Методическая разработка проведения Круглого стола по профилактике ДДТТ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОВЕДЕНИЯ «КРУГЛОГО СТОЛА» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
«СОДРУЖЕСТВО РАДИ ЖИЗНИ»
СОДЕРЖАНИЕ:
№
п.п. Наименование № листа
1 Пояснительная записка. 2
2 Сценарий «Круглого стола». 4
3 Методические рекомендации по подготовке и проведению «Круглого стола». 8
4 Методические рекомендации по преодолению трудностей в подготовке мероприятия. 10
5 Список литературы. 11
6 Приложения 1. Анализ ДТП с участием детей и подростков в Московской области за 12 месяцев 2015 год. 12
7 Приложение 2. Причины ДТП с участием детей и подростков. 25
8 Приложение 3. Работа образовательного учреждения по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. 35
9 Приложение 4. Памятки для родителей. 46
10 Приложение 5. Анкеты для родителей. 49
11 Приложение 6. Примерный текст информационного письма участникам «Круглого стола». 50
12 Приложение 7. Протокол «Круглого стола». 51
13 Приложение 8. Бланк регистрационного листа участников. 53
14 Приложение 9. Примерный текст ходатайства 54
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Резкое возрастание в последние годы автомобилизации порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке.
В связи с тенденцией роста данных показателей особо актуальной задачей становится воспитание детей дисциплинированными участниками дорожного движения. В образовательных учреждениях ведется большая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Но работа педагогов без участия родителей не достаточна. Только совместными усилиями возможно найти пути решения проблемы детского травматизма на дорогах.
Новизна разработки заключается в совместной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма не только педагогов и представителей родительского комитета от общеобразовательных учреждений, но и инспекторов ГИБДД, СМИ, общественности. Что позволяет продуктивно проанализировать данную проблему и эффективно проработать все возможные пути снижения ДТП с участием детей в городе, и внедрить на местах те или иные формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Данное мероприятие позволяет охватить большое количество родителей и педагогов, так как основной задачей представителей родительского комитета, как участников данного мероприятия, входит донесение темы собрания и вынесенного решения на общешкольных собраниях в своих образовательных учреждений до родителей и педагогов. А руководители образовательных учреждений, в свою очередь, назначают ответственных за исполнением протокола собрания в своей школе.
Данная разработка мобильна в своём использовании. В зависимости от материально-технических условий, количества участников возможна замена содержания описанного мероприятия без ущерба для его структуры. Кроме того, в разработке даны подробные методические рекомендации по его подготовке и проведению. Это расширяет возможность применения данной разработки в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях всех типов. Поэтому представленный методический материал будет интересен как педагогам общеобразовательных учреждений, так и педагогам дополнительного и дошкольного образования детей для проведения тематических «Круглых столов».
Использование современных информационных технологий, таких как показ видеоматериала, презентаций дает наиболее полную и наглядную картину происходящего в данной сфере.
СЦЕНАРИЙ «КРУГЛОГО СТОЛА»
«СОДРУЖЕСТВО РАДИ ЖИЗНИ»
Цель:
Привлечение внимания родителей, общественности к возрастающему количеству ДТП с участием детей.
Задачи:
Познакомить со статистикой детского дорожно-транспортного травматизма и основными причинами ДТП с участием детей.
Познакомить с работой образовательного учреждения по данной тематике.
Обсудить возможные пути снижения ДТП с участием детей.
Подобрать приемлемые новые формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Участники:
Администрация, педагогический состав МОУ СОШ № 3 с УИОП.
Представители родительской общественности общеобразовательной организации.
Представители Отдела ГИБДД МУ МВД России «Щёлковское»:
начальник ОГИБДД МУ МВД России «Щёлковское»;
государственный инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД МУ МВД России «Щёлковское»;
инспектор по пропаганде безопасного дорожного движения 4 – ой роты 2 – го полка ДПС (Южный) ГИБДД Главного Управления МВД России по Московской.
Представители Управления образования администрации города Фрязино:
начальник отдела развития образования Управления образования администрации города Фрязино;
главный специалист Управления образования администрации города Фрязино;
заместители директоров по безопасности , учебно-воспитательной работе образовательных организаций города Фрязино.
Представители СМИ:
корреспондент газеты «Ключъ»;
корреспондент газеты «Город, Общество, Власть»;
корреспондент МУП ТРК «Фрязино».
Условия проведения:
Протокол «Круглого стола» ведет представитель педагогического коллектива МОУ СОШ № 3 с УИОП.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
На экране ролик социальной рекламы по правилам дорожного движения
«Дети копируют взрослых».
Ведущая: Добрый день, уважаемые участники «Круглого стола». Как вы уже поняли тема нашего сегодняшнего заседания «Круглого стола» «Содружество ради жизни». В связи с тенденцией роста количество автотранспорта и одновременно с этим количества ДТП с участием детей, данная тема становится особо актуальной. Вопросы, которые нам необходимо обсудить, следующие:
На экране перечень вопросов для рассмотрения и обсуждения
Статистика количества ДТП с участием детей в Московской области за 2015 год.
Основные причины ДТП участием детей.
Работа образовательного учреждения по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Возможные пути решения по снижению дорожного травматизма в городе Фрязино.
Ведущая: С анализом детского дорожно-транспортного
травматизма в Московской области за 12 месяцев 2015 года ознакомит начальник отдела ГИБДД МВД России «Щёлковское» подполковник полиции Кравченко Денис Николаевич (Приложение 1).
Выступление начальника ОГИБДД
Ведущая: Об основных причинах ДТП с детьми расскажет инспектор по пропаганде безопасного дорожного движения 4 – ой роты 2 – го полка ДПС (Южный) ГИБДД Главного Управления МВД России по Московской майор полиции Котович Наталья Васильевна. (Приложение 2).
Выступление инспектора по пропаганде и безопасности дорожного движения. Показ презентации «Фото ДТП с участием детей»
Ведущая: О работе образовательного учреждения по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма расскажет заместитель директора МОУ СОШ № 3 по безопасности Фурсов Валерий Федорович (Приложение 3).
Выступление заместителя директора по безопасности.
Показ презентации «Работа образовательных учреждений по профилактике ДДТТ»
Ведущая: Очевидно, что с увеличением количества ДТП с участием детей, необходимо принимать какие-то новые кардинальные решения для устранения данной проблемы. Предлагаю всем присутствующим внести ваши предложения и обсудить их. В конце обсуждения мы должны прийти к общему решению с занесением в протокол.
Выступления с внесением предложений представителей педагогического коллектива школы, родительской общественности, СМИ, заместителей по УВР и безопасности.
Запись всех предложений в протоколе.
Ведущая: И так совместными усилиями мы пришли к общему мнению, что нужно:
1. Составить коллективное ходатайство от общеобразовательных учреждений, для рассмотрения на городскую комиссии по безопасности администрации города Фрязино, по созданию условий безопасного движения в городе.
2. В общеобразовательном учреждении провести общешкольное родительское собрание с выступлением представителей родительской общественности совместно с педагогами и сотрудниками ГИБДД, с вынесением для обсуждения содержания сегодняшнего «Круглого стола» и принятого решения.
3. В образовательном учреждении проводить больше мероприятий по ПДД для обучающихся совместно с родителями.
Ведущая: Ознакомьтесь с протоколом собрания и ходатайством, которое будет направлено в городскую комиссию по безопасности в администрацию города Фрязино Московской области.
Составление ходатайства.
Ведущая: Уважаемые педагоги, родители, представители образовательных учреждений, проведите общешкольные родительские собрания в своих образовательных учреждениях на данную тему, с вынесением для обсуждения содержания сегодняшнего «Круглого стола» и вынесенного решения. О результатах собраний в ваших школах сообщите главному специалисту Управления образования администрации города Фрязино в
течение месяца. А также хотим Вас попросить раздать родителям памятки, которые подготовили обучающиеся школьного отряда юных инспекторов движения «БЕРКУД» (приложение 4).
