Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная кисть»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области
Детский оздоровительный центр «Юность Урала»
Филиал оздоровительно-образовательный Центр «Уралочка»






РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета

протокол № от 2016 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом начальника ООЦ «Уралочка»

№ от 2016 г.
Елисеева Н.А.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебная кисть»

для детей 6-14 лет, воспитанников
государственных образовательных учреждений
Свердловской области





Составитель:
Меньшикова
Нина Андреевна,
педагог дополнительного
образования








р.п. Верх-Нейвинский, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа изобразительного искусства художественной направленности «Волшебная кисть» предназначена для дополнительного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - воспитанников образовательных учреждений Свердловской области, которые приехали в Центр «Уралочка» на курс отдыха и оздоровления, на 21 день.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми оказывает положительное влияние на развитие воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия по данной программе не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Главное, создать такое социальное пространство, где каждый ребёнок захочет самореализоваться в предложенных видах деятельности по изобразительному искусству на основе собственного интереса, приобретёт новый опыт работы, обогатит опыт общения и отношений на основе совместной деятельности.
Идея занятий строится на основе общей тематики года, разработанных в соответствии:
с указом президента Владимира Владимировича Путина от 22.04.2013 № 375 «О проведении в Российской Федерации Года кино» в 2016 году,
с педагогическим проектом отдыха и оздоровления ООЦ «Уралочка» 2016 года «21 КАДР»
Цель программы: развитие творческих способностей и личностных качеств воспитанников Центра «Уралочка» посредством занятий изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, воображение, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Методами и формами решения поставленных задач в объединении являются практические задания с постепенным усложнением. Применяется разнообразие изобразительных материалов: природный материал, гипсовые фигуры, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, свеча и сухая пастель.
Дети учатся работать в различных техниках: дорисовывание; отпечатки и аппликация; аппликация из бумаги; монотипия; оттиск печатками из овощей; кляксография; мокрый рисунок; восковые мелки; рисование на стекле; свеча и акварель. При объяснении нового материала используются яркие наглядные материалы; быстрый, яркий показ выполнения работы педагогом; художественное слово (стихи, сказки); использование музыкальных произведений.
Программа занятий дифференцирована с учетом различного уровня развития детей, разного уровня углубленности, доступности и сложности заданий. В соответствии с этим программа поделена на три уровня сложности:
«Стартовый уровень» - минимальная сложность материала для освоения. Большая роль выделяется сотворчеству (с педагогом).
«Базовый уровень» - предполагает большую подготовленность воспитанников. Способность осваивать более узкие и сложные задачи в ходе реализации программы.
«Продвинутый уровень» - доступ к более сложным, конкретным техникам, большая степень усвоения материала. Уклон на околопрофессиональные знания и навыки. Большая самостоятельность при выполнении тех или иных заданий.
Так же программа предполагает индивидуальную работу с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи.
Возможности детей выявляются в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и наблюдения.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Стартовый уровень»


Наименование темы
Количество занятий



всего
теория
практика

1
Визитка «Что в моей голове?»
1
0,5
0,5

2
Мокрый рисунок
1
0,5
0,5

3
Отпечатки
1
0,5
0,5

4
Кляксография
1
0,5
0,5

5
Рисование свечей, восковыми мелками
1
0,5
0,5

7
Узоры
1
0,5
0,5


Итого:
6
3
3


СОДЕРЖАНИЕ

1. Визитка
Знакомство с детьми. Организация рабочего места на занятиях изобразительной деятельностью. Правила техники безопасности при работе различными материалами и инструментами. Правила поведения при рисовании на улице. Рисунок – творческая работа художника, различные инструменты и материалы художника. Визитка – представление себя в рисунке, аппликации, различные варианты оформления.
Приёмы техники безопасности при работе в художественной мастерской и на улице.
Создание визитки на заданном формате, аппликация.

2. Мокрый рисунок
Цвет в работе художников. Акварельные краски, приемы работы. Техника рисования «мокрым по мокрому» - соединение жидкой краски с влажным листом создает расплывчатые контуры, что только лучше для полета фантазии ребенка - он в течение всего занятия продолжает творить образы. Активизация детского воображения.

3. Отпечатки
Цвет в работе художников. Гуашевые краски. Представление детских работ. Подготовка рабочего места. Выбор основных цветов. Выполнение цветовых отпечатков путём смешивания основных цветов. Композиция на листе элементов. Изображение ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (близко друг к другу и более редко, с просветами. Творческое дорисовывание фломастерами.



4. Кляксография
Техники рисования кляксами. Выполнение на заданном формате динамического рисования объектов. Творческое дорисовывание рисунка. Уборка рабочего места.

