Конспект урока по информатике Основные устройства персонального компьютера
Фамилия, имя, отчество педагога
Маслова Марина Владимировна
Наименование образовательного учреждения, район (город)
МБОУ ДОД «Кулебакский центр детского технического творчества»
Программа ( указать название программы, тип, направленность по образовательным областям, по педагогическим целям: образовательная или досуговая, по срокам реализации, по охвату детей, по особенностям контингента обучающихся :общая, для одаренных детей, коррекционная и др.)
Дополнительная образовательная программа «Компьютерный мир» - модифицированная, научно-технической направленности (рассчитана на детей с 8 лет, срок реализации – 2 года).
В программе учтены возрастные особенности и индивидуально-личностные качества ребёнка.
Тема занятия
«Основные устройства персонального компьютера»
Возраст обучающихся
9 лет
Тип занятия
Изучение нового материала
Цель и задачи занятия
Цель:
Изучение основных устройств персонального компьютера и первичное закрепление полученных знаний.
Задачи:
- обучающая:
помочь учащимся изучить основные устройства компьютера.
-развивающая:
развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать выводы.
-воспитательная:
воспитать информационную культуру учащихся, добросовестное отношение к труду, бережное отношение к оборудованию кабинета.
Форма занятия
Комбинированное занятие с использованием мультимедийной презентации.
Методы
Словесный, частично-поисковый, наглядный, практический.
Дидактические средства
Компьютерное обеспечение, мультимедийная презентация, кроссворд, карточки, тест.
Использованная литература
Волкова И.А., Кунцевич Е.Ю. Компьютерные технологии обработки информации. Часть 1. Н.Новгород: учебный компьютерный центр, 2000 г.
Левин А. Windows – это очень просто!/– СПБ.: «Питер», 2004 г.
Левин А. Самоучитель работы на компьютере, 7-е издание/, «Питер», 2003г.
Под ред Ф.А. Резникова. Компьютер и ноутбук с нуля! : кн.+ видеокурс/. – М.: Лучшие книги, 2012 г.– 224с.: ил.+CD-ROM
Этапы занятия:
Организационный момент 2 мин.
Повторение пройденного материала 8 мин.
Изучение нового материала 15 мин.
Закрепление нового материала 17 мин.
Подведение итогов занятия 3 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Организационный момент.
Цель: психологический настрой учащихся на занятие.
Здравствуйте, ребята!
(Приветствие ребят, проверка готовности к занятию, проверка отсутствующих, проверка помещения, организация внимания)
Здравствуйте!
(Приветствие педагога, проверка рабочих мест, концентрация внимания)
Повторение пройденного материала.
Цель: воспроизведение у учащихся полученных ранее знаний, умений, навыков для дальнейшего усвоения материала.
Мы продолжаем осваивать навыки работы за компьютером.
На прошлом уроке мы говорили о том, что люди имеют пять чувств восприятия. Разные чувства дают нам разные виды информации. Давайте попробуем разгадать кроссворд, а разгадав его, мы узнаем тему нашего сегодняшнего урока.
(Педагог раздаёт карточки с кроссвордом, после разгадывания кроссворда детьми, он воспроизводится на компьютере с правильными ответами)
Презентация. Слайд 1-2.
к
1и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
я
2к
3м
ы
ш
ь
л
п
а
4в
и
з
у
а
л
ь
н
а
я
в
ю
и
5с
6м
о
н
и
т
о
р
а
и
7о
8з
р
е
н
и
е
т
с
б
р
у
с
т
р
о
й
с
т
в
а
р
е
н
а
м
я
н
н
ы
и
й
е
б
л
о
к
Вопросы:
Сведения, которые человек получает во время общения с окружающей средой.
Устройство ввода информации.
Самое маленькое устройство?
Информация, которую мы получаем с помощью зрения.
В нём находится сердце компьютера?
На нём мы видим изображение.
Чувство, с помощью которого, мы чувствуем запахи.
С помощью какого чувства восприятия человек получает больше всего информации?
Ключевые слова: устройства компьютера.
И темой нашего сегодняшнего урока будет Основные устройства персонального компьютера, а цель урока – изучить основные устройства персонального компьютера.
(Дети разгадывают кроссворд и дают пояснение каждому ответу)
Изучение нового материала.
Цель: усвоение новых знаний.
