Рабочая программа дисциплины «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (г. ЯЛТА)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Института
педагогики, психологии и инклюзивного образования
__________Н. В. Горбунова
«____»___________20__г.
Рабочая программа дисциплины
«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Направление подготовки: 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профили подготовки: «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр
Ялта – 2014 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» и учебного плана по профилю подготовки «Дошкольное образование».
Составитель: Якупова В. Б., старший преподаватель кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры (протокол № _ от «__» ____ 2014 г.) и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 44.03.01 Педагогическое образование.
Зав. кафедрой д.пед.наук, профессор Горбунова Н. В.
Рабочая программа рассмотрена на заседании ученого совета Института педагогики психологии и инклюзивного образования (протокол № __ от «___» ______ 2014 г.) и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 44.03.01 Педагогическое образование.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ……… 3
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО…………… 4
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ…………… 5
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ……………….…….. 6
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ). ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ………… 7
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……. 12
7. ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………. 15
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………. 17
9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………… 19
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………...… 19
11. СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….. 19
12. ГЛОССАРИЙ……………………………………….…………………………. 19
1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель учебной дисциплины: обеспечить профессиональную готовность студентов к опытно- экспериментальной деятельности с учетом современных тенденций педагогического образования, перспективных направлений развития системы дошкольного воспитания, требований общества к педагогическим кадрам.
Задачи:
формировать системы знаний студентов по исследовательскому образованию детей;
формировать комплекса методических и практических умений реализации современных програм в области исследовательской деятельности дошкольников;
формировать умение анализировать собственную опытно-исследовательскую деятельность с целью совершенствования педагогического мастерства;
развивать умения, творческий потенциал студентов в решении задач исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
способствовать укреплению мировоззренческих позиций и убеждений, зарождению исследовательского мышления студентов.
Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную, научно-методическую организационно-управленческую, культурно-просветительскую виды професси ональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
в области учебно-воспитательной деятельности:
осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
использование современных научно обоснованных приѐмов, методов и средств обучения;
использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
осуществление индивидуального подхода в воспитании детей дошкольного возраста;
формирование системы нравственных и духовных ценностей, патриотических чувств у детей дошкольного возраста;
в области научно-методической деятельности:
выполнение научно-методической работы;
анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;
в области организационно-управленческой деятельности:
соблюдение требований безопасности и рациональной организации учебного процесса,забота о физическом здоровье и психологическом комфорте детей;
ведение необходимой документации;
проведение диагностики качества образовательного процесса;
в области культурно-просветительской деятельности:
формирование общей и экологической культуры детей и взрослых. представлений о формах проектно-исследовательской деятельности;
приемов работы с литературными источниками и интернет-ресурсами.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
исторические аспекты развития опытно-экспериментальной работы в дошкольных детских учреждениях;
цели и задачи опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста
особенности программ по экспериментальной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ);
особенности содержания опытно-экспериментальной работы в детском саду;
особенности исследовательской работы дошкольного учреждения;
особенности планирования работы по экспериментальной деятельности детей в ДОУ;
основные формы, методы, приемы и средства;
способы координации деятельности всех участников процесса экспериментальной деятельности.
Уметь:
анализировать состояние и тенденции развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на современном этапе;
анализировать программы по исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
планировать опытно- экспериментальную работу в соответствии с программой и учетом возрастных особенностей детей;
использовать различные методы приемы в опытно-исследовательской деятельности ,выбирать оптимальные из них;
делать методические разработки по исследовательской деятельности;
готовить дидактический материал;
проводить самоанализ деятельности, анализировать деятельность своих коллег.
Формы контроля: текущий (устный опрос, проверка заданий, тестирование), рубежный (коллоквиумы), итоговый – зачет.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО
Дисциплина «Опытно- экспериментальная работа детей дошкольного возраста» является дисциплиной профиля «Дошкольное образование» Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».
Требует наличие у студентов знаний по курсу предмета естественно-научная картина мира, педагогика, психология, методика обучения и воспитания дошкольников, экология..№
п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1 2 3 4 5 6
1. Экология + + +
2. Естественно-научная картина мира + + + 3. Педагогика + + + +
4. Методика обучения и воспитания дошкольников + + + + + 6. Психология + + + +
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 180 академических часов.
