Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ-2016, Тема — СССР в 1922 — 1941 годах.
Пояснительная записка.
Представленный вариант контрольной работы по истории разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по истории, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы раздела кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории – «СССР в 1922- 1941 гг.». При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2017.
При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов
1. http://hist.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/?redir=1 «Решу ЕГЭ»: история, образовательный портал Д. Гущина.
2. http://fipi.ru/. Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://ege.edu.ru/. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.
4. Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г. ЕГЭ 2016. История. Типовые тестовые задания. М., 2016.
История, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).
1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу
Образование СССР.
Аншлюс Австрии.
«Год великого перелома»
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) Включение в состав СССР Молдавии 1) 1 декабря 1934 года
Б) Принятие первого пятилетнего плана 2) 1922г.
В) Судебный процесс над правыми эсерами 3) Ноябрь 1929г.
Г) Убийство С.М.Кирова 4) 1940г.
5) 1939г.
6) Октябрь 1928 г.
Ответ:
А Б В Г
3. Ниже приведён список терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к государственному устройству СССР 1922–1941-х гг.
1) Верховный Совет; 2) Съезд Советов 3) Совет Народных комиссаров 4) КГБ; 5) Государственная дума; 6) автономная республика.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Массовое движение новаторов социалистического производства в СССР − рабочих, колхозников, инженерно-технических работников − за повышение производительности труда, начло которому было положено в 1935 г., получило название «________________ движение».
Ответ_______________
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) Введение НЭПа 1) Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о ликвидации кулачества как класса в январе 1930 г.
Б) Образование СССР 2) Отмена продразвёрстки и введение продналога.
В) Коллективизация 3) Принятие «сталинской» Конституции СССР
Г) Большой террор 4) Судебный процесс Н.И.Бухарина и др. в марте 1938 года.
5) Подписание Союзного договора 1922г.
6) Назначение И.В.Сталина на должность генерального секретаря ЦК РКП(б).
Ответ:
А Б В Г
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик …. обсудили … вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР…. 2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Висла и Сана.
Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития….
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях….
По уполномочиюПравительства СССР………………………. За ПравительствоГермании………………………
Б Германо-Советский Договор …….
Правительство СССР и Германское правительство после распада бывшего Польского государства рассматривают исключительно как свою задачу восстановить мир и порядок на этой территории и обеспечить народам, живущим там, мирное существование, соответствующее их национальным особенностям. С этой целью они пришли к соглашению в следующем:
Статья I
Правительство СССР и Германское правительство устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при сем карту ….
Статья II
Обе Стороны признают установленную в статье I границу обоюдных государственных интересов окончательной и устранят всякое вмешательство третьих держав в это решение.
……..
Статья IV
Правительство СССР и Германское правительство рассматривают вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами.
…….
…….
СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ (о поправках к протоколу от 23 августа 1939 года)
Нижеподписавшиеся полномочные представители заявляют о соглашении Правительства Германии и Правительства СССР в следующем:
Секретный дополнительный протокол, подписанный 23 августа 1939 года, должен быть исправлен в пункте I, отражая тот факт, что территория Литовского государства отошла в сферу интересов СССР, в то время, когда, с другой стороны, Люблинское воеводство и часть Варшавского воеводства отошли в сферу интересов Германии ….
По уполномочиюПравительства СССР…………………… За ПравительствоГермании……………….
Москва, 28 сентября 1939 г
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Данный договор был подписан И. Сталиным и А. Гитлером.
Этот договор определял границы между двумя государствами.
Граница между Германией и СССР, установленная этим договором, примерно соответствовала линии Керзона.
Этот договор можно считать составной частью доктрины Литвинова.
Практически сразу после подписания этого документа Германия напала на Польшу.
Наличие секретных дополнительных статей к пакту долгое время категорически отрицалось советским руководством.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Фрагмент А Фрагмент Б
7. Какие три промышленных объекта были построены в годы первых пятилеток? Соответствующие цифры и запишите в ответ.
1) Днепрогэс
2) Харьковский тракторный завод
3) Волжский автомобильный завод
4) Путиловский завод
5) Магнитогорский металлургический комбинат
6) Транссибирская железная магистраль
Ответ:
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) _____________ переговоры о подписании военной конвенции между представителями СССР, Франции и Великобритании проходили в августе 1939 года.
Б) В ходе боёв с японскими войсками у озера Хасан советскими войсками командовал
______________.
В) В августе советские и монгольские части разбили японские войска в районе реки ______________.
