Физико-географическое положение, океаны и моря, омывающие берега, исследования Южной Америки.
7 класс
Тема: Физико-географическое положение, океаны и моря, омывающие берега, исследования Южной Америки.
Цель урока: познакомить учащихся с физико-географическим положением Южной Америки.
Задачи:
Образовательные: рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки; сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу; познакомить учащихся с историей открытия материка.
Развивающие: продолжить формирование умения определять географическое положение материка; продолжать учиться работать с контурной картой, атласом; развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
Воспитательные: воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей;
формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя, качеств необходимых при работе в группе.
Оборудование: учеб. за 7 класс ав. А. Бейсенова, атлас, к\к, дополнительный материал, технологические карты, опережающее задание, тестовое задание, стикеры.
Ожидаемый результат: смогут показывать географические объекты материка, описывать ГП Южной Америки, анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия с другими материками.
Пед.технология: критического мышление.
Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление нового материала.
Термины: географическое положение, крайние точки.
Методы: частично-поисковый, практический, корзина идей, метод Джиксо, блиц-опрос.
Формы организации учебной деятельности: групповая.
Ход урока:
1. Мотивационно-целевой этап:
1.1 Приветствие «Национальные особенности». Учащиеся приветствуют друг друга на трех языках, настрой на совместную деятельность, проверка готовности каждого ученика к уроку.
1.2 Применение методики ДЖИКСО.
1.Формирование домашней группы (стратегия «Алфавит» ).Руководитель группы изучает инструкцию.
2.Каждый садится в группу с другими учащимися. Руководитель группы следит за работой группы. По окончании изучении темы руководитель задает контрольные вопросы членам группы.
3.Возвращение в домашнюю группу. Каждый учащийся объясняет свою тему.
2. Изучение нового материала:
2.1 Прием «Корзина» идей –на доска нарисована корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики знают об изучаемой теме. Каждая группа по кругу называют какое-то одно сведение при этом не повторяя сказанное ранее. 3 мин.
2.2 Работа в группах. Руководители получили задания, прочитайте их внимательно , постарайтесь выполнить все задания самостоятельно.
Группа 1.
Руководитель группы изучает инструкцию по выполнению заданий, следит за работой группы, за временем. По окончании изучении темы руководитель задает контрольные вопросы членам группы.
Задание 1. Используя текст учебника с. 138, карту атласа «Физическая карта Южной Америки», к\к «Южная Америка», внимательно изучить, найти на карте и нанести на к\к особенности материка Южная Америка.
Задание 2. Составить контрольные вопросы.
Группа 2.
Руководитель группы изучает инструкцию по выполнению заданий, следит за работой группы, за временем. По окончании изучении темы руководитель задает контрольные вопросы членам группы.
Задание 1. Используя текст учебника с. 138, карту атласа «Физическая карта Южной Америки», к\к «Южная Америка», внимательно изучите географическое положение Южной Америки (экватор, нулевой меридиан, тропики и полярных кругов), найти на карте и нанести на к\к крайние точки материка.
Задание 2. Определить координаты крайних точек материка.
Задание 3. Составить контрольные вопросы.
Группа 3.
Руководитель группы изучает инструкцию по выполнению заданий, следит за работой группы, за временем. По окончании изучении темы руководитель задает контрольные вопросы членам группы.
Задание 1. Используя текст учебника с. 138-139, карту атласа «Физическая карта Южной Америки», к\к «Южная Америка», внимательно изучите океаны и моря материка, найти на карте и нанести на к\к географические объекты названные в тексте учебника.
Задание 2. Составить контрольные вопросы.
Группа 4.
Руководитель группы изучает инструкцию по выполнению заданий, следит за работой группы, за временем. По окончании изучении темы руководитель задает контрольные вопросы членам группы.
Задание . Используя текст учебника с. 139, карту атласа «Физическая карта Южной Америки», к\к «Южная Америка», внимательно изучите историю открытия и исследования материка
Южная Америка, заполните таблицу.
