Внеклассное мероприятие в 3 классе Весёлая масленица


ВЕСЕЛАЯ МАСЛЕНИЦА.

Участвуют: 4 скомороха, Масленица, Зима, Весна.
Выходят 4 скомороха.
1 скоморох:
Вьются усики гороха
Червячками на крючке.
Мы – четыре скомороха,
Как горошины в стручке.
2 скоморох:
Скоморох, скоморох,
Выйди с дудкой за порог
И народу от души
Спой частушки и спляши.
3 скоморох:
Каждый гудочник, волынщик,
Каждый дудочник и шут,
И потешных дел зачинщик,
И веселый баламут.
4 скоморох:
Если вдруг кому-то плохо
И тепла недостает,
Позовите скомороха,
Он вам спляшет и споет.
1 скоморох:
По-над речкою повисло,
Зацепило два крыльца…
И совсем не коромысло –
Просто – Масленица! (Хором)
2 скоморох:
Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица!
Пришла раненько,
Встретим мы тебя хорошенько
Сыром, маслом и блином
И румяным пирожком!
3 скоморох:
Милости просим,
Будьте, как дома,
Вся территория вам знакома.
Матушку-зиму отпраздновать нужно
И проводить, как положено, дружно!
А что же это за такой русский праздник – масленица? Расскажите нам, добры молодцы да красны девицы!
1. Понедельник – встреча масленицы.
         В этот день во дворах жилых домов, особенно в тех, где обитали семьи с маленькими детишками, отцы семейства устанавливали чучело Масленицы. Чучело представляло собой поставленную в снег метелку, которую обряжали в разноцветные платки. Чучело в городских двориках красовалось все семь дней, и его ласково и нежно называли Дуняшей. В семьях каждое утро всей масленичной недели начиналось с выглядывания в окошко и с заботливых вопросов: «Ну, как там наша Дуняша, все стоит? Не замерзла?» Днем ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну. Давайте и мы поиграем в снежки.
ИГРА «СНЕЖКИ».
         Дети, разделившись на две команды, берут в руки «снежки» - комочки ваты, зашитые в марлю, - и пытаются попасть друг в друга. Задача нападающих – попасть «снежком» в противника, задача обороняющих – увернуться и не дать в себя попасть. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий.
2. Вторник – заигрыши.
         В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и водили его по деревням. Кроме этого, съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли, водили хороводы. Давайте и мы поиграем в одну из таких игр.
ИГРА «ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ».
        
Для игры понадобится небольшой колокольчик, две повязки на глаза и несколько скрученных из соломы и перевязанных бечевкой жгутов ( или полотенца). Команды выделяют по одному участнику. Обоим завязывают глаза, одному привязывают колокольчик к ноге, второму дают в руки жгут.
         По сигналу ведущего игрок с колокольчиком убегает от противника, который старается «осалить» его жгутом. Болельщики игрока с колокольчиком пользуются правом подсказки. Когда игрок со жгутом подходит близко к своему противнику, они кричат: «Огонь!», и тем самым предупреждают своего игрока.
         Игра продолжается недолго, затем выходит следующая пара, роли играющих меняются. Выигрывает та команда, чей игрок со жгутом больше, раз запятнал противника.
3. Среда – лакомка, сладкоежка.
         Было принято, что когда зять заявлялся со своей женой к теще, та только приступала к приготовлению блинов. Теща готовила блины с шуточками да прибауточками, и если зять не сидел букой и поддерживал общий веселый настрой, теща маслом, которое оставалось после выпечки блинов, начинала смазывать ему волосы, что являлось показателем ее высшего расположения к своему зятьку. Смазывала теща и приговаривала: «Это тебе, зятек, за любовь и уважение», и так продолжалось до тех пор, пока его голова не начинала сиять, словно лаковая. А если учесть, что раньше блины принято было готовить на репейном масле, то, кроме знака уважения, процесс «поливания головы маслом» имел и практическое значение – благодаря такой лечебной процедуре, благотворно влияющей на рост волос, у зятя было меньше шансов заиметь непривлекательную плешку. Потом все пели песни. Давайте и мы споем. (Песня про блины – см. приложение.)
4. Четверг – разгул, широкий четверг.
         Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармонями или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. В этот день народ ходил на ярмарки, но не в целях приобретения продуктов и вещей, нужных в хозяйстве, а просто так, для души. Девушки накупали себе разноцветных лент, дети лакомились леденцовыми петушками. Одним словом, народ сорил деньгами, желая хоть раз в году чувствовать себя богатым и счастливым. Вечером люди встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками. Приходили ряженые. Споем частушки. (См. приложение)
5. Пятница – тещины вечерки.
6. Суббота – золовкины посиделки.
         В пятницу и в субботу устраивали посиделки, потому эти дни так и называли. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, продавали чай, блины, сладости.
7. Воскресенье – прощеный день, проводы масленицы.
         Сооружали снежные городки: довольно высокий снежный забор, вокруг него, пониже главного забора, несколько рядов снежной насыпи. Все эти сооружения поливали водой, чтобы они замерзли и стали прочней. В воскресенье происходило взятие таких городков. Парни, участвующие в забаве, делились на две партии: одни защищали городок снежками, другие нападали. Смотреть на эту потеху собрались все.