Музыкально-исполнительское развитие обучающегося в процессе работы над музыкальным произведением с применением инновационных технологий.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МБОУ ДОД «Детская школа искусств города Буинска Республики Татарстан»
преподаватель фортепиано Фахуртдинова Резеда АнваровнаОткрытый урок.
Тема урока: музыкально-исполнительское развитие обучающегося в процессе работы над музыкальным произведением с применением инновационных технологий.
Цель урока: активизация познавательной деятельности обучающихся в классе фортепиано с применением инновационных технологий.
Задачи урока:
Развивающие:
- формирование познавательного интереса к изучению классической музыки, расширение общего кругозора обучающихся;
Воспитывающие:
- воспитание эстетического вкуса на лучших образцах классической музыки;
- положительного отношения к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением;
- воспитание самостоятельности в работе, творческой инициативы;
- формирование нравственных качеств личности.
Обучающие:
- развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического, фактурного, тембрового, динамического) в неразрывном единстве для образного воплощения произведения.
Вид урока: интегрированный.
Методы: словесный, практический, наглядно-слуховой, метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений, поисковый, метод обобщения.Реализуемые технологии:
- проблемно-развивающие;
-обучение в сотрудничестве;
-игровые;
- информационно-компьютерные;
-личностно-ориентированные;
- здоровье-сберегающая.
Оборудование: фортепиано, интерактивная доска, ноутбук.
Этапы урока:
Организационный момент.
Вступительное слово педагога.
I этап. Ознакомление с произведением.
II этап. Практическая часть (детальная работа над произведением).
III этап. Завершающий (заключительный).
Ход урока.
Организационный момент. Сообщение темы, цели, задач урока.
Вступительное слово преподавателя:
Как известно, суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» художественное произведение, раскрыть в своем исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, ее эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесен собственный, пусть небольшой, но индивидуальный, опыт понимания и переживания музыки. Это и есть главная цель, на которую должна быть направлена вся работа музыканта над произведением, независимо от уровня и обучения и сложности изучаемых произведений.
Изучение произведения включает в себя три этапа: первый - ознакомительный, второй - детальная работа над произведением и третий - завершающий, подготавливающий к концертному исполнению. На первом и третьем этапах преобладает целостный, обобщенный подход к произведению, а на втором - более подробное его рассмотрение целостному, но уже на более высоком уровне.
I этап. Ознакомительный.
Цель: создание первоначального обобщенного представления о произведении, характере, настроении, музыкальных образах изучаемых произведений.
Задачи:
- знакомство с творчеством и биографией композитора, с исторической эпохой создания произведения.
- целостный охват произведения посредством чтения с листа и мысленного проигрывания;
- знакомство различных вариантов интерпретации в исполнении разных музыкантов в звукозаписи;
- изучение авторских, редакторских указаний;
- словесная характеристика основных музыкальных образов.
II этап. Практическая часть (детальная работа над произведением).
Цель: дальнейшее углубление художественного содержания произведения, всесторонний его анализ. Освоение пианистических, художественных, технических средств для раскрытия художественного образа.
В практической работе над произведением используются такие методы и средства:
- метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений;
- метод дирижирования;
- метод пропевания, интонирование мелодии;
- метод вслушивания гармонии (различать гармонические и тембровые краски) и т.д.
III этап. Завершающий (заключительный).
Цель: формирование целостного музыкально-исполнительского замысла и его реальное воплощение (целостный охват произведения, проигрывание его целиком на более высоком уровне.Задачи:
- создание плана интерпретации;
- исполнение в надлежащем темпе и настроении;
- ориентация исполнения на концертную аудиторию;
- формирование художественной индивидуальности обучающегося: мастерства, артистизма, вдохновения, творческой воли и выдержки, сценической культуры исполнения.
Педагог: Чтобы показать на практике, как мы работаем поэтапно, я пригласила обучающихся старших классов. Ознакомительный этап чрезвычайно важен. Первоначальный образ-представление прочно запечатлевается в сознании, и от того, насколько он будет ярким, и, главное, верным, соответствующим авторскому замыслу, зависит во многом эффективность всей последующей работы. Итак, знакомьтесь: учащаяся пятого класса Трифонова Аделина. Очень музыкальная, способная девочка, участница многочисленных международных и всероссийских конкурсов. На открытом занятии мы предоставим произведение татарского композитора Р.А. Еникеева «Стрекоза и муравей» из симфонической сюиты на башкирские темы.
