Карта инновационного педагогического опыта учителя истории (пример)
Карта инновационного педагогического опыта
учителя истории и обществознания
Лангепасского городского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Устюжаниной Ирины Васильевны
Формальные параметры.
Наименование педагогического опыта: Моделирование образовательного пространства на основе современных образовательных технологий при обучении истории на профильном уровне в 10-11 классах.
Автор-разработчик педагогического опыта: учитель истории и обществознания Устюжанина Ирина Васильевна.
Тип и вид представляемого образовательного учреждения: Лангепасское городское муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2».
Период формирования и функционирования педагогического опыта: 2009-2013 г.г.
Адрес педагогического опыта: учителя истории и обществознания, учащиеся 10-11 классов.
Содержательные параметры.
Актуальность педагогического опыта.
Соотнесенность инновационного опыта с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования.
В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения. В основу реформирования школы положен принцип приоритета личности. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» сформулирована основная цель общеобразовательной школы: формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Поставлена задача воспитания и развития у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации. Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В современной жизни, которая предполагает постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения, «ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению»
Опыт обучаться, делать выбор и постоянно его обновлять приобретается со школьной скамьи и только благодаря участию каждого учащегося в исследовательской (проектной) деятельности, что выделено, как приоритет в отборе современных образовательных технологий - «ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Среди новых явлений в образовании можно выделить введение в действие единого государственного экзамена (далее ЕГЭ), формирование современных учебно-методических комплексов по предметам, внедрение новых технологий образования, где особый приоритет отдается проектно-исследовательской деятельности учащихся, усиление информатизации образования, усилением гуманитарной направленности школьного исторического образования.
Ведущими задачами гуманитарной подготовки в процессе изучения истории выступают развитие у учащихся умения проникать в сущность исторических событий, процессов на уровне отыскания их смысла, освоение интегративных способов мышления, основанных на рефлексии и обеспечивающих целостность понимания процесса развития человеческого общества, формирование умения интерпретировать исторические факты, вырабатывая на этой основе собственное отношение к прошлому и современности.
В итоге образовательного процесса каждый выпускник школы (с учетом его индивидуальности) должен стать социально-активной личностью, способной к самостоятельному поиску. Всего этого можно достичь посредством методов, приемов, образовательных технологий управления качеством образовательного процесса. Таким образом, опыт моделирования образовательного пространства на основе современных образовательных технологий при обучении истории на профильном уровне в 10-11 классах является актуальным в деятельности учителя профильного класса.
Востребованность инновационного опыта в реальной педагогической практике.
В 2013 году в экзаменационную модель ЕГЭ по истории были внесены существенные изменения. Они соответствуют общей тенденции прошлых лет на усиление деятельностной составляющей экзаменационной работы, а именно:
не просто знать единичные факты, но и понимать связь фактов, явлений, процессов;
уметь работать с картографической информацией и иллюстративным материалом;
извлекать явные и «скрытые» (неочевидные) факты о прошлом или о восприятии этого прошлого автором текста;
интерпретировать исторические факты с опорой на источник;
аргументировать (именно полноценными аргументами, а не отдельными историческими фактами) различные точки зрения на одну и ту же проблему, предвидеть контраргументы оппонентов (что необходимо при ведении дискуссии);
анализировать деятельность исторических деятелей.
Новая модель заданий призвана проверить осознанное понимание выпускником исторической информации. Следовательно, для успешной сдачи экзаменов следует создать условия для активной познавательной деятельности учащихся как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности на основе современных образовательных технологий.
Представленный опыт работы направлен на разрешение противоречий между прагматизмом и энциклопедизмом, активным и пассивным усвоением новых знаний, глубоким и поверхностным уровнем понимания изучаемого материала, прочностью и зыбкостью усвоения знаний, коллективным обучением и индивидуальным развитием личности учащегося, живой и формальной связью между педагогом и учащимися.
Содержательная форма представления педагогического опыта.
2.1. Целесообразность предложенной формы.
Опыт представлен в форме педагогического проекта по теме «Эффективная подготовка к ЕГЭ на основе интеграции современных образовательных технологий».
Участники: учитель истории, обучающиеся 10-11 классов.
Срок реализации: 5 лет.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
Отобрать современные образовательные технологии для обучения истории на профильном уровне.
Описать формы и методы организации познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий.
Разработать конструкты занятий по истории на основе использования современных образовательных технологий.
Разработать технологическую карту комплексного психолого – педагогического мониторинга деятельности учащихся.
Провести мониторинг результативности использования современных образовательных технологий в обучении истории в старшей (профильной) школе (на основе результатов экзамена по истории).
Педагогический опыт представлен в форме методической системы построения образовательного процесса, которая содержит:
1. Описание форм и методов организации исследовательской деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий.
2. Методические разработки занятий по истории на основе использования современных образовательных технологий.
3. Технологическую карта комплексного психолого – педагогического мониторинга деятельности учащихся.
4. Мониторинг:
4.1. «Индивидуально-психологические особенности учащихся по итогам исследовательской деятельности в 9-11 классах».
4.2. «Мониторинг сформированности исследовательских компетентностей учащихся по итогам исследовательской деятельности в 9-11 классах».
4.3. Результаты итоговой аттестации учащихся 11 класса (2009, 2010, 2012, 2013 гг.).
2.2. Соответствие предложенной формы инновационного педагогического опыта общепедагогическим требованиям.
В соответствии с требованиями к практико-ориентированному проекту данная работа направлена на разработку особого образовательного пространства для организации активной познавательной деятельности учащихся 10-11 классов на основе интеграции современных образовательных технологий при подготовке к сдаче государственного экзамена; освоение учащимися интегративных способов мышления, основанных на рефлексии и обеспечивающих целостность понимания процесса развития человеческого общества.
Инновационная направленность педагогического опыта.
3.1. Оценка новизны педагогического опыта в теоретическом плане.
Новизна опыта проявляется в построении особой системы взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе современных образовательных технологий (информационно-коммуникационных, проектной, дебаты, кейс-стади, коллективный способ обучения, педагогические мастерские), обеспечивающей такой уровень преподавания, который позволил подготовить выпускников школы к успешной сдаче единого государственного экзамена по истории, учитывая индивидуальные особенности учащегося. Результат гуманитарной подготовки учащихся проявился не столько в усвоении учениками определенного объема учебной информации, сколько:
в развитии их субъектной позиции применительно к историческим деятелям, явлениям и процессам;
в умении перерабатывать полученные исторические знания в собственные взгляды на окружающий мир, на свое место в нем, на свои исторические корни;
в умении вступать в диалог в процессе учебной дискуссии и вести его;
в получении опыта познавательной деятельности, предполагающей умение осуществлять свободный выбор позиций, оценок, трактовок исторических событий, явлений, процессов и брать на себя ответственность за него.
