Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Природа и люди древней Индии»














Методическая разработка урока
по истории Древнего мира
Тема: «Природа и люди Древней Индии и Китая»
5 класс

















Тема урока: «Природа и люди Древней Индии и Китая»
Форма урока: урок-путешествие (.В ходе урока учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Китая и Индии, хозяйство этих государств, мифологию, исторических деятелей.
Оборудование: Учебник Вигасина А.А., карточки с заданиями, исторический документы, контурные карты, слайды.
Цель: формирование системы знаний о государствах Китай и Индия, обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы при помощи игры;
способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории этих стран;
способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Китая и индии.
познакомить учащихся с географическим положением, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей.
Задачи урока: развитие познавательного интереса, воспитание у учащихся эстетического вкуса, формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками.
Ожидаемый результат: учащиеся должны знать местоположение Индии, природу, занятия населения. Пересказывать содержание предлагаемого текста, работать с историческими документами, учебником, картой.
Ход урока:
1. Организационный момент (1-2 мин).
Ход урока
Мы еще раз окунемся в волшебный мир стран Востока – Индии и Китая, еще раз осуществим путешествие по их территориям. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять определенные задания. Итак, старт дан. И, конечно же, самое главное знать, а куда же мы отправляемся.(Слайд 1)
Итак, наш первый пункт «Географический»:
Работа с картой: а) покажите на карте местоположение Древнего Китая, реки Янцзы и Хуанхэ откуда берут начало и куда впадают. (работает один ученик).
Карточка № 2. Карточка №1
Соедини стрелками: Вставьте пропущенные слова:
Нил Китай «По равнине протекают две большие реки и .
Тигр Египет Они берут свое начало в и впадают в . Жители
Евфрат Двуречье равнины занимаются , , .»
Хуанхэ Ассирия
Янцзы Финикия

Второй пункт «Взаимосвязь географического положения и природы или природные условия стран ».
Задание - заполнить сравнительную таблицу «Природные условия Древнего Китая и Древней Индии»

№ п/п
Вопросы
Китай
Индия

1.
Где располагается страна?



2.
Крупнейшие реки



3.
Чем омывается



4.
Поверхность земли



5.
Климат




Итак, проверяем работу по индивидуальным заданиям. (Учитель спрашивает по одному учащемуся с каждой карточкой у доски, остальные проверяют).
Чтобы путешествие было успешным, нам нужна карта. (Перед вами лежат контурные карты .лист 1. По ходу моего рассказа вы будете отмечать основные географические объекты).
Рассказ учителя:
Индия расположена на юге Азии, на полуострове Индостан и занимает прилегающую к нему часть материка. С запада, юга и востока омывается водами Индийского океана, а с севера от остального мира его отделяют высочайшие горы Гималаи, что значит «жилище снегов» (слайд 2). Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют Индию с соседними государствами. Климат полуострова неоднородный: вблизи Гималаев бывает очень холодно, а в южных областях жарко.
Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан, где возвышаются холмы, раскинулись степи и саванны (слайд 3).
В Индии текут две великие реки – Инд и Ганг, берущие начало высоко в Гималаях (слайд 4). Название свое страна получила от названия реки Инд. Реки не пересыхающие, ежегодно разливающиеся и несущие плодородный ил.
Природные условия долин этих рек различны. В долине Инда редко выпадают дожди, больше солнца. В долине Ганга с июня по сентябрь льют дожди непрерывным потоком.
В древности эту долину покрывали болота и джунгли.
Итак, ребята, проверяем работу с картой. (слайд 5).( У кого все верно – звездочка, одна ошибка – квадратик, отложили карты).
Наше путешествие продолжается. Давайте зайдем вглубь джунглей и познакомимся с растительностью и животными.
Работа с учебником: Читают по цепочке. Что представляют собою джунгли? (слайд 6)
Работа с источником: Чтобы узнать об обитателях этих лесов, мы должны познакомиться с отрывком из древнеиндийской поэмы «Махабхарата». Перед вами Лист 2. Я читаю, а вы внимательно следите за мной по тексту.
Вопрос к тексту: Какие животные обитали в джунглях? Что свидетельствует о богатом и разнообразном животном и растительном мире этих стран?
Выбираемся из джунглей и оказываемся в индийской деревне. Чем занимаются жители, об этом нам расскажет документа Диодора Сицилийского «Природные богатства Индии» (лист 3).
Читаю документ:
«Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай два раза в год. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм. Люди Индии знакомы с различными искусствами. В Индии произрастает много проса, орошаемого большим количеством речной влаги, много различных бобовых, а также рис и сахарный тростник. Жители выращивают хлопчатник, а там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. Поэтому Индия никогда, не знала голода. Вооружившись луком индийцы охотились в джунглях на диких зверей и птиц.»
Итак, что является основным занятием индийцев? (слайд 7).
Земледелие было основное занятие. А что еще умели делать индийцы, китайцы?(слайд продолжается по ходу объяснения).Из сахарного тростника получали сахар. Это был самый древний сахар. Научились выращивать хлопчатник. Делали легкие и удобные ткани. В северных районах строили оросительные системы. Занимались собирательством, знали травы и цветы, которые можно было употреблять в пищу. Получали из растений пряности и благовония (ароматные масла). Позднее научились их выращивать.

Карточка № 3
Научные открытия и изобретения, впервые сделанные в Китае, Индии.




Китай




Индия


Действительно труд человека в Индии творил чудеса. Жители Индии обожествляли животных и поклонялись многим богам.
Работа с учебником. (стр.94 уч). Читают. Вопрос: Каким животным поклонялись индийцы?
обожествляли животных. Религия Древних индийцев - индуизм – сохранилась до наших дней.
Индийцы поклонялись слонам. Один из главных богов был бог – Ганеша с головой слона (слайд 8). Больше 4 тысячелетий назад из множества богов на главное место выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. (Слайд 9).

Третий пункт «Угадай!» Определи, какие высказывания относятся к Древней Индии, а какие к Древнему Китаю.
1. Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам.
2. Для защиты от врагов была возведена стена
3. В этой стране было открыто многое из того, что используется с успехом и посей день (сахар, хлопковые ткани, цифры от 0 до 9, шахматы)
4. Письменность состояла из нескольких тысяч иероглифов
5 Правила поведения людей и государственного управления были основаны на учении Конфуция.
Любой путешественник составляет записи, давайте мы проверим записи из нашего путешествия. (слайд 10).Вопрос: величайшие горы Индии? Реки, несущие жизнь?
Четвертый пункт «Занимательный»

1 группа - Задание – составить из слов мысль великого Конфуция («Мудрость - в знание старинных книг»)
2 группа – Задание – отгадайте кроссворд

Решите кроссворд: по вертикали: 1. Самая высокая вершина Гималаев.
2.Страна, жители которой не знали голода.
5. Река в Индии.
По горизонтали: 1.тропические леса
3. Боевое животное
4. Крупнейшая река в Индии







6. Домашнее задание. (слайд 12) Нарисуйте дома рисунки или напишите рассказ от имени путешественника на тему «Индия и Китай в древности»
5. Подведение итогов урока.