Реферат Особенности развития практической деятельности у ребёнка с отклонениями интеллекта
Реферат
«Особенности развития практической деятельности у ребёнка с отклонением интеллекта».
Учитель дефектолог Морозова В.А.
Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно-отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере ребёнка. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции. Причины поражения головного мозга ребёнка могут быть различны. Это зависит от того патогенного (вредоносного) фактора, который вызвал поражение. К таким факторам обычно относят: кислородную недостаточность мозга (в периоды внутриутробного развития, родов или после рождения), травмы мозга (родовые, внутричерепные кровоизлияния), воспаления мозга или мозговых оболочек, различные токсические воздействия, вирусные инфекции, некоторые лекарственные препараты, употреблявшиеся матерью во время беременности, хронический алкоголизм родителей или их наркомания. Определённую роль играют радиация и все ухудшающиеся экологические условия.
Олигофрения – это такое состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности. У детей с общим психическим недоразвитием наблюдается выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности. У них не возникает своевременно ни одно из видов деятельности, присущих данному возрасту, не формируется та ведущая деятельность, которая призвана стать опорой всего психического развития в данном возрастном этапе.
Деятельность умственно-отсталых дошкольников в значительной степени зависит от окружающей их ситуации. Дети часто бывают импульсивными, слабо регулируют своё поведение. Успешность воспитания и обучения ребёнка в значительной мере обеспечивается созданием устойчивой мотивации, которая адекватна поставленной задаче.
Важнейшей является функция или деятельность общения с окружающими. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием его развития. Сотрудничество взрослого и ребёнка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребёнку определённые знания, умения и навыки, но и ребёнок должен хотеть их взять, сделать своими, «присвоить». Умственно-отсталым детям свойственная инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка младшего возраста не возникает. Недоразвитие коммуникативной функции речи негативно сказывается на развитии других средств общения, в частности, мимико-жестикулярных, плохое понимание жеста. Поэтому в коррекционной работе большое значение уделяется развитию потребности у детей в общении, в речевой активности.
Простейшая предметно-манипуляционная практическая деятельность является наиболее легко осваиваемой детьми дошкольного возраста. Именно эта деятельность, как правило, обеспечивает переживание успеха и обладает наибольшей побудительной силой для ребёнка. Однако у умственно-отсталых детей даже она вызывает серьёзные затруднения, и элементы самообслуживания, принятие пищи далеко не всегда осуществляются ими должным образом. Препятствием в овладении ребёнком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у умственно-отсталых детей уже в младшем возрасте. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребёнка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения умственно-отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив импульсивны.
Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности умственно-отсталых детей. Обычно для них бывает необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. Все отрабатываемые действия должны ежедневно выполняться ими под руководством взрослого и с его активной помощью в значение имеют регулярность таких повторений и положительный эмоциональный фон, создаваемый путём одобрения, подчёркивания важности и успешности деятельности ребёнка.
В связи с низким уровнем развития тонкой моторики большое значение имеет использование конструктивной деятельности в качестве общеразвивающего и коррекционного средства. Без специального обучения специфические конструктивные действия у умственно-отсталых дошкольников фактически отсутствуют. Наиболее эффективным является развитие сюжетного конструирования, когда процесс конструирования подчинён игровой цели. В такой ситуации одновременно развивается не только моторика, но и высшие опосредованные формы психической деятельности; произвольная память, элементарное планирование, пространственное мышление.
Под влиянием требований окружающих начинают формироваться, прежде всего, навыки самообслуживания, Естественно, что при существующем у них состоянии развития предметных действий, это процесс трудный. Поэтому часто идут по линии наименьшего сопротивления – одевают, кормят ребёнка. Другие перед ребёнком пытаются ставить определённые требования и достигают известных успехов. Поэтому умственно-отсталые дети имеют разный уровень овладения навыками самообслуживания. Однако сам характер умения и навыков заслуживают особого рассмотрения. Движения у детей при выполнении действий, связанных с самообслуживанием, неуверенные, нечёткие, часто замедленные или суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность действий обеих рук. В ряде случаев даже у старших дошкольников нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Например, при умывании дети берут сухое мыло, не намочив руки, и кладут его на место, а затем открывают кран. Страдает и характер каждого отдельно взятого, входящего в состав навыка действия. Поэтому в социальных учреждениях уделяется пристальное внимание развитию этой деятельности, так как в дальнейшем обучении и жизни она будет очень важна для перспектив развития умственно-отсталых детей.
Используемая литература.
1.Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. -2004 - №1.
2.ВайзманН.П. Психомоторика детей – олигофренов. М., Просвещение,1999.
3.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973г.
4.Дошкольная олигофренопедагогика. Под ред. Стребелевой Е.А., Катаевой А.А. М., Академия, 2002.