Описание инновационного опыта педагогического опыта учителя музыка
Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя музыки МБОУ «Крутомайданская ООШ» Шатиной Ирины Викторовны, участника конкурса
«Учитель года Вадского района – 2013»
Тема инновационного педагогического опыта: «Использование технологии критического мышления на уроках музыки»
Самопрезентация носителя опыта:
Шатина Ирина Викторовна, учитель музыки.
Место работы: МБОУ «Крутомайданская ООШ».
Преподаваемые предметы: музыка, ИЗО, ОБЖ, ОПК, «Истоки».
Условия педагогической деятельности: обучение детей ведётся в оборудованном классе, имеющем 16 посадочных мест, оснащённом мультимедийной установкой, экраном, ноутбуком, колонками. Для исполнения песен имеется синтезатор. В классе имеется дидактические и методические материалы, музыкальные инструменты.
Школа расположена в микрорайоне села – его «центре», где проживает основная часть школьников.
Социальная среда представляет собой разные слои населения, как по образовательному уровню, так и по материальному. Поэтому, среди некоторых родителей бытует мнение, что музыка – предмет не основной, задания, которые даёт учитель, необязательные и ненужные. Задача учителя состоит в том, чтобы родители понимали, что музыка – предмет, помогающий детям не только видеть красоту мира, но и развивать аналитическое мышление.
Исторический контекст возникновения и становления инновационного педагогического опыта.
Уроки музыки в общеобразовательной школе ставят перед собой широкую задачу - ввести обучающихся в мир музыкального искусства.
В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному.
Необходимо сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для обучающихся. При этом максимально учитывать межпредметные связи, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников, через формирование слушательского интереса и умения анализировать музыкальные произведения достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня обучающихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств.
Приходя на урок музыки, дети, прежде всего, стремятся расслабиться и отдохнуть от забот более тяжёлых, как им кажется, предметов. Ученики любят петь, двигаться, фантазировать. И как в такой ситуации незаметно и ненавязчиво привлечь их к активной работе: думать, анализировать, сравнивать, рассуждать, мыслить, обобщать, быть коммуникабельным, гибким? Тем более, что к выпускнику школы 21 века именно такие требования и предъявляются: он должен всё это уметь! В начальной школе можно применить игровые технологии. А в старших классах? Не всегда.
Встала проблема: необходимо повысить эффективность образовательной деятельности через повышение интереса к изучаемому предмету и качество его усвоения.
На пути преподавания музыки как предмета в общеобразовательной школе исследованы и внедрены в практику преподавания разные методы, которые позволяют детям быть достаточно активными слушателями, исполнителями. С другой стороны, традиционные методы не дают полноценной возможности развивать у детей навык аналитической деятельности, умения систематизировать и обобщать информацию на таком уровне, который предлагают новые стандарты образования.
Теоретическое обоснование инновационного педагогического опыта.
А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.
Современному человеку приходится решать множество повседневных задач, которые требуют анализа и принятия решений, а также взаимодействия с другими людьми в процессе деятельности. Поэтому, в новых стандартах образования к выпускнику школы предъявляются определённые требования: быть коммуникабельным, критичным, уметь проанализировать ситуацию и принять верное решение. В один момент такие знания и навыки не приобретаются, а отрабатываются годами. И задача школы – помочь ребёнку этим овладеть. Уроки музыки в полном объёме могут способствовать таким приобретениям.
Поэтому, изучив новые педагогические технологии, я пришла к выводу, что внедрение технологии «критического мышления» на уроках музыки поможет мне решить эту проблему. Технология критического мышления позволяет начать развитие аналитического ума обучающихся с первого класса и далее, всё усложняя, достичь к девятому классу достаточно высокого уровня для применения её результатов в повседневной жизни.
4. Технология инновационного педагогического опыта.
Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения музыке, развитие познавательного интереса, аналитического и логического мышления, развитие ученика как личности за счет использования элементов технологии критического мышления в учебном процессе.
Технология критического мышления имеет в своём распоряжении достаточно много разнообразных методов, которые можно применять на уроке музыки для развития аналитических и других способностей обучающихся. В известном смысле, критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость творческого продукта, а творчество на уроке музыки – неотъемлемая часть урока.
Среди их разнообразия я выбрала для работы на уроках следующие:
«Инсерт» (система маркировки текста, имеет три стадии – вызов, осмысление, рефлексия; индивидуальная работа).
Данный метод можно применять на уроках музыки, начиная с 3-его класса, когда дети достаточно успешно и быстро могут прочитывать текстовый материал и отмечать в нём значками «-», «+». «?», «!» и др. информацию по теме.
На уроках музыки я рекомендую применять этот метод, когда происходит изучение биографии композитора или истории создания музыкального произведения. Этот метод позволяет активно усваивать разнообразную теоретическую информацию на уроке.
2) «Мозговая атака» (показывает уровень владения информацией обучающихся о чём-либо на этапе актуализации знаний, групповая или индивидуальная форма работы).
