Опытно-экспериментальная работа по теме: Введение в практическую деятельность модуля Обучение критическому мышлению
Учитель русского языка и литературы:
Богданович Наталья Васильевна
2013-2014 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподается ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Модуль «Обучение критическому мышлению», изложенный в «Руководстве для учителя», предполагает адаптацию сознательного обдуманного подхода к развитию критического мышления не только учеников, но и учителя. Целью данного модуля является способствовать развитию критического мышления, воспитывать людей, стремящихся учиться в течение всей жизни. Выполняя задания учащиеся должны научиться критически мыслить, брать на себя ответственность за собственное обучение, работать сообща.
В многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях убедительно доказывается, что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением (КМ), которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, осмысления прогнозов и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения. КМ помогает личности ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций, поэтому критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам.
Такое понимание роли КМ говорит об актуальности данной проблемы.
В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы сказано, что образование ориентировано на становление личностных характеристик выпускника. Это – гражданин: креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества. Следовательно, развитие критического мышления учащихся не только необходимо, но и обязательно в современной школе. Наиболее актуальной также остаётся и проблема активизации познавательной деятельности учащихся в школе.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость этой проблемы определили тему исследования - «Внедрение в практическую деятельность модуля «Обучение критическому мышлению»».
Данное исследование имеет социально-экономическое значение, т.к. его результаты позволяют решить актуальные задачи формирования и развития широко образованной и культурной личности. Поэтому изучение и использование КМ в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни.
Объектом исследования: 7 «Е» класс.
Предмет исследования:
мотивация обучения, логическое мышление и уровень обученности учащихся 7 «Е» класса.
Цель исследования:
определить степень повышения мотивации обучения уровня обученности при использовании модуля «Обучение критическому мышлению».
Гипотеза:
Модуль «Обучение критическому мышлению» повышает мотивацию к изучению предмета; развивает логическое мышление, а также уровень обученности учащихся.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Повышение мотивации к предмету;
Развитие операций мышления (логического мышления) (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, абстракция, классификация);
Повышение уровня обученности к предмету.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось КГУ «Общеобразовательная средняя школа-гимназия №1 имени Н. А. Островского» г. Шемонаиха.
ПОНЯТИЕ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»
Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение.
Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Конфуций
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других. (Руководство для учителя стр.165).
Считаю, что критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления.
Моя задача на уроке создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности. Еще в 14 веке В.Вундт доказал, что при пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения. Поэтому мне необходимо, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания.
МОДЕЛЬ МОДУЛЯ «ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Уроки, проводимые мною по модулю «Обучение критическому мышлению», имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока. Согласно данному модулю образовательный процесс строю согласно трем стадиям: вызов, осмысление и рефлексия. Все серии последовательных уроков разработала с использованием приемов и методов критического мышления, которые присутствуют на каждом этапе урока.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] внедряла для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Учащимся предлагалось вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, давалась возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно предложенного вопроса (явления), связанного с целями обучения.
На этой стадии я участвовала как слушатель, наставник.
Считаю, что групповая (парная) работа способствует развитию толерантности, умения прислушиваться к мнению партнера. Кроме того, на таких уроках ребята общаются на языке предмета, что способствует формированию лингвистической грамотности. На уроках предлагается каждому ученику сформулировать цели относительно темы урока, назвать ее и оценить свои умения по данной теме с помощью шкалы самооценки. Обратить внимание на то, что вызывает трудности и над чем работать. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной, стадии.
На стадии реализации смысла (или стадии осмысления содержания) учащиеся занимались новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструировали новую информацию и сами отслеживали этот процесс, устанавливали связи между с раннее усвоенным материалом. Именно на стадии реализации смысла шла работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.
Считаю, что модуль «Обучение критическому мышлению» отличается от обычного знакомства с новым материалом на уроке тем, что использует такие приемы, которые позволяют направить восприятие.
