Занятие образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе «Ветер, ветер ты могуч»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Сказка» общеразвивающего вида
Елабужского муниципального района
Тема непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе
«Ветер, ветер ты могуч»
Выполнила:
Воспитатель высшей кв категории
Ермакова Людмила Николаевна
Интеграция образовательных областей:
«Познание» , «Безопасность» , «Коммуникация» , «Физическая культура», «Художественно-эстетическое»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, ураган, буря, смерч, а также с причинами возникновения ветра, его ролью в жизни человека и с некоторыми правилами безопасности.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и явлениям природы, знанию правил ОБЖ.
Закрепить знания детей о природных явлениях с помощью опытов, тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.
Формировать умение вести диалог используя качественные прилагательные, глаголы, пополнять словарный запас, расширять кругозор.
Развивающие:
Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, умение внимательно слушать, делать выводы
Развивать интерес к познанию основ безопасности жизни.
Воспитательные:
Воспитывать сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитывать желание заботиться о сохранении своей жизни.
Материал и оборудование: картины с изображением бури, урагана, смерча; мультимедийная аппаратура, лента знаков, символов; свеча, спички; листы бумаги разрезанные на полоски с одной стороны; узкие шарики по количеству детей.
Способ организации: Активно - деятельностныйПроблемная ситуация Содержание деятельности Условия, средства деятельности детей
Сюрпризный момент.
Вод сказочного героя. Знакомство. ПроблематизацияЕсли дети не догадались , помогаем при помощи загадывания загадки. Включение в процессе обучения не только эмоциональной, но и рациональной сферы.
Включение детей в планирование совместной деятельности
Упражнение в подборе прилагательных и глаголов
Эмоциональный настрой на дальнейшую совместную деятельность
Просмотр отрывка мультфильма «Волшебник Изумрудного города»
Проблемные вопросы
Включение в процесс обучения, используя рассказ и картины.
Закрепление
Проблемные вопросы
ОБЖ
Проблематизация содержания
Включение детей в планирование совместной деятельности
Художественное творчество.
Итог занятия
Карлсон: «Здравствуйте, друзья! Вы меня узнали? Вы знаете ребята, я так люблю летать, но сегодня я вынужден был сидеть на крыше, а одному скучно, вот я и пришел к вам. А как вы думаете, почему я не могу сегодня летать?»
Ребята, сейчас я загадаю вам загадку об одном невидимке, а вы постарайтесь отгадать.
Друзья, а что такое ветер? Давайте попробуем вместе это понять, увидеть!
Ребята, каким бывает ветер?
А что ветер умеет делать?
Как ветер помогает людям?
Может ли ветер повредить человеку?
«Я предлагаю вам вместе со мной немного подвигаться, можете повторять со мной слова.»Ребята, давайте посмотрим, что произошло в одной из сказок из-за сильного ветра.
Как вы думаете: бывают ли такие ветра, которые могли бы перенести дом с места, на место не в сказке, а в жизни?
Рассказ Карлсона: (Приложение)
«Такие ветра действительно бывают. Их называют ураган, буря.» Чтение фрагмента стихотворения А.С.Пушкина «Буре мглою небо кроет»
Как называется такое явление?
Кто из сказочных героев попадал в бурю? Вспомни доктора Айболита, который мчался в Африку на всех парусах.
Буря опасна для человека. Бывает даже, что люди по неосторожности гибнут во время сильного ветра, грозы. Поэтому нужно знать некоторые правила.
Рассмотрим и обсудим их
Гроза, буря бывают часто с молнией. Откуда она берется? Опыт №3
Друзья, нарисуйте на бумаге настроение, которое у вас возникает при слове «буря», «ураган» и при прослушивании звуков бури.
«Ребята, я рад, что пришел к вам. С вами было очень приятно общаться. А что вам понравилось?»
Разговор-диалог, побуждающий ребенка к высказыванию собственных мыслей
Дети высказываются, предполагают, отгадывают.
Вместе с детьми проводится опыт №1,2. (приложение)
Дети высказывают мнения, дают определение
Поощрение детей к высказыванию
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо» (приложение)
Дети просматривают отрывок мультфильма посредством проекторного показа.