И напоследок, заполните, пожалуйста, анкеты, в которых вы выразите свое отношение к проведенному «Круглому столу» (Приложение 5).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ «КРУГЛОГО СТОЛА»
При подготовке мероприятия важно учитывать каждую деталь. Перед проведением «Круглого стола» необходимо:
1. Разработать сценарный план:
определение темы, цели, задач;
ход сценария.
2. Написать сценарий:
подбор необходимого информационного материала (видео, фото и т.д.);
разработка совместно с отрядом ЮИД «Памятки для родителей» (Приложение 4);
составить анкету для родителей (Приложение 5);
непосредственное составление сценария.
3. Разослать информационное письмо участникам «Круглого стола»: руководителям общеобразовательных учреждений, представителям СМИ, ГИБДД по электронной почте (Приложение 6), которое включает:
цели и задачи мероприятий;
время и место проведения;
условия проведения мероприятия;
участвующие организации и участники.
4. Подготовка к проведению мероприятия (организационные моменты):
установить мультимедийное оборудование для показа видеоматериала, презентаций;
подготовить необходимый видеоматериал, презентации;
подготовить посадочные места для участников «Круглого стола» (в соответствии с количеством участников);
подготовить трибуну для докладчиков;
подготовить бланк протокола собрания, ручку (Приложение 7);
назначить ответственных за встречу и регистрацию участников мероприятия, за съемку мероприятия (видеосъемка, фотографии) (Приложение 8);
продумать, где участники собрания будут раздеваться.
5. Проведение «Круглого стола».
Четкое распределение обязанностей и проведение инструктажа для участвующих в проведении «Круглого стола» (ответственных за встречу и регистрацию участников, показ видео материала и презентаций, ведение протокола, съемку собрания) позволяет координировать ход мероприятия, экономит время на его проведение.
6. Подведение итогов.
После проведения:
важно дать возможность участникам «Круглого стола» ознакомиться с протоколом, задать интересующие вопросы представителям УО и ГИБДД. Всем участникам раздать копию протокола собрания;
составить коллективное ходатайство членам городской комиссии по безопасности в администрацию города Фрязино Московской области (Приложение 9);
необходимо выявить оценку продуктивности данному мероприятию участниками в письменном виде (пожелания, рекомендации и т.д.).
вручить «Памятки для родителей», чтобы представители родительской общественности раздали их на общешкольном собрании в образовательных учреждениях.
7. Анализ мероприятия.
После проведения собрания необходимо провести анализ проведённого мероприятия. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
достигнута ли цель, поставленные задачи;
всё ли из задуманного получилось;
что нужно доработать;
как сработал коллектив, приглашённые лица;
каково общее впечатление от «Круглого стола».
8. Последействие.
Подготовить репортаж о прошедшем мероприятии для СМИ: видеоматериал для городского телевиденья, информацию с фотографиями для печатных изданий.
На общешкольных родительских собраниях в образовательных учреждениях обсудить содержание «Круглого стола» и принятого решения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ
«КРУГЛОГО СТОЛА
1. Информационное письмо.
Трудность состоит в том, что участники «Круглого стола» все работающие, занятые люди и необходимо продумать место и время удобное для всех участников мероприятия (предварительно обсудив данный вопрос с директором образовательного учреждения, представителями СМИ, ГИБДД). А также важно продумать и грамотно составить текст информационного письма, для того чтобы участники четко знали тему обсуждения и предварительно подготовили предложения для решения вопроса собрания.
2. Выход и подготовка репортажа в МУП ТРК «Фрязино».
Трудность заключается в том, чтобы убедить руководство телерадиокомпании в необходимости освещения данного мероприятии, так как эфир не бесплатный и важно показать репортаж как социально-значимую тему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Правила дорожного движения Российской Федерации. Официальный текст с иллюстрациями [Текст] – М.: ООО «АТБЕРГ 98», 2011, - 64с.
2. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования [Текст] – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 32с.
3. Сборник материалов для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (в помощь работникам образования) [Текст] – Архангельск: ГИБДД УВД г. Архангельса, 2004.
4. Козловская, Е.А. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» [Текст]/ Е.А. Козловская. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
5. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 48с.
6. Кирьянов, В.Н. Пропоганда БДД. Официальный сайт ГИБДД МВД России: [Электронный ресурс] //http://www.gibdd.ru. (дата обращения: 18.09.2012).
7. Добрая дорога детства [Электронный ресурс] // http://www.dddgazeta.ru (дата обращения: 17.09.2012).
8. Советы по безопасности на дороге [Электронный ресурс] // http://www.forum.xservice.ru (дата обращения: 17.09.2012).
Приложение 1
АНАЛИЗ
детского дорожно-транспортного
травматизма в Московской области
за 12 месяцев 2015 года
Общие сведения
За 12 месяцев 2015 года на дорогах Московской области зарегистрировано 677 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет (АППГ – 719), в результате которых 28 юных участников дорожного движения погибли (АППГ – 30) и 708 получили травмы различной степени тяжести (АППГ – 753).
Отчетный период 12 месяцев
2014 год 2015 год
Количество ДТП 719 677
Количество погибших в ДТП 30 28
Количество раненых 753 708
Тяжесть последствий в % 3,8% 3,8%
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество дорожных аварий с участием несовершеннолетних сократилось на 5,8%, число раненных в них детей уменьшилось на 6%, количество погибших детей на 6,7%.
Дорожно-транспортные происшествия, в которых погибли юные участники дорожного движения, имели место на территории обслуживания районных отделов ГИБДД: Коломенского (4 погибших), Волоколамского (2 погибших), Наро-Фоминского (2 погибших), Воскресенского (1 погибший), Красногорского (1 погибший), Ленинского (1 погибший), Мытищинского (1 погибший), Павлово-Посадского (1 погибший), Орехово-Зуевского (1 погибший), Подольского (1 погибший), Ступинского (1 погибший).
В строевых подразделениях ДТП с погибшими детьми распределились следующим образом: 7 батальон (3 погибших), 14 батальон (3 погибших), 5 батальон (2 погибших), 6 батальон (1 погибший) - 2 полка ДПС (Южный) ГИБДД ГУ МВД Росси по Московской области, 2 батальон (2 погибших) и 11 батальон (1 погибший) - 1 полка ДПС (Северный) ГИБДД ГУ МВД Росси по Московской области.
Всего за 12 месяцев 2015 года на территории Московской области произошло 7876 учетных ДТП, в которых 1379 человек погибли и 9387 получили ранения.
Дорожные аварии, в результате которых пострадали дети, составили 8,6% от общего количества учетных ДТП, погибшие несовершеннолетние 2%, травмированные 7,5%.
493 дорожные аварии (72,8%) произошли на территориях обслуживания районных отделов Госавтоинспекции, 184 ДТП (27,2%) зарегистрировано в зонах ответственности батальонов (рот) ДПС, причем, 107 ДТП (58,2%) приходятся на строевые подразделения 2 полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области.
Несмотря на общее снижение количества ДТП с участием детей в целом, значительный рост дорожных аварий, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, зарегистрирован в ОГИБДД Лотошинского района (2015г. – 7 ДТП, 2014г. – 2 ДТП; +250%), г.о. Дубна (2015г. – 3 ДТП, 2014г. – 1 ДТП; +200%), Клинского района (2015г. – 7 ДТП, 2014г. – 3 ДТП; +133%), г.о. Жуковский (2015г. – 2, 2014г. – 0 ДТП; +100%), Серебряно-Прудского района (2015г. – 2, 2014г. – 0 ДТП; +100%), Шаховского района (2015г. – 2 ДТП, 2014г. – 0 ДТП; +100%), г.о. Балашиха (2015г. – 27 ДТП, 2014г. – 14 ДТП; +93%), г.о. Королев (2015г. – 15 ДТП, 2014г. – 9 ДТП, +67%), Коломенского района (2015г. – 8 ДТП, 2014г. – 5; +60%) ,на территории обслуживания 15 роты 1 полка ДПС (северный) (2015г. – 11 ДТП, 2014г. – 6 ДТП, +83%).