ДОСТОИНСТВА
МОДУЛЯ «ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ»
По-моему мнению, технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
По результатам проведенных уроков я убедилась в том, что технология критического мышления дает ученику:
повышение эффективности восприятия информации;
повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
умение критически мыслить;
умение ответственно относиться к собственному образованию;
умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования;
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
А учителю дает:
умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Считаю, что регулярно используя модуль «Обучение критическому мышлению» на уроках русского языка и литературы, развивается личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Стимулируются интересы ученика, развивается у него желание практически использовать знания по этому предмету, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Модуль «Обучение критическому мышлению» помогает готовить детей нового поколения (в соответствии с новыми стандартами образования), умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные в рамках данного модуля, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика.
Применение модуля «Обучение критического мышления» раскрепощает, придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учение посредством личных открытий – долгий процесс. Учащимся дается возможность реализовать свои способности, найти себя.
В процессе применения модуля «Обучению критическому мышлению»:
происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
формируется направленность на самореализацию.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под педагогическим экспериментом современная педагогика школы понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов, средств обучения и воспитания.
Общие сведения о классе: в 7 «Е» классе 18 человек, из них 5 мальчиков и 13 девочек. Класс сформировался в 2012 учебном году, как гимназический. В основном класс нацелен на учебу, серьезно относится к школьным предметам. Иногда бывает излишняя шумливость во время перемен, необходим постоянный контроль. Все учащиеся трудолюбивые. Класс дружный.
На проведённых уроках использовались следующие приёмы критического мышления:
работа над кластером (составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь»);
приём «мозговая атака» (способствует созданию большего количества «гроздьев», чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме);
«Ромашка вопросов» (составление вопросов разной сложности детьми по заданной теме);
составление синквейнов;
Синквейн позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой. Ребятам нравится творить. Во-вторых, этот прием позволяет проверить, как учащиеся запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн позволяет выяснить учителю, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемая тема. Вот некоторые работы:
1. Кусака
2. Бездомная, преданная
3. Привыкла, просила, выла.
4. Печальная участь бездомного существа.
5. Собака
1. Леля
2. Веселая, беззаботная
3. Приласкала, забыла
4. Девочка неискренне привязалась к собаке
5. Девочка
Совместно с учащимися мы создали сборник синквейнов по изучаемым произведениям.
прием «Рассказ-предположение»;
прием «Дерево предсказаний»;
прием «Ассоциации»;
прием «Перепутанные логические цепочки»;
прием «Двойной дневник»;
прием формативного оценивания «Две звезды и желание»:
«рефлексия» (анализ своей работы и своего состояния в ходе работы).
На стадии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики взаимооценивают и самооценивают результаты обучения и познания.
В конце урока по рассказу Л. Андреева «Кусака» использовала прием «Закончи предложение» (устное интервью). По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку, и каждый высказывает своё мнение:
-- Я понял
-- Я верю
--Я подумал
--Я узнал
Ответ Ольги С.: я подумала, что моя собака сейчас голодна, и мне хочется её вкусно покормить, погладить, приласкать.
--Я подумала, как жаль Кусаку. Почему Леля так поступила с ней? (Максим С.)
--Я подумала, что как много в мире зла. (Ботагоз К.)
-- Я подумала, что моя собака тоже дворняжка, как и Кусака. Ну и что? Она тоже добрая, умная. (Айгерим Т.)
--Я понял, что тоже иногда свою собаку обижаю (Владислав Т.)
--Я понял, как я люблю мою собаку. (Анатолий С.)
--Я подумала, о том, что мы должны быть в ответе за тех, кого приручили. (Элина К.)
-- Я подумала, что у Лели и у её мамы сердце слепое. (Кристина М.)
На уроке русского языка по теме «Стили речи» в качестве рефлексии было предложено задание «Оцени свою работу в группе по схеме»:
0 – не работал, ленился
1 – работал нехотя, заставляли
2 – активно работал
3 – очень активно работал
Результат получились следующие:
На уроке литературы по теме «А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине» Р.Сейсенбаев «День, когда рухнул мир»» в качестве рефлексии был предложен прием «Закончи предложение» (устное интервью): О чём думаете сейчас? (по кругу пускаем мяч, и каждый высказывает своё мнение).