Ребята, а все ли помнят, правила техники безопасности при работе с компьютером?
Проверим, все ли правила мы вспомнили? Слайд 3.
Не трогать провода;
Не прикасаться к экрану;
Не размещать на рабочем месте посторонние предметы;
Не пытаться самостоятельно устранить неисправности;
При неполадках в работе компьютера прекратить работу и сообщить об этом педагогу;
Не нажимать кнопки и клавиши компьютера без разрешения педагога.
Хорошо, ребята!
А теперь скажите мне, где в повседневной жизни можно встретить компьютеры? Слайд 4.
А ещё мы можем встретить компьютеры в больницах, библиотеках, на вокзалах.
А в чём нам помогает компьютер?
А ещё он помогает решать сложные задачи, делать трудные расчёты, управлять машинами, поездами, кораблями, самолётами, спутниками и многое другое. Слайд 5.
Что же такое компьютер?
Да, компьютер - это устройство позволяющее делать массу потрясающих вещей: играть в стрелялки, бродилки, симуляторы, аркады и стратегии; смотреть кино и слушать музыку! Переписываться с друзьями по электронной почте или работать с Интернетом и скачивать рефераты, доклады, музыку, а также массу других полезных вещей!
Так чем же сегодня на уроке мы будем заниматься?
Правильно! Мы изучим основные устройства персонального компьютера.
(Рассказ педагога сопровождается мультимедийной презентацией)
Когда же впервые заговорили о создании вычислительной техники? История создания вычислительной техники уходит вглубь веков. Она увлекательна и поучительна, с нею связаны имена выдающихся учёных мира. Историки сходятся во мнении, что именно Леонардо да Винчи был одним из первых, кто задумался о необходимости создания устройств, для облегчения вычислений. Слайд 6.
Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.) родился в Флорентийской республике близ Винчи
Работы по созданию электронно-вычислительной машины после второй мировой войны велись и в СССР. Так, в 1948 году Сергеем Александровичем Лебедевым (Слайд 7)
был предложен первый проект отечественной цифровой электронно-вычислительной машины (Слайд 8), а первые образцы электронно-вычислительной машины появились через несколько лет. Слайд 9.
Лебедев Сергей Александрович (1902-1974 г.г.) – основоположник вычислительной техники в СССР.
Первый проект отечественной цифровой электронно-вычислительной машины.
Первый образец электронно-вычислительной машины.
Более подробно мы сегодня остановимся на изучении персональных компьютеров. Существуют следующие разновидности персонального компьютера:
настольные компьютеры.
Слайд 10.
Портативные компьютеры.
Слайд 11.
Карманные компьютеры.
Слайд 12.
Так из чего же состоит наш компьютер?
Посмотрите каждый на своё рабочее место, что вы видите?
Обратите внимание как располагается монитор, где стоит системный блок, где находится клавиатура и мышь.
Персональный компьютер предаставляет собой набор взаимосвязанных устройств. Давайте их рассмотрим.
Это системный блок, монитор, клавиатура и мышь – всё это основные устройства компьютера.
Слайд 13.
А теперь давайте поговорим о каждом устройстве отдельно.
Системный блок - это корпус, в котором находятся основные функциональные компоненты персонального компьютера - центральный процессор, оперативная память, блок питания, контроллеры, жёсткий диск и другие. Слайд 14.
Монитор - это устройство, которое служит для отображения текстовой и графической информации.
В своем развитии мониторы прошли достаточно долгий путь, начиная от больших черно-белых «ящиков» и заканчивая изящными жидкокристаллическими и плазменными дисплеями.
На сегодняшний день монитор представляет собой высокотехнологичное устройство, через которое и происходит восприятие информации с компьютера. Слайд 15.
О следующем устройстве мы узнаем, если выполним ребус. Слайд16.
Итак, вы отгадали ребус и узнали, что следующее устройство которое мы будет изучать – это клавиатура.
Клавиатура - устройство для ввода информации в компьютер. (Слайд 17). Содержит стандартный набор клавиш и некоторые дополнительные клавиши управляющие и функциональные клавиши, клавиши управления курсором и малую цифровую клавиатуру. Слайд 18.
Ребята, как вы думаете, сколько клавиш имеет клавиатура?
Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши.