3.2. Оценка новизны педагогического опыта в прикладном плане.
Реализация педагогического проекта в течение пяти лет позволила изучить и отобрать именно те педагогические технологии, которые позволяют простроить для каждого учащегося индивидуальную траекторию развития, достичь усвоения государственных стандартов на высоком уровне.
Мною были проанализированы и отобраны наиболее эффективные педагогические технологии для организации занятий по истории в 10-11 классах, что дает возможность прогнозировать результаты использования выбранных технологий. Система работы по анализу и отбору технологий представлена в схеме:
Требования к обученности выпускников средней школы
Технологии и методики
Цели технологий и методик
Для выбора технологий я взяла положения стандарта о требованиях к обученности выпускников и проанализировала, какие технологии (методики) по своим целям могут создать условия для выполнения данных требований (приложение №1).
Особым образом организованное обучение на основе отобранных технологий, приемов работы позволил (по результатам 2013 года как последнего года реализации проекта) учащимся успешно выполнить задания части А (79% при интервале выполнения как нормы от 60 до 90 %), части В (79% при интервале выполнения как нормы от 40 до 60 %), части С (63% при интервале выполнения как нормы менее 40 %).
Методологическая база педагогического опыта.
4.1. Система принципов и подходов, целесообразность их использования.
В основу педагогического опыта положены следующие дидактические принципы:
принцип наглядности – созданный банк дидактических материалов содержит карты, исторические документы, иллюстрации, задания части А, В, С ЕГЭ по всем темам курса «Истории России» (10-11 классы);
принцип доступности – подобранный материал соответствует возрастным особенностям учащихся 10-11 классов, содержание соответствует программным требованиям курса истории на базовом и профильном уровнях; описание использования технологий позволяют организовать эффективное образовательное пространство для учащихся с различной подготовкой;
принцип научности – дидактические материалы соответствуют научным фактам, понятиям, теориям, представленным в исторической методологии.
принцип связи теории с практикой – дидактические и методические материалы, используемые современные образовательные технологии обеспечивают изучение тем на теоретическом уровне с последующей практической отработкой.
Педагогические подходы:
учет возрастных и психологических особенностей – учебные материалы, используемые образовательные технологии позволяют организовать эффективный образовательный процесс в соответствии с возрастом обучающихся;
деятельностный подход – современные образовательные технологии обеспечивают максимальную активность учащихся в освоении исторического содержания учебного материала, получении ими опыта познавательной деятельности, предполагающей умение осуществлять свободный выбор позиций, оценок, трактовок исторических событий, явлений, процессов и брать на себя ответственность за него;
индивидуальный и дифференцированный подход – обеспечивается индивидуальная траектория развития каждого учащегося.
4.2. Понятийно – терминологический аппарат инновационного педагогического опыта, его полнота и обоснованность.
Гуманитаризация образования – в узком смысле предполагает увеличение объема гуманитарного знания и активизацию форм его освоения учащимися; в широком смысле - развитие у учащихся умения проникать в сущность исторических событий, процессов на уровне отыскания их смысла, освоение интегративных способов мышления, основанных на рефлексии и обеспечивающих целостность понимания процесса развития человеческого общества, формирование умения интерпретировать исторические факты, вырабатывая на этой основе собственное отношение к прошлому и современности.
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Методы обучения – система целенаправленных действий учителя, организующая учебную деятельность учащихся и ведущая к достижению цели деятельности (по источнику знаний выделяют словесные, наглядные, практические; по характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские).
Форма организации обучения это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования (фронтальные, групповые, индивидуальные).
Педагогическая техника – нижний ярус образовательной технологии (верхний ярус - методы и формы), представленные средствами и приемами в их взаимодействии.
Рефлексия – это способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей, сознание собственного достоинства, умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника и т.п.
Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Его основные характеристики: 1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формулирования гипотез; 3) обучение работе с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) знакомство с первоисточниками; 5) развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.
Исследовательский проект учащегося – специфическая форма научной работы учащегося. Главной целью исследовательского проекта является получение представлений о том или ином явлении.
Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности от задумки до получения итогов. Метод проектов – форма организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. В нашем случае данный метод позволяет спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т.д. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остаётся исследованием, которое организовано проектным методом.
4.3. Теоретическая оснащенность инновационного педагогического опыта.
Методологической основой опыта являются компетентностный подход (А.В.Хуторской), технологический подход (В.П.Беспалько, Е.С.Полат, Г.К.Селевко), системный подход к анализу уроков (Т.И.Шамова), системно-деятельностный подход, формирование субъективной позиции (Л.В.Выгодский, Д.И.Эльконин, В.В.Давыдов), теория развития мышления в процессе обучения (П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский и др.).
Теоретической базой опыта послужили работы, посвященные тенденциям в преподавании истории в современной общеобразовательной школе – академика РАО Л.Н.Боголюбова, доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского, доктора педагогических наук, профессора ДВГГУ (г.Хабаровск) О.Ю.Стреловой, доктора педагогических наук Л.Н.Алексашкиной, доктора педагогических наук П.А.Баранова, кандидата педагогических наук О.М.Хлытина, кандидата педагогических наук Е.К.Калуцкой.
Педагогическая целесообразность педагогического опыта.
Оценка целевого компонента инновационного педагогического опыта (полнота, конкретность, направленность на результат).
Целью применения педагогического опыта является изменение образовательного пространства на уроках истории на основе интеграции образовательных технологий при смещении акцентов на исследовательскую деятельность как условие обеспечения качественного исторического образования выпускников старшей школы.
Оценка содержательного компонента инновационного педагогического опыта (полнота предметно-смыслового представления).
В учебной деятельности важно, чтобы учащиеся учились не просто запоминать то, что говорит учитель, не просто учили то, что им объясняет учитель, а сами могли добывать знания, формировать способы мыслительной деятельности.
Индивидуализировать, интенсифицировать обучение истории помогло оборудование полимедийного интерактивного кабинета истории и обществознания, которое включает систему опроса и голосования на 24 пульта, интерактивный дисплей Sympodium, плазменную панель 50’’, интерактивную доску, мультимедиапроектор, рельсовые системы для размещения карт, иллюстраций и др., документ-камеру, мобильный класс Aquarius (12 ноутбуков, тележка-сейф), 5 интерактивных графических планшетов, точку доступа, беспроводной Интернет.
