Информационная карта инновационного педагогического опыта
Информационная карта педагогического опыта
Пономарева Елена Николаевна
Учреждение Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области.
613911 Кировская область, Подосиновский район, пгт Демьяново, ул. Школьная, д.5, Тел. 8(83351)25356, E- mail: soh_demyanovo@mail.ru
Должность Учитель музыки
Стаж работы 20 лет
Тема инновационного педагогического опыта
Формирование качеств творческой личности учащихся в процессе музыкального образования
Источник изменений В Концепции ФГОС говорится о том, что существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Сегодня мы имеем социальный заказ общества школе на высокообразованную, компетентную, культурную, разносторонне развитую творческую личность. Введение федерального государственного образовательного стандарта предусматривает умение школьника принять нестандартное решение, а способность к творчеству становится важнейшим качеством современного человека.
В связи с этим совершенно очевидна роль урока музыки в школе. Изучение музыкального искусства призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Вовлекая детей в различные виды музыкальной и творческой деятельности, появляется отличная возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка, максимально развить заложенные природой способности.
Идея изменений
Целенаправленная системная работа по созданию условий в урочное и внеурочное время по формированию качеств творческой личности. Это разработка системы творческих заданий, дидактических материалов для 1 – 7 классов, интегрированных внеурочных занятий.
Концепция изменений:
Актуальность
Введение ФГОС предусматривает умение школьника нестандартно мыслить, действовать самостоятельно, а способность к творчеству становится важнейшим качеством современного человека.
Новизна
Системное применение заданий и упражнений по формированию качеств творческой личности на уроках и во внеурочное время через различные виды деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.
Ожидания
Повышение мотивации к изучению музыкального искусства, вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развитие коммуникативных умений (сотрудничества), формирование способности применять знания в реальной жизни.
Затруднения в реализации, риски
Отсутствие УМК по программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной в полном объёме. Отсутствие творческого подхода учителя музыки к работе, желания самосовершенствоваться. Низкий уровень выполнения творческих работ, стандартность мышления школьников.
Условия реализации изменений
Высокий уровень знаний и умений в методике преподавания предмета: владение современными педагогическими технологиями, в том числе технологиями в области музыкального обучения, отбор эффективных методов и средств обучения, содержания учебного материала, высокий уровень владения педагогом ИКТ. Наличие современной материально-техническая базы: инструмента, в том числе электронного (синтезатор), набора детских музыкальных инструментов, наглядных пособий, мультимедийного комплекса, интерактивной доски.
Результат изменений
Наличие положительной мотивации к изучению музыкального искусства; рост качества знаний учащихся. Положительная динамика внеучебных достижений школьников: увеличение количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах разного уровня, в праздниках и фестивалях, социальных акциях и проектах. Повышение качества творческих работ учащихся, их способность самостоятельно добывать знания, социальная активность, творческое самовыражение, рост творческого потенциала, умение работать в группе.
Публикации
1. Пономарева, Е.Н. Активные методы обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе [Текст] / Е.Н. Пономарева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2014 г.: в 5 частях. Часть IV. М.: «АР-Консалт», 2014 г.- 162 с. ISBN 978-5-9906124-0-2 (Часть IV)
2. Пономарева, Е.Н. Отбор форм организации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки [Текст] / Е.Н. Пономарева // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2014 г.: в 14 частях. Часть 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. 164 с.
ISBN 978-5-906766-55-7 (Часть 4)
3. Пономарева, Е.Н. «Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе на тему «Нравственно-духовные уроки повести А.С. Пушкина "Метель" и сюиты Г.В. Свиридова "Метель"»
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений и педагогов вып. 17
Селиванова, О.Г. // Подготовка педагогов к работе по развитию детской одарённости в муниципальной системе образования. Вып. 17// О.Г. Селиванова, Т.Г. Князева, – Киров: «Радуга - ПРЕСС», 2013. - С. 37 – 45. ISBN 978-5-906544-21-6
4. Пономарева, Е.Н. Урок музыки «Герой нашей эпохи - джаз». 6 класс [Текст] / Е.Н. Пономарева // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2013/2014 учебный год. – С.300
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Пономарева, Е.Н. «Путешествие в страну восходящего солнца». Урок музыки в 4 классе. [Текст] / Е.Н. Пономарева // «Современный урок в сфере требований ФГОС второго поколения». Печатное издание «ЗАВУЧ.ИНФО». 2015 год.
