Учебно-исследовательская работа Великая Отечественная война глазами детей
Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
«Ключиковская средняя общеобразовательная школа»
Великая Отечественная война
глазами детей войны
Секция:
Историко-краеведческая
Автор: Муль Лилия, 9 классРуководитель: Солдатова Анна Крестьяновна, учитель истории
Ключики 2012 г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение 3
2. Война глазами детей (из воспоминаний)
. Начало войны 4
2.2. Родные – участники Войны 5
2.3. Трудности военного времени 5
2.4. Помощь родителям 6
2.5. Окончание войны 7
2.6. Военное детство 8
3.Заключение 8
4. Список литературы 9
5.Приложение 10
Введение
Актуальность выбранной темы.
Всё дальше от нас эпоха Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся в живых непосредственных участников военных действий. Даже те, кто был в годы войны ребёнком – уже довольно пожилые люди 70-80 лет. Многим из них пришлось рано начать работать. В 7-10 они уже вставали к станку, трудились на колхозном поле. Значит, и взрослели дети войны раньше, чем современные дети. Поэтому воспоминания детей войны об этом времени не менее ценны для истории. Их детский взгляд выхватывал из огромной панорамы событий Великой Отечественной войны то, что было важно именно для ребёнка.
Актуальность данного исследования нам представляется в том, что работа даёт возможность рассказать нам о военном детстве наших односельчан. Пока есть такая возможность, мы должны записывать воспоминания этих людей и передавать их последующим поколениям. Не смотря на то, что с того великого дня прошло уже много лет, в памяти людей до сих пор живут воспоминания о том суровом времени. Линия фронта в годы войны проходила не только по полям сражений, она продолжалась в цехах и на мирных полях, где выращивался хлеб для фронта, в каждом доме, где ждали, любили, делали всё возможное и невозможное для Победы. Эта линия фронта прошла по судьбам людей всех возрастов, а особенно затронула детские души.
Дети и война Такие несовместимые понятия. Тяжёлые испытания принесла детям. События Великой Отечественной войны привычно связывают с воспоминаниями ветеранов, участников боёв. А ведь во время Великой Отечественной войны дети подчас наравне с взрослыми приближали день Победы. Это не только дети - Герои, а обыкновенные дети, те, кто работал на трудовом фронте, те, благодаря кому, выжили их близкие.
Поэтому мы решили обратиться к данной теме. Необходимо, чтобы в историю Великой Отечественной войны была вписана ещё одна страница, посвящённая жизни детей войны.
Цель данной работы: отразить воспоминания отдельных людей, бывших маленькими детьми в годы войны, в отдельно взятом локальном районе.
Исходя из поставленной цели, в исследовании определены следующие задачи:
выяснить, как воспринимали происходящие события дети нашей малой Родины – посёлка Ключики;
какие события, явления военной поры казались детям наиболее важными;
какой посильный вклад в дело Победы вносили дети.
Объект исследования - судьбы отдельных людей.
Предмет исследования – восприятие войны глазами детей.
Методы исследования:
социологическое исследование (интервью, беседы);
изучение семейных и личных архивов;
фотографирование
Приступая к данной работе, мы разработали вопросы, ответы на которые были нам особенно интересны.
Где вы родились?
Как вы узнали о начале войны? Какие чувства при этом испытали?
Кто из Ваших родных ушел на фронт?
Какие трудности испытывала Ваша семья во время войны?
Сколько детей было в Вашей семье во время войны? Как вы помогали своим родителям? Чем занимались?
Работали ли Вы во время войны? Где? Кем? Насколько трудно это Вам было?
Помните ли Вы, как закончилась война? Как Вы узнали об этом радостном событии? Какие чувства испытали?
Было ли счастливым Ваше военное детство?
На втором этапе нашего исследования мы занялись поиском людей, которые были детьми в годы войны и смогли бы поделиться с нами информацией. Во-первых, расспросили своих бабушек о том времени. Во-вторых, отыскали таких жителей села Ключики. Во время поиска мы встречались с жителями Ключиковского сельсовета. Это были разные по возрасту люди. Возрастной диапазон людей колеблется от 4 до 14 лет.
Мы задавали вопросы и записывали рассказы собеседников на диктофон. В ходе встреч мы отметили, и нежелание некоторых жителей вспоминать о тех тяжёлых годах. Ведь многие из них потеряли на войне своих родных и близких людей.
На последнем этапе нашей деятельности мы обрабатывали собранный материал, систематизировали его и излагали в данной работе.