№ п\п Разделы (темы) дисциплины Семестр Недели семестраВиды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в ч. Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Л С ПЗ СР ГИК ЛР КР ПР ЭКЗ
1 Введение в понятие «опытно-эксперимен- тальная » работа в ДОУ. + + 2 Основные требования к организации опытно-эксперименой деятельности детей ДОУ. + + 3 Формирование и разви-
тие природоведческих представлений и понятий посредством опытно-эксперименой деятельности детей. 4 Формы организации опытно-эксперименой работы детей в ДОУ. + + 5 Организация познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. 6 Современные педагоги ческие технологии вДОУ. + + 7 Учебное исследование в детском саду по Савенкову А.И. + +
Всего Сокращения: Л. – лекции; С. – семинары; ПЗ – практические занятия; СР – самостоятельная работа; ГИК – групповые и индивидуальные консультации; ЛР – лабораторные работы; КР – контрольные работы (контрольные рубежи); Пр. – практика; Курс. Р. – курсовые работы.
Организационно-методические данные дисциплины
Вид работы Трудоемкость
(в акад. часах)
Общая трудоемкость
Аудиторная работа
Лекции
Семинары
Практические задания
Самостоятельная работа
Итоговый контроль 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Для очной формы обучения:
№ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ Виды учебной работы и самостоятельная работа,
(кол-во часов) Итого часов по
теме
Лекции Семинар.
(практич) занятия* Самостоятельная работа1 Введение в понятие «опытно-экспериментальная » работа в ДОУ.
2 Основные требования к организации опытно-эксперименой деятельности детей ДОУ.
3 Формирование и развитие природоведческих представлений и понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
4 Формы организации
опытно-эксперименой работы детей в ДОУ.
5 Организация познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками.
6 Современные педагогические технологии в ДОУ
7 Учебное исследование в детском саду по Савенкову А.И.
Всего
Для заочной формы обучения:
Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия Самостоят. работа
Лекции Практические занятия 1. Введение в понятие «опытно-экспериментальная » работа в ДОУ. 10 2 8
2. Основные требования к организации опытно-эксперименой деятельности детей ДОУ. 20 2 2 16
3. Формирование и развитие природоведческих представлений и понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей. 20 2 18
4. Формы организации
опытно-эксперименой работы детей в ДОУ. 40 2 38
5. Организация познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. 30 2 28
6. Современные педагогические технологии в ДОУ 30 2 28
7. Учебное исследование в детском саду по Савенкову А.И. 30 2 2 26
Итого: 180 8 10 162
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С ПЕРЕЧНЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ТЕМА 1. Введение в понятие «опытно-экспериментальная» работа в ДОУ
Теория и практика использования природы во всестороннем развитии детей на разных этапах становления дошкольного воспитания в России в XX в.
Состояние и проблемы опытно-экспериментальной работы с детьми в ДОУ. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста.
Основная литература:
1. Зарилова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду// Дошкольное воспитание. 2009, № 7, с. 43-48.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. М., 2002,2005.
3. Прохорова Л.Н.Организация экспериментальной деятельности дошкольников- М. :АРКТИ, 2005
4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2008, 2010, 201
5.Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду.// Дошкольное воспитание. 2000.№ 2.с8-17.
Дополнительная литература:
1. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М., 2009.
2. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 144 с.
3. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. – 368 с.
ТЕМА 2. Основные требования к организации опытно-эксперименой деятельности детей ДОУ.
Опытно-экспериментальная работа детей дошкольного возраста. Требования к подбору объектов окружающего мира для проведения элементарных опытов детьми дошкольного возраста.Практическая значимость работы. Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.
Основная литература:
1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. - М., 2002,2005.
2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.-М.,2008,2010,2011.
3. Теория и методика экологического образования детей// Учебно- методическое пособие к лабораторным занятиям для студентов I курса очной и заочной форм обучения педагогического факультета/сост. О.Ю.Батурина. – Тверь, 2008.24
Дополнительная литература
1. Дерябо С.Д., Ясвин В А. Экологическая педагогика и психо-Эго-Я. Ростов н/Д., 2010.
2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников младших школьников. М., 2010
3. Зарилова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду// Дошкольное воспитание. - 1994 - № 7 - С. 43-48.
4. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М., 1988.
5. Игнатова В А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. Тюмень, 1998.
6. Ковальчук ТА. Мировоззренческое воспитание дошкольников. - Кишинѐв, 2008.
7. Кондратьева Н.Н. Содержание и структура системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста //Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л., 2008.
ТЕМА 3. Формирование и развитие природоведческих представлений и понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
Формирование и развитие природоведческих представлений и понятий. Система в изложении природоведческого материала во всех видах деятельности.Роль наглядности в формировании знаний о природе.Осознанное восприятие и его роль в образовании правильных природоведческих понятий.
Основная литература:
1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. М., 2002,2005.
2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.-М.,2008,2010,2011.
3. Теория и методика экологического образования детей// Учебно- методическое пособие к лабораторным занятиям для студентов I курса очной и заочной форм обучения педагогического факультета/сост. О.Ю.Батурина. – Тверь, 2008.24
ТЕМА 4. Формы организации опытно-экспериментальной работы детей в ДОУ.