6. Пономарева, Е.Н. Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки – Электронное периодическое издание «Наукоград» - ЭЛ № ФС 77 – 51204 ISSN 2307 – 0781, 2015 год.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Пономарева, Е.Н. «Сценарий концерта ко Дню пожилого человека» Международный образовательный сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Публикация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Описание инновационного опыта учителя
Залогом успешного развития творческого потенциала детей является активная и разнообразная творческая деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: воображения, умственной активности, самостоятельности, трудолюбия, изобретательности, целенаправленности, инициативности, артистичности и др. Поставила цель – создать условия для формирования качеств творческой личности учащихся в процессе музыкального образования. Достижение данной цели шло через реализацию следующих задач: развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности; овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности.
Для формирования качеств творческой личности учащихся мною разработана система творческих заданий, которые усложняются от класса к классу в соответствии с возрастными особенностями детей.
1. «Графическое и цветовое моделирование». Используя графическую запись с помощью линий, штрихов, точек в разных положениях и направлениях, различного нажима карандаша, выбора цвета, создать картину развития музыкального образа.
Такие задания формируют умение слушать музыку до конца, замечать изменения в развитии музыкального образа, понимание композиционного построения музыки. Использование заданий посредством графического и цветового моделирования музыки способствует раскрытию творческих сил учащихся, развитию воображения, логики, самостоятельности, художественной фантазии.
2. «Словесное рисование». Задания такого типа использую для развития воображения, ассоциативного мышления, яркой, образной речи. Для данного творческого задания выбираю программные музыкальные произведения, прослушав которые дети получают задание описать характер героев, их портрет, место и время действия, их окружение, интерьер, дать собственное название данному музыкальному произведению. Практикую также и письменные работы: сочинения-миниатюры, эссе на музыкальные темы.
3. «Музыкальное рисование». Данные задания направлены на формирование изобретательности, наблюдательности, нестандартного мышления учащихся, развитие умений у школьников найти средства воплощения того или иного художественного образа с помощью детских музыкальных инструментов, собственного голоса или подручных средств.
4. Задание «Художественный ряд». Его суть заключается в умении подобрать созвучные музыкальному произведению живописные, прозаические или поэтические полотна, другие виды искусства. Это задание позволяет развивать необходимые для активного творческого восприятия способности видеть взаимосвязь между различными творениями искусства, умение анализировать, сравнивать, находить общее в различном или различное в сходном. Всё это решает важную роль в развитии ассоциативного мышления, умственной активности, воображения, эмоциональной отзывчивости.
5. Задание «Слышу, вижу, рисую». Изобразительное воплощение музыкальных образов связано с умением иллюстрировать в рисунке общий характер музыки, персонажей музыкального произведения. В среднем звене задание усложняется, например, учащиеся рисуют афишу, грим, костюмы, декорации к музыкальному спектаклю или концерту.
6. Задание «Сочиняем на ходу». Раскрытию творческого потенциала школьников способствуют задания, связанные с импровизацией. Для формирования качеств творческой личности учащихся и на уроке, и во внеурочной деятельности включаю все доступные виды импровизаций: мелодическую (вокальную и инструментальную); ритмическую; двигательную (музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование).