За 12 месяцев 2015г. наибольшее количество ДТП зарегистрировано на территории обслуживания отделов ГИБДД Люберецкого (28 ДТП), Балашихинского (27 ДТП), Щелковского (27 ДТП), Одинцовского (27 ДТП), Подольского (24 ДТП), Серпуховского (21 ДТП) районов, г.о. Домодедово (21 ДТП), а также в зонах ответственности 11 (26 ДТП) батальона 1 полка ДПС (северный), 7 (23 ДТП) и 6 (22 ДТП) батальонов 2 полка ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области.
Распределение показателей детского
дорожно-транспортного травматизма по месяцам
Основные показатели январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь
октябрь ноябрь декабрь
14г. 15г. 14г. 15г. 14г. 15г. 14г. 15г. 14г. 15г. 14г. 15г. 14г. 15г. 14г. 15г. 14г. 15г. 14г. 15г. 14г. 15г. 14г. 15г.
Кол-во
ДТП 38 36 35 32 46 40 47 49 83 74 78 75 95 83 80 86 73 56 49 60 49 36 46 44
Кол-во
погибших 0 2 0 0 0 2 1 1 4 1 3 3 4 7 6 1 3 5 6 4 2 1 1 1
Кол-во
раненых 41 39 39 37 47 40 47 53 89 76 82 78 100 87 88 92 74 53 46 60 50 38 50 46
Тяжесть
пос-вий в % 0 4,8 0 0 0 4,8 2 1,8 4,3 1,3 3,5 3,7 3,8 7,3 6,4 1,1 3,9 8,6 11,5 6,2 3,8 2,6 2 2,1
Из приведенной таблицы видно, что в 1-ом квартале 2015 года ежемесячно сокращалось количество ДТП с участием несовершеннолетних. Однако, в апреле, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросло как количество ДТП (+4,3%), так и число пострадавших в них детей (+12,8%). В мае, июне и июле отмечается снижение детской аварийности. В августе количество ДТП с участием подростков возросло на 7,5%, но удалось значительно снизить тяжесть последствий ДТП. В сентябре количество ДТП сократилось на 23%. В октябре отмечается рост количества ДТП на 22%, но тяжесть последствий ДТП снижена на 33%. В ноябре и декабре отмечается снижение количества ДТП с участием несовершеннолетних.
Распределение погибших в ДТП детей
по основным категориям участников дорожного движения
За 12 месяцев 2015 года на территории Московской области зарегистрировано 27 ДТП (АППГ – 30, -10%), в результате которых погибли 28 юных участников дорожного движения (АППГ – 30, -6,7%).
14 погибших детей являлись пассажирами транспортных средств, 9 из которых (64%) перевозились с нарушениями ПДД РФ, без использования специальных детских удерживающих устройств или не пристегнутые ремнями безопасности, что могло стать одной из причин летального исхода.
Из 8 погибших пешеходов, 3 ребенка переходили проезжую часть в зоне действия пешеходного перехода. Хочется отметить то обстоятельство, что 6 погибших детей находились в сопровождении взрослых. Только в 1 случае в одежде ребенка имелись световозвращающие элементы.
6 погибших являлись водителями, из них 5 детей управляли велосипедами, 1 скутером. Все дети в момент ДТП находились без спец. защитной экипировки.
ПАССАЖИРЫ:
2014 год
из 20-и погибших детей – пассажиров:
6 – с использованием детского удерживающего устройства (до 12 лет);
2 – без использования детского удерживающего устройства (ребенок от 12 до 16 лет);
3 – без использования ремня безопасности (дети от 12 до 16 лет).
3 – с использованием ремня безопасности (дети 12-16 лет);
1 – пассажир мотоскутера, с использованием мотошлема, но без защитной экипировки;
3 – пассажира мотоскутеров, без использования мотошлема и защитной экипировки.
2 – место нахождения не установлено (автомобили полностью сгорели). 2015 год
из 14-и погибших детей – пассажиров:
3 – с использованием детского удерживающего устройства (до 12 лет);
5 – без использования детских удерживающих устройств (до 12 лет).
2 – с использованием ремня безопасности (дети 12-16 лет);
4 – без использования ремня безопасности (дети 12-16 лет).
ПЕШЕХОДЫ:
2014 год
из 7-ми погибших детей – пешеходов:
4 – дети школьного возраста (от 7 до 16 лет);
3 – ребенка дошкольного возраста (до 7 лет);
6 ДТП – вне зоны действия пешеходных переходов;
1 ДТП – в зоне действия пешеходного перехода.
4– в сопровождении взрослых;
3 – без сопровождения взрослых. 2015 год
из 8-ми погибших детей – пешеходов:
5 – дети школьного возраста (от 7 до 16 лет);
3 – дети дошкольного возраста (до 7 лет);
3 ДТП – вне зоны действия пешеходного перехода;
3 ДТП – в зоне действия пешеходного перехода;
1 ДТП – на тротуаре;
1 ДТП – на парковочной площадке;
6 погибших детей находились в сопровождении взрослых;
2 ребенка – без сопровождения взрослых.
в 1 случае в одежде ребенка имелись световозвращающие элементы.
ВОДИТЕЛИ:
2014 год
из 3-х погибших детей-водителей:
2 – водителя мотоскутеров;
2 - с использованием мотошлемов, но без защитной экипировки;
1 – водитель автомобиля;
3 - без сопровождения взрослых. 2015 год
из 6-ти погибших детей – водителей:
5 – водителей велосипедов;
1 – водитель скутера.
5 - без использования шлемов и защитной экипировки;
1 – в шлеме, но без защитной экипировки;
4 – без сопровождения взрослых;
2 - в сопровождении родителей.
Долевое распределение погибших в ДТП детей
представлено на диаграмме
Виды ДТП, в результате которых пострадали дети
3365527686000
Самыми распространенными видами ДТП с участием несовершеннолетних являются столкновения транспортных средств и наезды на несовершеннолетних пешеходов. На их долю приходится 276 и 263 дорожных аварий соответственно, что в сумме составляет 80% от общего числа ДТП.
Процентное распределение ДТП с участием пострадавших детей представлено на диаграмме:
Распределение пострадавших в ДТП детей
по основным категориям участников дорожного движения
39928804572000Дети, пострадавшие в результате ДТП, подразделяются на три категории участников дорожного движения: пешеходов, пассажиров автомототранспорта и водителей вело/мото-техники:
с участием пешеходов произошло 263 ДТП (АППГ - 267, - 1,5%), что составило 39% от общего числа дорожных аварий, в которых 264 ребенка получили ранения (АППГ - 267, - 1,1%). 84 ДТП (32%) зарегистрировано в зоне действия пешеходных переходов. 204 пострадавших - дети школьного возраста, 68 – дошкольники. 195 детей (72%) в момент ДТП находились без сопровождения взрослых. Из всех пострадавших юных пешеходов только 11 использовали в одежде световозвращающие элементы.
с участием пассажиров зарегистрировано 333 ДТП (АППГ – 343, -2,9%), что составило 49% от общего числа дорожных аварий, в которых 369 детей получили травмы (АППГ – 380, -3%). Перевозка 96 юных пассажиров (25%) осуществлялась с нарушениями ПДД РФ, т.е. без применения детских удерживающих устройств и ремней безопасности.
с участием детей - водителей зарегистрировано 81 ДТП (АППГ - 109, -26%), что составило 12% от общего числа дорожных аварий. В результате ДТП с данной категорией юных участников дорожного движения 75 детей получили травмы различной степени тяжести (АППГ - 106, -29%). В момент ДТП только в 7 случаях дети-водители находились в сопровождении взрослых. При управлении вело/мото-техникой, в 16 случаях подростками использовался шлем, в 4 случаях юные водители использовали защитную экипировку.