Весь процесс обучения определяется работой учителя с учеником, где учащийся самостоятельно выполняет учебное задание на основе рекомендаций и инструкций, полученных от учителя, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. Учащиеся получают цифровой образовательный ресурс, который на основе задания Рабочего листа отрабатывают, проверяют у учителя или консультанта и представляют на этапе парной или групповой работы. Особенностью такой организации обучения является разновозрастное взаимодействие учащихся 10-11 классов и учащихся основной школы (например, занятие по изучению темы «Древнейшие люди», где учащиеся 10 класса выступают в роли консультантов, работали в парах постоянного состава, одновременно повторяя знания, изученные в 5 классе).
Кроме цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОРов), созданных самостоятельно, в своей деятельности широко применяю Цифровые образовательные ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Создан банк ЦОР, насчитывающий 250 единиц.
ЦОРы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов позволяют выстраивать индивидуальную образовательную траекторию каждого учащегося. Алгоритм работы учителя и учащегося следующий:
Учащимся сообщается имя ресурса или ресурсов в соответствии с изучаемой темой или блоком (его адрес на сайте, статус ресурса – для базового или углубленного изучения, для любознательных).
На сайте школы в разделе «Ученикам_Материалы по истории» размещается Рабочий лист учащегося, который заполняется учащимся по мере изучения ЦОРа.
Результат работы сдается на проверку учителю или проверяется учащимся по ключу.
Алгоритм позволяет организовывать индивидуальную работу на основе ЦОРов с учащимися, испытывающими трудности в обучении, часто болеющими и отсутствующими по уважительной причине (соревнования и др.).
Для индивидуализации изучения и отработки учебного материала разработана следующая схема работы:
учебный материал отрабатывается на основе ЦОРа по теме и Рабочего листа учащегося;
каждая группа представляет результаты на основе конспекта Рабочего листа учащегося и иллюстративного ряда ЦОРа (по интерактивной доске).
учащиеся из других групп составляют свой конспект на основе выступления спикера группы и дополнений от группы.
На этапе подготовки к рубежной работе и проведении рубежного (тематического) контроля реализуется «диагональная схема занятия», в основе которой лежит деление на три группы и работа по следующему алгоритму:
одновременно каждая группа работает в течение 20-25 мин. над своим блоком заданий (на истории это тестирование знаниевой компоненты блока, работа с историческими документами и заданиями к ним, сдача устного зачета по карте на интерактивной доске).
через 20-25 минут идет пересадка учащихся и смена вида деятельности.
Такая форма организации учебного пространства позволяет учителю за 2 урока опросить весь класс и составить представление об уровне знаний по блоку.
Новой в работе с приобретением мультимедийного интерактивного класса стала схема проведения дебатов, где учащиеся заранее получают тему дебатов (за 10 дней), на школьном сайте размещается обращение учителя к участникам дебатов, адреса сайтов, форумов и организуется общение в чате по предложенной теме. Таким образом, накапливается информация для размышления и аргументации своей точки зрения. В день проведения дебатов приглашаются представители 9-11 классов, в кабинете на 12 ноутбуках в режиме реального времени представлены результаты общения по теме дебатов. Каждая команда утверждающей и отрицающей стороны представлена тремя спикерами. В начале прений выводятся на интерактивной доске результаты голосования на форуме гимназии и происходит голосование через 24 пульта за ту или иную точку зрения. Затем команды приводят свои доводы. Они могут выходить на сайты через ноутбуки (все ноутбуки имеют выход в интернет по беспроводной технологии Wi-Fi) для подбора дополнительных аргументов в пользу своей точки зрения. В конце дебатов происходит окончательное голосование через пульты и объявляется победившая команда.
Иначе стала планироваться работа по историческим картам. Создан банк электронных карт (включает как издания Дрофы, так и комплект, составленный учителем – исторические и контурные карты). Теперь практические работы по контурной карте выполняются в режиме реального времени на интерактивной доске.
Работа с электронной картой, ввод информации через электронный планшет учителя, комментарии на основе демонстрации динамической карты возможны на различных этапах работы по изучению блока тем: на этапе ввода – учитель сам демонстрирует информацию, чертит объекты на планшете или интерактивной доске; на этапе отработки и контроля содержания блока уже сами учащиеся показывают на интерактивной карте динамику события, а остальные учащиеся проверяют правильность нанесенных объектов в паре.
Эффективность такой работы в оперативном извлечении информации, зрелищной подаче материала, внесении дополнительных изменений одновременно и на интерактивной доске и на контурных картах учащихся, поэтапном формировании картографических умений и навыков, возможности проследить поэтапно динамику исторических событий.
Оценка процессуального компонента инновационного педагогического опыта (формы, методы и средства).
В работе используются эмпирические методы: наблюдение, сравнение, опрос, изучение результатов, обобщение; абстрактно-логические методы: анализ, синтез, моделирование.
При работе с учащимися в рамках опыта используются следующие формы и методы:
формы - индивидуальная, коллективная, групповая (при работе по технологии «Коллективный способ обучения» и частные методики «Совместное изучение», «Взаимопередача темы», «Взаимообмен заданиями», проектная, дебаты, кейс-стади, педагогическая мастерская), фронтальная (дебаты);
методы – словесный (работа с ЦОРами (модуль – лекция), организация дебатов и дискуссий), наглядный (работа с ЦОРами (модуль – лекция), организация дебатов и дискуссий), практический (работа с ЦОРами (модуль – практика), технология кейс-стади, педагогические мастерские, организация занятий на основе «диагональной схемы урока»).
Психологическая целесообразность педагогического опыта.
6.1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Представленный опыт рассчитан на обучающихся как на профильном, так и на базовом уровнях учащихся 10-11 классов. С учетом возрастных особенностей учащихся, упрощения и уменьшения дидактических единиц возможно использование как методических подходов, так и разработанных дидактических материалов в 6-9 классах.
В инновационном проекте учтено, что ведущей деятельностью учащихся в 16-18 лет является учебно – профессиональная, направленная на формирование профессиональных интересов, самосознания и самоопределение. Учащиеся имеют возможность усваивать учебный материал на основе развитой у них зрительной или слуховой памяти.
Обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, на основе Технологической карты психолого – педагогического мониторинга.
Педагогическое руководство осуществляется на принципах индивидуализации с учётом психологических особенностей детей.
Здоровьесбережение учащихся достигается за счет благоприятного психологического фона на занятиях; использования здоровьесберегающих технологий, приемов, способствующих формированию и сохранению интереса к учебному материалу; создания условий для самовыражения, саморазвития обучающихся.
