Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 6 класса в формате ГИА (2 варианта + тренинг)


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в формате ГИА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-ГО КЛАССА (1 вариант)
ФИ ученика _____________________________________ Дата выполнения работы _____________________
Неизвестный цветок
(1) Жил на свете маленький цветок. (2) Никто и не знал, что он есть на земле. (3) Он рос один на заброшенном пустыре. (4) Коровы и козы не ходили туда, и дети там никогда не играли. (5) На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и между ними была сухая мёртвая глина. (6) Лишь один ветер гулял по пустырю. (7) Как сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду – и в чёрную влажную землю, и на голый каменный пустырь. (8) В чёрной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.
(9) А однажды упало из ведра одно семечко, и приютилось оно в ямке между камнем и глиной. (10) Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впиталось ими в камень и в глину и стало расти.
(11) Так начал жить на свете маленький цветок. (12) Нечем было ему питаться в камне и глине. (13)Капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок всё жил и рос помаленьку выше. (14) Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка. (15) С воздуха падали на землю пылинки, что принёс ветер с чёрной тучной земли. (16) В тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. (17) Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья. (18) А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз. (19) Она увлажняла чёрные земляные пылинки, что принёс ветер, и разъедала мёртвую глину.
(20) Днём сторожем для цветка был ветер, а ночью – роса. (21) Он трудился день и ночь, чтобы не умереть и выжить. (22) И лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев редкого изумрудного тона.
(Платонов А.П. «Неизвестный цветок»)
К вопросам А1 – А3 даны четыре варианта ответа. Выберите из них один верный.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Что помогло цветку выжить в таких сложных условиях?»
А) Заботливый садовник, ухаживающий за ним.
Б) Другие растения, которые делились с ним всем, чем только могли.
В) Пчёлы, щедро приносящие ему еду – сладкий нектар.
Г) Сила характера и желание выжить во что бы то ни стало.
А2. В каком значении употреблено слово ТОН в предложении № 22?
А) звук определённой высоты В) характер поведения, обращения с людьми
Б) оттенок речи, её звучания Г) характер, оттенок красок, цвета по яркости, колориту
А3. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «Лишь один ветер гулял по пустырю»? А) эпитет Б) гипербола (преувеличение) В) сравнение Г) олицетворение
Выполните задания В1 – В12.
В1. Из предложений 20 – 21 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.____________________
В2. Из предложений 8 – 10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный». __________________________
В3. Из предложений 7 – 8 выпишите слово, в котором правописание Н – НН определяется правилом «Две НН пишутся в прилагательных, образованных от имени существительного с основой на Н» (типа: осеНь – осеННий): ___________________________________
В4. Из предложения 17 выпишите все местоимения.___________________________________________
В5. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. _____________
В6. Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочным способом. __________________
В7. Среди предложений 11 – 13 найдите сложное предложение. Укажите его номер. _______________
В8. Среди предложений 1 – 8 найдите предложение, в котором есть сравнение. Его номер? __________
В9. Из предложения 11 выпишите грамматическую основу. ____________________________________
В10. Из предложения 3 выпишите словосочетание, построенное по типу СОГЛАСОВАНИЕ.
__________________________________________________
В11. Из предложения 19 выпишите относительное прилагательное. _______________________________
В12. Из предложения 6 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. ______________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в формате ГИА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-ГО КЛАССА (2 вариант)
ФИ ученика _____________________________________ Дата выполнения работы _____________________
Воробей
(1)Тёплым летним вечером я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и бесшумно начала красться, точно зачуяла перед собой дичь.
(4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
(6) Моя собака медленно приближалась к нему. (7) Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей как камень упал на песчаную аллею перед самой её мордой. (8) Он, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.
(9) Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище… (10) Всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип. (11) Он замирал, он жертвовал собою!
(12) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (13) И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… (14) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
(15) Мой Трезор остановился, попятился… (16) Видимо, и он признал эту силу. (17) Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.
(18) Да, не смейтесь. (19) Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед её любовным порывом. (20) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (21) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(По И.С. Тургеневу, «Воробей»)
К вопросам А1 – А3 даны четыре варианта ответа. Выберите из них один верный.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старый воробей спрыгнул с высокой, безопасной ветки?»
А) Его снесло сильным ветром.
Б) Он искал корм, чтобы накормить своё детище – молоденького воробышка.
В) Он не заметил охотника с собакой, которые неожиданно появились перед ним.
Г) Он заслонил собой своё детище.