5. Рисование свечей, восковыми мелками
Свойства воска, восковых мелков. Соединение с акварелью и гуашью. Приёмы проведения прямых линий, дуг.
Выполнение на заданном формате динамического рисования объектов восковыми мелками. Тонирование работы акварелью.

6. Узоры
Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий).

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Базовый уровень»


Наименование темы
Количество занятий



всего
теория
практика

1
Визитка «Что в моей голове?»
1
0,5
0,5

2
Дорисуй
1
0,5
0,5

3
Я и мир вокруг
1
0,5
0,5

4
Объемное изображение
1
0,5
0,5

5
Гипсовые фантазии
2
0,5
1,5

6
Волшебная пастель
1
0,5
0,5

7
Русские узоры
1
0,5
0,5

8
Открытка другу
1
0,5
0,5


Итого:
9
4
5


СОДЕРЖАНИЕ

1. Визитка
Знакомство с детьми. Организация рабочего места на занятиях изобразительной деятельностью. Правила техники безопасности при работе различными материалами и инструментами. Правила поведения при рисовании на улице. Рисунок – творческая работа художника, различные инструменты и материалы художника. Визитка – представление себя в рисунке, аппликации, раз
·личные варианты оформления.
Приёмы техники безопасности при работе в художественной мастерской и на улице.
Создание визитки на заданном формате, аппликация.

2. Дорисуй
Правила работы карандашом и ластиком. Копирование, творческое рисование, приемы фантазирования при дорисовывании изображения. Представление детских работ.
Подготовка рабочего места. Выполнение работы. Название работы. Уборка рабочего места.
Варианты деятельности:
дорисовывание заданного педагогом неконкретного изобразительного элемента;
дорисовывание заданного педагогом конкретного изобразительного элемента, основываясь на тематике заезда;
дорисовать стёртое наполовину изображение;
дорисовать стёртое немного изображение;
дорисовать почти всё стёртое изображение.



3. Я и мир вокруг
Композиция. Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.
Создание фонового изображения, для дальнейшей работы с ним в виде аппликации. Фантазирование.
Уборка рабочего места.

4. Объемное изображение
Цвет и линия в работе художников. Акварельные краски, приемы работы. Правила получения новых цветов на палитре. Представление детских работ.
Подготовка рабочего места. Размещение композиции на листе. Выполнение карандашного рисунка. Получение разных оттенков на палитре. Подготовка цветного фона акварелью. Творческое рисование деталей в объеме.

5. Гипсовые фантазии
Правила работы с гипсом. Представление детских работ.
Подготовка рабочего места. Подготовка основы под окрашивание. Композиция на основе. Поэтапное рисование. Уборка рабочего места.

6. Волшебная пастель
Мягкие материалы в изобразительном искусстве, правила работы с ними. Представление работ художников и детских работ.
Подготовка рабочего места. Придумывание образа. Рисунок карандашом. Аппликация. Уборка рабочего места.

7. Русские узоры
Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса. Воспитание интереса к народной культуре.

8. Открытка другу
Подведение итогов общих и для каждого ребенка. Рассказ о полученных знаниях и проделанной работе каждым ребенком. Представление работ детей. Создание открытки или сувенира с использованием полученных техник и навыков. Уборка рабочего места.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Продвинутый уровень»


Наименование темы
Количество занятий



всего
теория
практика

1
Визитка «Что в моей голове?»
1
0,5
0,5

2
Фантазиум
1
0,5
0,5

3
Русские узоры
1
0,5
0,5

4
Витражные краски
1
0,5
0,5

5
Объемное изображение
1
0,5
0,5

6
Гипсовые фантазии
2
0,5
1,5

7
Рисование на ткани
1
0,5
0,5

8
Открытка другу
1
0,5
0,5


Итого:
9
4
5

СОДЕРЖАНИЕ

1. Визитка
Знакомство с детьми. Организация рабочего места на занятиях изобразительной деятельностью. Правила техники безопасности при работе различными материалами и инструментами. Правила поведения при рисовании на улице. Рисунок – творческая работа художника, различные инструменты и материалы художника. Визитка – представление себя в рисунке, аппликации, различные варианты оформления.
Приёмы техники безопасности при работе в художественной мастерской и на улице.
Создание визитки на заданном формате, аппликация.

2. Фантазиум
Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника. Рисование цветовой растяжки «по мокрому». Рисование предметов или людей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.
Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Творческое дорисовывание.
Использование музыкального фона.