6.2. Эффективность взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта.
Субъектами опыта являются учителя истории (при проведении разновозрастных и интегрированных занятий), учащиеся 10-11 классов.
В зависимости от используемой технологии организуется работа в парах как постоянного, так и сменного состава, группах в ходе реализации «диагональной схемы занятия»; при подготовке к дебатам в течение десяти дней на форуме сайта школы организуется интерактивное общение по соответствующей тематике. Таким образом, использование современных образовательных технологий позволяет создавать условия для достижения поставленных целей (Приложение №2)
В течение последних двух лет начал формироваться опыт использования ресурсов электронной системы «Сетевой город» (электронный журнал, электронный дневник), которая позволяет не только оперативно доводить до учащихся и их родителей информацию о состоянии успеваемости учащихся, но и размещать планирование учебных курсов, «прикреплять» к каждой теме дополнительные материалы (рабочие листы, карты, ссылки на интернет-ресурсы, комментарии учителя по выполнению заданий), что дает возможность организовать особую дистанционную подготовку, как в учебном периоде, так и в период актированных дней или карантина.
Социальная направленность педагогического опыта.
7.1. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся.
Моделирование образовательного процесса на основе интеграции современных здоровьесберегающих образовательных технологий дает возможность
обучающемуся - целостного видения изучаемой темы или раздела, продвижения по индивидуальной траектории развития, определения индивидуального смысла изучения учебного предмета, постановки собственных целей в изучении конкретных разделов, тем на разных этапах учебного занятия, выбора оптимальных форм и темпа обучения, применение тех способов учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям, осознание полученных результатов (за счет рефлексии), осуществление оценки и корректировки своей деятельности.
родителям - «прозрачности» процесса обучения, осуществления контроля за деятельностью своего ребенка, оценки индивидуальных возможностей своего ребенка, оценки результатов учебной деятельности своего ребенка.
7.2. Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.
Педагогу дает возможность построения образовательного процесса на уровне технологии - на уровне проектирования и конструирования; построения индивидуальной образовательной траектории школьника; своего профессионального роста и развития в части разработки дидактических и методических материалов в соответствии с уровнем обученности в целом класса, так и отдельных учащихся; возможности реализации разноуровневнего, деятельностного и рефлексивного подходов в обучении.
Данный опыт был представлен на городском конкурсе «Педагог года 2010» в номинации «Учитель года» и был отмечен дипломом победителя (1 место).
Воспроизводимость педагогического опыта.
8.1. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта.
Представленный опыт моделирования образовательного пространства легко воспроизводим любым учителем истории и обществознания, может легко быть адаптирован для преподавания не только истории в основной школе, обществознания в основной и старшей школе, но и использован для преподавания географии, биологии и других предметов. Все материалы собраны в электроном виде, размещены на сервере ЛГ МБОУ «СОШ №2», ЛГ МБОУ «Гимназия №6», в локальной сети ЛГ МБОУ «СОШ №3», легко интегрируются в информационную среду любого кабинета школы, где есть локальная сеть и проведен интернет, доступен для копирования и внесения изменений и дополнений.
8.2. Ареал воспроизведения педагогического опыта.
Педагогический опыт воспроизводится в учебном процессе ЛГ МБОУ «Гимназия №6», ЛГ МБОУ «СОШ № 3», ЛГ МБОУ «СОШ №2» города Лангепаса, учителями истории и обществознания. В рамках мастер-классов для учителей истории и обществознания ХМАО – Югры городов Ханты-Мансийска, Лангепаса, Когалыма, Нижневартовска, Сургута, Урая (отзывы педагогов, благодарственное письмо АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» за многолетнее плодотворное сотрудничество в области повышения профессионального Мастерства педагогов округа (2012 г.), письмо начальника управления образования администрации города Лангепаса от 17.05.2011 №853, письмо и.о.ректора Автономного учреждения дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры «Институт развития образования» от 10.05.2011 №438).
8.3. Эффективность педагогического опыта с точки зрения соотнесения затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей.
Реализация опыта не требует экономических затрат. Опыт формировался в ходе реализации программы «Новая школа Югры», «Новая школа Лангепаса», в рамках которой было поставлено современное проекционное оборудование, внедрены технологии потокового видео, в каждой школе есть доступ к сети Интернет и локальной сети, имеются мобильные компьютерные классы, позволяющие организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Все материалы собраны в электроном виде, размещены на сервере ЛГ МБОУ «СОШ №2», ЛГ МБОУ «Гимназия №6», в локальной сети ЛГ МБОУ «СОШ №3», легко интегрируются в информационную среду любого кабинета школы, где есть локальная сеть и проведен интернет, доступен для копирования и внесения изменений и дополнений.
Ресурсное обеспечение педагогического опыта.
9.1. Отраженность минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.
Кадровые ресурсы: требуется дополнительное обучение педагогов использованию современных образовательных технологий (информационно-коммуникационной, проектной, дебаты, критического мышления, кейс-стади, коллективного способа обучения), достаточным условием воспроизведения педагогического опыта является уровень подготовленности педагогов – компетентность, инициативность, профессиональное мастерство, осуществление компетентностного и деятельностного подходов в обучении на основе рефлексивного управления.
Материально-технические ресурсы: наличие учебного кабинета истории и обществознания с выходом в сеть Интернет и локальную сеть. В кабинете 12 компьютеров, интерактивная доска, проектор, МФУ, сканер, Web – камера, плазменная панель, документ-камера.
Программное обеспечение для нововведения: электронные учебники на основе государственных образовательных стандартов, рабочие программы, сайт школы http//: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Информационно – образовательная система «Сетевой город. Образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические комплекты, дополнительная и справочная литература, программно-методические материалы, игры, дидактический материал, Интернет, цифровые образовательные ресурсы.
Результативные параметры.
Эффективность педагогического опыта.
10.1.1. Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у учащихся предметных результатов.
Результаты обучающихся, сдававших экзамен в форме ЕГЭ выше результатов по округу: в 2009 г. средний балл составил 60,5 (по региону 47,9), в 2010 г. средний балл составил 60,8 (по региону 50,67), , в 2012 г. средний балл составил 55,7 (по региону 53,89), в 2013 г. средний балл составил 71,7 (по региону 58).
10.1.2. Наличие и рейтинг успешности участников олимпиад, научных конференций как подтверждение сформированности предметных результатов.