Халхин-Гол
Ханко
Г.К.Жуков
Московские
В.К.Блюхер
Женевские
Ответ:
А Б В
9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ
А) Выступление лидеров «Новой оппозиции» на 14 съезде ВКП(б) с критикой И. Сталина. 1) Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, М.П.Томский.
Б) Организация «Союза марксистов-ленинцев» в 1932 году. 2) Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев.
В) Критика представителями «правой оппозиции» чрезвычайных методов хлебозаготовок в 1927-1929 гг. 3) М.М.Рютин.
Г) Антисталинская демонстрации участников Объединённой оппозиции 7 ноября 1927 года в Москве и Ленинграде. 4) С.М.Киров, Г.К.Орджоникидзе.
5) Г.Г.Ягода, Н.И.Ежов.
6) Г.Е.Зиновьев. Л.Б.Каменев.
Ответ:
А Б В Г
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.
«К вопросу о высылке из России меньшевиков, н[ародных] с[социалист]ов, кадетов и т[ому] п[подобных] я бы хотел задать несколько вопросов ввиду того, что эта операция, начатая до моего отпуска, не закончена и сейчас. Решительно «искоренить» всех энесов? Пешехонова, Мякотина, Горнфельда? Петрищева и др. По-моему, всех выслать. Вреднее всякого эсера, ибо ловчее. То же А.Н. Потресов, Изгоев и все сотрудники «Экономиста» (Озеров и мн[огие], мн[огие] другие). Ме[ньшеви]ки: Розанов (врач, хитрый), Вигдорчик (Мигуло или как-то в этом роде), Любовь Никол[аевна] Радченко и ее молодая дочь (понаслышке злейше враги большевизма); Н. А. Рожков (надо его выслать, неисправим); С.Л. Франк (автор «Методологии»). Комиссия под надзором Манцева, Мессинга и др. должна представить списки, и надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго. Насчет Лежнева (бывший «День») очень подумать: не выслать ли? Всегда будет коварнейшим, насколько я могу судить по прочитанным его статьям. Озеров, как и все сотрудники «Экономиста», — враги самые беспощадные. Всех их — вон из России. Делать это надо сразу. К концу процесса эсеров, не позже. Арестовать несколько сот и без объявления мотивов — выезжайте, господа! Всех авторов «Дома литераторов», питерской «Мысли»; Харьков обшарить, мы его не знаем, это для нас «заграница». Чистить надо быстро, не позже конца процесса эсеров».
Ответ: ____________________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Годы Событие истории России Событие истории зарубежных стран
1938г. ________________ (А) Подписание Мюнхенского соглашения
___________ (Б) Заявление И. Сталина об успешном выполнении первого пятилетнего плана. Приход Гитлера к власти в Германии
__________ (В) Начало массовой коллективизации, раскулачивание _____________ (Г)
1936г.
________________ (Д) _____________ (Е)
Пропущенные элементы:
1934 г.
Процесс «Право-троцкиского блока», расстрел Н. Бухарина, А. Рыкова, Г. Ягоды и др.
Мятеж генерала А. Франко и начало гражданской войны в Испании.
Принятие «сталинской» конституции.
Мировой экономический кризис, начало «великой депрессии»
1929 г.
Объявление независимости Словакии, вступление войск Германии в Прагу.
1933 г.
Подписание пакта Риббентроп – Молотов.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
А Б В Г Д Е
12. Прочтите отрывок из статьи политического деятеля.
«Советская власть, в полном соответствии со свои основными целями, покровительствует кооперации, торговой и производственной. До самого полного времени, однако, производственная кооперация в деревне (колхозы) занимала очень небольшое место в сельском хозяйстве. <…>
Между тем за самый последний перед … [она] приняла, совершенно неожиданно для руководства, грандиозный размах. Достаточно сказать, что по плану коллективное хозяйство должно было охватить к концу пятилетия около 20 % крестьянских хозяйств. Между тем … [кооперация в деревне] захватал уже сейчас, т. е. в начале второго года, более 40 %. При сохранении этого темпа колхозы охватят всё крестьянство в течение ближайшего года-двух. Казалось бы, гигантский успех? На самом деле — гигантская опасность.
<…> Коллективное хозяйство есть, прежде всего, крупное хозяйство. Рациональные размеры хозяйства определяются, однако, характером применяемых им средств и методов производства. Из крестьянских сох и крестьянских кляч, хотя бы и объединённых, нельзя создать крупного сельского хозяйства, как из суммы рыбачьих лодок нельзя сделать парохода. [Кооперация] сельского хозяйства может быть только результатом его механизации. Отсюда вытекает, что общий объём индустриализации страны предопределяет допустимый размах … [кооперации] сельского хозяйства.
На деле эти два процесса оказались, однако, в настоящее время совершенно разорваны. Как ни быстро идёт развитие советской индустрии, но она всё же является и долго ещё останется чрезвычайно отсталой».
Используя отрывка, выберет в приведённом списке три верных суждения. Запишете в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Статья была написана в начале 1920-х гг.
2) Политика, об осуществлении которой идёт речь в отрывке, предполагала отмену продразвёрстки.
3) Автор обращает внимание на неожиданные для руководства государства низкие темпы осуществления кооперации в дерене.
4) Автор вырежет обеспокоенность темпами изменения доли колхозов в структуре сельского хозяйства.
5) Автор вырежет убеждённость в том, что ключевым фактором, способным обеспечить успех описанного движения за кооперацию в сельском хозяйстве, является механизация.
6) Одной из задач политик, об особенностях осуществления которой идёт речь в отрывке, являлось установление социалистических производственных отношений в деревне.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
13.Напишите название военно-морской базы, арендованной СССР у Финляндии, и обозначенной на карте значком .
Ответ: ___________________________.
14. Напишите пропущенное слово: «Граница СССР, показанная на карте красной линией
( ), окончательно сложилась в тысяча девятьсот ______________ году». Ответ: ___________________________.
15. Назовите фамилию лидера государства, обозначенного на карте буквой «А».
Ответ: _______________.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В 1935 году СССР заключил с государством, обозначенным на карте буквой «Б», пакт о взаимопомощи, включая военную помощь в случае неспровоцированной агрессии.
В ходе войны за территории, обозначенные на карте цифрой «1», помощь, включая военную, противнику СССР оказывала Германия.
Территория, обозначенная на карте цифрами «2» и «4», перешли в состав СССР в ходе открытого военного конфликта.
Территории, обозначенные на карте цифрой «3», были по преимуществу населены восточными славянами.
В период времени, когда СССР получил территории, обозначенные цифрами от «1» до «4», Великобритания воевала с Германией.
Наркомом иностранных дел, который подписал договор о переходе в состав СССР территорий, обозначенных цифрой «3», был М.М.Литвинов.
Ответ:
17. Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Рабочий и колхозница» 1) Стихотворение О. Э. Мандельштама, приведшее к его аресту и ссылке.
Б) «Александр Невский» 2) Фильм выдающегося советского режиссера С. Эйзенштейна.
В) «Скачет красная конница» 3) Этот советский кинофильм посвящен событиям Гражданской войны.
Г) «Мы живем, под собою не чуя страны...» 4) Скульптура В. Мухиной была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
5) Произведение А. А. Ахматовой, посвященное времени большого террора.
6) Автором этой картины является автором «Чёрного квадрата».
Ответ:
А Б В Г
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Событие, которому посвящена почтовая марка, связано с одним из достижений советского морского флота.
2) Руководитель перелёта, которому посвящена марка, прославился в годы Великой Отечественной войны.
3) Участники перелёта, которому посвящена марка, провели несколько дней на Северном полюсе.
4) В ходе перелёта, которому посвящена марка, его участники преодолели более 2 тыс. километров.
5) Событие, которому посвящена почтовая марка, произошло в 1930-х гг.
Ответ:
19. Укажите изображения, на котором представлена карикатуры, созданные в период руководства страной политического деятеля, при котором состоялась обозначенная на марке экспедиция. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти карикатуры.
1) 2)
3) 4)
Ответ:
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и ...искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьёзный размах художественного творчества. Это обстоятельство создаёт опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т. п. организаций) ...»
20. Что было целью данного постановления? В каком десятилетии оно было принято? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?
21. Какие причины преобразований названы в данном постановлении Политбюро ЦК ВКП(б)? Укажите две причины.
22. О каких тенденциях политической жизни СССР свидетельствует данный документ? Привлекая исторические знания, укажите не менее трех тенденций в культурной жизни страны.
23. К 1922 г. руководством советских республик, образовавшихся на обломках Российской империи, была осознана необходимость создания единого государства. В РКП(б) образовалась группа во главе с И. В. Сталиным, предлагавшая объединение на условиях вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Этот путь казался логичным в условиях необходимости сохранения сильной централизованной власти. Но против плана автономизации выступил В. И. Ленин, настоявший на принципе равноправия всех советских республик. На этом принципе и был основан СССР. Объясните, почему именно позиция Ленина возобладала. Приведите три объяснения.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказывается различно, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в истерической науке:
«Введение нэпа в 1921 г. было признанием большевиками поражения попытки форсированного построена коммунизма, отступлением назад, к капитализму».
Используя истерические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишете в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1921- 1929гг.; 2) 1929-1941 гг.; 3) 1921-1941 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.