Диагностическая работа по русскому языку в формате ЕГЭ ,2 вариант


Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант № 2
Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант № 2
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
(1) Сегодня известно около двух миллионов видов животных, и каждый год учёные открывают сотни и тысячи новых. (2)Как не потеряться, не заблудиться среди этого множества форм, если сами зоологи не могут окончательно договориться даже о том, сколько типов беспозвоночных следует выделять, не говоря уже о более мелких группах? (3)(…) чтобы определить место организма среди других, надо проследить эволюцию этого организма.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Учёные-зоологи не могут окончательно решить, сколько типов беспозвоночных существует на планете.
2) Чтобы определить место организма среди двух миллионов видов, надо
проследить эволюцию этого организма.
3) Чтобы проследить эволюцию любого организма, необходимо определить его место среди других организмов.
4) Только проследив эволюцию организма, зоологи могут определить его место среди постоянно пополняющегося множества видов и форм животных.
5) Сегодня известно около двух миллионов видов животных, и каждый год учёные открывают сотни и тысячи новых.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Несмотря на это,/ Вопреки этому, / Однако, / Для того/ Наконец,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВИД, -а, м.
1) Внешность, состояние. Внешний В. Здоровый В.
2) Местность, видимая взором. В. на озеро. Комната с В. на море.
3) мн. Пейзаж, картины природы. Альбом с видами Кавказа.
4) мн. Предположение, расчёт, намерение. Виды на урожай.
5) Подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела – рода. В.растений, В. животных.
6) Разновидность, тип. В. спорта. В. обучения.
7) Категория глагола. Несовершенный В.
4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
вероисповЕдание/ нажитА/ тортЫ/ снятА/ дОнизу5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Поломавшийся телевизор мы отнесли в ГАРАНТИЙНУЮ мастерскую.
ВЫДАЧА коньков производится при наличии у посетителя катка паспорта или любого другого документа, который может быть оставлен в залог.
Эти люди с ДЕЛОВЫМ видом рассуждали о предстоящих выборах главы управы.
Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМАЦИЯ работающих на предприятии.
Всё в бабушке сейчас доставляло Поле ЖЕЛАННОЕ успокоение.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
БОЛЕЕ СЛАБО натянуты / ДЕВЯТИСТАМИ рублями / с ДВЕ ТЫСЯЧИ ВОСЬМОГО года КОЛЫШЕТСЯ на ветру / отряд ПАРТИЗАН
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения
с причастным оборотом
В) ошибка в предложении с двойным (парным) союзом
Г) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
Д) неправильное употребление падежнойформы существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Кто бы ни изучал историю русского
флота, все восхищались блестящимвоенным искусством адмирала Фёдора
Ушакова.
2) Производя какое-нибудь вычисление в уме, зрачки человека расширяются.
3) Ведущий очеркист газеты Инна
Петрова недавно вернулась из дальнейкомандировки.
4) Благодаря необычной архитектуры
Покровский собор относят квыдающимся памятникам русскогозодчества.
5) Одна из древних легенд рассказывает, что фиалки возникли из слёз.
6)Никто из поэтов, воспевавшимикрасоту русской природы, не делал это с таким лиризмом, как Ф. Тютчев.
7) Читая стихи, обращайте внимание наритм.
8) На картине В. Борисова-Мусатова«Весне» изображены ветви цветущей
вишни и готовые облететь одуванчики.
9) Диалог отличается от монолога не
столько внешне, а внутренне.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
отн..мает / спец..алист / пок..сившийся (забор) / разр…дить / л..пата
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..родители, р..ссыпать / безн..дзорный, пр..российский / нео..делимый, непо..купный / поз..крывались, нев..сстановимый /
на..костница, прио..крытый
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.      расчётл..вый / милост..во / отрасл..вой / опрометч..вый / устойч..во11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.
слыш..щий / колыш..щийся / (они) удерж..тся / (они) вылож..т (на прилавок) будораж..щий (воображение)
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ПРИЯТНАЯ на вкус пища может стать причиной депрессии.
Квартиры на верхних этажах были (НЕ)ОБЖИТЫ.
За водоразделом начинались бесхозные, до сих пор (НЕ) ОБУСТРОЕННЫЕ земли.
Статья эта была написана (НЕ)ПРОФЕССИОНАЛОМ, а скорее любителем.
Несмотря на праздничную суматоху в доме, настроение у Тани было отнюдь (НЕ)РАДОСТНЫМ.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НЕ)СМОТРЯ на холодные и дождливые дни, друзья (ПО)ПРЕЖНЕМУ каждое утро проводили на рыбалке.
ЧТО(БЫ) привлечь к себе внимание гостей, маленький Тимошка насыпал (В)ПУСТУЮ жестяную банку камней и стал трясти ею над головой.
(ПО)НАЧАЛУ шутка показалась Антону (НА)СТОЛЬКО безобидной, что он не обратил на неё никакого внимания.
Сравнение «Дорожных жалоб» и элегии «Брожу ли я..» Пушкина показывает, (НА)СКОЛЬКО (ПО)РАЗНОМУ поэт может раскрывать одну и ту же тему.
(В)ТЕЧЕНИЕ тех двух часов, что друзья шли по дороге, им (НА)ВСТРЕЧУ не попался ни один из местных жителей.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Не для того наш народ создал для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощрё(1)ыми, гибкими, бесконечно разнообразными формами; не для того нам оставле(2)о в дар это бесце(3)ое сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампова(4)ых фраз.15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Постарайтесь посетить и осмотреть если не все то хотя бы самые крупные музеи искусств Дрездена Милана Парижа.
Егор не решился возражать старшим или просто не захотел вступать в разговор.
Хвоя сосны ели хорошо защищает садовые растения от мышей и от зайцев.
Брат обещал позвонить из Севастополя или в крайнем случае отправить по почте телеграмму.
Когда-то на нашем острове как белых так и голубых песцов было великое множество.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Земля(1) размякшая под дождём(2) поддавалась лопате легко, ход получался широким, и в него(3) захватывая с собой кусочки прелых листьев (4) потекла вода.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Прощай(1) моя родина! Север(2)прощай, -
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки(3) останусь я сыном твоим!
 