Учащиеся являлись победителями и призерами городских, окружных российских олимпиад, победителями и призерами научно-практических конференций «Шаг в будущее»
· (информация дана за период с 2007 по 2014 год (от начала формирования педагогического опыта)):
Результаты участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
Учебный год
Число первых мест
Число вторых мест
Число третьих мест
2008-2009
2
1
1
2009-2010
2
1
1
2012-2013
1
-
-
Результаты участия в проектно-исследовательской деятельности
2009
2010
Муниципальный уровень:
Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее».
«Становление и развитие предпринимательства в городе Лангепасе» Камолова Муясарра
1 место
«Анализ избирательных споров кандидатов в Президенты РФ в ходе избирательной компании 2008 года»
Панкова Юлия
2 место
«История рода князя Сатыги»
2 место
Захаров Антон
«Анализ агитационных материалов, опубликованных в ходе предвыборной агитации по выборам депутатов в думу ХМАО - Югра (2003, 2007), Президента РФ (2008 г.), главы города Лангепаса (2003, 2009 г.)» 3 место
Ханбеков Камиль, Лещенко Валерий
Региональный уровень:
«Конкурс работ по вопросам избирательного права, законодательства о референдуме, взаимосвязи выборов с политическими, социальными и иными вопросами в обществе»
Окружная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
1 место – сборник работ учащихся
2 место «Муханова Дарина»
Федеральный уровень:
Национально-образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» «Познание и творчество» - «Живая история» - «Герои Советского Союза», «История морского флота», «От средних веков к новому времени».
27 участий – 23 лауреата
1 место Аврамова Елена, 5 место Ганиева Л., 9 место Курамысова К., 6 место Курамысова К., 8 место – Уразбахтина А.
8 место Курамысова К.
Лауреаты
Задера Влад
Степанова Камилла
Романюк Никита
Давлетова Альбина
4 место – Романюк Никита
2009 г. призер (1 место) в Российском конкурсе «Познание и творчество» «Живая история»;
2009 г. 6 победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию;
2009 г. 11 лауреатов Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «История»;
2010 г. 15 лауреатов Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «История»;
2012 г. победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории;
2012 г., 2013 г. 2 и 3 место в XIII и XIV научных конференциях молодых исследователей «Шаг в будущее».
10.2.1. Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся метапредметных результатов.
В ходе исследования уровня интеллектуальной лабильности в 9 (2008 г.) и в 11 классе (2010 г.) высокий уровень интеллектуальной лабильности (способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок) показали 61 % учащихся. 16% учащихся показали рост интеллектуальной лабильности к 11 классу (данные учащиеся в течение 10-11 классов активно участвовали в проектно-исследовательской деятельности). Наиболее ярко выражены у данной группы учащихся: оригинальность, богатство фантазии – у 83 % учащихся, только 7 % отметили данный показатель как недостаток. Ярко выражено умение быть настойчивым и доказательным у 47 %. Потребность в творческом общении ярко выражена у 43 %. 40 % учащихся показали наличие целеустремлённости. Высокий уровень умения управлять собой и наличие аналитических и логических навыков показали 33 %.
10.2.2. Наличие и рейтинг успешности участников фестивалей, конкурсов, смотров, выставок творческих работ как подтверждение сформированности метапредметных результатов.
По итогам исследовательской деятельности учащиеся выходят на конференции различного уровня. Сложился опыт подготовки исследовательских работ, которые год от года подготавливаются в рамках проводимых в школе, городе, округе образовательных форумов:
На школьном уровне «Дни воинской славы России», «Один год из жизни России», «Моя родословная», «Инновационное развитие Югры» и др.
Данные конференции цикличны (проводятся каждый год). Кроме того лучшие работы представляются на школьной конференции по итогам разработки учебно-исследовательских задач.
На уровне города ежегодно проводится городская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», «Конкурс работ по вопросам избирательного права, законодательства о референдуме, взаимосвязи выборов с политическими, социальными и иными вопросами в обществе».
На уровне округа и России научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», Российская научная конференция «Открытие» (г.Ярославль), Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России», олимпиады «Познание и творчество» - «Герои Советского Союза», «История морского флота», «От средних веков к новому времени», «Живая история».
Учащиеся являлись победителями и призерами городских, окружных российских олимпиад, победителями и призерами научно-практических конференций «Шаг в будущее» (см.п.10.1.2).
10.3.1. Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся личностных результатов.
В ходе анкетирования учащихся, наблюдения в процессе учебной и внеурочной деятельности учащихся были выявлены следующие личностные результаты:
Личностные результаты учащихся
Учебный год
2012-2013
2013-2014
Личностные результаты, отражающие отношение к социальным ценностям
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
57%
91%
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
48%
95%
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
57%
87%
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
41%
91%
мотивировать свои действия (проводить рефлексию);
57%
100%
выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
67%
91%
Личностные результаты, отражающие отношение к учебной деятельности:
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
57%
100%
выражать положительное отношение к процессу познания;
50%
97%
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
50%
97%
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
57%
100%
считаться с мнением другого человека;
57%
100%
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;
57%
87%
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
41%
91%
По результатам анализа поступления выпускников социально-гуманитарного профиля обучения выявлено, что в среднем 42 % выпускников выбрали сдачу экзамена по истории в форме ЕГЭ, 96% учащихся поступают в вузы, где профилирующим предметом является история или обществознание, из них 43% поступило на бюджетные места:
Год поступления
Сдавало ЕГЭ по истории (%)
Поступило на основе свидетельств ЕГЭ (%)
Поступило на бюджетные места (%)
2009
50%
85%
54%
2010
26%
100%
75%
2012
39%
100%
0%
2013
54%
100%
43%
Всего
42%
96%
43%
10.3.2. Наличие творческих работ и рейтинг успешности учащихся, занимающихся проектной деятельностью как подтверждение сформированности личностных результатов.
В рабочей программе по истории как на профильном, так и на базовом уровне запланирована проектно-исследовательская деятельность учащихся (в 10-х классах) – на второе полугодие, в 11 классах – на 1 полугодие. Работы выполняются как в группах, так и индивидуально, по итогам организуется школьная конференция с последующим представлением работ на городском этапе конференции «Шаг в будущее». Охват учащихся проектно-исследовательской деятельностью – 100%.
Приоритетным считается развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемых объектов, самостоятельно выбирать критерии для их сравнения, сопоставления, оценки и классификации; развиваются умения выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами научного исследования, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Для развития вышеперечисленных умений учащиеся участвовали в проектах – 10 класс: «Женщина – политик», «Женщина – мать», «Изменения в положении женщин в обществе»; 11 класс: «Спорные проблемы истории России XX века» (по материалам журналов «Военно-исторический журнал» и «Родина»), «Пути дороги России» (проблема выбора пути развития на протяжении истории России XX века), «Дневник политических событий года» (по материалам общественно-политических изданий), «Послание Президента Федеральному собранию как источник по новейшей истории России».