Долевое распределение основных показателей детской дорожной аварийности за отчетный период, в зависимости от категории юных участников дорожного движения, представлено на диаграммах:
Распределение ДТП с участием детей
по возрастным категориям
В приведенной таблице представлены статистические показатели с учетом распределения пострадавших детей по четырем основным возрастным группам:
Основные возрастные категории ДТП %
дошкольники до 7 лет 208 31
школьники начальных классов от 7 до 10 лет 134 20
школьники средних классов от 10 до 14 лет 217 32
школьники старших классов от 14 до 16 лет 118 17
Долевое распределение основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма, в зависимости от возраста пострадавших детей, представлено на диаграмме:
69% ДТП приходится на детей школьного возраста, из которых наибольшему риску подвержена возрастная категория от 10 до 14 лет.
Распределение показателей детского дорожно-транспортного травматизма
в зависимости от погодных условий
433 ДТП (64%), при которых пострадали дети, произошли при благоприятных погодных условиях, тогда как, в 244 ДТП (36%), неблагоприятные метеорологические явления - пасмурность, осадки в виде снега (дождя), туман могли косвенно влиять на возникновение дорожных происшествий.
Распределение ДТП по времени суток
Период времени ДТП Погибло Ранено
00ч.00мин. – 07ч.00мин. 25 1 28
07ч.00мин. – 09ч.00мин. 44 3 42
09ч.00мин. – 12ч.00мин. 50 0 56
12ч.00мин. – 15ч.00мин. 130 3 137
15ч.00мин. – 18ч.00мин. 179 9 180
18ч.00мин. – 21ч.00мин. 177 9 188
21ч.00мин. – 24ч.00мин. 72 3 77
Более половины ДТП происходит в период с 15ч.00мин. до 21ч.00мин. (356 ДТП, 52,6%). Данная тенденция прослеживается по всем категориям юных участников дорожного движения и связана с увеличением интенсивности транспортных потоков и активным пребыванием детей на улице.
Распределение ДТП по дням недели
День недели ДТП Погибло Ранено
Понедельник 73 2 77
Вторник 77 2 79
Среда 88 3 90
Четверг 91 2 97
Пятница 103 7 108
Суббота 127 9 131
Воскресенье 118 3 126
Более половины ДТП (51%) с участием детей регистрируются по пятницам и выходным дням (348 ДТП).
Распределение детей
в зависимости от места жительства
Распределение основных показателей аварийности, в зависимости от мест проживания пострадавших в ДТП детей, представлено на диаграммах:
Место жительства детей ДТП Погибло Ранено
2015г. % от общего
кол-ва ДТП 2015г. % от общего кол-ва погибших 2015г. % от общего кол-ва ДТП
Московская
область 530 78 19 68 549 78
Иные регионы 51 8 4 14 51 7
г. Москва 96 14 5 18 108 15
На территории региона в ДТП получают травмы в основном дети, проживающие и обучающиеся в Подмосковье (78%), в 14% - жители г. Москвы, в 8% - иных регионов.
Диаграммы распределения погибших и раненых детей
по местам совершения ДТП
По местам совершения количество дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадали или погибли несовершеннолетние, распределилось следующим образом: в городской черте зарегистрировано 49% ДТП, в загородной зоне 39% ДТП, в зоне пешеходных переходов 12%.
Анализ ДТП, произошедших по вине детей
За обозначенный период виновность в совершении дорожных аварий со стороны детей усматривается в 191 ДТП (АППГ – 194, -1,5%), в результате которых 9 детей погибли (АППГ – 7, +28,6%) и 185 получил ранения (АППГ – 188, -1,6%).
Основными нарушениями ПДД со стороны детей повлекшими ДТП стали:
переход проезжей части в неустановленном месте;
нарушение ПДД велосипедистами;
прочие нарушения;
нарушение ПДД водителем мототранспорта;
выход на ПЧ из-за стоящего транспорта;
выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом;
невыполнение сигналов пешеходного светофора;
ходьба вдоль проезжей части;
игра на проезжей части.
78 дорожно-транспортных происшествий (41%), в совершении которых усматривается вина несовершеннолетних, произошли по причине перехода проезжей части в неустановленном месте.
ДТП по вине водителей транспортных средств
Виновность со стороны водителей транспортных средств прослеживается в 565 ДТП (АППГ - 605, -6,6%), в результате которых 20 детей погибли (АППГ – 28, -28,6%) и 600 получили различные травмы (АППГ - 635, -5,5%):
Основными причинами таких ДТП являются:
1. иные нарушения ПДД (нарушения правил движения в жилых зонах, нарушения требований сигналов светофоров, нарушения правил маневрирования, нарушения правил остановки и стоянки, нарушения правил проезда перекрестков);
2. нарушения установленного скоростного режима;
3. нарушения правил проезда пешеходных переходов;
4. выезд на полосу встречного движения;
5. управление транспортными средствами в состоянии опьянения;
6. нарушение правил перевозки пассажиров.
В Ы В О Д Ы
По итогам 12 месяцев 2015 года отмечается снижение количества ДТП на 5,8%, пострадавших в них детей на 6%, погибших на 6,7%.
По-прежнему, наиболее распространенными видами ДТП с участием несовершеннолетних являются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. На их долю приходится 276 и 263 дорожные аварии, что в сумме составляет 80% от общего числа ДТП с несовершеннолетними.
С участием пассажиров зарегистрировано 333 ДТП (49%). Несмотря на проводимые массовые проверки, в каждом четвертом ДТП усматриваются нарушения правил перевозки детей.
С юными пешеходами произошло 263 ДТП (39%). В 32% дорожных аварий дети находились непосредственно на пешеходных переходах. Вызывает тревогу тот факт, что только в 11 случаях дети использовали светоотражающие элементы.
Оставшиеся 81 ДТП (12%) произошли с несовершеннолетними водителями вело/мото-транспорта. В момент ДТП только в 7-ми случаях дети находились в сопровождении родителей, 16 водителей использовали шлем, 4 - защитную экипировку.
69% ДТП произошли с участием детей школьного возраста, из которых наибольшему риску подвержена возрастная категория от 10 до 14 лет.
В период с 15:00ч. до 21:00ч. зарегистрировано 356 ДТП (52,6%). Данная тенденция прослеживается по всем категориям участников дорожного движения и объясняется тем, что в указанный временной промежуток школьники возвращаются из образовательных учреждений, спортивных секций и кружков, что совпадает со значительным увеличением интенсивности транспортных потоков, а в каникулярные дни, данный временной период характеризуется пребыванием детей на улице.
Наибольшее количество ДТП с участием детей регистрируются по пятницам, субботам и воскресеньям (348 ДТП), что составляет 51% от общего количества дорожных аварий.
Подавляющее большинство ДТП с участием детей (565 ДТП, 83,5%) происходят из-за грубых нарушений ПДД РФ водителями транспортных средств (скорость движения, выезд на встречную полосу, проезд пешеходных переходов). Вина водителей транспортных средств усматривается в 20 ДТП с летальными исходами. Основная часть погибших детей приходится на пассажиров транспортных средств 14 ДТП (50%).
Тревогу вызывает доля происшествий, виновность в совершении которых усматривается со стороны несовершеннолетних и составляет 28% (191 ДТП). Наиболее распространенными видами нарушений является переход проезжей части в неустановленном месте (78 ДТП, 41%) и нарушения ПДД юными водителями вело, мото транспорта (53 ДТП, 28%).
В целях снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма и привития юным участникам дорожного движения навыков безопасного поведения на улицах и дорогах управлением и структурными подразделениями Госавтоинспекции Подмосковья в течение отчетного периода текущего года проделана значительная информационно-пропагандистская работа с привлечением представителей заинтересованных организаций и ведомств.
За 12 месяцев 2015 года опубликовано (вышло в эфир) более 30,3 тыс. тематических материалов в федеральных, региональных и местных средствах массовой информации, из них 7,5 тыс. статей выпущены в печатных СМИ, 5,4 тыс. информаций озвучены на радиостанциях, 5,6 тыс. сюжетов показано на телевидении, 11,6 тыс. материалов размещено в интернет-изданиях.
