Разработка урока по физике в 8 классе Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два вида заряда


Урок в 8 классе
«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два вида заряда»
Цель урока: познакомить учащихся с явлением электризации тел. Доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.
Демонстрации: электризация различных тел; взаимодействие наэлектризованных тел.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задачи урока:
Изучит явление электризации; дать понятие электрического заряда, образующегося при электризации тел и сути взаимодействия электрических зарядов разного знака.
Продолжить формирование познавательного интереса учащихся; в целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых разных стран и исторических времен; продолжить формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач.
Для развития мышления учащихся продолжить работу по формированию навыка при решении аналитических задач; осуществляя проблемно - поисковый метод, самостоятельно получить знания, используя физический эксперимент и работу с научно – популярной литературой в домашних условиях.
Этапы урока:
Организационный момент (1 мин)
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)
Первичное усвоение новых знаний (6 мин)
Первичное закрепление (21 мин)
Обучающая самостоятельная работа (6 мин)
Рефлексия (5 мин)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята!
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы приступаем с вами к изучению новой темы, но прежде чем приступить, давайте, послушаем стихотворение.
(Приложение №1)
- какие явления описываются в данном стихотворении?
-хотелось ли вам разобраться с природой этих явлений?
-представьте ту же ситуацию, но в полной темноте… (слайд 2)
А сейчас, ребята вам необходимо выполнить первую серию опытов.
(Приложение №2)
На каждой парте имеется лоток с оборудованием , которое вы будете применять для исследования. Все задания отражены на слайдах презентации. (слайд 3)
Приборы и материалы: полиэтиленовая пленка, пластмассовая ручка , штатив, резиновый шарик, кусочки фольги и бумаги.
Порядок выполнения работы:
Сделайте так, чтобы воздушный шарик свободно держался на потолке или стене, вопреки законам притяжения к Земле
Сделайте так, чтобы полиэтиленовая пленка «прилипла» к руке
Сделайте так, чтобы к пластмассовой ручке свободно притянулись кусочки бумаги и фольги
- Какие действия вы выполняли, чтобы осуществить задуманное?
- Значит, в чем необходимо нам сегодня разобраться, чтобы объяснить природу этого явления?
История изучения электричества интересна и поучительна. Давайте обратимся к истории изучения электрических явлений (слайды4-8 презентации) . Давайте , послушаем сообщение.
(Приложение №3)
- И значит, какова цель нашего урока?
- Хорошо. Запишите тему урока
Слайд 9. «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два вида заряда».
На доске записывается тема урока (отображение на слайде презентации).
А сейчас, ребята, давайте выполним серию опытов совместно и попытаемся их объяснить.
(Приложение №4)
«Исследование электризации тел».
Приборы и материалы:
вырезанные из бумаги «человечки»;
набор электрических «султанов»;
плексигласовая пластина; игла;
эбонитовая палочка; резиновый шарик.
Порядок выполнения работы:
Плексигласовую пластину натирают кусочком меха и подносят к «пляшущим » человечкам.
Наэлектризованную плексигласовую пластину подносят к электрическому «султану».
Эбонитовую палочку, натертую о мех, подносят к металлической трубке, уравновешенной на острие иглы.
( трубка поворачивается, притягиваясь к палочке).
Повторяется предыдущий опыт, но на этот раз вместо палочки электризуют надутый резиновый шарик натиранием о пластину. Трубка притягивается и к шарику, и к пластине.
- А теперь, ребята , давайте ответим на вопросы:
Как можно наэлектризовать тело?
Оба ли тела электризуются при соприкосновении?
Как обнаружить электризацию тела?
На слайде иллюстрируются выводы из опытов, которые фиксируются в тетрадях учащихся:
Слайд11.
Один из способов осуществления процесса электризации – трение, второй способ – через влияние.
Слайд12.
То тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят, что оно наэлектризовано, или, что ему сообщен электрический заряд.
Слайд 13.
В электризации всегда участвуют два тела. При этом электризуются оба тела.
То есть, что такое электризация?
Слайд 14.
Электризация - сообщение телу электрического заряда.
Первичное закрепление
Слайд 15. Данные опыты выполняются учащимися фронтально на местах с последующим отчетом о проделанной работе. Две группы выполняют опыты первого этапа, две группы – второго
(Приложение №5).
 Ответьте на вопросы:
Как взаимодействует каждая полоска с пленкой?
Как можно объяснить различие взаимодействия?
Как взаимодействуют одноименно заряженные тела?
Как взаимодействуют разноименно заряженные тела?
На слайде иллюстрируются выводы из опытов:
Слайд 16. В природе существуют два вида электрических зарядов – положительный и отрицательный, которым условно дали обозначения: «+», «-».Слайд 17.Одноименные заряды взаимно отталкиваются,
Слайд 18. Разноименные – притягиваются.
Слайд 19.Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается. («+» заряд образуется на стекле, потертом о шёлк; «-» заряд образуется на эбоните, потертом о мех).
Обучающая самостоятельная работа
Сейчас необходимо выполнить тестовое задание, вопросы которого представлены на слайдах 20-26 презентации и на листочках.
(Приложение №6)
Рефлексия
Слайд 27. Проверка результатов теста.
Ответы: БАБАВБААБАБ