Основные формы по ознакомлению дошкольников с природой .Занятия как форма по организации и проведению опытов с детьми дошкольного возраста.
Роль экскурсий в образовании первичных представлений о взаимосвязях в природе. Значение прогулок в ознакомлении дошкольников со свойствами и качествами объектов окружающего мира. Исследовательская деятельность в уголке живой природы,в цветнике,на огороде.
Основная литература:
1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. М., 2002,2005.
2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.-М.,2008,2010,2011.
3. Теория и методика экологического образования детей// Учебно- методическое пособие к лабораторным занятиям для студентов I курса очной и заочной форм обучения педагогического факультета/сост. О.Ю.Батурина. – Тверь, 2008.
Дополнительная литература
1 .Никонова И.О., Талызина М.И. Предметно-развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. СПб, 2001.
2. Организация работы методиста детского сада. М., 2009.
3. Рыжова Н.А. Построение модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, с. 40-46.
4. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. - С. 25-36
5. Саморукова П.Г. Педагогические условия воспитания любви, бережного и заботливого отношения дошкольников к природе //Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. - Л., 2000.
6. Федотова A.M. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста // Сб. науч трудов. Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста. Пермь, 2000.
7. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - С. 32-34.
ТЕМА 5 Организация познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками.
Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности. Опыты с предметами живой природы: с растениями, животными, наблюдения за проростанием семян. Опыты с предметами неживой природы. Организация опытно-экспериментальной работы по экологии с детьми старшего дошкольного возраста.
Основная литература:
1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. М., 2002,2005.
2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.-М.,2008,2010,2011.
3. Теория и методика экологического образования детей// Учебно- методическое пособие к лабораторным занятиям для студентов I курса очной и заочной форм обучения педагогического факультета/сост. О.Ю.Батурина. – Тверь, 2008.
Дополнительная литература
1 .Никонова И.О., Талызина М.И. Предметно-развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. СПб, 2001.
2.Организация работы методиста детского сада. М., 2009.
3.Рыжова Н.А. Построение модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 9. - С. 40-46.
4.Рыжова Н.А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. - С. 25-36
5.Саморукова П.Г. Педагогические условия воспитания любви, бережного и заботливого отношения дошкольников к природе //Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. - Л., 2000.
6.Федотова A.M. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста // Сб. науч трудов. Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста. - Пермь, 2000.
7.Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7 - С. 32-34.
ТЕМА 6. Современные педагогические технологии в ДОУ.
Роль опытно-экспериментальной деятельности в становлении и развитии личности ребенка. Современные образовательные технологи. Их классификация. Возможности их включения в образование дошкольников. Специфика руководства наблюдениями, експериментами, обучающими играми детей. Технология формирования трудовой деятельности дошкольников. Методика создания и использования разного вида моделей и моделирования в образовательной работе ДОУ. Иллюстративный метод и ТСО. Значение и место поисковой деятельности в эколого-педагогическом процессе.
Основная литература:
1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. М., 2002,2005.
2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.-М.,2008,2010,2011.
3. Теория и методика экологического образования детей// Учебно- методическое пособие к лабораторным занятиям для студентов I курса очной и заочной форм обучения педагогического факультета/сост. О.Ю.Батурина. – Тверь, 2008.
Дополнительная литература
1.Куликова ТА. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. - М., 2005.
2. Маневцова Л.М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста // Сб. науч. Трудов Сб. науч. трудов. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. Л., 2010.
3.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М., 2009.
4.Медведев В.И., Алдашева АА. Экологическое сознание. М., 2001.
5.Мир природы и ребенок. СПб., 2000.
6.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 2007.
7.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 1995.
8.Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал атериал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М, 2000.
9.Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2000.
10. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании Дошкольников. М., 2010.
ТЕМА 7. Учебное исследование в детском саду по Савенкову А. И.
Учебное исследование в детском саду. Развитие творческого мышления. Развитие логического мышления. Развитие познавательных способностей.
Основная литература:
1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. М., 2002,2005.
2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.-М.,2008,2010,2011.
3. Теория и методика экологического образования детей// Учебно- методическое пособие к лабораторным занятиям для студентов I курса очной и заочной форм обучения педагогического факультета/сост. О.Ю.Батурина. – Тверь, 2008.24
Дополнительная литература
1. Киреева О. В.Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Киреева О. В. − СПб, 2009. − 20с.
2.Киреева О.В. Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 62-66
3.Кривощекова Е. В. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. / Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. − Томск: ОГУ РЦРО, 2008. − С. 32-33.
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1Докажите, что исследовательская деятельность — новое направление дошкольной педагогики.
2. Раскройте содержание опытно-экспериментальной работы в ДОУ.