Руководящим составом подразделений Госавтоинспекции проведено 100 брифингов, 105 пресс-конференций, 293 «круглых стола» по тематике БДД.
Личным составом проведено 9,8 тыс. профилактических бесед с воспитанниками дошкольных образовательных организаций, 13,3 тыс. - с учащимися учреждений общего и дополнительного образования, 679 - со студентами средних и высших учебных заведений.
Всего организовано 4630 массовых информационно-пропагандистских мероприятий по профилактике дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, из них 2883 по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Выявлено более 16,5 тыс. нарушений ПДД РФ со стороны детей и подростков в возрасте до 16 лет.
Приложение 2
HYPERLINK "http://обж.рф/uchebnye-materialy-obzh/bezopasnost-na-dorogah/prichiny-dorozhno-transportnyh-proisshestviy-s-uchastiem-detey-i-podrostkov/" ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Анализ статистики свидетельствует о том, что практически в каждом случае ДДТТ виноваты взрослые: кто-то отпустил малыша погулять без присмотра или равнодушно прошел мимо играющих вблизи дороги детей, кто-то не остановил спешащего «на красный» юного пешехода, кто-то, управляя автомобилем, «не заметил» идущего по пешеходному переходу ребенка...
Из общего количества происшествий виновность пострадавших детей установлена в половине случаев, когда ребенок явился и причиной, и жертвой аварии одновременно. ДТП с участием детей и подростков возникают при переходе через проезжую часть дороги в неустановленном месте, неожиданном выходе на проезжую часть из-за движущихся или стоящих автомобилей. Основную долю среди пострадавших составляют дети-пешеходы. Самыми распространенными причинами «детских» несчастных случаев являются:
незнание Правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную обстановку,
отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым, чаще всего родителям,
потеря бдительности и недисциплинированность. Объясняется это возрастными особенностями детей и недостаточностью проводимой с ними разъяснительной работы в семье и школе.
Примерно треть всех пострадавших в ДТП несовершеннолетних составляют пассажиры. Дети гибнут и получают ранения по вине взрослых, не обеспечивших их безопасность. Не лишним будет напоминание, что перевозить ребенка в возрасте до 12 лет на переднем пассажирском сиденье автомобиля запрещено! Место рядом с водителем — самое уязвимое при аварии. Находясь на заднем сиденье, ребенок должен быть пристегнут ремнями безопасности. До 12-летнего возраста в интересах безопасности малыш должен находиться в специальном удерживающем автомобильном кресле. Причем на переднем пассажирском сиденье детское кресло должно закрепляться против движения авто.
Статистика показывает, что количество летальных исходов и тяжелых увечий наиболее велико для детей, находившихся не пристегнутыми на задних сиденьях. Для справки: при столкновениях в условиях городского движения на скорости 50 км/ч ребенок, весящий 25 кг, испытывает нагрузку в 1565 кг. При столкновении на шоссе при скорости 70 км/ч нагрузка достигает 2057 кг, сила удара соответствует падению с высоты 10 м на бетонное покрытие.
Из всех получивших тяжелые увечья 90 % могли бы сохранить здоровье, если бы они использовали ремни безопасности. Риск травматизма детей до 4 лет в детском удерживающем кресле лицом против направления движения на 70-90 %, лицом по направлению езды на 30-70 %, с застегнутым ремнем безопасности на 30-35 % ниже, чем без каких-либо удерживающих систем.
Каждый десятый юный пострадавший — велосипедист. Подростки часто не знают, где можно кататься на двухколесном средстве передвижения, и потому смело выезжают на проезжую часть, не зная при этом ПДД. А родитель, подаривший своему чаду долгожданную игрушку, не думает, что это прямой путь к трагедии.
В зимний период возникает еще одна большая проблема — плохая видимость. К сожалению, наши улицы плохо освещены плюс одежда на детях практичных темных тонов. Результат — нулевая видимость для водителя, тем более в свете фар встречного автомобиля.
Основная масса пострадавших на дороге — это дети школьного возраста, причем чаще всего это подростки 13-16 лет.
Среди детей, пострадавших на дорогах, мальчиков в два раза больше, чем девочек; при этом подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет. Наибольшее число травм дети младшего школьного возраста и подростки получают по дороге в школу или по возвращении из нее.
Наиболее аварийным временем суток являются интервалы: с 8 до 9 ч; с 15 до 16 ч; с 16 до 17 ч; с 18 до 19 ч.
Немаловажную роль в увеличении ДТП играют погодные условия, от которых зависит присутствие детей на улицах, характер их игр и продолжительность времени, которое они проводят вне дома. Наибольшее число травм (в среднем) отмечено весной (31 %), летом их число снижается до 25 %, а осенью и зимой ДДТТ составляет 44 % от общегодового показателя.
К основным причинам дорожно-транспортных происшествий
с участием детей и подростков относятся:
1. Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.
95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает по данной причине, в ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают опасности.
По данным социологических исследований 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающейся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности. В результате произошли наезды.Несчастные случаи происходят и по вине водителя, который, увидев бегущих детей, не снижает скорость, считая, что они успеют перебежать дорогу. Практика показывает, что водители нередко воспринимает детей как "модель" взрослого человека, не понимая их психофизиологических особенностей поведения на дороге.
Вместе с тем исследования показывают, что основной причиной ДТП являются психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах и дорогах. Дети попадают в ДТП из-за не сформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и другие причины.
2. Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих или движущихся транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор видимости.
Чувство опасности у детей развито недостаточно, поэтому они порой стремглав бросаются на проезжую часть из-за закрытого обзора, забывая о мерах предосторожности.
Выбегая на проезжую часть, ребенок видит, как правило, большие грузовые транспортные средства и не понимает, что за ними могут ехать с большей скоростью легковые автомобили. В результате происходит наезд.Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева,
выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении и попадают в ДТП.
Водители часто не замечают детей на проезжей части из-за их маленького роста. Когда они внезапно появляются перед близко движущимся автомобилем, водители не в состоянии свернуть в сторону и своевременно затормозить.
3. Неподчинение сигналам регулирования.
В силу своих психофизиологических особенностей поведения на дороге, дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора.
Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдёт наезд.Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.
Дети не знают значения светофоров с дополнительной секцией. На перекрёстках наезды часто происходят из-за того, что на зелёный сигнал одновременно с пешеходом поворачивают автомобили, и водители не всегда пропускают пешеходов, особенно детей, которых они не видят из-за их маленького роста.
4. Нахождение на дороге школьников без сопровождения взрослых.
Дети, оказавщиеся на проезжей части без сопровождения взрослых попадают в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги.
5. Игра вблизи и на проезжей части.
В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося
автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.
6. Движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара.
Дети, легко увлекаясь разговорами, увидев что-то интересное на улице, могут, совершенно не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара. Если водитель не видит ребенка на проезжей части из-за его маленького роста, или при повороте автомобиля, то в результате такой ситуации и происходит наезд.
7. Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств.
Дети не знают правила о движении по проезжей части в сельской местности, где нет тротуара или обочины. В результате они идут, как им удобно. Но, если они идут в направлении, попутном движущемуся транспорту, то они могут быть не замечены водителями. В результате происходит наезд.
8. Незнание правил перехода перекрёстка.
Одной из причин ДТП может быть переход дороги не по пешеходному переходу на перекрёстке, а по его центру. Не ожидая появления ребенка в зоне перекрёстка, а не на пешеходном переходе, водитель не успевает затормозить и происходит наезд.
9. Неправильный выбор места перехода проезжей части
при высадке из маршрутного транспорта.
ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта. Выйдя из маршрутного транспорта, дети начинают обходить его спереди и попадают под движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта и также попадают в ДТП.
11. Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках
по проезжей части дороги.
Не зная Правил дорожного движения о том, что передвигаться на велосипеде по проезжей части разрешается только с 14 лет, дети катаются на велосипеде, роликах и самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть. В результате происходит ДТП.
12. Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.
Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дети бегут по диагонали, смотрят при этом только вперед, не замечая приближающегося транспорта, и попадают в ДТП.
Таким образом, причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей и подростков, достаточно много. В одних случаях виновными в ДТП являются водители или взрослые пешеходы, которые не держали детей за руку, или сами нарушали Правила дорожного движения. В других случаях виновными в ДТП являются сами дети.
Приложение 3
РАБОТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумения правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием отсутствия целенаправленной работы с ними и недостаточным вниманием к проблемам предупреждения детского травматизма …»
(Из материалов совещания работников ГУ ГИБДД МВД РФ)
Ежегодно на планете в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) гибнут более 260 тыс.детей, а более 10 млн.получают травмы, многие становятся инвалидами. По данным Всемирной организации здравоохранения, гибель в результате ДТП является третьей по значимости причиной смерти детей в возрасте 5-9 лет, второй – детей в возрасте 10-14 лет и первой - 15-19 лет. В связи с ростом активности движения на улицах и дорогах, все более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Одной из основных задач общеобразовательной организации является формирование у школьников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма (ДДТТ) предполагает целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям.
С наступлением осенне-зимнего периода, участившимися случаями дорожно-транспортных происшествий Управление образования города Фрязино рекомендует активнее вести работу в общеобразовательных организациях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма безопасного поведения на дороге – пешехода. С этой целью в общеобразовательных организациях определяется направление работы «БЕЗОПАСНОСТЬ», которое курируют заместители руководителя по УВР и ВР.
Государственный стандарт общего образования включает в себя три компонента:
Федеральный – устанавливается РФ;
Региональный – устанавливается субъектом РФ;
Компонент общеобразовательного учреждения – установленный самостоятельно общеобразовательным учреждением.
В настоящее время вопросы безопасного поведения на дорогах в общеобразовательных организациях изучаются в рамках предметов:
начальное общее образование (I-IV класс): интегрированный курс «Окружающий мир»;
основное общее образование (V—IX класс): «Основы безопасности жизнедеятельности»;
среднее (полное) образование (X-XI класс): «Технология» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;
Начальное общее образование: учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В процессе изучения предмета «Окружающий мир» учащиеся изучают темы: «Режим дня школьника»; «Дорога от дома до школы», « Правила организации домашней учебной работы». «Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья», «Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре)». В завершение курса обучающиеся приобретают УУД по основным правилам поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). В своей деятельности образовательные организации самостоятельно определяют, как будет организована профилактическая работа.
Основное общее образование: изучение правил безопасного поведения на дороге включено в программу курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в темах: «Опасные ситуации на дороге». «Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов)», «Опасные ситуации на транспорте», «Поведение пассажиров в общественном транспорте». В 5-7 и 9 классах предмет «ОБЖ» может быть включен в школьный компонент.
Среднее (полное) общее образование: изучение правил безопасного поведения на дорогах включено в предмет «Технология», при изучении направления «Транспорт». В программе ОБЖ изучаются темы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Предусматриваются разные формы организации проведения занятий, в том числе и по БДД:
интеграция в базовые образовательные дисциплины;
часы здоровья;
факультативные занятия;
занятия в кружках;
досуговые мероприятия: конкурсы, праздники, викторины, экскурсии и т. п.;
дни здоровья.
Часы регионального компонента и компонента образовательной организации используются для углубленного изучения предметов базисного учебного плана.
В целях организации профилактической работы необходимо ведение соответствующей документации, что является частью должностных обязанностей заместителей руководителя школы. Рекомендуется наличие пакета документов как в электронном варианте, так и на бумажном носителе под названием «Изучение правил дорожного движения в школе». Мероприятия по ПДД, проводимые в общеобразовательной организации, отражаются на странице сайта школы.
2.Примерное содержание пакета документов.
Международное законодательство
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.
Декларация прав ребенка 1959
Конвенция ООН о правах ребенка, 1989
Указы Президента Российской Федерации
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
Указ Президента РФ от 07.052012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Федеральное законодательство
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Федеральный закон Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Приказ МВД России «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации по пропаганде дорожного движения»
Правила дорожного движения Российской Федерации
Региональные, муниципальные нормативно-правовые акты-
Постановления Правительства Московской области
Распоряжения, приказы, указания, информационно-методические письма органов Управления образования
Нормативные документы общеобразовательной организации
Устав, регламентирующий деятельность образовательных организаций
Приказы о назначении ответственных лиц за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях
Приказы о возложении ответственности за жизнь и здоровье учащихся при проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций, (внешкольных мероприятий)
Инструкция по охране труда при проведении массовых выездных мероприятий (туристских походов, экскурсий, экспедиций, занятий в парке и т.д)..
Инструкция лицу, ответственному за работу по профилактике дорожного движения в образовательных организациях
Инструкция для педагогических работников образовательных организаций по предупреждению дорожно-транспортного травматизма с обучающимися и воспитанниками
Должностная инструкция сопровождающего (ответственного по безопасности) при перевозке детей в автобусе
Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними нарушителями норм и правил в сфере безопасности дорожного движения
Заявки на разрешение проведения внешкольных мероприятий
Журналы регистрации инструктажа на рабочем месте
Журналы проведения инструктажей с учащимися
Паспорт дорожной безопасности
Общешкольный план работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
График внутришкольного контроля по изучению ПДД.
Тематическое планирование интегрированного изучения ПДД.
Тематика классных часов и внеклассных мероприятий по изучению ПДД (по параллелям).
Циклограмма классных часов по изучению ПДД.
План и программа проведения «Недели безопасности «Безопасность на дорогах – наше общее дело»
Разработки мероприятий, образцы памяток для учащихся
В системе дополнительного образования детей в рамках объединений технического профиля, клубов юных инспекторов движения, юношеских автошкол и т.д.
3. Планирование профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Деятельность общеобразовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма осуществляется в соответствии с планом на учебный год. Работа планируется с учащимися, родителями и педагогами. В плане должны быть отражены следующие направления:
организационно-управленческая деятельность;
организация учебного процесса;
организация внеурочной деятельности;
работа с родителями;
материально-техническое и методическое обеспечение;
контрольно-аналитическая деятельность администрации образовательной организации;
работа по повышению профессионального уровня педагогов.
План и программа проведения недели ОБЖ
«Безопасность на дорогах – наше общее дело»
Мероприятия плана предметной недели должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся.
Примерный перечень мероприятий предметной недели:
урок-повторение правил дорожного движения;
встреча обучающихся с работниками ГИБДД;
экскурсия на улицу «Внимание – светофор!»;
конкурс сочинений на темы: “Дорога в школу», Дорожное движение в будущем”, “Если бы я был начальником ГИБДД”;
конкурсы рисунков и плакатов по безопасности дорожного движения;
праздник для учащихся начальной школы: “Помни: правила ГАИ – это правила твои!”;
познавательная игра “Зеленый огонек”;
КВН по правилам дорожного движения;
просмотры учебных фильмов по ПДД.
4.Рекомендации по работе классного руководителя (воспитателя) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДТП) кроме изучения Правил дорожного движения в соответствии с действующей программой в общеобразовательном учреждении, большое значение имеет внеклассная работа с детьми и подростками. Формы внеклассной деятельности:
классные часы по изучению ПДД;
тематические родительские собрания;.
практические занятия по ПДД;
творческие конкурсы;
беседы с учащимися по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге ;
деятельность отряда ЮИД;
общешкольные профилактические мероприятия.
Тематика проведения мероприятий по ПДД различна: «Турнир дорожных рыцарей», «Дорога Чудес», «Мистер и Мисс ЮИД», «Гонка патрулей», «Устами младенца», «Мама, папа, я – дорожная семья», «Зеленая волна», «Станционный смотритель», «Дорожный КВН», «Счастливый случай», «Форт ЮИД», «Слабое звено», «Крестики-нолики», и т.д.
Важную роль в обучении детей ПДД и воспитании у них культуры безопасного поведения на дороге играет взаимодействие общеобразовательного учреждения с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и другими заинтересованными организациями и ведомствами.
