Конспект интегрированного занятия в старшей группе Госпожа Масленица
Цели:
1. Познакомить детей с христианским праздником Масленица.
2. Пробуждать в детях желание участвовать в празднике.
3. Формировать умение передавать праздничное настроение через потешки, частушки, заклички, поговорки о Масленице.
4. Совершенствовать речевое дыхание и дикцию с помощью скороворки.
5. Учить проявлять организованность, выражать интерес и активно участвовать в совместных играх.
6. Закрепить последовательность дней недели.
7. Воспитывать желание проявлять доброту, чуткое отношение к старшим.
8. Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.
Словарная работа: Пополнять словарный запас детей народными словами и выражениями: крынка, лакомка, мечи ,Масленица, проводы зимы.
Материал к занятию: Карусель с лентами, платочки, шапочка кота, крынка, чучело Масленицы, корзина с угощением.
Ход занятия.
Воспитатель (в русском костюме заходит с приветствием) —Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Сему дому слава. Вашему саду слава. Вам желаю мира, счастья . Восхваляю я хозяев . Много лет, здоровья вам: И большим и малышам. Какое время года наступило? (Ответы детей).
Воспитатель Правильно. Зиме-царице пора уступить черёд весне-красне. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.(Дети повторяют за воспитателем)Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!Приходи, весна! Приходи, красна!Давай, солнышко - колоколнышко,Приноси урожай в наш любимый край!Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем.
( Под тихое звучание аудиозаписи журчания ручьёв, чирикания воробьёв, шелеста ветерка дети называют приметы весны.)
Воспитатель: А вы знаете, как отмечают этот праздник? (ответы детей). Вот и пришла я к вам , чтобы поведать вам об этом разудалом празднике и порадовать игрой весёлой.
(Дети садятся на стульчики полукругом)
Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. С давних времён Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Неделя эта не простая, а масленная. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением, потому, что приходит она с блинами да пирогами, с играми и забавами. Давайте споём песню о том, как весело всем в этот день.
(дети поют под музыкальное сопровождение)
Как на масляной неделе Как на масленой неделе
Со стола блины летели Из печи блины летели.
И сыр, и творог — Весело было нам,
Всё летело под порог. Весело было нам!
Воспитатель: Я продолжу свой рассказ. И порадую всех вас.
Мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
Ленточками украсим,
Ленточками не простыми,
Ленточками праздничными.
Что ни ленточка - то денёчек
Сколько дней в неделе, столько и ленточек.
(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)
- Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносят чучело Масленицы на санках и ставят в центре зала.) — Дети, поздоровайтесь с Масленицей, повторяйте за мной слова. Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
Празднование начиналось по строго расписанному порядку.
— Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:
"Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
(Привязаваем вместе с детьми ленту к карусели, проговаривая слова) .
— Второй день — вторник, звался «Заигрыши».
В этот день начинали собираться игрища да потехи.
Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки».
(Показываю детям крынку и объясняю её назначение)
— В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.
Считалка: Шёл котик через мост:
Вот и лыпы, вот и хвост.
Вот глаза, а вот и грудь,
Выходи, водящим будь!
На выбранного котика одеваем шапочку.
— Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это — кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.
— Третий день — среда «Лакомка».
— Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся. Масленица — кривошейка,
Встретим мы тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
( Проговаривая слова вместе с детьми , привязать третью ленточку)
— О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).
— Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.
— Четвёртый день — «Широкий четверг», «Широкая масленица». Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой . В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера.
( Подготовленный дети поют частушки, остальные подпевают):
Эй, девчонки — хохотушки, Возле речки, возле быстрой
Запевайте-ка частушки, Все фиалочки растут.
Запевайте поскорей, Без частушек прожить можно,
Чтоб порадовать гостей! Да чего — то не живут.
Воспитатель — В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее — правильно.
Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».
— Слово «мечи» — значит бросать метко. Кто лучше скажет , тот и привяжет ленту к карусели.
— Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.
(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели).— Суббота — «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.
(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)
— А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко — колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
— Давайте вместе позовём весну закличкой.
(Привязываем последнюю ленту.)
— Давайте — ка прощаться, за последнюю игру приниматься.
Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении карусели.
Игра «Карусель»
Еле — еле — еле — еле
Завертелись карусели
А потом кругом — кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра. Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась.
Воспитатель всех благодарит и предлагает приниматься за угощенье от Масленицы.
Муниципальное бюджетное учреждение "Светлячок"
Муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
«Госпожа Масленица»
Конспект
интегрированного занятия
в старшей группе
Воспитатель: Е.В.Вашкевич