Данный вид работы предполагается проводить в начале урока для создания проблемной ситуации, активизации внимания детей, которые должны владеть достаточным количеством информации по заданному вопросу или теме. Иначе, задав высокий уровень сложности задания и не получив на него ответа от детей, они, в свою очередь, не достигнув раз-другой положительного результата, вероятно перестанут сотрудничать с учителем в работе в такой форме. Их самооценка будет занижена.
«Групповая дискуссия» (обсуждение информации на стадии вызова или рефлексии; фронтальная работа).
«Чтение с остановками и вопросы Блума» (организация чтения с использованием разных типов вопросов на стадии осмысления; индивидуальная работа (чтение самостоятельное) или фронтальная работа (чтение вслух текста учителем).
Данная форма работы позволяет с помощью системы вопросов развивать у детей разные направления мышления: анализировать, обобщать, систематизировать, выделять главную информацию, также развивать внимание и память.
«Кластеры» (метод прогнозирования информации обучающимися на стадии вызова или анализа информации на стадии рефлексии, организованный в «диаграмму»; индивидуальная, групповая или фронтальная работа).
Данный метод можно применять на уроках непосредственно с первого класса. Хотя первоклассники в большинстве своём не могут писать, но они видят и слышат то, что говорит и показывает им учитель, и могут высказывать своё мнение, а также расширяют словарный музыкальный запас, слушая других учеников и педагога.
Наглядность метода развивает у обучающихся также логическое мышление, поскольку организация информации в форме диаграммы позволяет увидеть связь между её компонентами, учит выбирать главное.
6) «Синквейн» (синтетический метод, стадия рефлексии; все виды работ).
Синквейн – это, фактически, эмоциональный отклик детей на изученную информацию и её обобщение.
Может, в редких случаях, применяться на стадии вызова.
«Эссе» (творческая форма выражения собственного мнения детей от услышанной информации; индивидуальная работа).
Используется на этапе рефлексии или в форме домашнего задания.
«Перепутанные логические цепочки» (вариант «Ключевых терминов»; групповая или фронтальная работа).
Данный метод позволяет активизировать мыслительный процесс детей на стадии вызова (сделать предположения о чём-либо на основе предложенных терминов или фраз, на стадии рефлексии проверить правильность предположения) или рефлексии (при закреплении изученной информации, например, биографии композитора или создания произведения, соответствия средств музыкальной выразительности данного музыкального произведения).
Использование технологии «критического мышления» на уроках:
В данном учебном году я начала обучать ребят первого класса, которые не умеют писать и читать. Работа с ними строится на уровне аудиального общения («система вопросов Блума», «тонкие и толстые вопросы»). В конце года мы будем работать с несложными текстами и карточками метода «Инсерт».
Во втором классе я обучаю ребят составлению несложного кластера на этапах анализа музыки: мы описываем предполагаемый характер музыки и затем корректируем его после прослушивания. Продолжаем работать с разными системами постановки вопросов, в этапе рефлексии – учимся писать эссе. В конце второго класса, после изучения на русском языке частей речи, я показываю детям, как составляется синквейн.
В третьем классе происходит закрепление всех освоенных методов и приёмов.
В 4 классе ребята знакомятся с методом «мозговой атаки» и «ключевых терминов» (к 4 –му классу у учеников уже достаточно богатый музыкальный словарь).
Данные методики я применяю на различных этапах урока.
В освоении теории: изучение биографии композитора, характеристики героя муз. произведения (составление кластера, мозговая атака, толстые и тонкие вопросы, чтение с остановками и вопросы Блума).
На стадии анализа музыкального произведения: кластер по средствам музыкальной выразительности, синквейн.
На стадии рефлексии и выдачи домашнего задания: эссе, синквейн.
В 4 классе также я разработала урок – портфолио: урок обучения детей систематизации информации о чём-либо. Это может быть урок составления портфолио композитора, музыкального инструмента, группы музыкальных инструментов, музыкального жанра (оперы, балет и др.) и т. д.
Разнообразие форм в технологии критического мышления оставляет для учителя большой простор для творчества и создания своих, новых методик.
Модель диссеминации инновационного педагогического опыта:
Диапазон опыта представляет его использование в системе уроков музыки.
Изучив опыт учителей района, я пришла к выводу, что данная технология не используется ими вообще или крайне редко на уроках. Поэтому, разработка системы уроков с применением данной технологии поможет мне, как руководителю РМО учителей музыки, привлечь их к работе в данном направлении и повысить уровень их развития как педагогов для повышения качества знаний по предмету.
Систематизация и распространение опыта:
Создание методической копилки:
1) текстов для чтения с вопросами Блума,
2) синквейнов по темам,
3) тематических кластеров,
4) тем для написания эссе,
5) разработки уроков с применением технологии критического мышления и др.
Представление уроков и методических рекомендаций на РМО, сайте школы, «Инфоурок», «Фестиваль педагогических идей», «Педсовет» и др.