- Сегодня на уроке я узнал, что
- Мне это знание необходимо
-Я почувствовал, что
С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем перебороть.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: наблюдения за учениками при работе в группе; беседа с учащимися. Было проведено наблюдение за поведением отдельных учеников. Наблюдение велось за тремя учащимися Екатериной К., Ботагоз К. и Эллиной К.
Нами было установлено, что Екатерина К. является типичным представителем средней группы учащихся, так как у нее непостоянная оценка по предмету, но хороший уровень знаний. Имеет средний уровень развития самоменеджмента, самосознанности, так как старается придерживаться своей точки зрения, осознает, что и для чего делает. Так как Екатерина старается достичь большего в обучении – можно сделать вывод о высоком уровне учебной мотивации. Наблюдая за Екатериной в группе можно отменить высокий уровень социальных навыков. Общеучебные навыки развиты на достаточном уровне (анализ, синтез, обобщение и вывод). В течение уроков продемонстрировала знание художественных произведений, умение работать с текстом, выделять главное, но так как по психологическим особенностям Екатерине нужно время на обдумывание, ей не всегда удавалось участвовать в работе и поддерживать высокий темп, заданный командиром группы. Но не смотря на это она продемонстрировала навыки глубокого аудирования, сотрудничала с членами группы, предлагала варианты ответа. В конце уроков давала адекватную оценку своей работы, учитывая установленные критерии.
Ботагоз К. сразу включалась в работу, стала руководить остальными, жестикулировала и достаточно громко обсуждала задания, проявляла активность на всех уроках. Защищала плакат, внимательно слушала своих товарищей, приободряла выступление своих одноклассников в группе.
Анализ эффективности использования модуля «Обучение критическому мышлению» показал, что ученики отдают предпочтение данным формам обучения. 100% учащихся 7 «Е» класса считают возможным и нужным применение методов и приемов КМ на уроках литературы, поскольку, по их мнению, такие приемы способствуют всестороннему развитию личности, учат работе с различными источниками информации, учат самоанализу деятельности, позволяют по-новому взглянуть на изучаемый материал:
«Новые виды работ позволили увидеть проблемы, решаемые на уроках, совершенно в другом виде. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме», - Ботагоз К.
«Я училась выражать свои мысли, доверять себе», - Екатерина К..
«У меня появился стимул учиться», - Алина Д.
С применением модуля «Обучение критическому мышлению» в классе произошли заметные изменения в отношении учащихся к процессу обучения. Возрос уровень самостоятельности при решении учебных проблем, появилась направленность на самообразование, повысилась творческая активность учащихся, изменился характер мотивации учения (учатся не ради оценки, а потому, что им интересно, появилась возможность в самореализации в процессе учения).
Таблица 1. Сравнительный анализ изменения уровня мотивации учащихся с момента внедрения в практику модуля «Обучение критическому мышлению».
Время проведения психологического обследования
Мотивация
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
5 класс
9
2
7
6 класс октябрь 2012 год
5
10
3
7 класс 2 четверть 2013 год
7
11
-
До применения модуля, количество учащихся с высоким уровнем мотивации составило 50%, с низким уровнем – 39%. С момента применения новой технологии просматривается более яркая картина изменения уровня мотивации. С октября 2012 г. по январь 2014 года, количество учащихся с высоким уровнем мотивации повысилось на 11% и стало равно 39%; с низким уровнем мотивации учащихся нет.
Для оценки результатов экспериментальных данных была разработана шкала уровней сформированности логических умений.
Для того чтобы последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему ученик должен уметь:
1) Прежде всего, хорошо знать содержание;
2) Образно, точно, грамотным языком, логично и аргументировано, выстроено излагать материал.
3) Подразделять рассказ на смысловые части, в каждой части выделить составные элементы, то есть использовать сложный план.
4) Уметь составлять простой план.
5) Анализировать события, раскрывая причинно - следственные связи, сравнивать явления и события определяя их основополагающие и второстепенные характеристики.
6) Уметь формулировать и аргументировано высказывать свои мысли.
Высокие показатели по всем перечисленным критериям дает ученику право быть оцененным на «отлично», более низкие показатели, либо отсутствие какого-либо критерия даёт возможность быть оцененным на «хорошо» или «удовлетворительно».
