковь и свекла – столовые корнеплоды. Морковь и свекла – двулетние растения.
Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни.
Строение их корнеплодов.
Стандартные размеры корнеплодов моркови и свеклы. Распознавание стандартного столового корнеплода. Определение стандартных столовых корнеплодов. Практическое повторение
Уход за плодовыми деревьями.
Самостоятельная работа
Разбор смеси на семена полевых и овощных культур.
Вводное занятие.
Выращивание семян лука и столовых корнеплодов.
Выбор луковиц и корнеплодов моркови и свеклы для высадки на семенном участке. Выбор места для семенного участка. Подращивание корнеплодов моркови и свеклы в теплице или в комнатных условиях (при необходимости) Подготовка почвы.
Уход за высадками корнеплодов лука. Практические работы
Отбор корнеплодов моркови и свеклы для посадки.
Подготовка горшков больших размеров, насыпка в них почвы, смешанной с перегноем. Посадка в горшки корнеплодов и установка их на светлое и теплое место.
Вскапывание почвы на семенном участке, удобрение перегноем. Выкопка лунок, внесение в них перегноя. Высадка в лунки подращенных корнеплодов, когда наступит устойчивая теплая погода. Посадка лука на семена.
Полив растений и рыхление почвы.
Выращивание столовых корнеплодов.
Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Размер участка согласно способу посева. Сроки и способы посева. Выращивание моркови и свеклы. Уход за растениями (прополка, прореживание, рыхление междурядий). Практические работы.
Подготовка почвы с помощью ручных орудий труда. Разметка борозд. Углубление борозд по размеченным линиям. Раскладка семян моркови и свеклы в посевные рядки. Заделка семян.
Прополка в рядках после всходов. Рыхление междурядий. Прореживание растений. Выращивание репчатого лука и лука-севка.
Особенности роста и развития растений лука. Распознавание вида лука. Виды лука.
Распознавание вида лука. Условия хранения лука-севка для получения качественного урожая. Лук однолетний.
Получение репчатого лука с помощью рассады. Подготовка лука-севка к посадке. Выращивание лука. Способы посадки лука-севка. Способы посадки лука-чернушки. Уход за посадкой и посевом лука. Практические работы
Подготовка почвы и разметка гряд для посадки и посева лука. Замачивание лука-севка Посадка лука-севка в гряды для разметки. Посев лука-чернушки.
Прополка в рядках и междурядиях.
Полив. Практическое повторение
Посадка картофеля.
Посев гороха.
Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников. Самостоятельная работа.
Разметка рядков под посев столовой моркови и свеклы, посев семян.
7 класс
№ п\п Тема занятия Содержание занятия Дата
Вводное занятие
Уборка лука. Оценка результатов обучения за 6 класс. Охрана труда. Спецодежда. Признаки созревания лука. Время созревания, признаки созревания, влияние погоды. Сроки уборки лука. Сроки уборки лука в нашей местности. Способы хранения репчатого лука и лука севки. Просушивание лука, связывание в косы или закладка в хранилища. Просушка лука перед закладкой на хранение. Способы и время просушки лука. Признаки полной просушки луковицы. Практические работы
Выборка лука из рядков, раскладка для просушки. Последовательность выборки лука, просушка, с\х инвентарь.
Проверка степени просушки, сортировка. Признаки окончания просушки, сортировка.
Отбор лука – толстошея для первоочередного использования. Определение и отбор лука-толстошея. Уборка стеблей с семенами моркови и свеклы и семенных головок лука. Признаки созревания семян моркови и свеклы. Признаки созревания семенных зонтиков у моркови и соплодий у свеклы. Сроки уборки моркови и свеклы. Сроки уборки моркови и свеклы.