10.4.1. Направленность инновационного педагогического опыта на улучшение существующей образовательной ситуации.
Формирование инновационного опыта в течение 2007-2013 гг. основано на анализе результатов обученности учащихся по итогам учебного года, поэлементном анализе результатов ЕГЭ по истории, результатов участия в проектно-исследовательской деятельности, создании условий (методических, организационных, кадровых) для перехода в 2015 году к освоению новых Федеральных государственных образовательных стандартов, инструментом реализации которых являются современные образовательные технологии. Следовательно адаптация данного инновационного проекта к преподаванию истории в 5-9 классах может стать одним из условий формирования метапредметных, познавательных, регулятивных и личностных результатов школьников.
Распространение педагогического опыта.
11.1. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества.
Являюсь активным участником всероссийских, региональных научно – практических конференций. Выступала с обобщением инновационного педагогического опыта на ежегодных международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях.
Обобщила и представила опыт использования современных образовательных технологий на уроке истории:
на X научно-практической конференции «Знаменские чтения» (г.Сургут, 14.05.2011 г.) – тема «Использование цифровых образовательных ресурсов в деятельности учителя истории»;
на выставке-форуме «Профессиональная ориентация в ХМАО-Югре: цели, содержание, технологии» (г.Ханты-Мансийск, 2012 г.) – темы «Роль социальных практик старшеклассников в дошкольных образовательных учреждениях в выборе профессии педагога», «Тьюторское сопровождение социальной практики в профильном педагогическом классе»;
на III Межрегиональной научно-практической конференции «Предпрофильная подготовка и профильное обучение: содержание, технологии, эффективность» (г.Сургут, 20.10.2013 г.) - тема «Организация познавательной деятельности обучающихся на основе цифровых образовательных ресурсов».
Представила педагогический опыт в форме мастер-классов (творческих мастерских):
для учителей истории города Когалыма «Современные технологии в деятельности учителя-предметника» (07-08.11.2008 г.);
для учителей истории города Нижневартовска «Методические особенности подготовки школьников к олимпиаде по истории» (28.01-06.02.2010 г.);
для учителей города Нижневартовска и Лангепаса «Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов по истории» (25.03.2013 г.);
для учителей города Урай «Теоретические и методические особенности преподавания истории в старшей школе. Подготовка к ЕГЭ» (25.04-28.04.2010 г.);
для учителей города Сургута «Современные технологии в деятельности учителя-предметника» (09.12.2011 г.);
для учителей города Ханты-Мансийска «Теоретические и методические особенности в преподавании курса «Истории России XX в. Подготовка к ЕГЭ» (01.10-02.10.2012 г.);
для учителей города Лангепаса в рамках курсов повышения квалификации «Теоретические и методические особенности преподавания истории в старшей школе. Подготовка к ЕГЭ с учетом требований стандартов второго поколения» (23.03-31.03.2012 г.) по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории»;
для учителей города Ханты-Мансийска «Новые подходы в преподавании курса «Истории России XX века в условиях ФГОС основного общего образования (23.09-01.10.2013 г.).
Ежегодно представляю свой педагогический опыт на городских августовских педагогических советах («Формирование универсальных учебных действий при работе с информацией», 2009 год, «Построение индивидуальной траектории обучающихся с использованием дистанционных форм обучения», 2012 г. и т.д.).
С 2006 являюсь членом творческой группы, работающей над созданием и реализацией программы «Стратегическое направление развития системы образования г. Лангепаса на период 2006-2010 г.г.» и целевой программы «Развития системы образования города Лангепаса на период 2011 – 2014 годы».
Являлась руководителем и разработчиком школьной подпрограммы «Общественно-государственное управление в ЛГ МБОУ «СОШ №3» (2011-2013 г.г.).
11.2. Наличие призовых мест в профессиональных конкурсах как подтверждение признания опыта педагогическим сообществом.
Победитель городского конкурса на избирательную тематику «Мир демократии» (2009 г.)
Победитель городского конкурса «Педагог года – 2010» в номинации «Учитель года».
Результаты труда отмечены:
Благодарственным письмом Управления образования администрации города Лангепаса за подготовку победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в г.Лангепасе в 2009-2010 учебном году.
Свидетельством Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» о подготовке в 2008-2009 учебном году призера (1 место) Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в конкурсе «Живая история».
Свидетельством Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» о подготовке в 2008-2009 учебном году более 10 лауреатов Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «История».
Благодарственным письмом руководителя программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» (2009 г.).
Свидетельством Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» о подготовке в 2009-2010 учебном году более 10 лауреатов Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «История».
Благодарственным письмом Управления образования и молодежной политики администрации города Лангепаса за подготовку победителя муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в г.Лангепасе в 2012-2013 учебном году.
Благодарственным письмом АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» за многолетнее плодотворное сотрудничество в области повышения профессионального Мастерства педагогов округа (2012 г.).
Благодарственным письмом Московского тьюторского центра МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» России за качественную организацию совместных мероприятий в 2012-2013 учебном году.
Стабильность эффективности педагогического опыта.
12.1. Обоснованность стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении нескольких лет.
Основанием стабильности можно считать сравнительный поэлементный анализ результатов ЕГЭ по истории в течение 2009-2013 гг. (4 выпуска), 42 % выпускников выбрали сдачу экзамена по истории в форме ЕГЭ и успешно сдали экзамен.
12.2. Неслучайность влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении.
Реализация инновационного проекта позволяет добиваться устойчивых положительных результатов обученности обучающихся - в течение пяти лет успеваемость - 100%.
Качественная успеваемость:
2008 - 2009 учебный год – 79,5 %
2009 - 2010 учебный год – 81,5%
2011 - 2012 учебный год – 82%
2012 - 2013 учебный год – 85,5 %
Качественная успеваемость в среднем составила 82,1%.
12.3. Процент учащихся, освоивших образовательные программы.
Обучающиеся всех классов освоили образовательные программы курса истории. Общая успеваемость 100%.
12.4. Рейтинг обучающихся по результатам государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ.