Дата
Исследователь
Открытия
Задание 2. Составить контрольные вопросы.
3.Закрепление нового материала:
Прием блиц-опрос «да-нет»
Ответьте на вопросы утверждений.
Внимательнее прочитайте утверждения. В графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки: «+», если утверждение верно, и «-», если утверждение не верно.
Утверждения Ответы
На западе материк омывается Тихим океаном. +
На побережье Атлантического океана материковая отмель очень узкая. +
На Атлантическом побережье почти начинаются глубоководные желоба.-
Перуанское течение считают теплым.-
Патагония испытывает острый недостаток влаги. +
На западе материка расположены высокие горы Анды-
Карибское море относят к бассейну Тихого океана.-
Знаменитая береговая пустыня Атакама расположена на берегу Тихого океана. +
4. Итог. Комментирование оценок.
5. Рефлексия. Учащиеся пишут на стикере свое имя и прикрепляют на доску.
6. Задание на дом: параграф 37, с.141, зад 4.
Группа 1.
Руководитель группы изучает инструкцию по выполнению заданий, следит за работой группы, за временем. По окончании изучении темы руководитель задает контрольные вопросы членам группы.
Задание 1. Используя текст учебника с. 138, карту атласа «Физическая карта Южной Америки», к\к «Южная Америка», внимательно изучить, найти на карте и нанести на к\к особенности материка Южная Америка.
Задание 2. Составить контрольные вопросы.
Группа 2.
Руководитель группы изучает инструкцию по выполнению заданий, следит за работой группы, за временем. По окончании изучении темы руководитель задает контрольные вопросы членам группы.
Задание 1. Используя текст учебника с. 138, карту атласа «Физическая карта Южной Америки», к\к «Южная Америка», внимательно изучите географическое положение Южной Америки (экватор, нулевой меридиан, тропики и полярных кругов), найти на карте и нанести на к\к крайние точки материка.
Задание 2. Определить координаты крайних точек материка.
Задание 3. Составить контрольные вопросы.
Группа 3.
Руководитель группы изучает инструкцию по выполнению заданий, следит за работой группы, за временем. По окончании изучении темы руководитель задает контрольные вопросы членам группы.
Задание. Используя текст учебника с. 138-139, карту атласа «Физическая карта Южной Америки», к\к «Южная Америка», внимательно изучите океаны и моря материка, найти на карте и нанести на к\к географические объекты названные в тексте учебника.
Группа 4.
Руководитель группы изучает инструкцию по выполнению заданий, следит за работой группы, за временем. По окончании изучении темы руководитель задает контрольные вопросы членам группы.
Задание . Используя текст учебника с. 139, карту атласа «Физическая карта Южной Америки», к\к «Южная Америка», внимательно изучите историю открытия и исследования материка
Южная Америка, заполните таблицу.
Дата
Исследователь
Открытия
Прием блиц-опрос «да-нет»
Ответьте на вопросы утверждений.
Внимательнее прочитайте утверждения. В графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки: «+», если утверждение верно, и «-», если утверждение не верно.
Утверждения Ответы
На западе материк омывается Тихим океаном.
На побережье Атлантического океана материковая отмель очень узкая.
На Атлантическом побережье почти начинаются глубоководные желоба.
Перуанское течение считают теплым.
Патагония испытывает острый недостаток влаги.
На западе материка расположены высокие горы Анды
Карибское море относят к бассейну Тихого океана.
Знаменитая береговая пустыня Атакама расположена на берегу Тихого океана.
Вопросы:
1.Посмотрите внимательно на материк Южная Америка. Что она вам напоминает?
(Гроздь винограда).
2. Верно. А как вы думаете, там растет виноград, если да, то почему? (Растет, так как там тепло)
3.Как вы догадались? (Пересекается экватором)
4.Скажите, нам достаточно знаний о материке того, что там растет виноград? (Нет)
5.Чем же мы будем сейчас заниматься, чтобы узнать больше о Южной Америке?
( Прочитаем учебник, посмотрим карты, но сначала определим географическое положение).
6.Молодцы! Я предлагаю начать определение географического положения материка Южная Америка не так как мы это делали, немного иначе. Вы согласны? ( Да)
При изучении материка Южная Америка мы будем путешествовать, но не одни, а вместе с двумя журналистами, которые по долгу службы долгое время жили в Латинской Америке, так долго, что считают её своей второй родиной. Знакомьтесь, – это ,мои лучшие ученики, они учатся по индивидуальной программе по принципу опережающего обучения, они очень любят географию и своими знаниями всегда охотно делятся.
Я предлагаю разделиться на две группы. Одна группа будет двигаться с севера на юг по западному побережью вместе, другая по восточному побережью Южной Америки. Таким образом, мы получим больше информации о географическом положении и исследовании материка, а наши гиды познакомят нас с интересным журналистским материалом. Вы можете задавать им во время путешествия любые вопросы.
Вопрос. Почему канал, и страна носят такое название Панама?
На этот вопрос нам ответит ..
Ученик 1. Панама. Какое веселое слово! Произносить его нужно с ударением на последнее «а», иначе можно подумать, что речь идет о мягкой белой шапочке. Наверное, и индейцы, от которых пошло название этого места, радовались, выгружая на берег богатый улов рыбы. «Панама», как говорят лингвисты, и означает «много рыбы» или «богатые рыбой места»
Вопрос: Когда возникла идея строительства Панамского канала, который соединил два океана?
Ученик 2. Идея строительства водного пути через Панамский перешеек впервые была высказана еще испанским монархом Карлом V в начале ХVI века. Во время своего четвертого и последнего путешествия в Новый свет, в 1502 году, Колумб высадился в устье реки Чагрес. Уже тогда испанцы искали путь в Индию, понимая, что земли, открытые ими сначала принятые за легендарную Индию, были иной землей. Они ждали, что настоящая Индия вот – вот откроется или за этой грядой гор, или за рекой, или, может быть, за еще одним морем. Колумб спросил индейских касиков (вождей), не знают ли они какого - либо другого моря поблизости. Они ответили, что нужно пройти немного по этой реке, потом еще немного по суше, и за ней откроется море. Колумб или не поверил, или не был готов к дальнейшему путешествию, но идти по реке Чагрес он отказался.
Пройди Колумб по пути, указанному индейцами, всего несколько десятков километров, и он снискал бы себе славу первооткрывателя Великого океана. Адмирал не пошел по реке, и открытие задержалось еще на 11 лет. Хотя само слово «открытие» применительно к Тихому океану весьма условно. Ведь в это время по нему ходили китайцы, и японцы, и десятки мореплавателей других народов.
Вопрос: В каком году приступили к строительству Панамского канала?
Ответить на этот вопрос мы попросим .
В 1879 году в Париже был созван международный конгресс для изучения возможности строительства межокеанского канала. Съехались эксперты. Было предложено 14 проектов, в том числе предлагался канал через Мексику, по территории Колумбии. Кубинские инженеры предложили построить канал через Никарагуа. Два французских морских офицера разработали проект канала через Панаму. Они изучили местность и считали, что можно проложить водный путь без шлюзов. Барон Годен де Липенай предложил построить канал со шлюзами. Он то и победил при голосовании за строительство канала и начали строить в 1881 году.
Вопрос: какова длина и ширина канала.
Ученик .Канал имеет длину 67, 5 километра и ширину 150 метров.
Мы не зря начали свое путешествие по материку с Панамского перешейка, потому что именно отсюда и начинается материк.
Работа в группах.
Первая группа учащихся отправляется определять географическое положение и очертание береговой линии материка от Панамского перешейка вдоль западного побережья, а вторая группа будет определять географическое положение и очертание береговой линии материка от архипелага Огненная земля.
Технологическая карта
Во время движения вы готовите сообщение об особенностях береговой линии в направлении, которое вы исследуете. Нанести на контурную карту объекты: острова, течения, полуострова, мысы, заливы и проливы. Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу.
Выводы: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.
Работа с атласом.
А теперь мы будем двигаться навстречу друг другу по меридиану 68° з.д., а встреча будет в городе Ла - Пас, это столица государства Боливия. Протяженность в градусах. От экватора до м. Гальинас 120, 10 = 111км следовательно 111 х 12=1332км, от экватора Фроуорд- 540; 111 х54=5994км. 120+540=660) ; определить расстояние километрах с запада на восток 1332+5994=7326км;
Вывод: Протяженность материка с севера на юг 66° или 7326 км. Встреча состоялась. Город Ла – Пас.
Дополнительный материал.
Ла – Пас – 3636 метров над уровнем моря – это самая высокогорная столица мира. Город лежит в чашеобразном каньоне н северо – востоке плоскогорья Альтиплано. Края этой чаши укрывают город от леденящих ветров, свирепствующих на обширном и ровном, как стол, плоскогорье, окруженном покрытыми ледниками шапками Анд. Климат на Альтиплано высокогорный – континентальный, с резкими перепадами дневных и ночных температур. Поэтому вечерами приходится одеваться тепло. Испанцы задержались в этих местах из – за найденной в долине реки Чокейапу золотой жилы. Ходить здесь надо медленно: кислорода в воздухе маловато. Тем кто не может привыкнуть к такой высоте необходимо выпить таблетку от горной болезни или выпить чашечку чая из коки. Но лучший способ привыкнуть к высоте – это ходьба: через два – три дня уже можно привыкнуть и не замечать того, что находишься на такой высоте.
Работа контурной картой.
Северная точка – мыс Гальинас - 12° с.ш., 72° з.д.;
Восточная точка – мыс Кабу - Бранку - 7° ю.ш., 34°з.д.;
Южная точка – мыс Фроуард - 54° ю.ш.; 71° з.д.;
Западная точка – мыс Париньяс - 5° ю.ш., 82°з.д.
2.5 Берега у берегов материка.
Учащиеся отвечают на вопросы, которые касаются береговой линии.
Какими океанами омывается Южная Америка?
Какова степень изрезанности береговой линии Южной Америки?
С каким материком можно сравнить по степень изрезанности береговой линии?
Назовите заливы, проливы, полуострова и острова, принадлежащие Южной Америке?
Сообщения учеников. А теперь мы послушаем опережающие задания, которые подготовили ваши товарищи и познакомимся с первооткрывателями и исследователями Южной Америки.
История исследования Южной Америки.
Работа с учебником, заполнить таблицу.
Дата
Исследователь
Событие
Закрепление нового материала:
Нанести на к\к крайние точки материка.
Рефлексия.
1.Как ты оцениваешь сегодняшний урок?
2. Понравилась ли тебе работа с модулями?
3. Пригодятся ли тебе знания по теме урока?
5.Домашнее задание:
Технологическая карта 1
Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу.
Технологическая карта 1
Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу.
Технологическая карта 1
Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу.
Технологическая карта 1
Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу.
Технологическая карта 1
Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу.
Технологическая карта 1
Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу.
Технологическая карта 1
Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу.
Технологическая карта 1
Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу.
Ученик 1. Панама. Какое веселое слово! Произносить его нужно с ударением на последнее «а», иначе можно подумать, что речь идет о мягкой белой шапочке. Наверное, и индейцы, от которых пошло название этого места, радовались, выгружая на берег богатый улов рыбы. «Панама», как говорят лингвисты, и означает «много рыбы» или «богатые рыбой места»
Ученик 2. Идея строительства водного пути через Панамский перешеек впервые была высказана еще испанским монархом Карлом V в начале ХVI века. Во время своего четвертого и последнего путешествия в Новый свет, в 1502 году, Колумб высадился в устье реки Чагрес. Уже тогда испанцы искали путь в Индию, понимая, что земли, открытые ими сначала принятые за легендарную Индию, были иной землей. Они ждали, что настоящая Индия вот – вот откроется или за этой грядой гор, или за рекой, или, может быть, за еще одним морем. Колумб спросил индейских касиков (вождей), не знают ли они какого - либо другого моря поблизости. Они ответили, что нужно пройти немного по этой реке, потом еще немного по суше, и за ней откроется море. Колумб или не поверил, или не был готов к дальнейшему путешествию, но идти по реке Чагрес он отказался.
Пройди Колумб по пути, указанному индейцами, всего несколько десятков километров, и он снискал бы себе славу первооткрывателя Великого океана. Адмирал не пошел по реке, и открытие задержалось еще на 11 лет. Хотя само слово «открытие» применительно к Тихому океану весьма условно. Ведь в это время по нему ходили китайцы, и японцы, и десятки мореплавателей других народов.
Ученик 1.
В 1879 году в Париже был созван международный конгресс для изучения возможности строительства межокеанского канала. Съехались эксперты. Было предложено 14 проектов, в том числе предлагался канал через Мексику, по территории Колумбии. Кубинские инженеры предложили построить канал через Никарагуа. Два французских морских офицера разработали проект канала через Панаму. Они изучили местность и считали, что можно проложить водный путь без шлюзов. Барон Годен де Липенай предложил построить канал со шлюзами. Он то и победил при голосовании за строительство канала и начали строить в 1881 году.
Ученик 2 .Канал имеет длину 67, 5 километра и ширину 150 метров.
Технологическая карта 3
Ответьте на вопросы утверждений.
Внимательнее прочитайте утверждения. В графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки: «+», если утверждение верно, и «-», если утверждение не верно.
Утверждения Ответы
На западе материк омывается Тихим океаном.
На побережье Атлантического океана материковая отмель очень узкая.
На Атлантическом побережье почти начинаются глубоководные желоба.
Перуанское течение считают теплым.
Патагония испытывает острый недостаток влаги.
На западе материка расположены высокие горы Анды
Карибское море относят к бассейну Тихого океана.
Знаменитая береговая пустыня Атакама расположена на берегу Тихого океана.
Технологическая карта 3
Ответьте на вопросы утверждений.
Внимательнее прочитайте утверждения. В графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки: «+», если утверждение верно, и «-», если утверждение не верно.
Утверждения Ответы
На западе материк омывается Тихим океаном.
На побережье Атлантического океана материковая отмель очень узкая.
На Атлантическом побережье почти начинаются глубоководные желоба.
Перуанское течение считают теплым.
Патагония испытывает острый недостаток влаги.
На западе материка расположены высокие горы Анды
Карибское море относят к бассейну Тихого океана.
Знаменитая береговая пустыня Атакама расположена на берегу Тихого океана.
Технологическая карта 3
Ответьте на вопросы утверждений.
Внимательнее прочитайте утверждения. В графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки: «+», если утверждение верно, и «-», если утверждение не верно.
Утверждения Ответы
На западе материк омывается Тихим океаном.
На побережье Атлантического океана материковая отмель очень узкая.
На Атлантическом побережье почти начинаются глубоководные желоба.
Перуанское течение считают теплым.
Патагония испытывает острый недостаток влаги.
На западе материка расположены высокие горы Анды
Карибское море относят к бассейну Тихого океана.
Знаменитая береговая пустыня Атакама расположена на берегу Тихого океана.
Технологическая карта 2
История исследования Южной Америки.
Работа с учебником, заполнить таблицу.
Дата
Исследователь
Событие
Технологическая карта 2
История исследования Южной Америки.
Работа с учебником, заполнить таблицу.
Дата
Исследователь
Событие
Технологическая карта 2
История исследования Южной Америки.
Работа с учебником, заполнить таблицу.
Дата
Исследователь
Событие
Технологическая карта 2
История исследования Южной Америки.
Работа с учебником, заполнить таблицу.
Дата
Исследователь
Событие
Технологическая карта 2
История исследования Южной Америки.
Работа с учебником, заполнить таблицу.
Дата
Исследователь
Событие
Технологическая карта 2
История исследования Южной Америки.
Работа с учебником, заполнить таблицу.
Дата
Исследователь
Событие
15