3. Назовите основные компоненты готовности к экспериментальной деятельности в дошкольных учреждениях. Объясните на примерах своеобразие содержания каждого.
4. Напишите, по каким основным направлениям шло развитие методики дошкольного естествознания на начальных этапах ее становления.
5. Дайте определение «наблюдательности» детей дошкольного возраста. Какие методы и приемы, способствуют развитию наблюдательности в дошкольном детстве.
6. По каким направлениям осуществляется развитие познавательного интереса к природе?
7. Определите сущность понятий «система знаний», «системность знаний», «систематизация», «систематизированные знания». Выделите основные направления систематизации знаний дошкольников.
8. Объясните, почему сегодня актуально формирование у детей исследовательских навыков при ознакомлении с окружающим миром.
9. Укажите наиболее эффективные методы и приемы формирования основ исследовательской деятельности в дошкольном детстве.
10. Дайте характеристику понятиям «исследование», «экспериментирование»
11. Раскройте педагогические условия, способствующие воспитанию у детей любви, бережного и заботливого отношения к природе.
12. Перечислите задачи опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Докажите их взаимообусловленность на примерах.
13. Дайте определение понятиям, опыт, эксперимент применительно к детям дошкольного возраста.
14. Назовите педагогические условия формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве.
15. Как определяется готовность ребенка к правильному, взаимодействию с природой к концу дошкольного возраста?
16. Кому принадлежит ведущая роль в формировании исследовательских навыков в дошкольном детстве? В чем она заключается?
17. Как происходит развитие творческого мышления в дошкольном детстве.
18. Какое понятие является центральным в биоэкологии? Почему его рассматривают как основу построения системы природоведческих знаний, доступных дошкольникам?
19. Каковы условия формирования системы природоведческих знаний в дошкольном детстве?
20. Назовите системы природоведческих знаний, формируемых у детей в дошкольном детстве. Как изменяется характер этих знаний от группы к групп
21. Укажите принципы, которыми надо руководствоваться при отборе содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста
22. Укажите элементы развивающей природной среды в ДОУ и их функциональную роль.
23. Назовите формы организации повседневной работы с детьми в уголке природы. От чего зависит их выбор?
24. Какую деятельность дошкольников можно организовать на участке дошкольного учреждения Какие методы работы использовать?
25. Чем определяется выбор методов в исследовательской работе дошкольников? Какие из них наиболее эффективные для педагогической работы?
26. Дайте определение понятия «опыт» применительно к детям дошкольного возраста. В чем существенное отличие детского экспериментирования от наблюдения?
27. Приведите схему структуры элементарного опыта. Дайте обоснование этапов проведения опытов.
28. Раскройте педагогические требования к организации труда в природе детей дошкольного возраста
29. В чем заключается своеобразие труда дошкольников в природе?
30. Обоснуйте, почему моделирование - важный метод экологического образования дошкольников?
31. Определите сущность понятий «модель» и «моделирование». Каковы их функции и значение в природоведческой работе с детьми?
32. Назовите виды моделей и возрастные группы, в которых возможно их использовать.
33. Приведите классификацию игр природоведческого содержания. Дайте теоретическое обоснование.
34. Какова роль дидактических игр в познании природы? В каких формах педагогической работы с детьми они применяются?
35. Раскройте значимость экологической сказки в познании ребенком природы.
36. Укажите приемы активизации познавательной деятельности детей на занятиях в разных возрастных группах.
37. Раскройте особенности типов экологических занятий по их месту в системе природоведческой работы с детьми.
38. Спланируйте комплексное (интегрированное) занятие по экологическому образованию дошкольников
39. Раскройте своеобразие экскурсий в природу как формы организации обучения детей дошкольного возраста.
40. Назовите требования, предъявляемые к проведению экскурсий с детьми в природу.
41. Определите понятие, сущность и значение элементарной поисковой деятельности дошкольников.
42. Укажите структуру поисковой деятельности, особенности ее организации в дошкольном детстве.
43. Дайте краткую характеристику основных направлений Деятельности методиста осуществлению исследовательской деятельности с детьми в ДОУ.
44. Раскройте особенности умений руководителя по организации природной среды в дошкольном учреждении.
45. Приведите перечень материалов в методическом кабинете по разделу «Опытно-экспериментальная работа с детьми».
46. Докажите необходимость создания материальных условий, обеспечивающих успех реализации опытно-экспериментальной деятельности детей.
47. В чем заключается методическая помощь воспитателям в опытно-экспериментальной работе с детьми.
48. Определите задачи, требования, специфику проверки эффективности опытно-экспериментальной работы воспитателя с детьми?
49. Назовите принципы планирования исследовательской работы в ДОУ, требования к ней ДОУ.