Слайд 28.Оцените себя:(11 правильных ответов – 5, 10-8 правильных ответов – 4,7-5 правильных ответов – 3)
Давайте, подведем итог урока.
(Чему научились? достигли ли мы поставленной цели? С каким настроением, вы, уходите с урока?). Оставьте, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Спасибо, за урок.
Информация о домашнем задании
Прочитать параграфы 25-26. Ответить на вопросы (Слайд 31)
Приложение 1
За окном сияет солнце,
День погожий и сухой.
Не пойдешь на школьный вечер
С непромытой головой.
Чисто голову ты вымыл
Обсушить не счел за труд,
А потом провел расческой –
«Дыбом» волосы встают.
Что так «дыбятся» они?
Нам скорее объясни.
Приложение №2
Первая серия экспериментов
«Исследование электрических явлений».
Приборы и материалы:
полиэтиленовая пленка, пластмассовая ручка, штатив, резиновый шарик, стекло
органическое, кусочки фольги и бумаги.
Порядок выполнения работы:
Сделайте так, чтобы воздушный шарик свободно держался на потолке или стене, вопреки законам притяжения к Земле?
Сделайте так, чтобы полиэтиленовая пленка «прилипла» к руке?
Сделайте так, чтобы к органическому стеклу свободно притянулись кусочки бумаги и фольги?
(Приложение №3)
Древние греки любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» - что означает «солнечный камень». Отсюда произошло, правда, много позже, и самое слово «электричество». Способность янтаря электризоваться была известна давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ Фалес Милетский. Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно ещё влажно, она принялась вытирать его ещё сильнее. Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово «электричество». Рождение учения об электричестве связано с именем Уильяма Гильберта (1540-1603, Англия). Он показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металлы, дерево, листья, камешки и даже воду и масло. Следующим этапом в развитии учения об электричестве были опыты немецкого ученого Отто фон Герике (1602-1686). Он построил электростатическую машину, основанную на трении. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что кроме притяжения, существует и электрическое отталкивание. Молния – это величественное и грозное явление природы, невольно вызывающее у нас чувство страха. Долгое время человек не умел объяснять причин грозовых явлений. Люди считали грозу деянием богов, наказывающих человека за грехи. Природа молнии стала проясняться после исследований, проведенных в XVIII столетии русскими учеными М.В.Ломоносовым и Г.Рихманом и американским ученым Б.Франклином. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что электрические явления изучаются издавна.
Приложение № 4.
Вторая серия экспериментов«Исследование электризации тел».
Приборы и материалы:
вырезанные из бумаги «человечки»;
набор электрических «султанов»;
плексигласовая пластина; игла;
эбонитовая палочка; резиновый шарик.
Порядок выполнения работы:
Плексигласовую пластину натирают кусочком меха и подносят к «пляшущим » человечкам.
Наэлектризованную плексигласовую пластину подносят к электрическому «султану».
Эбонитовую палочку, натертую о мех, подносят к металлической трубке, уравновешенной на острие иглы.
( трубка поворачивается, притягиваясь к палочке).
Повторяется предыдущий опыт, но на этот раз вместо палочки электризуют надутый резиновый шарик натиранием о пластину. Трубка притягивается и к шарику, и к пластине.
Приложение № 5.
Третья серия экспериментов: «Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов»
1 этап: Приборы и материалы: полиэтиленовая пленка, бумажная полоска, пластмассовая ручка, штатив.
Порядок выполнения работы:
Маленький кусочек полиэтиленовой пленки подвесьте на нити к лапке штатива и потрите осторожно (чтобы не порвалась нить) кусочком бумаги.
Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой.
Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу.
Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие.
2 этап: Приборы и материалы: два детских воздушных шарика, газета, стеклянная палочка, кусочек шелковой ткани (бумаги).
Порядок выполнения работы:
Наэлектризуйте шарики трением о газету (поочередно).
 Подвесьте их на длинных нитях рядом.
Наблюдайте отталкивание шаров и объясните наблюдаемые явления.
Подумайте, как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусочек шелковой ткани (бумаги), определить знак заряда на шарике. Проделайте опыт, подтверждающий ваше предположение.
Приложение №6.
1. Сколько тел учувствует в электризации?
А.1. Б.2. В.3
2.Как взаимодействуют тела, имеющие заряды разного знака?
А.Притягиваются. Б.Отталкиваются. В. Никак не взаимодействуют
3. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака?
А.Притягиваются. Б.Отталкиваются. В. Никак не взаимодействуют
4. Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков не заряжена?
А.1 Б.2 В.3
5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?
А. 1 Б. 2 В. 3.
6. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?
А. 1 Б. 2 В. 3.
7. К стеклянной палочке М, натертой о шелк, подносят палочку N, и палочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой. Какой заряд имеет палочка N?

А. Положительный Б. Отрицательный.
8. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена наэлектризованная палочка?

А. Положительный Б. Отрицательный.
9.Какой заряд имеет наэлектризованная палочка, поднесенная к гильзе?

А. Положительный Б. Отрицательный.
10. Какой заряд имеет большой шар?

А. Положительный Б. Отрицательный.
11.Тела 1, 2 и 3 заряжены. Какие из них притягиваются друг к другу?

А. 3 и 1; 2 и 1; 3 и 2; Б. 1 и 2; 1 и 3; В. 2 и 3; 1 и 2.