Результаты ЕГЭ:
Год
Пороговое значение
Средний балл учащихся
Средний балл по городу Лангепасу
Средний балл по ХМАО - Югре
Средний балл по РФ
2009
30
60,50
51,00
47,90
48,00
2010
31
60,80
52,60
50,67
49,30
2012
32
55,70
53,10
53,89
51,10
2013
32
71,70
63,40
58,00
54,80
Средний показатель
62,2
55,0
52,6
50,8
Средний балл по результатам ЕГЭ составил 62, 2, что на 9,6 баллов в среднем выше региональных показателей. Результаты ЕГЭ 2012 года несколько ниже результатов 2009, 2010 и 2013 года в связи с существенными изменениями в структуре экзаменационной работы в 2012 году (задания по карте, с иллюстративным рядом, сочинением (С6)). Новые подходы в преподавании истории и подготовке к ЕГЭ дали результат уже в 2013 году, где средний балл составил 71,7, что на 8,3 балла выше по городу Лангепасу и на 13,7 баллов выше среднего результата по ХМАО-Югре.
Репрезентативность внедрения педагогического опыта.
Оценка репрезентативности внедрения инновационного педагогического опыта.
Разработанные в ходе педагогического опыта учебно-методические материалы и электронные образовательные ресурсы используются в процессе преподавания истории и обществознания учителями школ городов Ханты-Мансийска, Лангепаса, Когалыма, Нижневартовска, Сургута, Урая (отзывы педагогов).
Количественные показатели участия педагогов и обучающихся в осуществлении педагогического опыта
Территория (город)
Кол-во педагогов
Дата проведения
Тематика мастер-класса
Когалым
22
07-08.11.2008 г.
«Современные технологии в деятельности учителя-предметника»
Нижневартовск
20
28.01-06.02.2010 г.
«Методические особенности подготовки школьников к олимпиаде по истории»
Нижневартовск и Лангепас
12
25.03.2013 г.
«Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов по истории»
Урай
19
25.04-28.04.2010 г.
«Теоретические и методические особенности преподавания истории в старшей школе. Подготовка к ЕГЭ»
Сургут
21
09.12.2011 г.
«Современные технологии в деятельности учителя-предметника»
Ханты-Мансийск
25
01.10-02.10.2012 г.
«Теоретические и методические особенности в преподавании курса «Истории России XX в. Подготовка к ЕГЭ»
Лангепас
12
23.03-31.03.2012 г.
«Теоретические и методические особенности преподавания истории в старшей школе. Подготовка к ЕГЭ с учетом требований стандартов второго поколения»
Ханты-Мансийск
30
23.09-01.10.2013 г.
«Новые подходы в преподавании курса «Истории России XX века в условиях ФГОС основного общего образования»
ИТОГО
161
С учителями и обучающимися проводятся совместные практико – ориентированные семинары, мастер - классы.
Публикация педагогического опыта в печати.
14.1. Отраженность инновационного педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференций, сборниках и монографиях.
Устюжанина И.В. Использование контролирующих компьютерных программ на уроках истории. / Информационные технологии в высшей и средней школе: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 15-17 апреля 2004 года) /отв. Ред. Т.Б.Казиахмедов. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный педагогический институт, 2004. С.164-167.
Устюжанина И.В. Образовательная сессия в гимназии как инновационная форма деятельности педагогов и учащихся, Контролирующие компьютерные программы. Информационные технологии в высшей и средней школе: материалы Всероссийской научной конференции «Информационные технологии в высшей и средней школе» (г.Нижневартовск, 22-23.04.2008, 25.04.08).
Устюжанина И.В. Организация познавательной деятельности обучающихся на основе цифровых образовательных ресурсов. / Предпрофильная подготовка и профильное обучение: содержание, технологии, эффективность: материалы III межрегиональной научно-практической конференции (Сургут, 20 октября 2011 г.). / Ханты-Мансийск: редакционно-издательский отдел Института развития образования, 2011. – 200 с. – С.98-103.
Милкин А.В., Устюжанина И.В. Совет социальных инициатив. / Управление образовательными системами: сборник научно-практических трудов / гл.ред. Т.А.Грошева; ред. Коллегия Л.Н.Паукова, Н.М.Кириллова, И.М.Черкашин, В.А.Акимова, Е.В.Сафронова. Вып.2. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО. – 2011. – 183 с. С.23-28.
Направлены для публикации следующие статья «Влияние использования информационно-коммуникативных технологий на изменение содержания, формы и качество исторического образования».
Директор школы Е.В.Окунева
М.П.
«__»____ 2014__ г.
Приложение №1
Система работы по анализу и отбору
Требования к обученности выпускников средней школы
Технологии и методики
Цели технологий и методик
Требования к обученности выпускников средней школы
Технологии,методики, приемы
Цели технологий и методик
Уметь:
Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
Педагогические мастерские
КСО (ВЗ, ВТ, СИ).
Кейс-стади
Создание многомерных моделей
Педагогические мастерские, кейс-стади: ставить проблемы, обучение умению творчески искать ответ; развитие креативных умений, воспитание уверенности в своих творческих способностях.
КСО (ВЗ, ВТ, СИ): Воспроизведение учебного материала, Работа с таблицами, картами, схемами, рисункам, опорами, применение навыков в новых условиях, творческое решение задач.
Создание многомерных моделей: применение навыков в новых условиях, поиск и анализ изучаемого материала по нескольким источникам, творческое решение задач.
Осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
КСО (ОП).
Лекция с элементами дискуссии.
Педагогические мастерские.
Создание многомерных моделей.
КСО (ОП): формулировка проблем, их анализ, критический анализ, выделение спорных проблем и положений, творческое осмысление, формирование личного отношения к проблеме. Выработка навыков обсуждения, ведения дискуссии. Формулировка аналогичных и альтернативных проблем. Защита своего мнения.
Лекция с элементами дискуссии: развитие критического мышления, активизация процесса принятия материала, более глубокое понимание изучаемого материала.
Лекция-консультация: формирование умения задавать вопросы, усвоение материала для его практического применения.
Создание многомерных моделей: применение навыков в новых условиях, поиск и анализ изучаемого материала по нескольким источникам, творческое решение задач.
Классифицировать исторические источники по типу информации;
Использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии: формирование и отработка навыков поиска и систематизации исторической информации с использованием методов электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую.
Различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
Педагогические мастерские
Дебаты
КСО (ВЗ, ВТ, СИ, ОП).
Педагогические мастерские, дебаты: ставить проблемы, обучение умению творчески искать ответ; развитие креативных умений.
КСО (ВЗ, ВТ, СИ): Воспроизведение учебного материала. Работа с таблицами, картами, схемами, рисункам, опорами, применение навыков в новых условиях, творческое решение задач, формулировка проблем, их анализ, критический анализ, выделение спорных проблем и положений, творческое осмысление, формирование личного отношения к проблеме. Выработка навыков обсуждения, ведения дискуссии. Формулировка аналогичных и альтернативных проблем. Защита своего мнения.
Использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
Педагогические мастерские
КСО (ВЗ, ВТ, СИ, ОП).
Семинары, дебаты, дискуссии.
Педагогические мастерские: ставить проблемы, обучение умению творчески искать ответ; развитие креативных умений.
КСО (ВЗ, ВТ, СИ): Воспроизведение учебного материала. Работа с таблицами, картами, схемами, рисункам, опорами, применение навыков в новых условиях, творческое решение задач, формулировка проблем, их анализ, критический анализ, выделение спорных проблем и положений, творческое осмысление, формирование личного отношения к проблеме. Выработка навыков обсуждения, ведения дискуссии. Формулировка аналогичных и альтернативных проблем. Защита своего мнения.
Семинары, дебаты, дискуссии: формирование навыков логического мышления, развитие чувства раскованности, умения работать в индивидуальном темпе, в условиях обсуждения информации с разными партнерами.
Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
Семинары, дебаты, дискуссии.
Педагогические мастерские.
КСО (ОП).
Создание многомерных моделей.
Семинары, дебаты, дискуссии: формирование навыков логического мышления, развитие чувства раскованности, умения работать в индивидуальном темпе, в условиях обсуждения информации с разными партнерами.
Педагогические мастерские: ставить проблемы, обучение умению творчески искать ответ; развитие креативных умений.
КСО (ОП): формулировка проблем, их анализ, критический анализ, выделение спорных проблем и положений, творческое осмысление, формирование личного отношения к проблеме. Выработка навыков обсуждения, ведения дискуссии. Формулировка аналогичных и альтернативных проблем. Защита своего мнения.
Создание многомерных моделей: применение навыков в новых условиях, поиск и анализ изучаемого материала по нескольким источникам, творческое решение задач.
Участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
Семинары, дебаты, дискуссии.
Педагогические мастерские.
КСО (ОП).
Представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
КСО (ВЗ, ВТ, СИ).
ИКТ.
Создание многомерных моделей.
КСО (ВЗ, ВТ, СИ): Воспроизведение учебного материала. Работа с таблицами, картами, схемами, рисункам, опорами, применение навыков в новых условиях, творческое решение задач, формулировка проблем, их анализ, критический анализ, выделение спорных проблем и положений, творческое осмысление, формирование личного отношения к проблеме. Выработка навыков обсуждения, ведения дискуссии. Формулировка аналогичных и альтернативных проблем. Защита своего мнения.
Информационно-коммуникационые технологии: формирование и отработка навыков поиска и систематизации исторической информации с использованием методов электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую.
Создание многомерных моделей: применение навыков в новых условиях, поиск и анализ изучаемого материала по нескольким источникам, творческое решение задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
Семинары, диспуты, дискуссии.
Педагогические мастерские.
КСО (ОП).
ИКТ.
Создание многомерных моделей.
КСО (ВЗ, ВТ, СИ): Воспроизведение учебного материала. Работа с таблицами, картами, схемами, рисункам, опорами, применение навыков в новых условиях, творческое решение задач, формулировка проблем, их анализ, критический анализ, выделение спорных проблем и положений, творческое осмысление, формирование личного отношения к проблеме. Выработка навыков обсуждения, ведения дискуссии. Формулировка аналогичных и альтернативных проблем. Защита своего мнения.
Информационно-коммуникационые технологии: формирование и отработка навыков поиска и систематизации исторической информации с использованием методов электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую.
Создание многомерных моделей: применение навыков в новых условиях, поиск и анализ изучаемого материала по нескольким источникам, творческое решение задач.
Семинары, диспуты, дискуссии: формирование навыков логического мышления, развитие чувства раскованности, умения работать в индивидуальном темпе, в условиях обсуждения информации с разными партнерами.
Педагогические мастерские: ставить проблемы, обучение умению творчески искать ответ; развитие креативных умений.
Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
Формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
Учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
Осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Приложение №2
Использование современных образовательных технологий в обучении истории
Технология
Цели и задачи
Формируемые элементы компетентности
Дебаты, проектная технология
Сформировать:
логическое и критическое мышление школьников;
навык организации своих мыслей;
навыки устной речи;
навыки риторики;
эмпатию и толерантность;
уверенность в себе;
способность работать в команде;
способность концентрироваться на сути проблемы;
манеры при публичном выступлении.
Представление средств решения исследовательских задач
Качество презентации исследования (защиты).
Инициация рефлексии.
Знание способов оценивания исследовательской деятельности.
Планирование и разработка исследовательских действий.
Сбор данных, глубина и качество изучения специальной литературы.
Анализ и синтез собранных данных, теоретические выводы.
Сопоставление данных и умозаключения.
Построение обобщений и выводов.
Кейс-метод
овладение навыками анализа ситуаций и нахождение оптимального количества ситуаций;
отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
моделирование решений данных ситуаций и в соответствии с заданием, представлении различных подходов к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;
принятие правильного решения на основе группового анализа ситуации;
приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Представление средств решения исследовательских задач
Инициация рефлексии.
Планирование и разработка исследовательских действий.
Сбор данных, глубина и качество изучения специальной литературы.
Анализ и синтез собранных данных, теоретические выводы.
Сопоставление данных и умозаключения.
Проверка гипотез.
Построение обобщений и выводов.
КСО -
Взаимообмен заданиями (ВЗ)
Обсуждение проблем (ОП)
Взаимопередача тем (ВТ)
Совместное изучение (СИ)
ВЗ, ВТ, СИ
работа с таблицами, картами, схемами, рисункам, опорами, применение навыков в новых условиях, творческое решение задач, формулировка проблем, их анализ, критический анализ, выделение спорных проблем и положений, творческое осмысление, формирование личного отношения к проблеме;
выработка навыков обсуждения, ведения дискуссии. Формулировка аналогичных и альтернативных проблем. Защита своего мнения.
(ОП):
формулировка проблем, их анализ, критический анализ, выделение спорных проблем и положений, творческое осмысление, формирование личного отношения к проблеме;
выработка навыков обсуждения, ведения дискуссии. Формулировка аналогичных и альтернативных проблем;
защита своего мнения.
Формулирование гипотез.
Представление средств решения исследовательских задач
Инициация рефлексии.
Планирование и разработка исследовательских действий.
Сбор данных, глубина и качество изучения специальной литературы.
Анализ и синтез собранных данных, теоретические выводы.
Сопоставление данных и умозаключения.
Проверка гипотез.
Построение обобщений и выводов.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
7ђЗаголовок 2Заголовок 4Заголовок 715