Своими воспоминаниями о войне с нами поделились жители села Ключики:
Солдатов Иван Николаевич, 1937 г. р., проживает на ул. Судакова д.40
(Приложение №1)
Иванова Раиса Андреевна, 1938г.р., проживает по ул. Судакова, д.50,кв 2
(Приложение № 2)
Муль Татьяна Яковлевна, 1933 г. р., проживает по ул. Северная, д. 7, кв. 1
(Приложение № 3)
Волчёнков Иван Егорович, 1929 г. р., проживает по ул.Северная, д.19, кв. 2. (Приложение № 4)
Колесникова Мария Петровна, 1927 г. р., проживает по ул. Кирова, д.48, кв. 1 (Приложение № 5)
Основными сложностями в сборе и обработке информации было то, что дети войны помнят это время нечетко, в памяти запечатлелись отдельные эпизоды. Очень часто, вспоминая войну, наши респонденты волновались
1) Практически все наши респонденты – родом из с.Ключики и Равенство Сузунского района, за исключением Волчёнкова Ивана Егоровича. Он родом из села Щетинино, Сухинического района, Смоленской области.
2) О самом начале войны воспоминаний у наших пожилых собеседников осталось совсем немного. Все они отмечают, что тогда они мало понимали, что произошло. О начале войны узнали от взрослых. Ивану Николаевичу было 4 года, но он понимал, что случилось что-то плохое, страшное.
3) Из семей наших собеседников ушли на фронт мужчины. У Солдатова Ивана Николаевича ушел на фронт отец – Солдатов Николай Андреевич, который не вернулся с войны, без вести пропал весной 1942 года.
У Ивановой Раисы Андреевны на фронт забрали отца. Отец погиб.
Муль Татьяна Яковлевна потеряла ушедшего на фронт отца Муль Якова Фёдоровича. Ушел на фронт и погиб и Волчёнков Василий Егорович, родной брат Ивана Егоровича, погиб под Ленинградом.
Эти данные еще раз показывают, насколько велики были потери нашего народа в Великой Отечественной войне.
4) Практически все, кто поделился с нами своими воспоминаниями отмечают, что самым тяжелым испытанием во время войны, и в первые годы после нее, был голод. Иванова Раиса Андреевна вспоминает, что постоянно думали о том, что бы поесть. Когда была корова, то было легче: пили молоко. Но когда корову продали, стало совсем плохо – порой совсем нечего было есть.
Мать Раисы Андреевны ходила по окрестным деревням (В Алтайский край) и меняла на продукты питания белье. Самым любимым лакомством для детей была напаренная в печи свекла, с которой пили чай. Летом было легче – дети шли в лес и ели дикий щавель, песты. Из крапивы варили щи. Из-за голода все часто болели.
Мария Петровна уже в годы войны пошла работать в колхоз. Труд в деревне тяжелый, да и с младшими братьями и сестрами приходилось делиться. Мария Петровна вспоминает
·, что ее мама чаще всего замешивала хлеб не на муке, а на картошке. Дети искали по полям случайно оставшуюся после уборки урожая картошку.
Муль Татьяна Яковлевна также считает, что самым тяжелым испытанием был голод. Чтобы выжить часто ходили в лес по грибы и по ягоды. Ели щавель. Основной пищей была картошка.
Таким образом, все эти пожилые женщины сходятся в одном – военное детство было голодным, именно это больше всего врезалось в память детей военной поры.
5) До войны большинство семей у нас в стране были многодетными, а это в годы войны стало тяжелым испытанием, ведь мужчины-кормильцы в большинстве своем ушли на фронт.
В семье Муль Татьяны Яковлевны после ухода на фронт отца основным кормильцем осталась мать – Кирьянова Анна Ивановна, работавшая разнорабочей в колхозе имени Свердлова. Она одна кормила еще шестерых иждивенцев – престарелую мать мужа и пятерых детей, старшей из них и была Татьяна Яковлевна. Во время войны ходила в школу, окончила 4 класса. Старались помочь матери по хозяйству: помогали косить траву, собирать картошку, ходили за скотиной.
Младшим ребёнком в семье был Солдатов Иван Николаевич. Он вспоминает, что однажды брат велел ему окучить десять боровков на картофельном участке, он очень старался, но не смог все сделать до конца, сил не хватило. Одним из самых ярких его воспоминаний стал следующий эпизод: ему очень хотелось учиться в школе, но мама его не отпускала, думала, что он еще маленький. И вот однажды Иван Николаевич ушёл в школу тайком. Когда вернулся, то мать и брат стали расспрашивать ее, где он так долго был. Он признался, что в школе. Тогда его брат, как старший мужчина в семье решил: «Делать нечего, пускай ходит в школу». Окончил 4 класса Иван Николаевич успешно.