Условия дозревания семян моркови и свеклы. Время и условия дозревания семян моркови и свеклы. Практические работы Срезка стеблей моркови и свеклы у основания. Срезка сухих стеблей моркови и свеклы, правила Т/Б. Размещение срезанных стеблей для просушки. Условия размещения стеблей моркови и свеклы для просушки. Размещение семени моркови и свеклы для дозревания. Время и условия необходимые для дозревания семян. Срезка семенных головок лука. Правила Т/Б, инвентарь. Укладка семенных головок лука на просушку. Последовательность укладки головок лука на просушку. Уборка столовых корнеплодов и учет урожая. Сроки уборки столовых корнеплодов. Сроки уборки столовых корнеплодов в нашей местности. Правила подкапывания корнеплодов. Правила безопасной работы.
Способы учета урожая и урожайности. Подсчет урожая столовых корнеплодов. Проверка обрезки ботвы. Правила Т/Б при обрезке ботвы.
Сортировка корнеплодов. Правила Т/Б при обрезке ботвы.
Хранение корнеплодов. Закладка корнеплодов на хранение.
Признаки нестандартной продукции. Нестандартные корнеплоды.
Практические работы
Подкапывание корнеплодов моркови и уборка из рядков. Подкапывание и уборка корнеплодов из рядков. Складывание в кучу ботвой в одну сторону. Правильное складывание моркови в кучу. Уборка корнеплодов свеклы из рядков. Уборка корнеплодов свеклы и складывание в кучу ботвой в одну сторону. Обрезка ботвы у столовых корнеплодов. Правила безопасной работы.
Закладка корнеплодов на хранение. Закладывание корнеплодов в овощное хранилище. Учет урожая столовых корнеплодов. Учет урожая в корзинах и ведрах. Расчет урожая. Сортировка корнеплодов. Отбор нестандартных корнеплодов.
Ягодные кустарники и уход за ними. Смородина, крыжовник, малина – ягодные кустарники. Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях. Строение и особенности плодоношения ягодных кустарников. Биологические особенности ягодных кустарников. Уход за ягодными кустарниками. Особенности ухода за ягодными кустарниками. Болезни и вредители ягодных кустарников Распознавание вредителей ягодных кустарников. Практические работы. Внесение органических удобрений под кустарники. Нормы внесения органических удобрений под ягодные кустарники. Обрезка ягодных кустарников. Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников.
Практическое повторение.
Уборка картофеля. Последовательность, сроки, инвентарь. Осенняя перекопка почвы.
Правила осенней перекопки почвы, Т/Б. Закладка картофеля на хранение.
Время, устройство, овощехранилище. Самостоятельная работа.
Отбор нестандартных корнеплодов моркови и свеклы.
Нестандартные корнеплоды моркови и свёклы. Вводное занятие.
Содержание занятия. Правила т\б на уроках с\х труда. Заготовка почвы для теплицы и парника. Состав земляной смеси для парников и теплиц. Дерновая или огородная земля, перегной и торф. Соотношение частей земляной смеси.
Соотношения частей земляной смеси, используемой для разных целей. Хранение составных частей земляной смеси. Хранение составных частей земляной смеси. Время заготовки смеси. Время заготовки составных частей земляной смеси. Практические работы. Заготовка дерновой почвы и доставка её к месту хранения. Укладка дерновой земли под навес. Заготовка перегноя к месту хранения. Хранилище. Размещение под стеллажами теплицы. Подготовка парника к зиме. Значение парника для выращивания рассады овощных культур. Значение защищённого грунта.
Почвенный грунт в парнике. Состав почвенного грунта, дальнейшее использование. Необходимость выемки грунта из парника. Вывоз грунта и укладка в штабель. Практическая работа Выемка парникового грунта лопатами. Выемка грунта, погрузка в транспортное средство, вывоз и укладка в штабель. Свиноферма Свинья как домашнее животное.
Виды свиней: хряки, свиноматки, поросята-сосуны, поросята отъёмыши, откормочные. Разведение свиней в коллективных и фермерских хозяйствах. Оборудование свинарников станками для индивидуального и группового содержания различных видов свиней. Содержание свиней в индивидуальных хозяйствах.
Экскурсия. Крестьянское подсобное хозяйство. Устройство кормушек, поилок, щелевых полов.
Наблюдение за поведением свиней. Определение вида свиньи.