5. Рекомендации по проведению инструктажей с обучающимися по безопасному поведению на дороге
Педагог в течение учебного года проводит с обучающимися инструктажи по безопасному поведению на дороге. На одном занятии допускается проведение не более 2-х инструктажей.
Виды инструктажей.
1.Вводный или первичный инструктаж проводится в начале учебного года в течение первых двух недель обучения с записью в журнале регистрации инструктажа обучающихся по безопасному поведению на дороге.
2.Плановые инструктажи проводятся перед каникулами, на которых детям напоминается о правилах безопасного поведения на дороге в соответствии с сезонными особенностями погоды, влияющими на дорожную обстановку, с обязательной записью в журнале регистрации инструктажа по безопасному поведению на дороге. Кроме этого (два раза в год – сентябрь, апрель ) проводится инструктаж по ПДД с обучающимися, имеющими вело- и мототехнику с обязательной записью в журнале учёта проведения инструктажей.
3.Внеплановый инструктаж проводится как индивидуально, так и со всеми обучающимися по поводу случаев ДТП. который оформляется в журнале учёта состояния ДТП в общеобразовательном учреждении и регистрируется в журнале инструктажа по безопасному поведению на дороге.
4.Целевой инструктаж проводится при организации воспитательных мероприятий с детьми (экскурсии, походы, при перевозке детей автомобильным транспортом). Инструктаж регистрируется в журнале регистрации инструктажа обучающихся по безопасному поведению на дороге.
6. Рекомендации по организации профилактической работы с детьми и подростками, нарушившими Правила дорожного движения
При поступлении информации о фактах нарушения Правил дорожного движения обучающимися (из Госавтоинспекции, от участковых инспекторов, инспекторов по делам несовершеннолетних, инспекторов патрульно-постовой службы, дружинников ДНД по безопасности дорожного движения) о случаях, нарушения детьми правил дорожного движения, которые могли повлечь за собой дорожно-транспортное происшествие; - например: переход проезжей части вне зоны пешеходного перехода, по запрещающему сигналу светофора, езда по проезжей части на велосипеде, скейтборде, роликовых коньках и т.п., ответственный за профилактику ДТП проводит следующую работу:
Регистрирует полученную информацию о нарушениях в журнале учета нарушений Правил дорожного движения обучающимися.
Проводит индивидуальную беседу с ребенком, допустившим нарушение Правил дорожного движения.
Организует совместно с классными руководителями проведение дополнительных бесед по Правилам дорожного движения по классам.
Проводит беседу с родителями ребенка по факту нарушения Правил дорожного движения.
Размещает на стенде информацию о нарушениях Правил дорожного движения обучающимися.
Проводит анализ нарушений Правил дорожного движения. Итоги анализа нарушений выносит на обсуждение на заседаниях педагогического совета для принятия конкретных мер по предупреждению нарушений.
7. Рекомендации по организации материально-технической базы в образовательных организациях для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге
В общеобразовательной организации может быть создан кабинет безопасности дорожного движения. Он предназначен для проведения учебных занятий и воспитательной работы с детьми и подростками с целью наиболее прочного усвоения ими Правил дорожного движения и формирования навыков безопасного поведения на дороге.
Главное в работе кабинета - познакомить школьников с современными достижениями в области безопасности дорожного движения; активизация познавательной деятельности обучающихся; формирование теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в сложных дорожных условиях. В оснащение кабинета входит:
мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютеры);
обучающие и игровые программы, фильмы по ПДД;
настольные игры;
специализированная магнитная доска;
схема безопасного движения в образовательную организацию;
электрифицированные макеты транспортного и пешеходного светофоров;
набор дорожных знаков;
стол-макет микрорайона;
набор плакатов;
методическая литература;
полный комплект пособия по правилам дорожной безопасности для младшего школьного возраста «Путешествие на зеленый свет»;
рабочие тетради;
контрольные карты для проверки знаний ПДД;
тематическая литература и коллекция видеофильмов по безопасности дорожного движения для родителей;
сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей, профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения.
В кабинете безопасности дорожного движения должен быть вывешен график проведения занятий по Правилам дорожного движения по классам.
8. Информационный уголок по безопасности дорожного движения в образовательной организации
Информационные материалы по безопасности дорожного движения оформляются в виде отдельных стендов и располагаются в вестибюле образовательной организации.
Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах:
Выписка из приказа директора образовательной организации о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Информация (по согласованию с подразделением ГИБДД) о закреплении за образовательной организацией сотрудника ГИБДД.
Информация ГИБДД о состоянии аварийности в городе, образовательной организации примеры дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Информация о проводимых в образовательной организации мероприятиях по Правилам дорожного движения и по предупреждению нарушений правил дорожного движения. Проведение игр, конкурсов, соревнований и т.п. .
В качестве сменяемой информации используются материалы по Правилам дорожного движения. Например, по темам: «Причины ДТП», «Вредным привычкам не место на дороге», «Как избежать опасности на дороге» и т.п..
Информация для родителей.
Рекомендации по содержанию работы отрядов ЮИД
Активной воспитательной формой профилактики ДТП является деятельность отряда юных инспекторов движения (ЮИД), которая имеет направления:
Информационная деятельность:
организация школьных передач, создание стендов «ЮИД в действии», выпуск стенгазет «Юный инспектор движения», боевых листков «За безопасность движения» и другой информационной работы. Ведение документации отряда: патрульный журнал, материалы коллективно-творческих дел «Задумано – сделано», карта «Зона действия отряда», паспорт отряда.
Пропагандистская деятельность:
организация разъяснительной работы по безопасности дорожного движения, проведение бесед, викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановка спектаклей, агитбригад.
Шефская деятельность:
оказание помощи в создании мастерской «Умелые руки» по подготовке наглядных пособий для учащихся начальной школы, проведении творческих конкурсов безопасности дорожного движения и экскурсий «Азбука дорог».
Приложение 4
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
-7747016256000Уважаемые родители!
Ежедневно вы просто напутствуете своего ребенка: «Будь осторожным и аккуратным на дороге». А вот, как вести себя на дороге – зачастую не разъясняете. Необходимо учить детей не только Правилам дорожного движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным промером обучают детей неправильному поведению.
Вот несколько советов, которые помогут Вам и вашему ребенку:
1. Вместе с ребенком, в выходные дни (когда Вам достаточно времени) обязательно разработайте и пройдите вместе с ребенком маршрут «ШКОЛА-ДОМ-ШКОЛА», Укажите на наиболее «опасные» участки дороги, а главное, разъясните как себя вести. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию или учреждение дополнительного образования, то необходимо разработать ему дополнительный безопасный маршрут «ДОМ-СЕКЦИЯ (Кружок) – ДОМ».
2. При выходе из подъезда дома, обращайте внимание ребенка на следующие моменты:
у подъезда дома по дворовому проезду также есть движение транспорта;
припаркованная у подъезда автомашина, расположенный пинал «гараж» или растущее дерево – закрывают обзор. Научите ребенка приостановиться и оглядеться – нет ли за препятствием скрытой опасности.
3. Не разрешайте ребенку переходить или перебегать дорогу впереди Вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытки вырваться.
4. Не спешите – переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекращайте постороннее разговоры с ребенком. Он должен привыкнуть, что при переходе дороги надо сосредоточить внимание на наблюдении за дорожной ситуацией. Все необходимые рекомендации дайте ребенку на тротуаре. Выходить из дома следует заблаговременно – так, чтобы остался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.
5. Не нарушайте Правила дорожного движения в присутствии детей. Даже если нет ни одной машины, Вам не следует отходить от принципа: «Никогда не переходить дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора».
6. Особое внимание необходимо уделить «Зелёному» сигналу светофора и научить ребёнка одной простой истине: «Зелёный разрешает переход дороги лишь тогда, когда он загорелся в присутствии ребёнка, и он может убедиться, что переход дороги безопасен, а главное, у него достаточно времени».
