Методическая разработка открытого урока Самостоятельная работа над музыкальным произведением


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей ДШИ им. А.А.ПантыкинаМетодическая разработка открытого урока «Самостоятельная работа над музыкальным произведением»
Сставитель – преподаватель по классу специальное фортепиано, Иванова Ирина Анатольевна
Дата проведения – 23.12.2011г.
Урок проводился с учениками 2 и 3 класа: Зисблюм Кристина, Аверкиева Диана, Доманина Маша, Пузачев Сережа.
Цель урока – воспитание учащихся к самостоятельной практической работе.
Задачи:
Вызвать интерес к самостоятельной работе;
Возможность самостоятельно и по-своему мыслить и работать;
Умение преодолевать технические трудности;
Анализ музыкального произведения.
План урока:
Методическое сообщение
Исполнение музыкального произведения учащимися.
Обсуждение
Методическое сообщение.
Воспитать своего ученика хорошим музыкантом и тем самым подготовить его к самостоятельной практической работе – вот та основная задача, та цель, к которой стремится каждый педагог.
Есть две ключевые проблемы воспитания хорошего музыканта:
Воспитание умения слушать себя
Использование анализа и обобщений целью воспитания интеллекта учащегося
Хорошей формой воспитания самостоятельности учащихся могут быть задания - приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно, пьесы подбираются такие, чтобы ученики вполне могли с ними справиться: трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников. Пьесы эти должны быть выучены в определенный (короткий) срок. Прослушивание самостоятельно приготовленной программы может производиться в обстановке зачета: все ученики слушают друг друга, затем проводится обсуждение, в котором участвуют исполнители – слушатели и их педагог. Польза такого рода работы несомненна: подготовка к выступлению заставляет учащегося напрячь все свои творческие силы при самостоятельных занятиях, а оживленная дискуссия после выступления учит его переоценивать, переосмысливать многое в работе, помогает лучше осознать и учесть свои ошибки, заставляет критически относиться к своему исполнению и исполнению других.
Большую роль в общем музыкальном развитии ученика играет и количество пройденных произведений.
Не следует сокращать «индивидуальный план» учащегося, слишком долго отделывая детали, с целью на одной пьесе «научить всему». Подобное «сидение» на одном и том же тормозит развитие ученика.
Лучше, доведя произведение до определенного уровня хорошего исполнения, оставить его, но зато успеть пройти (тоже достаточно основательно) еще одно-два. Г.Г.Нейгауз говорил, что в таких случаях обычно количество переходит в качество.
Успех самостоятельной работы – привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время работы нуждается в проверке, чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, не уместны изменения темпа. Очень полезно время от времени выучивать самостоятельно небольшое произведение без помощи педагога. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы ученика. С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрел – в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причем так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.
Очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик самостоятельно разбирал произведение, делая это, по возможности, грамотно и добросовестно. Естественно, с начинающими приходится разбирать пьесу на уроке, объясняя ритм, указывая на лиги, проверяя аппликатуру и т.д. Но вскоре уже можно задавать разбор на дом и требовать, чтобы к первому уроку ученик всё, что может, выполнил сам, без помощи со стороны. Постепенно усложняя задания, педагог должен добиться от учащихся, чтобы в новом произведении они самостоятельно умели не только формально прочесть все написанное, но и определить характер музыки, понять, что – главное, а что – второстепенное, подумать о способах работы и т.п. Так понемногу учащиеся привыкают не только разбирать, но и сразу учить новую пьесу без помощи педагога.
Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, т.е. привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.
Литература.
Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.-М.: Классика XXI, 2002
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося.- М. Классика XXI, 2002
Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано.- М. Классика XXI, 2002
Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика XXI, 2002
Щапов А.Фортепианный урок в музыкальной школе и в училище.- М. Классика XXI, 2002