А2. В каком значении употреблено слово ДИЧЬ в предложении № 3?
А) нелепые разговоры, чепуха, вздор В) мелкие дикие птицы и звери как предмет охоты
Б) дикое, глухое место Г) мясо мелких диких птиц и зверей, употребляемое в пищу
А3. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «Он, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти»? А) эпитет Б) гипербола (преувеличение) В) сравнение Г) олицетворение
Выполните задания В1 – В12.
В1. Из предложений 9 – 11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне._____________________
В2. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный». __________________________
В3. Из предложений 6 – 8 выпишите слово, в котором правописание Н – НН определяется правилом «Одна Н пишется в суффиксах относительных прилагательных, обозначающих материал» (типа: глина – глинЯНый): ___________________________________
В4. Из предложений 15 – 17 выпишите все местоимения._______________________________________
В5. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. _____________
В6. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочным способом. ___________________
В7. Среди предложений 7 – 9 найдите сложное предложение. Укажите его номер. _______________
В8. Среди предложений 4 – 8 найдите предложение, в котором есть сравнение. Его номер? __________
В9. Из предложения 21 выпишите грамматическую основу. ____________________________________
В10. Из предложения 6 выпишите словосочетание, построенное по типу СОГЛАСОВАНИЕ.
__________________________________________________
В11. Из предложения 1 выпишите относительное прилагательное. _______________________________
В12. Из предложения 21 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв. ____________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в формате ГИА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-ГО КЛАССА (тренинг)
ФИ ученика _______________________________________ Дата выполнения работы _____________________
Летний дождь в степи
(1) Вдруг рванул ветер. (2) Да с такой силой, что, встрепенувшись, рванулся во все стороны и захлопал по листве деревьев. (3) Ветер со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. (4) Он, как свирепый Черномор, дул с чёрной тучи, нёс с собой облака пыли, запах дождя и мокрой земли. (5) Лунный свет затуманился, стал грознее, звёзды ещё больше нахмурились. (6) Видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (7) Теперь вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под купол неба. (8) Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.(9) Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем. (10) Тотчас же загремел первый летний гром. (11) Едва он умолк, как молния блеснула широко и ярко.
(12) Дождь почему-то долго не начинался. (13) Было страшно темно. (14) Где была недавно луна, чернела такая же тьма, как и везде. (15) А молнии в потёмках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.
(16) Но вот ветер в последний раз рванул и убежал куда-то. (17) Послышался ровный, спокойный шум. (18) Упала большая холодная капля дождя, за ней последовала ещё одна капелька. (19) И сразу же что-то быстро посыпалось и застучало по дороге. (20) Это был дождь. (21) Он заговорил о чём-то быстро, весело и препротивно. (22) Вдруг со страшным, оглушительным треском разломалось небо. (23) На земле вспыхнул и раз пять мигнул ослепительно едкий свет. (24) Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. (25) Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие звуки, похожие на треск сухого дерева.
(по А.П.Чехову, «Степь»)
А1. В каком значении употреблено слово БЛЕСК в предложении № 8?
А) великолепие, яркое появление чего-нибудь В) проявление своих достоинств
Б) нечто очень хорошее, впечатляющее Г) яркий, искрящийся свет
А2. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем»?
А) антитеза (противопоставление) Б) гипербола (преувеличение) В) сравнение Г) метафора
Выполните задания В1 – В12
В1. Из предложений 9 – 11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.____________________
В2. Из предложений 20 – 23 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный». ____________________________
В3. Из предложений 4 – 5 выпишите слово, в котором правописание Н – НН определяется правилом «Две НН пишутся в прилагательных, образованных от имени существительного с основой на Н» (типа: весНа – весеННий): ___________________________________
В4. Из предложений 19 – 21 выпишите все местоимения. ______________________________________
В5. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. ____________________
В6. Из предложения 14 выпишите слово, образованное приставочным способом. __________________
В7. Среди предложений 9 – 11 найдите сложное предложение. Укажите его номер. _________________
В8. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение, в котором есть сравнение. Его номер? __________
В9. Из предложения 16 выпишите грамматическую основу. ____________________________________
В10. Из предложения 7 выпишите словосочетание, построенное по типу СОГЛАСОВАНИЕ.
__________________________________________________
В11. Из предложений 9 – 10 выпишите относительное прилагательное. ___________________________
В12. Из предложения 14 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. _____________________
В13. Из предложений 19 – 22 выпишите слово, приставка в котором имеет значение ОЧЕНЬ. ________