Аделина самостоятельно изучила биографию и творчество данного композитора и сделала реферат. Расскажи нам, что ты узнала об этом композиторе (ученица кратко сообщает о жизни и творчестве Еникеева). Спасибо! «Стрекоза и муравей» - это программное произведение, написанное на басню И.А. Крылова. Послушаем в исполнении ученицы эту басню (выразительно читает наизусть, на экране иллюстрации к басне). Молодец Аделина. Ты очень образно передала характеристики каждого персонажа басни. Это нам поможет в исполнении произведения.
Педагог: Первоначальный образ создается в основном с помощью преподавателя (проигрывается произведение целиком) или прослушиваем в записи других исполнителей.
После предварительного знакомства с произведением за инструментом, полезно закрепить свои впечатления в словесной форме. При этом достаточны краткие характеристики, состоящие из нескольких слов и отражающие общую эмоциональную окрашенность музыкальных образов.
В этой миниатюре два контрастных мелодических образа. Какие?
Ученица: Стрекоза - гибкая и грациозная, легкомысленная, беспечная, Муравей – степенный, серьезный, с чувством достоинства.Педагог: Хорошо! При определении характера произведения следует внимательно изучить имеющиеся в нотном тексте авторские и редакторские указания - обозначения темпа, настроения музыки, характера звучания, динамики и т.п. Такое тщательное и внимательное отношение к авторскому тексту есть основа и фундамент, на котором строится вся творческая работа ученика. Так как эти указания даются по традиции на итальянском языке (иногда на немецком, французском), нужно знать точное значение этих иностранных терминов. При необходимости мы обращаемся к словарю музыкальных терминов.
На этом этапе необходимо приучать ученика задумываться над характером той музыки, которую ему предстоит разучивать. Лишь в процессе вслушивания, познания и прочувствования разучиваемой музыки обучающийся находит путь к творчески искренней и правдивой передаче произведения.
II этап. Детальная работа над произведением.
Основной целью второго этапа является дальнейшее углубление в образный строй музыки, в содержание произведения. По времени это наиболее протяженный период работы, совпадающий с техническим, пианистическим освоением музыкального материала.
В раскрытии художественного содержания произведения первостепенную роль играет грамотный и всесторонний его художественный анализ.
Основные задачи эмоционально-смыслового анализа:
а) выявить структуру содержания произведения, ее основные разделы, характер тематических построений, их выразительное значение; то есть анализ композиционного строения, формы произведения в сочетании с выявлением ее художественных функций;
б) проследить динамику развития в произведении художественно-содержательных эмоций: определить линии подъема и спада напряженности, кульминационные точки, моменты смены настроения; проследить трансформацию музыкально-эстетического чувства на протяжении всего произведения;
в) проанализировать используемые в произведении средства музыкальной выразительности - гармонию, ритм, мелодию, элементы полифонии, фактуру изложения, исполнительские штрихи и т.д. - с точки зрения их эмоционально-смыслового значения, выполняемых ими художественно- выразительных функций.
Метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений исполняемой музыки с явлениями жизни и искусства широко используется в практике фортепианного обучения.
«Стрекоза и муравей – программное музыкальное произведение, которое уже само по себе вызывает два ассоциативных образа. Это жанровая сценка поучительного характера.
Выразительность, эмоциональная яркость исполнения зависит во многом от исполнения мелодической линии, так как именно мелодия является главным носителем смысла в музыкальном произведении. В этой жанровой сценке ученику важно правильно найти и «вылепить» выразительно-характерное интонирование персонажей басни - Стрекозы (легкомысленной, беспечной) и Муравья (серьёзного и трудолюбивого). Аделина! Какие композитор использует исполнительские особенности для раскрытия этих контрастных образов?
Ученица: Для образа Стрекозы (воздушной, легкой, грациозной) композитор использует прием стаккатной игры, быстрое движение восьмых с шестнадцатыми, пунктирный ритм; мелодия написана в верхнем регистре, украшена форшлагами, фразы трехтактные, повторного строения с живым стаккатным терцовым сопровождением (проигрывает фразы).
А в образе Муравья – меняется темп, он становится более спокойным. Фразы четырехтактные, в основном звучат в унисон, в низком регистре. Мелодия по сравнению со Стрекозой - простая, в ней преобладают восьмые длительности, рисующие шаги трудолюбивого художественного образа (показывает в исполнении). Во втором разделе мелодии слышатся жалобные, просящие интонации Стрекозы и заканчивается произведение коротким и решительным отказом Муравья (проигрывает эпизод).