Для примера можете подойти с ребёнком к Светофору, имеющему цифровое табло и сказать: «Видишь, отсчёт времени для пешеходов. Осталось 1-2 секунды, но ведь ты не пойдёшь сейчас через дорогу, несмотря на то, что ещё горит «Зелёный»! Ведь ты твёрдо знаешь, что осталось мало времени, и ты не успеешь! А если нет цифрового табло? И ты не видел, сколько до этого момента горел зелёный, сколько времени у тебя на переход дороги и успеешь ли ты хотя бы дойти до середины? Вот поэтому, тебе необходимо дождаться, когда зелёный сигнал светофора вновь разрешит переход дороги и загорится в твоём присутствии.
7. Научите ребёнка переходить дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход» и дорожной разметкой типа «Зебра». Но при этом, следует разъяснить следующее. Если в зоне видимости нет подземного или наземного пешеходного перехода, то переходить проезжую часть следует размеренным шагом, перпендикулярно проезжей части, на участках без разделительной полосы ограждений и убедившись в собственной безопасности. На перекрёстках – следует переходить дорогу по линии тротуаров или обочин/
У ребёнка должен быть выработан твёрдый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара на дорогу, он должен посмотреть налево, и направо и только убедившись в своей безопасности переходить ее. Не в коем случае при переходе проезжей части дороги не следует разговаривать по мобильному телефону и слушать музыку, это отвлекает внимание от дорожной обстановки. Напомните ребёнку, что на перекрёстках, недостаточно посмотреть «налево» и «направо», а необходимо ещё посмотреть и назад и убедиться, что машины не поворачивают на проезжую часть, которую он собрался перейти. Это должно быть доведено до автоматизма.
8. Если ребёнок самостоятельно пользуется транспортом, необходимо акцентировать его внимание на следующих моментах:
Ожидать транспортное средство следует только в местах, обозначенных знаком «Остановка автобуса (троллейбуса, трамвая)». Особое внимание следует уделить остановке трамвая, научить ребёнка подходить к трамваю только тогда, когда он убедился, что машины, следующие в попутном с трамваем направлении – остановились. А выходя из него, если остановка трамвая находится посередине проезжей части дороги, то необходимо спуститься на нижнюю ступеньку, посмотреть направо, убедившись, что автомашины следующие в попутном с трамваем направлении остановились, выйти из него.
Выйдя из общественного транспорта, следует посмотреть по сторонам, если поблизости находится пешеходный переход, то дойти до него и по нему пересечь проезжую часть дороги. А если пешеходного перехода нет, то следует подождать, когда транспорт отъедет от остановки, и обзор дороги откроется в обе стороны, убедившись в своей безопасности переходить ее. Не следует выглядывать из-за передней части транспорта.
Уважаемые родители! Из автобуса, трамвая, такси выходите первыми, а заходите после ребёнка. В противном случае, ребёнка могут случайно толкнуть, и он может упасть, выбежать на проезжую часть.
9. Для того чтобы ребенок стал видимым на дороге в темное время суток желательно приобретать верхнюю одежду со светоотражающими вставками или прикреплять к одежде ребенка светоотражающие изделия.
Приложение 5
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Нужно ли проводить такие «Круглые столы»? Если нет, то почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Кого, по Вашему мнению, пригласить в качестве участника «Круглого стола»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие вопросы нужно включить для обсуждения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ваши пожелания для дальнейшего сотрудничества?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6
ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ИНФОРМАЦИОННОГО ПИСЬМА УЧАСТНИКАМ «КРУГЛОГО СТОЛА»
УЧАСТНИКУ «КРУГЛОГО СТОЛА»
Уважаемые руководители!
Сообщаем Вам, что согласно Плану работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» состоится «Круглый стол» на тему: Содружество ради жизни..
Дата проведения: 22.12.2016г.
Время проведения: 15.00
Место проведения: МОУ СОШ № 3 с УИОП (актовый зал)
Цель: Привлечение внимания родителей, общественности к возрастающему количеству ДТП с участием детей.
Задачи:
1. Познакомить со статистикой детского дорожно-транспортного травматизма и основными причинами ДТП с участием детей.
2. Познакомить с работой образовательного учреждения по данной тематике.
3. Обсудить возможные пути снижения ДТП с участием детей.
4. Подобрать приемлемые новые формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Необходимо обеспечить явку на данное мероприятие представителя родительской общественности от общеобразовательного учреждения и заместителей директора по безопасности и УВР. А также подготовить предложения по теме собрания.
Явка обязательна.
Директор МОУ СОШ № 3 с УИОП Жадова В.М.
Приложение 7
Протокол
Тема: Содружество ради жизни.
Председатель собрания:
начальник отдела развития образования Управления образования администрации города Фрязино.
Участники:
Администрация, педагогический состав МОУ СОШ № 3 с УИОП.
Представители родительской общественности общеобразовательной организации.
Представители Отдела ГИБДД МУ МВД России «Щёлковское»:
начальник ОГИБДД МУ МВД России «Щёлковское»;
государственный инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД МУ МВД России «Щёлковское»;
инспектор по пропаганде безопасного дорожного движения 4 – ой роты 2 – го полка ДПС (Южный) ГИБДД Главного Управления МВД России по Московской.
Представители Управления образования администрации города Фрязино:
начальник отдела развития образования Управления образования администрации города Фрязино;
главный специалист Управления образования администрации города Фрязино;
заместители директоров по безопасности , учебно-воспитательной работе образовательных организаций города Фрязино.
Представители СМИ:
корреспондент газеты «Ключъ»;
корреспондент газеты «Город, Общество, Власть»;
корреспондент МУП ТРК «Фрязино».
Выступали:
1. Начальник отдела ГИБДД МВД России «Щёлковское» подполковник полиции Кравченко Денис Николаевич «Анализ детского дорожно-транспортного травматизма в Московской области за 12 месяцев 2015 года».
2. Инспектор по пропаганде безопасного дорожного движения 4 – ой роты 2 – го полка ДПС (Южный) ГИБДД Главного Управления МВД России по Московской майор полиции Котович Наталья Васильевна «Основные причинах ДТП с детьми и подростками».
3. Заместитель директора МОУ СОШ № 3 по безопасности Фурсов Валерий Федорович «Работа образовательного учреждения по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма».
Решили:
1. Составить коллективное ходатайство от общеобразовательных учреждений, для рассмотрения на городскую комиссии по безопасности администрации города Фрязино Московской области, по созданию условий безопасного движения в районе школы и в городе.
2. В общеобразовательных учреждениях провести общешкольные родительские собрания с выступлением представителей родительского комитета совместно с педагогами и сотрудниками ГИБДД, с вынесением для обсуждения темы брифинга и принятого решения.
3. В образовательных учреждениях проводить больше мероприятий по ПДД для обучающихся совместно с родителями.
начальник отдела развития образования
Управления образования администрации г. Фрязино __________________
(подпись)
Протокол вел: ___________ (тел. _______)
Приложение 8
БЛАНК РЕГИСТРАЦИОННОГО ЛИСТА
№
п.п. Фамилия, Имя, Отчество Место работы, должность Категория участника (педагогический коллектив, родительская общественность, представитель УО, ГИБДД, СМИ)
Приложение 9
ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ХОДАТАЙСТВА
Городской комиссии по безопасности
администрации города Фрязино Московской области
ХОДАТАЙСТВО
В целях обеспечения безопасности дорожного движения в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» необходимо создать условия безопасного движения в городе, а именно:
установить искусственную неровность по улице Клубной у Детской поликлиники;
необходимо установить дорожные знаки «Пешеходный переход» на Т-образном перекрёстке улиц Клубная и Нахимова;
необходимо на Т-образном перекрёстке улиц Клубная и Нахимова нанести дорожную разметку «Пешеходный переход»;
необходимо принять меры по привлечению к административной ответственности родителей несовершеннолетних водителей мототранспортных средств.
«____»_______20____г.
Ф.И.О. подпись