Поощрение детей к рассуждению, умозаключению.
Дети слушают и рассматривают картины, переходя от одной к другой
Поощрение детей к высказыванию
Чтение отрывка из книги К.И.Чукотского «Айболит»
Использование ленты знаков, символов (Приложение)
Дети рассматривают и анализируют проговаривая правила ОБЖ.
Вместе с детьми проводится опыт №3 (Приложение)
Прослушивание музыкального произведения Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане»
Приложение
Загадка:
Хоть бескрылый, а летает
Безголовый, а свистит
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает
Сосны с корнем вырывает –
Так порою он сердит!
Только что он был везде
Миг и нет его нигде.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо Стоим с поднятыми вверх руками, раскачиваемся из стороны в сторону
Закачалось деревцо Наклоны в стороны сильные
Ветер тише, тише, тише амплитуда наклона уменьшается
Деревцо все выше, выше. Выпрямляемся и тянемся наверх
Рассказ Карлсона. «Что такое ураган?»
Это очень сильный ветер, и чем он сильнее, тем быстрее движется, тем больше всего сметает на своем пути. Мы с вами уже увидели, что ветер появляется тогда, когда встречаются теплый и холодный воздух. Если один из них будет очень, очень холодным, а другой – очень, очень теплым, то получится быстрый и сильный ветер, который можно назвать ураганом. Это будет настоящий вихрь, сметающий все на своем пути.
Очень сильный вихрь называется смерчем. Это большой воздушный столб, который очень быстро вертится. У него даже есть свой «хобот» , в который он втягивает все, что попадается на его пути (показ картины). Вот такой же смерч и захватил домик Элли и перенес его в волшебную страну.
Есть и другие ураганы: торнадо в Америке, тайфуны в Тихом океане (показать соответствующие картины). Можно показать на карте места, которые названы. Как правило, ураганы рождаются над океаном, потом перемещаются на сушу.
В нашей стране чаще всего, пожалуй, употребляют слово «буря»
- Ребята ,что вы представляете когда слышите слово «буря»? Какой она бывает?
Фрагмент стихотворения А.С.Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет ,как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Опыт 1.
Для его проведения вам понадобится две свечи. Проводить исследование нужно в холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи (не забывайте о безопасности!). Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимется и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (ведь он замерз!) , поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» теплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу) , а внизу – холодным (он ползет на встречу с нами). Получается, что «один» воздух, теплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.
Опыт 2.
Прикрепите над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Выслушайте предположения детей, что будет с этими полосками, когда вы откроет форточку. Будут ли они двигаться? Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостовериться, что они теплые. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Мы уже знаем, что теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы (можно его позвать). Холодный воздух из форточки будет спускаться вниз ) к батарее, чтобы погреться), а теплый , от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.
Опыт «Гром и молния»
В разговоре о буре ребята, как правило, вспоминают молнию и спрашивают, откуда она берется. Попытайтесь это объяснить на самом простом уровне (хотя это и непросто) и доказать верность своих объяснений на конкретном опыте. Наверняка, из школьного курса физики вы помните опыты с эбонитовой палочкой и шерстью, когда в результате трения этих предметов возникает электрический разряд. Если вы пластмассовым гребнем станете расчесывать волосы, возникнет легкое потрескивание и искры. А что происходит внутри грозового облака? В нем с очень большой скоростью перемещается ветер. Он тащит с собой капельки воды, льдинки, пылинки, которые толкаются и трутся друг о друга. Как гребень о волосы. В конце концов, появляется молния – происходит разряд.
Опыт проведите в темной комнате. Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее с ее родственницей. Вам понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика (дети обычно называют их «колбасками» ). Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание – как гром.
Примечание. Если вы чувствуете, что детям сложно понять объяснение, ограничьтесь проведением опыта.
Правила по ОБЖ:
Лента знаков символов:
Обсудите с детьми, как нужно себя вести во время сильного ветра, грозы, в бурю
Нельзя стоять на открытом месте
Прятаться под одиноко стоящим высокими деревьями.
Лучше укрыться в зарослях кустов
Нельзя находиться рядом с металлическими предметами
Нельзя находиться на воде
Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека.