Физико-географическое положение, океаны и моря, омывающие берега, исследования Африки
Физико-географическое положение, океаны и моря, омывающие берега, исследования Африки
Цель урока:
Узнать, физико-географические особенности материка Африка
Понять, какие океаны и моря омывают материк Африка
Применить полученные знания, показывать на карте мысы, острова, полуострова материка
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Африки. 2. Физическая карта мира.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II. Предлагает учащимся изучить текст учебника на стр. 160, проанализировать особенности природы материка Африка установив соответствие.
Задание установите соответствие:
Территория Сахара
Самая протяженная река земного шара Африканский слон
Самая большая планета пустыни Килиманджаро 5895м
Самое крупное животное Нил
Самая высокая точка материка 30,3 млн. км²
Самая низкая точка материка Виктория
Самое большое озеро континента Ассаль -153м
Самое глубокое озеро континента Мадагаскар
Самый крупный остров Танганьика
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Автор записей «Хождение за три моря» (Никитин)
2. Количество высотных поясов зависит от (высоты гор и географического положения)
3. Коэффициент увлажнения – это отношение годового количества (осадков к испаряемости)
4. Компоненты географической оболочки связаны в единое целое за счёт (круговорота вещества и энергии)
5. Если солёность воды 18 %, то сколько разного вещества можно получить из 1л воды Чёрного моря? (18 г)
6. Одной из причин смены времён года на Земле является (наклон земной оси к плоскости орбиты)
7. Население (320 млн. человек, первые люди заселили 15-17 тыс. лет назад; индейцев – 10%; инки; метисы; мулаты; самбо; креолы)
8. Страны (Андские страны и Равнинного Востока)
9. Страны Равнинного Востока (5-е место по площади территории – Бразилия)
IV.Проблемный вопрос. Написать на доске проблемный вопрос: Каковы особенности географического положения материка? Обратите внимание на пересечении материка экватором и Гринвичским меридианом. Расположение в полушариях.
V.Задания для учащихся с ответами.
Необходимо каждой группе выписать из учебника самое главное.
1. Особенности материка
2. Географическое положение.
3. Океаны и моря у берегов Африки
4. Воды Атлантического океана
5. Бассейн Индийского океана
6. История исследования Африки
1. Особенности материка (второе место по площади – 30,3 млн. км², самая длинная река мира – Нил имеет длину 6671 км, площадь Сахары 7 млн. км²; самая высокая температура в Эль-Азизие +58°С; Килиманджаро – 5895 м; Ассаль – самая низкая точка – 153 м; Мадагаскар имеет площадь 590 тыс. км²; самое большое озеро Виктория имеет площадь 68 тыс. км²; глубина озера Танганьика 1470м; высота водопада Тугела 933 м)
2. Географическое положение.
3. Океаны и моря у берегов Африки (Атлантический и Индийский океан, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Красное море, заливы Гвинейский и Сидра, полуостров Сомали; острова Мадагаскар, Занзибар, Сокотра, Коморские, Сейшельские, Маскаренские на востоке и Мадейра, Канарские, Зеленого мыса и Гвинейского залива на западе)
4. Воды Атлантического океана (Гвинейское течение, Бенгельское)
5. Бассейн Индийского океана (Красное море самое соленое в мире, Сомалийское холодное течение, Мозамбикское и Мадагаскарское течение)
6. История исследования Африки (в XIV в. арабский путешественник Абу ибн Батута; в 1497 – 1498 г. Васко да Гама; в 1849 г. Давид Ливингстон; Генри Стэнли по реке Конго; в XIX в. В. В. Юнкер; в 1926 – 1927 годах Н. И. Вавилов доказал, что родиной твердых сортов пшеницы является Эфиопия)
VI. Предлагает учащимся, работая с текстом учебника нанести на контурную карту крайние точки, острова, полуострова материка.
Северная – Бен-Секка (Рас-Энгела);
Южная – м. Игольный;
Западная – м. Альмади;
Восточная – м. Рас-Хафун.
Мадагаскар, Коморские о-ва, Канарские о-ва, Мадейра
1. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)
2. Остров Мадагаскар отделён от материка проливом (Мозамбикским)
3. Самое глубокое озеро Африки (Танганьика)
Предлагает учащимся поменяться картами и оценить проделанную работу друг друга
Записывают на стикерах
«Сегодня мне понравилось» «Сегодня я узнал»
своение новой темы.
VII.Домашнее задание. §44пересказ. Работа с картой
Предлагает учащимся, используя текст учебника заполнить таблицу:
Исследователь Его вклад
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Африка – самый жаркий материк, так как находится между двумя тропиками. Крайние точки материка находятся в четырех разных полушариях.