3. Русские узоры
Знакомство с народными промыслами. Русский народный костюм. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса. Воспитание интереса к народной культуре.
Подготовка рабочего места. Выбор основных цветов. Выполнение цветовых отпечатков путём смешивания основных цветов. Композиция на листе элементов, вырезанных из отпечатков. Творческое дорисовывание фломастерами. Уборка рабочего места.

4. Витражные краски
Правила работы с витражными красками. Подготовка основы. Представление детских работ.
Подготовка рабочего места. Подготовка основы под окрашивание. Композиция на основе. Поэтапное рисование. Уборка рабочего места.

5. Объемное изображение
Размещение композиции на листе. Выполнение карандашного рисунка. Получение разных оттенков на палитре. Подготовка цветного фона. Творческое рисование деталей в объеме.

6. Гипсовые фантазии
Правила работы с гипсом. Подготовка гипсовой основы. Представление работ художников и детских работ.
Подготовка рабочего места. Подготовка основы под окрашивание. Композиция на основе. Поэтапное рисование. Рисование с элементами народного творчества. Уборка рабочего места.

7. Рисование по ткани
Мягкие материалы в изобразительном искусстве, правила работы с ними. Представление работ художников и детских работ.
Подготовка рабочего места. Придумывание образа. Рисунок карандашом. Аппликация. Уборка рабочего места.

8. Открытка другу
Подведение итогов общих и для каждого ребенка. Рассказ о полученных знаниях и проделанной работе каждым ребенком. Представление работ детей. Создание открытки или сувенира с использованием полученных техник и навыков. Самостоятельный отбор содержания работы. Уборка рабочего места.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов применения полученных навыков самостоятельно.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Организация выставок детских работ.
Тематические выставки.
Участие в конкурсах в течение года.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оформление эстетической развивающей среды в кабинете.






























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильева И.И. Со-творчество: социальная адаптация детей в условиях студии художественного воспитания. - Екатеринбург: Комитет по делам молодежи, 1998
Горячева В. Мы наклеим на цветок солнце, небо и цветок. - Ярославль: Академия развития, 2001.
Е.М. Буровкина. Дошколёнок: программа художественно-творческого развития детей от 3 до 7 лет - Екатеринбург: Проблемы детства, 2007
И.А. Лыкова. Цветные ладошки: программа по изобразительному творчеству в детском саду. - М.: Академия развития, 2009
М.Г. Зубова. Творчество стихий: программа художественно-экологического развития детей. - М.: Просвещение, 2001
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: программа. - М.: Просвещение, 2001
Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2000
Неменский Б.М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2000
Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). - М: Вита, 2003
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1976
С.М. Вайнерман. Сенсомоторное развитие школьников на занятиях по изобразительному искусству. - М: Владос, 2001
Сорокина Т. Рисуем сказку. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 1995.
Трофимова М. И учеба и игра, и изо. - М.: Академия развития, 1997



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Оборудование:
мольберты
столы, стулья
доска, выставочные щиты, рейки или планшеты
стеллаж для хранения незаконченных работ
магнитофон
проектор с экраном
рамки и паспорту для оформления работ.
Материалы, инструменты:
акварельные краски, гуашь.
простые карандаши, цветные карандаши, уголь, тушь, соус, сангина, сепия, фломастеры, маркеры, восковые мелки, пастель.
бумага формата А-4, А-3, А-2, А-1
цветная бумага, цветной и белый картон
ножницы,
ластики,
скотч, кнопки, булавки
клей ПВА
кисти разных размеров беличьи и из щетины
клеенки
баночки для воды
салфетки
Дидактический материал:
шаблоны
репродукции
карточки
открытки
схемы, таблицы
образцы детских рисунков
книжные иллюстрации
диски, кассеты с музыкой
презентации, мультфильмы.

СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ

Разработчик: Меньшикова Нина Андреевна
Место работы: Государственное бюджетное учреждение Свердловской области дополнительного образования детей Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность Урала» филиал оздоровительно-образовательный центр «Уралочка» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Должность: педагог дополнительного образования
Категория:
Образование: высшее педагогическое, Российский государственный педагогический университет, факультет психологии, специальность педагог - психолог
Педагогический стаж: 3 года.
АННОТАЦИЯ

Программа изобразительного искусства художественной направленности «Волшебная кисть» предназначена для дополнительного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - воспитанников образовательных учреждений Свердловской области, которые приехали в Центр «Уралочка» на курс отдыха и оздоровления, на 21 день.
Программа занятий дифференцирована с учетом различного уровня развития детей, разного уровня углубленности, доступности и сложности заданий. В соответствии с этим программа поделена на три уровня сложности: «Стартовый уровень», «Базовый уровень», «Продвинутый уровень».











13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142215




Заголовок 1Џђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 715