Прощайте(4) вершины под кровлей снегов,
Прощайте(5)долины и скаты лугов,
Прощайте(6)поникшие в бездну леса,
Прощайте(7) потоков лесных голоса.
 
(С. Маршак)
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
И вот смотрю я сейчас на фотографию(1) историю(2) которой(3) только что рассказали (4) и вновь думаю о ни с чем не сравнимой роли случая в нашей жизни.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Время отпуска подходило к концу (1) и(2) хотя у нас оставалось ещё несколько дней до отъезда(3) но настроение у всех уже было «дорожным»(4) а мысли вернулись к кругу московских дел.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25
1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. (2)Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. (3)Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий… (5)В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…
(6)Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. (7)В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. (9)Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался. (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень.
(11)Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. (12)Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха… (13)Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья.
(14)Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. (15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. (16)Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее. (22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: (23) – Ну разве так можно?!(24)А я смотрел на них и завидовал. (25)Так завидуешь людям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь… (26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно кивнувшему отцу:(27) – Не наш! (28)Играем!(29)Мы угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке.
(По И. Новикову)
Иван Алексеевич Но́виков (1877—1959) — русский советский писатель.
20. Какое высказывание противоречит содержанию текста?
1) Глядя на ликующее семейство, герой рассказа тоже хотел бы радоваться жизни.
2) Осеннее ненастье наполнило души людей унынием.
3) Подошедший мужчина и две его дочери раздражали своим безудержным весельем некоторых людей, стоящих на остановке.
4) Герой рассказа находится в угнетённом состоянии из-за того, что во время проверки нарушил должностную инструкцию.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-4 содержится рассуждение.
2) В предложении 4 содержится описание.
3) В предложениях 6- 8 показаны последовательные действия героя.
4) В предложениях 14- 19 содержится повествование.
5) Предложение 25 поясняет содержание предложения 24.
22. Из предложений 20-21 выпишите синонимы (синонимическую пару)
23.Среди предложений 19 – 26 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и форм слова. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
24. «Чтобы воссоздать гнетущую обстановку осеннего ненастья, в начале текста автор использует такие тропы, как _____ («промозглая сырость», «неподвижно-тяжёлая вода»), _____ («бинтами изморози», «скулы зданий»). _____ в предложении 15 выступает как средство характеристики героев текста. Такой приём, как _____ (предложение 29), помогает подчеркнуть контраст между ликующим семейством и уныло оцепеневшей толпой».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) ряд однородных членов
3) эпитеты
4) диалектизм
5) противопоставление
6) литота
7) лексический повтор
8) метафоры
9) парцелляция
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.Конец формы
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данномутексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком