Доклад Подготовка к ЕГЭ и применение ИКТ по математике базового уровня
МОУ СОШ№1 с.п.В.Куркужин
Басканского муниципального района КБР
Доклад
«Подготовке к ЕГЭ и применение ИКТ по математике базового уровня»
(на ШМО учителей математики)
Учитель математики:
Дугулубгова Фатима СултановнаОктябрь, 2016г.
Тема: Подготовке к ЕГЭ и применение ИКТ по математике базового уровня.
Цель: повышение уровня обученности при сдаче ЕГЭ по математике базового уровня посредством использования ИКТ.
Каждый учитель математики понимает, что основной задачей является успешная сдача ЕГЭ. В связи с реформой образования, в частности в области ЕГЭ по математике, жизнь учителя немного упрощена. Это произошло благодаря тому, что экзамен разделен на 2 уровня: базовый и профильный. В своем докладе хотелось бы поделиться с коллегами, как подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ базового уровня с применением ИКТ.
Компьютер является неотъемлемой частью педагогического процесса, поэтому очень важно и очень выгодно использовать его ресурсы и ресурсы сети Интернет с пользой для себя.
Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод решения тестовых заданий. Анализируя свой опыт, прихожу к выводу, что использование ИКТ при подготовке к тестированию, проведение тестов на компьютере, приводит к увеличению процента обученности и качества знаний, иногда они остаются на том же уровне, но нигде не происходит их снижения. Компьютерные тренажеры способствуют отработке практических навыков. Применение ИКТ при подготовке к ЕГЭ дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний.
На занятиях, посвященных подготовке к итоговой аттестации по математике, вначале, с помощь компьютера, вывожу теоретический материал на экран проектора, или на экран компьютеров, за которыми сидят учащиеся. После ознакомления с данным материалом, обсуждения основных моментов этого материала, вывожу на экран задания, аналогичные тем, которые представлены в демо-ЕГЭ-2015. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭ показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя.
Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов.
Они позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения предмету. Электронные образовательные издания, опирающиеся на подготовку к ЕГЭ, на пробное тестирование, позволяют:
1) создать психологические условия включения учащихся в тестирование;
2) эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;
3) формировать умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать.
При подготовке к ЕГЭ использую диск «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Математика». На данном диске есть рекомендации по проведению работы в процессе подготовки к экзамену, методические и психологические рекомендации, кодификатор и др. Определены принципы построения методической подготовки к ЕГЭ. «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Математика» содержит теоретический материал, задания с разобранным решением. В пособии представлены конспекты уроков с заданиями для отработки навыков решения, домашним заданием. Данный диск интересен тем, что его можно рекомендовать учащимся для самостоятельной работы. В этом случае они имеют возможность ознакомиться с теоретическими сведениями по интересующей теме, с примерами решения математических задач, а также попробовать свои силы в ответе на контрольные вопросы по изученной теме или в решении отдельных задач, где проверку правильности его ответов осуществляет компьютер.
Следующий диск, который я использую в работе - «Генератор заданий по математике». Генератор заданий по математике способен в течение нескольких секунд сформировать контрольную или самостоятельную работу по любой теме курса математики, выбрав необходимую полноту распечатываемого материала.
Тестирование - это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
"Тренажёр ЕГЭ по математике". Предлагаемая компьютерная программа позволяет мне проконтролировать правильность выполнения учащимися тестовых заданий и оценивать уровень знаний, который, при желании, можно повысить периодическими тренировками.
2. Использование ресурсов сети Интернет.
Неоценимую помощь дает работа в сети Интернет. Здесь представлено огромное количество демоверсий, заданий в тестовой форме, которые позволяют учащимся отрегулировать умения при решении стандартных задач базового уровня.
Широко использую в своей работе Интернет - порталы ЕГЭ Контрольно-измерительные материалы, открытый сегмент ФБТЗ, методические письма, издания, рекомендованные при подготовке к ЕГЭ.
- образовательный портал для подготовки к ЕГЭ.
Удобство портала в том, что помимо представленных заданий, есть подробное решение. Также любой учащийся может испытать свои силы и пройти тестирование в онлайн-режиме. По завершении тестирования сразу же выдается результат, где подробно разъяснены ошибки.