50. Составьте перспективный план опытно-экспериментальной работы в одной из возрастных групп дошкольного учреждения
Проводимая при изучении дисциплины «Опытно- экспериментальная работа детей дошкольного возраста» самостоятельная работа студентов решает следующие задачи:
изучение и закрепление учебного материала по учебникам, учебным пособиям;
приобретение навыков поиска необходимой информации;
развитие творческого мышления студентов;
воспитание трудолюбия, целеустремленности, самодисциплины, умения планировать свое время;
приобщение части наиболее подготовленных студентов к научно-исследовательской работе и приобретение навыков ведения этой работы;
изучение дисциплины «Опытно-экспериментальная работа детей дошкольного возраста» предпологает выполнение, прежде всего, следующих видов самостоятельной работы студентов;
изучение и анализ нормативных документов;
изучение и анализ практики работы в школе;
подготовка и написание квалификационных работ.
Варианты контрольных работ для студентов заочной формы
Тематика контрольных работ:
Контрольная работа студентами заочной формы обучения выполняется в тетради или на стандартных листах формата А4 в рукописной или печатной форме. Номер варианта контрольной работ должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки. Контрольная работа должна содержать титульный лист, оглавление перечень рассматриваемых вопросов) и список использованной литературы, который помещается в конце работы. Объѐм контрольной работы – 10 страниц машинописного текста Работа должна быть представлена на кафедру не позднее, чем за 10 дней до экзамена (в исключительных случаях сдаѐтся в день проведения экзамена). Результаты выполнения работы обсуждаются на экзамене, в положительном случае ставится зачет. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к экзамену не допускаються.
Вариант 0
1. Состояние исследовательской работы в детском саду.
2. Методика организации и проведения опытов с детьми.
3. Разработать занятие по экспериментальной деятельности для младшей возрастной группы (с дидактическим материалом )
Вариант 1
1. Осуществление экспериментальной деятельности по СавенковуА.И.
2. Методика организации и проведения элементарных экспериментов в детском саду.
3. Разработать занятие по экспериментальной деятельности для средней возрастной группы.
Вариант 2
1. Возможности программы «Радуга» для осуществления опытно-экспериментальная работы детей.
2. Методика организации наблюдений в природе в разных возрастных группах детского сада
3. Разработать целевую прогулку в детском саду для средний группы.
Вариант 3
1.Возможности экологической дорожки детского сада для исследовательской работы.
2. Методика организации опытов в уголке живой природы.
3. Разработать занятие по экспериментальной деятельности для старшей группы.
Вариант 4
1. Организация экспериментальной площадки в ДОУ.
2. Методика организации и проведения опытов в детском саду.
3. Разработать занятие по экспериментальной деятельности для подготовительной группы детского сада.
Вариант 5
1. Простейшая исследовательская деятельность в детском саду.
2. Анализ состояния экологического образования в ДОУ.
3. Разработать целевую прогулку для средней группы детского сада.
Вариант 6
1. Проблемы опытнической работы в детском саду.
2. Организация опытов и методика их проведения на примере детей старшого дошкольного возраста.
3. Разработать экскурсию для младшей группы детского сада.
Вариант 7
1. Работа с родителями по совместной организации проектной деятельности.
2. Методика работы с детской популярной литературой по исследовательской деятельности.
3. Разработать экскурсию для подготовительной группы.
Вариант 8
1. Развитие детей в процессе исследовательской деятельности.
2. Методика организации и проведения экологических игр в детском саду.
3. Разработать совместный с дошкольниками проект по исследовательской деятельности.
Вариант 9
1. Игра как форма и средство исследовательской деятельности детей.
2. Проекты в детском саду.
3. Разработать задания для наблюдений на экскурсии.
7. ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Вопросы итогового контроля
1. Предмет и задачи курса «Опытно-экспериментальная работа детей дошкольного возраста».
2. Исследовательская деятельность как новое направление дошкольной педагогики.
3. Теоретические основы отбора знаний о природе для детей дошкольного возраста.
4. Формирование системных знаний о природе как основы опытнической работы детей.
5. Воспитание ценностных ориентации в процессе исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
6. Наблюдение - основной метод по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста.
7. Труд детей в природе как исследовательски целесообразная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.
8. Опыты в ознакомлении детей с природой. Экологический подход к их проведению.
9. Игра как средство по исследовательской деятельности детей в окружающем мире.
10.Содержание и методика использования игр детей 3-4 лет.
11.Содержание и методика использования игр детей старшего дошкольного возраста.
12.Технология использования моделей и моделирования в педагогической работе с детьми.
13.Роль и характер использования наглядного материала в педагогическом процессе.
14.Использование ТСО в педагогической работе с детьми дошкольного возраста.
15.Использование бесед и рассказов воспитателя в образовании дошкольников.