Педагог: Молодец Аделина! Как ты думаешь, а мораль басни какая?
Ученица: А.И. Крылов высмеивает человеческие пороки. В басне мы видим недостатки людей через сказочные образы героев и узнаем основную мысль, мораль: Стрекоза любительница легкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днем. Так автор басни осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, недопустимое легкомыслие.
Педагог: Это ты так считаешь. А тебе жалко Стрекозу? Что бы ты сделала на месте Муравья?
Ученица: Я бы, наверное, в последний раз бы пожалела и впустила её. Зима ведь, холодно…
Педагог: Вот и нравственная сторона урока. Аделина девочка очень добрая, всех жалеет. Но в наше время надо уметь говорить «нет» тунеядцам, проходимцам, а просто лодырям и нечестным людям.
III ЭТАП - завершающий.
После того, как проведена детальная работа над произведением, оно выучено наизусть и освоено технически, наступает последний - заключительный этап работы, целью которого является формирование целостного музыкально-исполнительского образа и его реальное воплощение в исполнении. Этот этап - стадия "сборки" произведения - предполагает, как и период ознакомления, целостный охват произведения, проигрывание его целиком. Между начальным и завершающим этапами освоения произведения много общего: и в том, и в другом случае требуется синтетический, обобщающий подход к произведению. Но на завершающей стадии целостное представление формируется на другом, гораздо более высоком уровне, с учетом всей проделанной работы, всех добытых на предыдущих этапах знаний и впечатлений.
Для того чтобы эмоциональная программа воплотилась в реальном исполнении, необходимо проигрывать пьесу в настоящем темпе, с полной эмоциональной отдачей. Особое внимание на заключительном этапе художественной работы над произведением следует уделить формированию эмоциональной культуры исполнения. Необходимо соблюдать чувство меры в выражении чувств, стремиться к естественности и искренности эстетического переживания.
(Ученица исполняет произведение. На экране репродукции из басни Крылова).Педагог: Спасибо, Аделина! Очень художественно, убедительно исполнила!
2. А сейчас я приглашаю ученицу пятого класса (выпускницу) Харисову Ильвину. Девочка одаренная, творческая, участница многочисленных международных и всероссийских конкурсов.
Итак, 1 этап - ознакомительный.
Мы покажем свою работу над произведением «Забытый вальс» (ля минор) Ф. Шопена. Девочка самостоятельно подготовила реферат о жизни и творчестве композитора. Ильвина, что ты узнала об этом композиторе? (ученица кратко излагает факты из биографии и творчества великого польского композитора). Хорошо, молодец. Но у нас жанр «вальс». Что это за жанр?
Ученица: Вальс – один из самых популярных танцев во все времена. Это трехдольный, довольно быстрый и в то же время плавный, как бы летящий танец. Вальс легко узнается по фактурной формуле аккомпанемента: бас и два аккорда по четвертям в размере ¾.
Вальсы Шопена – это лирические миниатюры, рассказывающие о переживаниях человеческой души. Так же, как некогда сарабанда стала символом трагедии, а марш – символом энергии, решительности, вальс у Шопена становится символом глубоко личных, лирических переживаний, которые могут быть и светлыми, и печальными, но всегда идущие от сердца. Таков «Забытый вальс» ля минор.
Педагог: Хорошо, Ильвина.
После предварительного знакомства с произведением (показ педагога, поиск и просмотр видеозаписей в Интернете), полезно закрепить свои впечатления в словесной форме. Мы с ученицей пришли к выводу, что пьеса содержит множество нюансов лирических переживаний (скорбь, печаль, просветление, нежность, удивление, страдание, стремление к счастью, и т.д.)А теперь начнем более детально работать над пьесой. Выразительность, эмоциональная яркость исполнения зависит во многом от исполнения мелодической линии, так как именно мелодия является главным носителем смысла в музыкальном произведении. Большую пользу в работе над мелодией приносит метод пропевания. Собственное пение поможет выявить правильную, логичную фразировку, естественное членение мелодии на фразы и мотивы, почувствовать необходимость музыкального "дыхания". Вальс Шопена удивительно мелодичен. Пропевая мелодию, следует постараться исполнить ее максимально выразительно и, исходя из естественного эмоционального ощущения музыки, выявить ее логическое строение, деление на фразы, мотивы, предложения. В какой форме написан вальс?
Ученица: в форме рондо (музыкальная форма, состоящая из рефрена – основного раздела (показывает в исполнении), и нескольких эпизодов (здесь их два), между которыми звучит рефрен.Педагог: вокальной основе интонирования пианистом мелодии надо придавать очень большое значение. Необходимо все учитывать: динамические, артикуляционные, ритмические штрихи, чтобы в ней слышалась жизнь, художественный образ. Ильвина, как ты можешь охарактеризовать саму мелодию вальса?
Ученица: Мелодия рефрена мягко льющаяся, удивительно пластичная, выразительная, украшена мелизмами, структура фраз
Каждая фраза завершается спокойным окончанием на ниспадающих интонационных оборотах (исполняет несколько фраз). Эпизоды вальса разнообразны по характеру. Если первый эпизод просветленный, рисует образ стремления к счастью, то второй эпизод уже иной контрастный образ – тревожный, вопросительный; гармонический план усложняется, растет напряжение, тревога, сомнение. Орнамент мелодии становится еще изменчивей, прихотливей. Заметно нарастает напряжение лирических эмоций. Хроматизация обостряет интонационный строй мелодии, динамикой охвачено и гармоническое движение. Все это приводит к кульминационной вершине.
Педагог: Ты правильно понимаешь и чувствуешь фразировку пьесы. По совершенству, красоте, гармоничности, стройности формы и в тоже время по естественности и простоте высказываний его искусство не знает себе равных во всей эпохи романтизма. Каждая нота, каждая фраза дышит поэзией. Ведь не зря Шопена называли поэтом фортепиано. Поэтому так важно здесь прочувствовать выразительно-характерное интонирование, слышать гармонические последовательности, ощущать тембровые «краски» … И все это для того, чтобы всколыхнуть фантазию ученика, активизировать внутренний слух и помочь реализовать на фортепиано правдивое содержание изучаемого произведения, взятого в своем единстве.
В работе над гармонизацией левой рукой сначала хорошенько вслушаться в каждый аккорд в отдельности, почувствовать его индивидуальность, красочное своеобразие. Полезно поиграть каждый аккорд медленно, в разложенном виде, постепенно пристраивая к басу все остальные звуки, добиваясь при этом стройности и красоты звучания (ученица показывает). Вслушивание в гармонию необходимо для качественного исполнения аккордовых последовательностей,
Эффективным средством работы над художественным образом произведения является дирижирование. Выразительный дирижерский жест - эффективное средство выявления характера, эмоционального смысла музыкальных интонаций. Например, в работе над первоначальной фразировкой с помощью относительного показа рукой наглядно выявляется красота, воздушная легкость начальной квартовой интонации. Все эти особенности мелодии, ее пластичность и выразительность надо постараться передать и в дирижировании, и на инструменте как можно более убедительно.
При исполнении сложных пассажей, разъяснить ученице, что локоть как бы ведет пальцы, руководит ими, снимая мышечную зажатость, скованность движений.
Заключительный, завершающий этап.
Для того чтобы эмоциональная программа воплотилась в реальном исполнении, необходимо проигрывать пьесу в настоящем темпе, с полной эмоциональной отдачей.
Особое внимание на заключительном этапе художественной работы над произведением следует уделить формированию эмоциональной культуры исполнения.
Такие навыки - исполнительская воля и выдержка, способность к сознательному контролю над своими эмоциями и действиями - наиболее быстро формируются в условиях ответственного исполнения, ориентированного на слушательскую аудиторию. С этой целью полезно устраивать для себя проверочные, "испытательные" проигрывания перед воображаемыми слушателями. При этом произведение должно быть сыграно так же, как и перед реальной аудиторией: один раз, но с полной отдачей.
В роли "слушателя" можно использовать синтезатор (есть программа записи своего исполнения): с его помощью удается послушать себя со стороны, оценить свое исполнение с позиций слушателя. В записи сразу становятся заметными такие недостатки, которые в процессе исполнения проходят мимо сознания играющего. Это касается, прежде всего, временной и эмоциональной сторон исполнения: например, затягивание или ускорение темпа, монотонность, эмоциональная холодность исполнения или, наоборот, излишняя его экзальтация, нервозность.
Можно использовать такую игровую технологию: представим себя тапером в кинотеатре. Озвучим мультфильм (на экране мультипликационный фильм. Звучит живое исполнение Вальса»).Вывод урока: мы познакомились с новыми инновационными технологиями, применяемые на практике и подчиненные основной цели - на создание условий для развития личности ребенка, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями, навыками и умениями в области своего музыкального предмета.
На этом урок окончен. Благодарим за внимание!