Для проведения уроков «Музыка» в 1 – 7 классах мною разработаны следующие дидактические материалы: комплекты песенников; индивидуальные раздаточные комплекты по темам «Песня, танец, марш», «Построение музыки», «Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С. Прокофьева»; дидактическая игра «Музыкальный бой»; таблицы «Настроение в музыке», «Жанры музыки», «Построение, формы музыки», «Средства выразительности в музыке»; коллекция масок для театрализации и инсценирования музыкальных произведений; комплект самодельных шумовых инструментов; каталог иллюстраций и рисунков учащихся к музыкальным произведениям, коллекция книжек-малышек со стихами школьников, сборник лучших сказок, стихов и сочинений о музыке.
С целью систематизации большого объёма учебного материала мною созданы электронные каталоги: «Музыка венских классиков», «Музыка русских композиторов», «Музыка зарубежных композиторов», «Репродукции к уроку», «Презентация к уроку», «Комплекты песен» (плюсовая и минусовая фонограммы, текст песни) для использования в урочной и внеурочной деятельности; «Видеоматериалы к уроку»; архив «Презентации к уроку», выполненные учащимися.
Мною совместно с учителями нашей школы разработана серия интегрированных внеурочных занятий: «Музыка и окружающий мир», «Музыка и технология», «Музыка и литература» и уроков: «Музыка и литература», «Музыка и русский язык», «Музыка и иностранный язык».
Экспертное заключение Опыт учителя распространяется на муниципальном и региональном уровнях, рекомендуется для распространения на федеральном уровне
Ф.И.О. Эксперта: Булычева Елена Леонидовна, преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования Института развития образования Кировской области
Составляющие образования Обучение
Ключевые слова
Качества творческой личности, система творческих заданий.
Приложение 1. Творческие задания
Приложение 2. Дидактические игры
Приложение 3. Фрагменты уроков
Приложение 1.
Творческие задания.
Задания на тему «Художественный ряд».
1 класс. Тема «Музыкальный портрет».
Задание: нарисуйте Бабу-Ягу, которую вы увидели в одноименной пьесе П.И. Чайковского. Придумайте мелодию к народной дразнилке «Баба-Яга» или сочините и спойте собственную дразнилку про Бабу-Ягу.
2 класс. Тема «Россия – Родина моя».
Задание: нарисуйте иллюстрацию к песне Г. Струве «Моя Россия». К рисунку подберите или сочините небольшое стихотворение о родном крае.
Выберите из предложенных инструмент и придумайте инструментальное сопровождение своего рисунка или стихотворения.
3 класс. Тема «Наша слава – Русская держава»
Задание: выберите из списка одного защитника русской земли; вспомните, какие музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства прославили имя этого героя.
Сочините о нём четверостишие и впишите в таблицу.
Придумайте к стихам ритмический аккомпанемент или свою мелодию.
Защитники русской земли
Музыкальное произведение, композитор
Картина и (или) скульптура,
художник
Собственные стихи о герое
Иван Сусанин
Александр Невский
Петр Первый
Александр Васильевич Суворов
Русский солдат
4 класс. Тема «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. Образы осени в музыке»
Задание: подберите созвучные музыке «Октябрь. Осенняя Песня» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского произведения русских поэтов и пейзажистов и заполните таблицу.
Нарисуйте свой осенний пейзаж или сочините стихи на тему «Осеннее настроение».
Музыкальное произведение
Поэт и цитата из стихотворения
Художник и название картины
Пётр Ильич Чайковский «Октябрь. Осенняя Песня»
1.
1.
2.
2.
3.
3.
Игра «Критики, художники, поэты и танцоры» (для учащихся 1 – 4 классов)
Класс делится на 3-4 группы по желанию: критики, художники, поэты, танцоры.
Задание: создайте художественный образ музыкального произведения с помощью своих выразительных средств. Критики анализируют характер и настроение музыки, её выразительные средства, группа художников рисует, поэты вспоминают стихи или сочиняют их сами, танцоры – передают характер музыки движениями.
Например, второклассники, после знакомства с пьесой М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» из сюиты «Картинки с выставки», название которой не сообщается, так показывают данный художественный образ: художники рисуют картины маленькими, короткими мазками светлых оттенков, критики определяют весёлый, радостный, озорной характер музыки, отмечают быстрый темп, светлое, лёгкое, отрывистое звучание инструмента в верхнем регистре, смену характера; танцоры придумывают весёлый танец, главным движением которого становятся лёгкие подскоки, бег и прыжки на месте.
5 класс. Тема «Звать через прошлое к настоящему».
Запишите в таблицу произведения искусства, которые ассоциируются у вас с музыкой С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские» (для I варианта) и «Мёртвое поле» (для II варианта) из кантаты «Александр Невский».
Вид искусства
автор
название
Музыка
Литература
Живопись
Скульптура
Кинематограф
6 класс. Тема «Русская духовная музыка»
Задание: посмотрев в классе презентацию «Храмы Древней Руси», подберите к ней музыку или создайте собственную презентацию (3 – 5 слайдов) о русском храмовом зодчестве с музыкальным сопровождением. Выполняется самостоятельно и в группах.
7 класс. Тема «Героическая тема в русской музыке»
Задание: подберите живописные, музыкальные и литературные произведения созвучные с картиной В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Заполните таблицу.
Вид искусства
автор
название
Музыка
1.
1.
2.
2.
3.
3.
Литература
1.
1.
2.
2.
Живопись
1.
1.
2.
2.
Приложение 2.
Дидактические игры.
Дидактическая игра «Музыкальный бой»
Описание игры:
Дидактическая игра по музыке «Музыкальный бой» предназначена для учащихся 1 – 7 классов. Данная разработка игры проводится в 3 классе на уроке обобщения и систематизации знаний раздела «Россия – Родина моя» по программе «Музыка. 3 класс» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Игра позволяет включить каждого ученика в активный процесс познания музыки, активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Формируются такие качества творческой личности, как целеустремлённость, самостоятельность, внимательность, инициативность, коммуникативность. Предлагаемый вариант игры – настольный. При желании дидактическую игру можно оформить с помощью компьютерной презентации. Данная разработка, её идея будет полезна учителям музыки в школах, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям в детских садах.
Цель: контроль знаний по теме «Наша слава – Русская держава».
Задачи:
- способствовать активизации мышления, памяти, внимания;
- повышать положительную мотивацию к обучению;
- оптимизировать познавательную деятельность;
- формировать самостоятельность, внимательность, инициативность, умение работать в паре;
- способствовать расширению музыкально-интонационного словаря и музыкального кругозора учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Оборудование: комплекты из 15 карточек и игрового поля по количеству учеников в классе.
Правила игры:
В основе данной дидактической игры – «Морской бой». Игровое поле поделено на 3 столбика по 5 клеток. Вопросы могут задаваться как вразброс, так и по порядку. Например, для работы с первым столбиком А «Музыкальное произведение» учитель включает небольшие музыкальные фрагменты, заранее объявив адрес клетки, предположим, А – 4. Брать карточки во время звучания музыки нельзя! Прослушав музыку, учащиеся закрывают в первом столбике четвёртое поле карточкой с названием произведения. Работы могут быть проверены самими учащимися или с помощью взаимопроверки, поменявшись местами, партами или рядами. Учащиеся, игровое поле которых заполнено без ошибок, объявляются победителями «Музыкального боя».
Музыкальные фрагменты для столбика А «Музыкальное произведение»:
А – 1. Хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».
А – 2. Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский».
А – 3. Кант 1721 года «Радуйся, Росско земле», автор неизвестен.
А – 4. «Славны были наши деды», русская народная песня.
А – 5. «Учил Суворов», композитор А. Новиков, слова М. Левашова.
Вопросы для столбика Б «Композитор»:
Б – 1. Композитор, создавший первую народную оперу, главный герой которой – костромской крестьянин – погибает за Русь.
Б – 2. Этот композитор посвятил свою музыку великому русскому полководцу и святому русской земли, сказавшему «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
Б – 3. Автором такой песни мог быть учитель пения, или студент, иди певчий церковного хора.