16.Роль природоведческой литературы в формировании ценностных ориентации у детей дошкольного возраста.
17.Занятие как одна из основных форм исследовательской деятельности дошкольников.
18.Своеобразие методики проведения опытов и экспериментов на занятиях с детьми разного возраста.
19.Экскурсии, целевые и повседневные прогулки с детьми в природу. Их роль в исследовательском образовании.
20.Организация и методика проведения экскурсий и целевых прогулок в разных возрастных группах.
21.Элементарная поисковая деятельность как форма организации экологического образования в дошкольных учреждениях
22.Управление исследовательской работой в дошкольных учреждениях.
23.Создание условий для эколого-образовательной работы в дошкольном учреждении.
24.Организация иследовательской развивающей площадки ДОУ (элементы природной среды и их функциональная роль.
25.Характеристика отечественных программ по исследовательской деятельности дошкольников.
26.Особенности использования наглядных методов в проектной деятельности .
28.Работа с детской литературой в разных возрастных группах детского сада по ознакомлению с окружающим миром.
29.Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду.
30.Работа с родителя по осуществлению опытно-экспериментальной деятельности.
31.Познавательно-развлекательные мероприятия по исследовательской деятельности в детском саду (развлечения, утренники, праздники, акции и др.).
32.Труд детей как средство познания особенностей окружающего мира.
33.Уголок живой природы как средство исследовательской деятельности.
34.Состояние и проблемы методики опытно-экспериментальной работы в настоящее время.
35.Краеведческий принцип подбора материала по исследовательской деятельности.
36.Значение и место поисковой деятельности в эколого-педагогическом процессе.
37.Модели ДОУ по осуществлению опытно-экспериментальной работы в настоящее время.
38. Анализ состояния опытно-экспериментальной работы.
Критерии оценки зачета и экзамена
Ответ студента на экзамене оценивается одной из следующих оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые выставляются по следующим критериям.
Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной кафедрой. Как правило, отличная оценка выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий курса, их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала, знающим точки зрения различных авторов и умеющим их анализировать.
Оценка «хорошо» выставляется студентам, обнаружившим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, усвоившим основную литературу, рекомендованную кафедрой. Этой оценки, как правило, заслуживают студенты, демонстрирующие систематический характер знаний по дисциплине и способные к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
На «удовлетворительно» оцениваются ответы студентов, показавших знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что студент обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, обнаружившим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают ответы студентов, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, когда студент не понимает существа излагаемых им вопросов, что свидетельствует о том, что студент не может дальше продолжать обучение или приступать к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1.Зарилова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 43-48.
2.Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. М., 2002,2005.
3.Прохорова Л.Н.Организация экспериментальной деятельности дошкольников- М. :АРКТИ, 2005
4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2008, 2010, 201
5.Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду.// Дошкольное воспитание. 2000. - № 2. - С. 8-17.
6. Теория и методика экологического образования детей// Учебно- методическое пособие к лабораторным занятиям для студентов I курса очной и заочной форм обучения педагогического факультета/сост О.Ю.Батурина. – Тверь, 2008.
Дополнительная литература
1. Воспитание дошкольников в труде. - М., 2000.
2. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1.
3. Гирусов Э.В. Экологическая культура. - М., 2009..
4. Дерябо С.Д., Ясвин В А. Экологическая педагогика и психо-Эго-Я. Ростов н/Д., 2000.
5. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М., 2011.
6. Киреева О. В.Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Киреева О. В. − СПб, 2009. − 20с.
7.Киреева О.В. Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 62-66
8.Кривощекова Е. В. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. / Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. − Томск: ОГУ РЦРО, 2008. − С. 32-33.
8.Ковальчук ТА. Мировоззренческое воспитание дошкольников. - Кишинѐв, 2000.
9.Кондратьева Н.Н. Содержание и структура системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста //Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л., 2000.
10. Куликова ТА. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. - М., 2000.
11.Маневцова Л.М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста // Сб. науч. трудов. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. - М.,2008
12.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М., 2000.
13.Мир природы и ребенок. - СПб., 2006.
14.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - Минск, 2006.
15.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 2005.
16.Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М., 2011..
17.Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М., 2008.
18.Никонова И.О., Талызина М.И. Предметно-развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. - СПб, 2001.
19.Организация работы методиста детского сада. - М., 2009.
20.Рыжова Н.А. Построение модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2000 -№ 9. - С. 40-46.
21.Рыжова Н.А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. 2000 - № 4 - С. 25-36
22.Саморукова П.Г. Педагогические условия воспитания любви, бережного и заботливого отношения дошкольников к природе //Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. - Л., 20.
23.Федотова A.M. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста // Сб. науч трудов. Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста. - Пермь, 2000.
