Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта


Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта
Ф.И.О. автора Мамакина Марина Николаевна
Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, г. Корсаков, ул. Морская,12.
842435 (44866).
E-mail:sr_shkolamou2@mail.ruДолжность учитель математики
Стаж работы в должности 28 лет
Тема инновационного (передового) педагогического опыта «Проблемный диалог как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики в 5- 6-х классах в рамках опережающего внедрения ФГОС второго поколения»
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности) В современной школе математика является одним из значимых предметов с точки зрения её вклада в развитие интеллекта учащихся. Школьное математическое образование развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления. Благодаря своей универсальности математика вооружает учащихся методами познания других наук.
изучение математики в основной школе звучит иначе и направлено теперь на достижение личностных результатов:
1) в направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационное-информационных или других технологий; в изменении содержании образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Образование в 5-6 классах школы является фундаментом всего последующего обучения, так как закладывает основу формирования учебной деятельности учащихся – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В связи с этим необходимо создавать различные методики обучения математике в 5-6 классах основной школы, ориентированные на формирование УУД.
Для выявления возможностей курса математики и обучения этому предмету в формировании УУД в 5-6 классах были проанализированы содержание курса математики и деятельности учителя при организации различных видов математической деятельности учащихся на уроке.
Ориентируясь на то, что каждый вид деятельности учения состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят, были проанализированы различные действия, входящие в состав математической деятельности в процессе обучения.
Описанные действия сопоставлены с действиями, включенными в стандарт второго поколения и относящимися к УУД.
Таким образом, был выделен « предметный массив » учебного материала, при работе с которым учитель актуализирует УУД.
Результаты анализа представлены в таблице, где отражается содержательный потенциал обучения различным видам математической деятельности учащихся в 5-6 классах, способствующий формированию УУД. Создан банк педагогического опыта по теме экспериментальной площадки, в который включены: рабочая учебная программа по математике для 5 – 6 классов, календарно-тематическое планирование (5,6 класс) с подробным описанием формируемых УУД по каждому уроку. Тематические конспекты уроков. Имеется подборка дидактических материалов по каждой теме, наглядных пособий, в том числе мультимедийные презентации, уроки для работы в интерактивном режиме. Произведена подборка контрольно-измерительных материалов по блочным темам курса.
В 2013-2014 учебном году участвовала в вебинаре «Региональная инновационная площадка – работаем в пилотном режиме».
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) В процессе работы над темой «Проблемный диалог как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики в 5- 6-х классах в рамках опережающего внедрения ФГОС второго поколения» были достигнуты следующие результаты:
1. С учетом возможностей учебного материала курса математики 5-6 классов и организуемой в процессе обучения математической деятельности учащихся определены взаимосвязи изучаемых разделов с различными видами УУД.
2. Полученные экспериментальные данные показали, что проблемный диалог на уроках математики позволяет повысить эффективность обучения математике, а именно помогает учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения и формирует универсальные учебные действия.
3. Рассмотрена технология письменных диалоговых заданий, в основу которой положены виды математической деятельности, специфические для обучения математике в 5-6 классах: задания на моделирование реальных жизненных ситуаций, задания на планирование деятельности, задания на нахождение и выбор рациональных способов решений, задания на конструирование ситуации по ее графической интерпретации, задания на выявление ошибок, задания на практические вычисления.4. Рассмотрена технология проблемного-диалога, которая дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.
5. Рассмотрены письменные диалоговые задания по математике для 5-6 классов, ориентированные на формирование различных видов УУД при обучении предмету.
6. Выделены затруднения при достижении предметных результатов обучения, темы которые наиболее сложно усваиваются учащимися.
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Тема экспериментального опыта рассматривалась на заседаниях научно-методического совета школы (протокол № 6 от 01 февраля 2013 года и протокол № 10 от 26 апреля 2013 года), где были представлены промежуточные и итоговые результаты опережающего введения ФГОС ООО по математике в 5 классе.
Марина Николаевна участник конкурса на лучшую областную инновационную площадку в системе образования Сахалинской области с проектом «Областная пилотная площадка по опережающему введению ФГОСООО по предмету «Математика» в 5 классе.
- Мамакина М.Н. призер муниципального конкурса инновационных проектов в номинации «Инновационные проекты педагогических работников образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования».
- проведен мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» в рамках семинара для учителей математики и физики по теме: «Использование интерактивных программ как средство активизации познавательной деятельности».
- обобщён муниципальным экспертным советом и рекомендован для внедрения передовой (педагогический) опыт работы по проблеме «Проблемный диалог как средство формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках математика в 5-6 классах в рамках введения ФГОС ООО» (26.02.2015 год).
Результат изменений В ходе теоретического и экспериментального исследования получены следующие результаты:
1. С учетом возможностей учебного материала курса математики 5-6 классов и организуемой в процессе обучения математической деятельности учащихся определены взаимосвязи изучаемых разделов с различными видами УУД.
2. Полученные экспериментальные данные показали, что проблемный диалог на уроках математики позволяет повысить эффективность обучения математике, а именно помогает учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения и формирует универсальные учебные действия.