Содержание свиней на школьной свиноферме. Устройство станка для содержания свиней, кормокухня, лагерь для свиней. Корма для свиней. Виды кормов для свиней. Зерновой, сочный, зеленый, отходы технических производств животного происхождения. Витамины и минеральные подкормки. Значение подкормок в рационе свиней. Зерновые корма. Сочные корма. Кукуруза, ячмень, овёс, кормовая свёкла, морковь, бахчевые. Корма животного происхождения. Комбинирование корма. Пищевые отходы. Питательные вещества в корме. Сравнение кормов по питательности. Классификация кормов. Распознавание вида корма для свиней.
Кормление откормленных свиней Корма и рацион кормления свиньи.
Зависимость нормы и рацион от групповой принадлежности и возраста.
Кратность кормления. Подготовка кормов к скармливанию. Правила скармливания пищевых отходов. Практическая работа. Мойка и измельчение свеклы, закладка в бак. Мойка и измельчение сочных кормов, закладка с зерном в бак для варки. Добавки соли, мела, травяной муки, проверка температуры.
Добавка по норме необходимости питательных веществ в тёплую кормовую массу. Раздача остывшей кормовой массы.
Закладка новой порции для варки, раздача свежих пищевых отходов. Уборка свинарников.
Требования к температуре и влажности воздуха в свинарнике. Оптимальная температура и влажность воздуха в свинарнике. Поддержание чистоты в свинарнике. Необходимость чистки кормушек, станков, проходов. Инвентарь для уборки. Правила безопасной работы. Инвентарь для уборки свинарника и кормокухни. Правила т\б при работе с ним. Практическая работа Уборка свинарника. Чистка кормушек, удаление навоза из станков, проходов, вывоз его за пределы. Уборка посуды и помещение для приготовления кормов. Мойка чана, чистка посуды для раздачи корма, уборка помещения. Практическое повторение. Подготовка кормов к скармливанию свиньям. Мойка, дробление зерна, измельчение и запаривание корнеплодов. Раздача кормов.
Определение разовой дачи корма, правила т\б. Самостоятельная работа.
Подсчёт массы зернового и сочного корма сырого рациона. Отмеривание подсчитанного кол-ва кормов для варки. Подсчёт массы зернового и сочного корма для указанного учителем числа откормочных свиней.
Вводное занятие.
Минеральные удобрения. Т/Б на уроках с\х труда.
Виды удобрения ( минеральные и органические)
Виды минерального удобрения. Азотные, фосфорные, калийные удобрения. Элементы питания растений, содержащихся в минеральных удобрениях. Наиболее распространенные азотные, фосфорные и калийные удобрения. Аммофос, нитрофоска, аммофоска и др. Комплексные минеральные удобрения.
Преимущество комплексных минеральных удобрений.
Преимущество комплексных минеральных удобрений. Растворимость минеральных удобрений в воде. Цвет удобрений. Хранение удобрений. Хранение удобрений.
Смешивание минеральных удобрений с органическими. Правила внесения минеральных удобрений в почву. Кормление свиноматки и уход за ней. Виды свиноматки Холостая, подсосная, супоросная. Нормы и рацион кормления свиноматки. Содержание свиноматки в индивидуальном станке. Особое кормление свиноматки. Уход за свиноматкой накануне опороса или сразу после него. Практические работы. Уборка станка, смена подстилки. Правила Т/Б. Подготовка и раздача кормов, обильная подстилка перед опоросом.
Обработка сосков свиньи перед первым кормлением поросят. Основные плодовые деревья.
Яблоня, груша, слива, вишня- основные плодовые деревья полосы России. Строение плодового дерева. Строение плодового дерева.
Рост, развитие и плодоношения плодовых деревьев. Сорта плодовых деревьев. Косточковые и семечковые плодовые деревья. Сорта плодовых деревьев.
