Конспект интегрированного занятия Масленица на Кубани


Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Масленица на Кубани»
Цель: Создать условия для формирования представления у детей о традициях Кубани. Познакомить детей с кубанской народной куклой – Птица радость.Задачи: -познакомить детей с традициями Кубани - праздником Масленица;-познакомить с кубанской народной куклой Птица Радость;
-изготовить с детьми кубанскую народную куклу Птица Радость;
-развивать творческое  воображение, эстетическое  восприятие, эмоциональную отзывчивость;                    
-воспитывать уважение и интерес к традициям Кубани.
Оборудование и материалы:
 мультимедийное оборудование, оборудование для прослушивание аудиоматериалов;
музыка для аудиопрослушивания;
чучело Масленицы, обруч, украшенный цветами и лентами;
ткань, нить, салфетки.
Ход занятия:
СЛАЙД № 1
(звучит музыкальное сопровождение 1«Масленица»)
Педагог 1: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Сему дому слава. Вашему здоровью хвала.  Всем желаю мира и добра. Восхваляю я хозяев. Много лет, здоровья вам: и большим, и малышам. 
СЛАЙД № 2
(звучит голос петуха2)
Педагог: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне – красне? Как вы думаете?Давайте в окошко посмотрим и приметы весны поищем. (Солнце светит ярче, снег тает, сосульки звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
СЛАЙД №3(звучит аудиозапись журчание ручьев, капель, пение птиц.3)
Педагог 1: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте–ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
СЛАЙД № 4
(дети повторяют за педагогом)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!Приходи, весна! Приходи, красна!Давай, солнышко - колоколнышко,Приноси урожай в наш любимый край!Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
СЛАЙД № 5
Педагог1: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, народ на Кубани устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. С давних времён Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Неделя эта не простая, а масленная. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением, потому, что приходит она с блинами да пирогами, с играми и забавами.
СЛАЙД № 6
(звучит музыкальное сопровождение4)
Педагог 2:
Как на масляной неделе                
Со стола блины летели                  
И сыр, и творог —     
Всё летело под порог. 
Как на масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!
СЛАЙД №7
Педагог 2: Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. А чтобы Масленица поскорей пришла, в старину на Кубани дети кричали заклички весенние, да птичку Радость мастерили. А вы хотите, чтобы к вам Масленица поскорее пришла? Тогда давайте сделаем птицу Радость, чтобы и к нам Весна-красна пришла.
Самостоятельная деятельность детей.
СЛАЙДЫ № 8-12
Перед вами лежат ткань, нитки и салфетки - всё, что нужно для нашей птички-невелички.
1.Сначала сложим ткань по диагонали, как платочек, затем заворачиваем уголки.
2.Теперь возьмем одну нить и перевяжем туго кончик нашего платочка – это клюв нашей птицы.
3. А сейчас отложите ткань в сторонку и возьмите салфетки. Из них мы скомкаем два шарика.
4.Теперь разворачиваем ткань и внутрь кладем один комочек, накрываем тканью и плотно и как можно туже перевязываем – сформировалась голова нашей птички.
5. Два уголка – это будущие крылья, а угол посередине –хвостик, отгибайте хвостик и внутрь кладем еще один комочек, накрываем тканью и опять туго перевязываем. Хвостик готов.
6. Аккуратно расправляем крылья и складываем их вверх вместе, затем перевяжем их нитью.
7. Теперь расправим крылья нашей птице. Вот и готова наша птица Радость!
( во время работы детей звучит музыка «Прощай, Масленица»5)
СЛАЙД №13
Педагог 1: Хороша птица радость! А что, ребятушки, не надоела ли вам зима лютая?
Педагог 2: Зима нам надоела,
Весь хлебушек поела.
Ручки – ножки познобила,
Скотинушку заморила.
Педагог 1: А то и верно - в печи пусто, на столе не густо. Добры молодцы да красны девицы, собирайтесь, снаряжайтесь солнце красное встречать, Весну - красну зазывать!
Физминутка.
СЛАЙД № 14
Поднимайся, народ! Становись у ворот! Весну закликать, зиму провожать! Повторяйте за мной:
Благослови мати! ( руки вверх через стороны)
Весну закликати! (махи руками)
Песню запевати! (имитация игры на свирели)
Весну отмыкати! ( имитация движения)
Зиму замыкати! ( имитация движения)
Песню запевати! ( имитация движения)
(6 звучит музыка «Чибатуха». У детей в руках сделанные птицы)СЛАЙД № 15
Педагог 1: А вот и Масленица! ( Вносят чучело Масленицы и украшенный цветами обруч)
Я продолжу свой рассказ. И порадую всех вас.
Мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
Ленточками украсим,
Ленточками не простыми,
Ленточками праздничными.
Что ни ленточка - то денёчек
Сколько дней в неделе, столько и ленточек.
Каждый день на Масленицу особенный!
СЛАЙД № 16Первый день понедельник - день встречи Масленицы. (завязывает ленту на обруче)
Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
СЛАЙД № 17
Второй день вторник - "Заигрыш". (завязывает ленту на обруче) В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.
СЛАЙД № 18
 Третий день — среда «Лакомка».Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Правильно, это что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у Масленицы всегда корзинка полная! На всех хватит.
Масленица — кривошейка, 
Встретим мы тебя хорошенько!
  С блинцами,
  С каравайцами,
  С вареничками!
( проговаривая слова, привязывает ленточку)
СЛАЙД № 19
 Четвёртый день —  «Широкий четверг», «Широкая масленица».  Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни да частушки звенели с утра до вечера.
(звучат частушки аудиозапись7)
СЛАЙД № 20
Пятый день пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.
(завязывает ленту на обруче)
СЛАЙД № 21
 Шестой день суббота — «Золовкины посиделки».  В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.
(завязывает ленту на обруче)
СЛАЙД № 22
А в седьмой день воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». 
Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:
                      Приходи, весна! Приходи, красна!
                      Давай солнышко — колоколнышко,
                      Приноси урожай в наш родимый край!
Мы с вами, ребята, тоже сегодня праздновали второй день Масленицы. Кто помнит, как он называется? Правильно, Заигрыш. Мы с вами будем еще целую неделю веселиться, будем водить хороводы, сжигать чучело и угощаться блинами, а когда придет прощенное воскресенье - будем прощения просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши кубанские традиции. Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение - сделать все необходимое!Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась.
(звучит аудиозапись 8 Забава Масленица)
Педагог 2:
Гости дорогие, милые ребятушки,
Кончилось весельице –
Беритесь за дельце.
А с нами проститеся,
На блины наши подивитеся.