Помощниками в нашей работе стали страницы сайта: "К уроку абитуриентам", "Формулы по математике", "Учебники, справочники, пособия". Здесь размещены демоверсии прошлых лет, материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике, варианты выпускных экзаменов по математике прошлых лет с ответами и решениями. Также учащиеся 11 класса могут скачать любые учебные пособия для подготовки к ЕГЭ.
-тестариус. Компьютерная программа подготовки к ЕГЭ и ГИА (тренировочный и экзаменационный режимы)- Кабинет учителя математики. На компьютере учителя папка Подготовка к ЕГЭ, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки к ЕГЭ по математике.
Кроме этого веду журнал оценок учащихся: выставляю оценки учащихся в специальный журнал, информацию всегда довожу до детей и родителей.
Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение. Всё это позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
Очевидными положительными моментами этой работы считаю то, что ребята не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки к экзамену.
Большое внимание уделяю диагностике пробелов в знаниях учащихся. Веду мониторинг как всего класса, так и каждого ученика в отдельности.
Дифференцированное обучение организую, основываясь на данных диагностики. Таким образом, отслеживаю при подготовке к ЕГЭ, как усвоена каждая ключевая тема, в динамике и планирую свою дальнейшую работу на основе полученной информации.
Диагностика уровня обученности учащихся проводится на основе тестирования учащихся по контрольно - измерительным материалам.
В целях повышения эффективности подготовки к ЕГЭ мы проводили диагностические, тренировочные работы через систему СтатГрад Московского института открытого образования. Проанализировав результаты работы, выявляю пробелы в знаниях учащихся и организовываю повторение материала, с учетом допущенных ошибок. При этом осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, составив задания в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика. Эту возможность даёт большое количество опубликованных на выше перечисленных сайтах заданий. Подбор заданий осуществляю так, чтобы впоследствии ученик сумел набрать максимально возможное количество баллов на ЕГЭ.
Для самостоятельной работы я предлагаю учащимся выполнить задания теста в режиме on-line на портале www.ege.edu.ru и в обучающей системе Дмитрия Гущина.
Считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно. Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
обеспечить высокую степень индивидуализации обучения;
повысить объем выполняемой работы на уроке;
усовершенствовать контроль знаний;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Методические приемы проведения занятий с использованием ИКТ
Весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на двадцать крупных тем на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по математике.
№ задания в тесте
Проверяемая тема
1
Алгебра Числа, корни и степени.
2
Основы тригонометрии.
3
Логарифмы
4
Преобразование выражений.
5
Уравнения и неравенства Уравнения и системы уравнений.
6
Рациональные и иррациональные уравнения.
7
Показательные и логарифмические уравнения.
8
Тригонометрические уравнения.
9
Методы решения содержательных задач.
10
Алгебраические неравенства и их системы.
11
Показательные неравенства и их системы.
12
Логарифмические неравенства и их системы.
13
Функции. Определение и график функции.
14
Элементарное исследование функций.
15
Производная.
16
Исследование функций.
17
Первообразная и интеграл.
18
Геометрия Планиметрия.
19
Стереометрия. Многогранники. Тела и поверхности вращения.
20
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
На этапе подготовки к Единому государственному экзамену по математике каждый обучающийся может узнать уровень своих знаний через прохождение тестирования "онлайн".
Иногда мы проводим тестирование в кабинете информатики, тогда обучающиеся могут обсудить результаты с учителем и увидеть пробелы в своих знаниях, а так же планировать работу по их ликвидации.
Составляем таблицу, в которой наглядно представляю динамику качества знаний учащихся 11 класса. Отчетным периодом является конец каждого месяца.
Конечно же, использование ИКТ не является панацеей при подготовке учащихся, но оказывает огромную помощь, в том числе и на психологическом уровне: ребята чувствуют себя гораздо увереннее, когда видят перед собой задания в знакомой форме.
Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Федеральный институт педагогических измерений - www.fipi.ru2. Центр оценки качества образования
3. Образовательные ресурсы Интернета - математика
4.Демоверсии, тренировочные работы, задания, аналогичные экзаменационным.
5. Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