Б – 4. Среди таких песен можно назвать «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вспомним, братцы Русь и славу» и др.
Б – 5. Современный композитор, автор песен «Смуглянка», «Эх, дороги».
Вопросы для столбика В «Жанр музыки»:
В – 1. Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
В – 2. Большое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, которые исполняют хор, оркестр и певцы – солисты в концертном зале.
В – 3. Многоголосная бытовая песня, которая появилась в России 300 лет назад
В – 4. Наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
В – 5. Так называется стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом.
(заполненное игровое поле)
А
«Музыкальное произведение»
Б
«Композитор»
В
«Жанр музыки»
1
«Иван Сусанин»
М.И. Глинка
Опера
2
«Александр Невский»
С.С. Прокофьев
Кантата
3
«Радуйся, Росско земле»
Автор неизвестен
Кант
4
«Славны были наши деды»
Русская народная
Песня
5
«Учил Суворов»
А. Новиков, слова М. Левашова
Песня
Дидактическая игра «Герои симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева» для учащихся 2 класса
Цель: Знакомство с тембрами инструментов симфонического оркестра и темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Задачи:
- способствовать формированию умения различать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки;
- соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием;
- развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;
- оптимизировать учебный процесс;
- формировать самостоятельность, внимательность, инициативность;
- воспитывать культуру слушания симфонической музыки.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Оборудование: комплект карточек для каждого ученика.
Правила игры:
Учащиеся раскладывают перед собой комплект из 7 карточек с изображением героев симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Внимательно прослушав фрагмент сказки, школьники поднимают нужную карточку. Если в музыке звучат несколько музыкальных образов, тем (например, «Петя и птичка разговаривают», «Утка и птичка спорят» и т.п.), то учащиеся поднимают несколько карточек.
Приложение 3.
Фрагменты уроков.
Фрагменты урока музыки в 4 классе по теме «Композитор – имя ему народ».
Урок «Путешествие в страну восходящего солнца» - первый урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» по теме «Композитор – имя ему народ» программы по музыке для 4 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т.С. Шмагиной. На данном уроке детям предстоит совершить воображаемое путешествие в далёкую страну Японию. Урок дан в нетрадиционной форме с привлечением большого объёма дополнительного материала. Различные виды искусства, включенные в урок, помогают создать своего рода панораму культурной жизни Японии. Хорошо известный учителям музыкальный материал урока – японская народная песня «Вишня» и песня М.И. Блантера «Катюша», вплетается в увлекательный рассказ о традициях, обычаях и культуре японского народа. Использование различных видов творческой деятельности (декламация японских стихов и их озвучивание с помощью детских музыкальных инструментов, театрализация японской народной сказки, создание икебаны) вносят в урок элемент новизны и направлены на формирование качеств творческой личности учащихся.
Имя урока: «Путешествие в страну восходящего солнца»
Цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме «Композитор – имя ему народ» через развитие представлений о японских народных традициях, обычаях и культуре.
Формируемые УУД
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока в соответствии с поставленной задачей; отслеживание понимания нового материала; осуществление контроля и коррекции своей образовательной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Познавательные: выполнение операций сравнения, анализа, обобщения, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование, аргументация своей точки зрения.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; развитие мотивов музыкальной учебной деятельности, реализация творческого потенциала в процессе коллективного, группового и индивидуального музицирования; продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач.
Личностные: формирование эстетических и ценностных ориентаций учащихся, позитивной самооценки, потребности в творческом самовыражении; использование элементарных умений и навыков для выражения художественно-образного содержания произведений искусства в различных видах музыкальной деятельности, приобщение к достижениям национальной и мировой музыкальной культуры, образцам народной и профессиональной музыки; формирование толерантности и уважительного отношения к культуре других народов мира.
ФОПД учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к уроку в PowerPoint, CD-записи, фортепиано, комплект детских музыкальных инструментов, раздаточный материал для учащихся.
На этапе первичного усвоения новых знаний учащиеся знакомятся с японской народной песней «Вишня», разучивают и исполняют её хором. Затем учитель организует групповую работу по изготовлению веточек «сакуры», из которых каждая группа составляют букет - икебану. Выполняя такое задание, у школьников формируются умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения.
После небольшой беседы о японских традициях учитель проводит физкультминутку, предлагая учащимся придумать движения (двигательная импровизация).
На данном этапе урока формируются такие качества творческой личности, как инициативность, коммуникативность, самостоятельность, изобретательность, живое воображение и фантазия, ассоциативность мышления.
На этапе первичного закрепления учебного материала учащиеся смогут проявить опыт творческой деятельности. Школьники, разбившись на пары, получают задание озвучить хокку японских поэтов 17-18 веков с помощью музыкальных инструментов и подручных средств (карандаши, горсть монет, листок бумаги, целлофановый пакет и др.). Учащиеся анализируют стихотворение и совместно решают, тембр какого инструмента (или звук другого предмета) точнее передаст его настроение и характер. Далее пары представляют свои хокку: один ученик выразительно читает стихотворение, другой озвучивает его с помощью мелодической или ритмической импровизации. Задание направлено на формирование самостоятельности в поиске путей и способов решения проблем, потребности в нестандартном решении задач, потребности в творческом самовыражении, умения сотрудничать.
Завершает урок театрализация японской народной сказки «Важный спор» с инструментальной импровизацией, где учащиеся демонстрируют свои творческие и музыкальные способности, артистизм и непосредственность.
На дом учащиеся получают задание сочинить хокку о своих одноклассниках.
Фрагмент интегрированного урока музыки и литературы в 6 классе по теме «Нравственно-духовные уроки повести А.С. Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»
Задача основного этапа урока – обобщение знаний, систематизация изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний, умений по обоим предметам. Организуется групповая работа учащихся. Перед школьниками ставится задача – проанализировать и музыкальное, и литературное произведения в единстве содержательной и художественной сторон. Группам предстоит ответить на следующие вопросы: Какие выразительные средства использует Г.В. Свиридов в первой части сюиты? О каком герое повести идёт речь в первой музыкальной иллюстрации? Какие образы рисует музыка первой части сюиты? На данном этапе урока идёт формирование таких качеств личности учащихся, как целеустремлённость, наблюдательность, нестандартность мышления, умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения.
Учащиеся прослушав музыку, анализируют музыкальное произведение, характеризуют выразительные и изобразительные средства музыки, сопоставляют музыкальное и литературное произведения.
На этапе применения учебного материала в изменённой ситуации учащиеся, получив задание самостоятельно сопоставить музыкальные образы с образами литературных героев, проявляют опыт творческой деятельности. Выполнение таких заданий способствует формированию самостоятельности, нестандартности и ассоциативности мышления, живого воображения и фантазии, творческих способностей.
Инсценировка финала повести и хоровое исполнение песни Ю.И. Визбора «Наполним музыкой сердца» позволяет учащимся продемонстрировать артистизм, свои творческие и музыкальные способности, умение сотрудничать.
Литература
Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
Васильев В.Н. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. М., 1991.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1991.
Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроках музыки //Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – М.. 1982.
Зимбардо Ф. Развитие музыкально-творческих способностей у детей. М., 1991.
Комский Д.М. Основы теории творчества. М., 1994.
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности: Серия «Педагогика и психология». – 1981. - № 1.
Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л. Яворского и его учеников //Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 113-120.
Румер М.А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса //Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 109-113.
Рытов Д. Увидеть в ребёнке творца //Искусство в школе – 2000, №4, с.21.
Н. А. Терентьева, Р. Г. Шитикова. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. Программа для 58-х классов общеобразовательной школы
Эдмунд Сайклер Творческое музицирование – основная тенденция музыкального воспитания ХХ века //Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 198-200.
Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в творческой деятельности //Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М., 1979.
Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. М., 1988.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству //Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М., 1997 (Серия «У тебя получится»).
15