3. Рассмотрена технология письменных диалоговых заданий, в основу которой положены виды математической деятельности, специфические для обучения математике в 5-6 классах: задания на моделирование реальных жизненных ситуаций, задания на планирование деятельности, задания на нахождение и выбор рациональных способов решений, задания на конструирование ситуации по ее графической интерпретации, задания на выявление ошибок, задания на практические вычисления.4. Рассмотрена технология проблемного-диалога, которая дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.
5. Рассмотрены письменные диалоговые задания по математике для 5-6 классов, ориентированные на формирование различных видов УУД при обучении предмету.
6. Выделены затруднения при достижении предметных результатов обучения, темы которые наиболее сложно усваиваются учащимися.
Выделяются следующие затруднения при достижении предметных результатов обучения:
- сложности формирования коммуникативных и познавательных УУД средствами одного предмета, в том числе формирование умения работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, приводить логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- трудности в решении практико-ориентированных задач с применением математических средств;
- недостаточность методических материалов в соответствии с ФГОС ООО;
- трудности конструирования современного урока.
Выделяются следующие затруднения при достижении метапредметных результатов обучения:
- недостаточность материалов диагностики метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- сложности формирования регулятивных УУД учащихся 6 класса;
- трудности формирования познавательных УУД средствами предмета математика;
- - сложности в развитии коммуникативных умений средствами предмета: использовать доказательную математическую речь, выдвижение версий решения проблемы.
- трудности в развитии когнитивных навыков: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам.
Трудности, возникшие при достижении личностных результатов:
- недостаточное количество методик и заданий, направленных на достижение личностных результатов средствами предмета;
- формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки;
- недостаточность материалов диагностики личностных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- мониторинг развития личностных результатов.
Какие темы наиболее сложно усваиваются учащимися:
- вычитание смешанных чисел, решение задач с составлением уравнений, нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби,
- действия с обыкновенными дробями,
- геометрический материал.
Результаты диагностических исследований показали, что программный материал учащимися усвоен на хорошем практическом уровне. Ребята умеют применять полученные знания на практике, владеют навыком математического моделирования, используя знаково-символьные средства для обработки информации. Учащиеся на достаточном уровне справляются с заданиями нестандартного формата, и умело используют различные варианты решения той или иной задачи.
Получены следующие результаты пилотной площадки.
ПО сравнению с началом учебного года качество знаний учащихся по математике выросло и составляет 54 %.
Учащиеся вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность.
Повысился интерес к предмету, повысилась мотивация к учению.
Обеспечен системно-деятельностный, личностно-ориентированный и дифференцированный подход к обучению.
Снизился уровень тревожности учащихся на уроках математики.
Учащиеся приобрели новые учебные и коммуникативные умения и навыки;
Успешно формируются ключевые компетенции школьника: умение работать в группах, распределять обязанности, владеют информационными технологиями.
Какая помощь необходима для совершенствования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООО:
- приобретение предметного высокотехнологичного кабинета математики и техническое обслуживание нового оборудования;
- разработка КИМов для мониторинга мета предметных и личностных образовательных результатов;
- обмен опытом со школами, которые работают по ФГОС ООО: круглые столы, уроки, внеурочные занятия.
Можно сделать общий вывод, что все задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена и теоретическим анализом, и экспериментально.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способности личности к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется через проблемный диалог в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед нами – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательную среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, а именно проблемного диалога.
Публикации о представленном педагогическом опыте Печатные работы – издательский дом «Первое сентября». Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок», диплом № 235-730-521/ ОУ -11.
Описание педагогического опыта «Проблемный диалог как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики в 5- 6-х классах в рамках опережающего внедрения ФГОС второго поколения»
Объект исследования – процесс обучения математике в 5- 6 классах.
Предмет исследования – формирования УУД на уроках математики посредством проблемного диалога.
Цель работы:
Развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и самореализации в современном обществе.
Гипотеза:
формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий через проблемный диалог на уроках математики.
Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу и нормативные документы для выявления подходов к формированию УУД у учащихся 5-6 классов при обучении математике;
2. Определить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
3. Рассмотреть методические приёмы и средства обучения математике для 5-6 классов, ориентированного на формирование УУД.
4. Выявить особенности формирования универсальных учебных действий посредством проблемного диалога на уроках математики;
Для достижения цели работы, проверки гипотезы и решения поставленных выше задач были использованы следующие методы:
1. Изучение литературы по математике и методики преподавания математики по исследуемой теме;
2. Изучение психологической, педагогической, философской литературы по теме исследования;
3. Наблюдение за работой учащихся;
4. Опытное преподавание.
Технология опыта:
Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений) Представить опыт работы для обобщения и распространения на областном уровне.
Ф.И.О., эксперта, контактный телефон, адрес электронной почты, должность, место работы Силаева А.А., 8 (42435) 44866, заместитель директора по УВР, МБОУ «СОШ № 2» Корсаковского городского округа