За время войны Ивановой Раисе Андреевне не пришлось учиться. Она три раза начинала учиться, но когда наступали холода – оставалась дома, так как семья жила бедно и в школу одеть было нечего. Хоть ей было немного лет, всё-таки помогала маме по дому: мыла, убирала, а также помогала собирать табак. Как вспоминает Раиса Андреевна «Найти хлеб или мама что-нибудь сварит – вот это было счастьем»
Несмотря на военное время, продолжал учиться в школе Волчёнков Николай Егорович. Он окончил 4 класса, так как в сельской школе было только начальное обучение. В семье был младшим, но делал абсолютно всё как по хозяйству, так и в огороде.
Таким образом, на события жизни детей военного времени, какими бы разными они ни были, непосредственное воздействие оказывала война, ее тяготы и испытания.
6)Из всех, нами опрошенных во время войны довелось работать Колесниковой Марии Петровны. Работала она в колхозе, где остро не хватало труда мужчин, забрали на фронт и большое количество лошадей. Приходилось очень трудно, подростки работали наравне с взрослыми: скирдовали, зимой работали в бору – готовили дрова. Сразу после войны пошёл работать, чтобы помочь своей семье и Волчёнков Николай Егорович. Работал в колхозе, где он и проработал всю свою трудовую жизнь.
Не все нами опрошенные респонденты четко помнят момент окончания Великой Отечественной войны. Наиболее яркие воспоминания о Победе сохранили Колесникова Мария Петровна, Волчёнков Николай Егорович и Муль Татьяна Яковлевна.
Татьяна Яковлевна вспоминает, что об окончании войны узнала от матери. Все кричали: «Ура!», но был единственный вопрос: «Вернётся ли отец?» Она помнит, как прямо на улице люди обнимались, улыбались.
Мария Петровна вспоминает, что 9 мая работали в поле, а бригадир на коне скачет и кричит: «Победа! Победа! Войне конец!». Все бросили работать и плакали, обнимались, целовались. И эти слезы были слезами и радости, и горя. Ведь во многих семьях родные не вернулись с фронта. Она помнит, как возвращались воины все в медалях и орденах.
Память Ивана Егоровича Волчёнкова связывает День Победы тоже с работой в поле: пришла машина с МТС, всех отпустили домой, в тот день больше не работали. Он помнит, как все люди плакали, «ведь многие не вернулись с войны» (Приложение № 6, 7, 8)
8) Когда мы задавали нашим собеседникам вопрос о том, было ли их детство счастливым, все они однозначно отвечали, что счастливы они были до войны, когда рядом были и мама, и папа. Военное же детство особенно счастливым не было, хотя как дети они и играли, и дружили, сами мастерили себе кукол. Детство этих людей было омрачено войной, голодом, потерями близких людей, постоянным беспокойством и тревогой.
Таким образом, понятие семейного и своего личного счастья дети войны связывают с присутствием в семье обоих родителей.
Подводя итоги нашего исследования, следует отметить, что воспоминания людей, которые были детьми в годы Великой Отечественной войны представляют новый и очень интересный исторический материал. Они с необычной точки зрения рассказывают о событиях военной поры, происходящих в глубоком тылу. Война глазами детей войны представляется как большое зло, ведь она отнимала у юного поколения счастливое детство.
Наша работа стала еще одной и довольно необычной страницей в истории Великой Отечественной войны. Эта страница может пополняться новыми сведениями, новыми воспоминаниями.
Наше небольшое исследование позволяет сделать некоторые выводы:
известие о начале войны даже маленькие дети воспринимали как личное горе;
в большинстве семей нашего края погибли отцы, а те, что вернулись с войны, потеряли здоровье;
самым большим испытанием для детей войны был голод;
большинство довоенных семей были многодетными, что стало серьезным испытанием в основном для матерей, которые были вынуждены поднимать детей без мужей, ушедших на фронт;
дети даже в условиях войны все равно оставались детьми, любили играть, хотели учиться в школе;
День Победы дети войны также как и старшее поколение восприняли как «праздник со слезами на глазах», потому что все понимали, какой дорогой ценой далась эта Победа;
у большинства детей военной поры детство не было счастливым, потому что отцы уходили на фронт, был голод, многим рано пришлось начать работать.
Заключение
Война и дети... Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого. Многие люди, которые были детьми в то не лёгкое время, вспоминают о войне со слезами на глазах. В ходе своей работы мы пришли к выводу о том, что по данной теме собрано материала в школе недостаточно. Именно поэтому наша работа по данной теме не завершена. В перспективе планируется дальнейший сбор материалов и воспоминаний по теме: « Дети и война». Члены творческого объединения « Истоки» планируют посетить людей, которые были детьми во время войны, в других ближайших населённых пунктах.
Нельзя забыть подвиг солдата, нельзя забыть трудовой героизм тружеников тыла, но также незабываемо и трудное военное детство детей войны. Украденное войной детство.
Литература
Родной край: журнал. 1964 год. № 2
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815