А теперь поговорим о ещё одном основном устройстве персонального компьютера – это мышь. Мышь – устройство ввода информации в компьютер. Мышь это небольшая коробочка с двумя или тремя кнопочками. Её легко удержать в руке. Вместе с проводом для подключения к компьютеру это устройство действительно напоминает мышь с хвостом. Но сейчас используются и беспроводные мыши, которые удобно брать с собой. Слайд 19.
Рассмотрим основные характеристики компьютера:
Тактовая частота,
Объем оперативной памяти,
Объем и быстродействие жёстко диска.
Слайд 20.
Чем больше эти параметры, тем быстрее работает компьютер. Более подробно об этих параметрах мы поговорим с вами на следующих занятиях.
(Ответы детей)
В школах, магазинах, банках.
Помогает играть в игры, смотреть фильмы и мультфильмы, рисовать, набирать и распечатывать текст любой сложности, искать информацию в Интернете.
Компьютер - это машина для игр, для работы с текстом и числами, для поиска информации в интернете.
Будем изучать устройства компьютера.
(Слушают педагога)
(Ответы детей)
(Учащиеся рассматривают своё рабочее место и отвечают на вопросы)
(Учащиеся отгадывают ребус).
(Ответы детей).
Закрепление нового материала.
Цель: проверка усвоения знаний и применение их на практике.
Ребята, а сейчас поработаем с карточками, где изображён компьютер. Подпишите, пожалуйста, как называется та или иная его часть. (Педагог раздаёт карточки с изображением компьютера).
Карточка 1.
А теперь посмотрите на экран ваших компьютеров и сравните с правильным ответом. Слайд 21.
Итак, повторим ещё раз. В системном блоке хранится и используется вся информация.
На мониторе мы видим изображение.
С помощью клавиатуры в компьютер вводят информацию.
Мышка – это небольшая коробочка с двумя или тремя клавишами.
А теперь немного отдохнём и проведём физкультминутку. Слайд 22.
Мы руками поведем –Будто в море мы плывем. Раз, два, три, четыре –Вот мы к берегу приплыли,Чтобы косточки размять,Начнем наклоны выполнять –Вправо, влево, вправо, влево. Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре,На счет пять – за парты сесть.
А теперь с помощью теста закрепим новую тему. Вам надо будет выбрать правильный ответ и подчеркнуть его.
Слайд 23.
(Педагог раздаёт карточки с тестом).
1. Устройство ввода текстовой информации:
Клавиатура
Монитор
Мышь
2. Основные устройства компьютера:
Мышь, сканер, монитор
Монитор, клавиатура, системный блок, мышь
Принтер, мышь, клавиатура
3. Основной блок компьютера:
Монитор
Мышь
Системный блок
4. Устройство отображения информации:
Монитор
Клавиатура
Звуковые колонки
Проверим, всё ли хорошо вы усвоили и проконтролируем вашу работу. Я зачитываю правильный ответ, а вы поднимаете руку у кого так же.
Молодцы, ребята!
(Учащиеся соединяют стрелочками соответствующие части компьютера и дают характеристику каждому устройству)
(Учащиеся повторяют движения за педагогом)
(Учащиеся отвечают на вопросы теста)
(Поднимают руки)
Подведение итогов занятия.
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели урока и наметить перспективу на будущее.
Время нашего занятия подходит к концу. Давайте проанализируем, чем мы сегодня с вами занимались?
Так с какими основными устройствами персонального компьютера вы познакомились?
Скажите, что вам понравилось на занятии?
Сейчас возьмите в руки фломастеры и раскрасьте по три любых клавиши на нашей клавиатуре, изображённой на плакате:
красным цветом, если занятие понравилось,
синим цветом, если не понравилось,
зелёным цветом, если возникли вопросы.
Всем большое спасибо за работу.
(Отвечают дети).
Разгадали кроссворд.
Узнали основные устройства компьютера.
Выполнили задания по карточкам.
Ответили на вопросы теста.
(Перечисляют дети).
(Ответы детей).
(Учащиеся раскрашивают клавиши клавиатуры на карточках)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Кулебакский Центр детского технического творчества»
Проект занятия
Тема занятия:
«Основные устройства персонального компьютера»
Подготовила:
Маслова Марина Владимировна
педагог дополнительного образования
объединение
«Компьютерный мир»
г. Кулебаки