Плодовые и листовые почки на плодовом дереве. Выращивание саженца плодового дерева. Плодовые и листовые почки на плодовом дереве. Характер кроны и цвет коры плодового дерева. Заготовка навоза для парника Навоз как биотопливо для парника. Правила укладки навоза. Конский навоз как лучший вид биотопливо. Подготовка других видов навоза в качестве биотопливо. Подвоз навоза к месту хранения. Правила укладки навоза, примеры разогревания. Практические работы. Выбор места для укладки навоза в штабель. Подвоз навоза к месту укладки. Прослойка жидкого навоза соломой. Укрытие верхнего слоя соломой во избежание промерзания штабеля. Капуста Пищевая ценность капусты. Капуста ранних, средних и поздних сортов. Особенности капусты, как двулетнего растения. Строение растения первого и второго года жизни.
Рассадный и безрассадный способ выращивания капусты. Капуста ранних, средних и поздних сортов. Сорта капусты, пригодные для потребления в свежем виде, квашения и зимнего хранения кочанов. Сроки посева семян капусты. Рассадный и безрассадный способ выращивания капусты. Состав земляной смеси. Посев семян капусты. Сроки посева семян капусты ранних, средних и поздних сортов. Смешивание дерновой земли с перегноем и торфом. Целесообразность выращивания капусты в школьных условиях. Подготовка парника под рассаду. Состав земляной смеси для выращивания рассады капусты. Условия для выращивания здоровой рассады. Глубина насыпки грунта в парник. Практические работы Смешивание дерновой земли с перегноем и торфом. Насыпка дерновой смеси поверх навоза глубиной не менее 18 см. Закладка сеянцев рассады. Укрытие парника рамами.
Выращивание рассады капусты Условия для выращивания здоровой рассады. Заболевания рассады в парнике черной ножкой и меры предупреждения этого заболевания. Закладка сеянцев рассады.
Правила пикировки рассады.
Уход за рассадой в парнике.
Самостоятельная работа. Вводное занятие.
Правила поведения на уроках с\х труда. Анализ проделанной работы за 3 четверть. Правила Т/Б. Зеленые овощи. Виды зеленых овощей. Внешнее строение и особенности овощей. Строение зеленых овощей.
Условия выращивания зеленых овощей. Зеленые овощи, выращиваемые в местных условиях. Семена зеленых овощей. Определение семян зеленых овощей. Выращивание овощей и редиса. Подготовка почвы для посева укропа, салата и петрушки Сроки посева. Внесение удобрений. Значение удобрений. Разметка посевных рядков. Разметка участка, инвентарь. Посев семян овощей. Укладывание семян в бороздки. Уход за растениями овощей. Прополка в рядках и междурядьях. Выращивание редиса.
Строение редиса.
Подготовка почвы для посева. Перекопка почвы, боронование. Разметка посевных рядков. Разметка участка на делянки. Способы посева семян редиса. Способы посева семян.
Уход за растениями редиса.
Борьба с вредителями. Уборка урожая.
Высадка капусты в открытый грунт. Сорта капусты.
Агротехника капусты разных сортов. Подготовка почвы под капусту. Боронование почвы.
Разметка почвы маркёром. Подготовка органоминеральных смесей. Осеннее внесение удобрений.
Поделка лунок лопатой и внесение удобрений. Подготовка необходимого оборудования. Пикировка рассады из парника в лунки. Способы выращивания рассады. Рыхление междурядий после посадки лопатой. Уход за рассадой в открытом грунте. Подкормка растений через десять дней после посадки. Подкормка растений, окучивание первое. Рыхление посадки мотыгами.
Уничтожение сорняков рыхлением мотыгами. Окучивание второе. Вторичная подкормка растений. Выращивание редиса для получения семян. Подготовка почвы и разметка маркёром. Вскапывание почвы.
Подготовка корнеплода к пересадке. Подготовка корнеплода к посадке. Уход за семенниками. Систематический полив посадок. Практическое повторение Вскапывание почвы лопатой под картофель. Правила Т/Б при работе с лопатой.
Посадка картофеля.
Подготовка клубней к посадке. Уборка свинарника. Подготовка инвентаря к уборке. Уборка кормокухни. Уборка кормового отделения. Приготовления кормовой смеси. Определить массу разовой дачи корма. Раздача корма. Определение объема корма на одну свинью. Чистка инвентаря. Т/Б при работе с инвентарём. Самостоятельная работа.