24.Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. 2001. - № 7. - С. 32-34.
9.ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО -ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
10.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
При подготовке к учебным занятиям студентам рекомендуется начинать работу по ознакомлению с пояснительной запиской. Этот вид работы позволит оп ределиться студенту в специфике данного учебного курса, принять те учебные задачи , которые поставил преподаватель. Кроме того, в пояснительной записке, как правило, перечислены те знания, умения навыки, которые должны быть сформированы у студента по окончании курса. Ознакомление с этим разделом пояснительной записки позволит студенту более обдуманно подходить к изучению той или иной темы, сделать прогноз тех учебных и контрольных заданий, которые будут даны в ходе изучения дисциплины.
Далее рекомендуется прочитать учебную и рабочую учебную программу дисциплины. Это позволит студенту определиться в объёме материала который следует усвоить, проследить логику учебной дисциплины. Кроме того, знакомство с рабочей программой позволит создать условия для развития у студентов познавательной самостоятельности Ознакомившись со списками основной и дополнительной литературы студенту целесообразно взять в библиотеке книги, указанные в разделе «Основная литература», так как здесь преподаватели обычно указывают ведущие учебники, учебно-методические пособия или монографии, которые есть в достаточном количестве в библиотеке
Желательно скопировать, переписать или распечатать перечень вопросов отражённых в программе зачёта (экзамена) для того, чтобы при изучении учебного курса на лекциях, семинарских и практических занятиях, при самостоятельной работе отмечать части учебного материала, относящиеся к тому или иному разделу программы итогового контроля. Далее обращение к УМК целесообразно по мере изучения тем дисциплины, перед очередным семинарским или практическим занятием(рекомендуется изучить основные положения по теме занятия) и при подготовке к практическим занятиям, обращаясь к соответствующим рекомендациям.
11. СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
Для проведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint. Для выполнения практических занятий второго и третьего модулей необходим компьютерный класс.
Для проведения практических, лекционных и семинарских занятий необходимы:
- учебные пособия по дошкольным дисциплинам,
- учебные программы по дисциплинам дошкольного воспитания,
- методические пособия
12. ГЛОССАРИЙ
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – экраннозвуковые средства обучения (видеофильмы, телепередачи, слайды, диафильмы, аудиозаписи).
БЕСЕДА – диалогический способ общения посредством четко структурированной системы вопросов, побуждающей детей к самостоятельным рассуждениям, обобщениям и выводам.
ВВОДНАЯ БЕСЕДА – беседа, нацеленная на актуализацию, систематизацию и обобщение опорных и представлений понятий, полученных ребенком самостоятельно, стимулирование интереса к изучаемому явлению; предваряет изучение новой темы.
ГРУППОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ – внутренняя форма организации обучения учащихся на занятии, при которой группе учащихся предоставляется учебное задание для совместного самостоятельного выполнения и предоставления результата.
ДЕДУКТИВНЫЙ РАССКАЗ – рассказ, в котором общие положения подтверждаются фактами.
ДЕДУКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ – путь формирования понятия от общего к частному.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ – реализация на занятиях индивидуализации обучения через предоставление детям дифференцированных заданий.
ИНДУКТИВНЫЙ РАССКАЗ – рассказ, в котором на основе фактов делается обобщение.
ИНДУКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ – путь формирования понятия от частного к общему, сначала с опорой на наблюдения и опыты, в ходе которых дети знакомятся с конкретными фактами и свойствами, а затем делают выводы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – высший уровень проблемного обучения, в ходе которого дети сами выделяют проблему, выдвигают гипотезу о путях ее решения и проверяют предположения в ходе выполнения опытов, наблюдений и экспериментов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ – временной подход к изучению природных явлений, позволяющий проследить ход формирования и становления изучаемых явлений, познать закономерности их развития.
КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА – постоянное повторение и расширение, обогащение новыми знаниями учебного материала, неоднократная проработка материала на новом уровне обобщения.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ – отражение в содержании учебного материала краеведческого материала: сведений об особенностях природы и жизни людей местности, где живёт и обучается учащийся.
ЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА – последовательное расположение частей учебной информации, единичная их проработка.
ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ - приемы, включающие различные логические операции, направленные на выявление признаков предметов и явлений, сравнение и противопоставление объектов по сходству и различию, проведение аналогий, классификации, систематизации и обобщение, и формулирование выводов.
МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ – проблемный рассказ воспитателя в котором ставится проблема и в ходе изложения материала (посредством наводящих вопросов, демонстраций опытов и экспериментов) проблема решается самим воспитателем.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ – структурная единица любого метода обучения.
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – система целей, задач, содержания обучения, методов, методических приемов и форм организации обучения в рамках определенной дидактической теории.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ – условия, включающие специфические методы, приемы обучения, содействующие более эффективному формированию естественнонаучных понятий.
МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ УЧЕБНИКА – совокупность структурных компонентов учебника.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ– способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся или ее упорядочения, направленные на решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод обучения, включающий систему действий по построению, преобразованию, использованию воспринимаемой модели, элементы и отношения которой подобны элементам и отношениям определенной природной системы (реальной).
НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – метод организации целенаправленного восприятия детьми предметов или явлений природы и социума, в процессе которого уточняются отличительные признаки, изменения, происходящие с природными и социальными объектами.
НАТУРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – средства обучения в виде натуральных предметов природы (минералы, живые растения и животные, гербарии, чучела и др.).
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, в процессе использования которых источником знаний является наглядность; визуальночувственное восприятие предметов и явлений природы в их натуральном виде и искусственном, символическом изображении (с помощью иллюстраций и опытов).
ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА – беседа, связанная с необходимостью первичного закрепления полученной информацией, ее систематизацией и установления связей с последующим материалом.
ОПЫТ – способ изучения объектов и явлений природы, состоящий как в их искусственном воспроизведении, так и в теоретико-практическом преобразовании условий протекания с целью доказательства определенного предположения (эксперимент).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ – приёмы, помогающие воспитателю организовать восприятие детей, привлечь внимание к изучаемым объектам или явлениям природы и общества.
ПОНЯТИЕ – обобщенное знание, отражающее совокупность существенных признаков предмета или явления окружающего мира, выраженное вербальным, графическим или символическим способом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы обучения, в процессе использования которых источником знаний являются практические действия детей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – форма занятий, способствующая углублению знаний, формированию умений, решению задач контроля, стимулированию познавательной деятельности.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – отражение в сознании дошкольника образа предмета или явления природы, когда они непосредственно не воздействуют на органы чувств.
ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ – принцип синтеза знаний из разных наук (естественных и общественных) в целях создания целостной картины мира.
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА ПРИ ОТБОРЕ СОДЕРЖАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ – раскрытие в содержании образовании временных отношений между явлениями окружающего мира, подход к любому изучаемому естественному и социальному событию с позиции естественной истории и истории социума.
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ – использование в учебном процессе при формировании естественнонаучных и обществоведческих знаний наглядных средств.
ПРИНЦИП ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕДОЦЕНТРИЗМА – отбор содержания наиболее актуального для ребенка дошкольного возраста и учет его эгоцентризма при построении последовательности изучения объектов и явлений окружающего мира (Я – семья – – общество).
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ «ОТ БЛИЗКОГО К ДАЛЁКОМУ» - развитие содержания от частного к общему, от изучения близких для ребенка объектов и явлений окружающего мира к более далёким.
ПРИНЦИП СЕЗОННОСТИ – принцип интеграции в содержании образования знаний, отражающих разнообразные аспекты сезонных изменений в природе и социуме.
РАССКАЗ – монологический способ связного, последовательного, устного изложения нового учебного материала.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, при использовании которых источником знаний в процессе обучения окружающему миру является слово субъекта общения.
СПИРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА – постоянное расширение и углубление информации вокруг основных стержневых идей, которые получают развитие на протяжении всего курса.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – совокупность материальных учебнометодических объектов, используемых для передачи и овладения знаниями, умениями, навыками и общего развития личности детей.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ориентация целей, задач и содержания образования на обязательный минимум содержания государственного образовательного стандарта и минимум требований к знаниям и умениям учащихся.
ТЕКУЩАЯ БЕСЕДА (СООБЩАЮЩАЯ) – беседа, предполагающая ознакомление учащихся с новыми сведениями, с параллельной конкретизацией и расширением имеющихся у них знаний.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ – приемы использования различного оборудования и средств обучения.
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ – наблюдения за сезонными изменениями в природе и жизни людей.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, соответствующее различным условиям ее проведения (класс, природа) и осуществляемое в определенном порядке и режиме.
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – частично-поисковый метод обучения.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – культура отношения человека к природе; личностное качество, которое охватывает все сферы сознания, поведения и деятельности и проявляется в овладении экологическими знаниями и умениями, ценностными ориентациями по отношению к природе, экологическим мышлением и грамотным поведением и деятельности в природе.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ – отражение в содержании образования взаимосвязей и взаимозависимостей явлений природы, взаимодействий природы и общества.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – система педагогических воздействий (обучения, воспитания и развития школьников), нацеленная на формирование экологической культуры младших школьников.
ЭКСКУРСИЯ – такая форма организации учебного процесса, которая осуществляется в естественной природной или специально созданной среде и позволяет осуществлять непосредственное общение детей с природной и социальной средой, то есть основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это психические отношения, в зарождении которых участвует представление о ценности объектов отношений.