Результаты экспериментального исследования выражены в таблицах. Для того, чтобы определить уровень сформированности умений более конкретно, мы разработали оценочную шкалу
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ
Высокий - 5 (умениями овладел, может применять самостоятельно, творчески в разнообразных учебных ситуациях).
Выше среднего - 4 (применяет умения в практической деятельности, справляется с решением поставленных учителем задач).
Средний - 3 (применяет в решении определенного рода заданий).
Ниже среднего - 2 (испытывает затруднения в применении умений на практике).
Низкий - 1 (не в состоянии применять умения в практической деятельности).
Полученные результаты экспериментального исследования.
Таблица 2. Уровень сформированности логического мышления учащихся до проведения экспериментальных уроков.
№
Ф. И. учащихся
1
2
3
4
5
6
7
Общ. балл
Параметры
1
Елизавета Б.
3
3
3
2
2
3
3
19
1- умение анализировать
2 - умение сравнивать
3- умение выявлять логические связи
4-умение систематизировать
5- умение выявлять причинно-следственные связи
6 - умение формулировать цели
7 - умение обобщать и делать выводы
2
Анна Г.
3
3
3
3
3
3
3
21
3
Дарья Г.
3
2
3
2
3
3
4
20
4
Алина Д.
3
3
3
3
3
4
4
23
5
Евгений И.
3
3
3
3
3
4
4
23
6
Захар И.
2
2
3
2
2
3
3
17
7
Анна И.
3
3
3
3
3
4
4
23
8
Мария К.
3
3
3
3
3
4
4
23
9
Эллина К.
3
3
3
2
3
4
4
22
10
Кристина М.
4
4
4
3
4
4
4
27
11
Екатерина К.
3
3
3
2
2
3
3
19
12
Ботагоз К.
4
4
4
3
4
4
4
27
13
Талита М.
3
3
2
3
3
3
3
20
14
Маким С.
2
3
2
2
2
3
2
16
15
Ольга С.
3
3
3
3
3
3
4
22
16
Анатолий С.
2
3
2
2
2
3
2
16
17
Айгерим Т.
3
4
3
3
4
4
4
25
18
Владислав Т.
3
3
3
3
3
3
3
21
Общий балл
53
55
53
47
52
62
62
384
Таблица 3. Уровень сформированности логического мышления учащихся после проведения экспериментальных уроков.
№
Ф. И.
учащихся
1
2
3
4
5
6
7
Общ. балл
Параметры
1
Елизавета Б.
4
4
3
3
3
4
3
24
1- умение анализировать
2 - умение сравнивать
3- умение выявлять логические связи
4-умение систематизировать
5- умение выявлять причинно-следственные связи
6 - умение формулировать цели
7 - умение обобщать и делать выводы
2
Анна Г.
4
4
3
3
3
4
4
25
3
Дарья Г.
4
3
3
3
3
4
4
24
4
Алина Д.
3
4
4
4
4
5
4
28
5
Евгений И.
4
4
4
4
3
5
4
28
6
Захар И.
3
3
3
3
3
4
4
23
7
Анна И.
3
4
4
4
4
5
5
29
8
Мария К.
4
4
4
4
3
5
5
29
9
Эллина К.
4
4
3
3
4
5
5
28
10
Кристина М.
5
5
5
4
4
5
5
33
11
Екатерина К.
4
4
3
3
3
4
4
25
12
Ботагоз К.
5
5
5
5
5
5
5
35
13
Талита М.
4
4
3
4
4
4
4
27
14
Маким С.
3
3
3
3
3
4
3
22
15
Ольга С.
4
4
4
4
4
4
5
29
16
Анатолий С.
3
4
3
2
3
4
3
22
17
Айгерим Т.
4
5
4
4
5
5
5
32
18
Владислав Т.
4
4
3
4
4
4
4
27
Общий балл
69
72
64
64
65
80
76
490
490-100%
384-Х
Х = 78% 100%-78% = 22%
Уровень сформированности умений за время эксперимента повысился на 22%.
Полученные нами данные позволяют утверждать, что использование методов и приемов критического мышления повышают уровень сформированности умений логического мышления.
Таблица 4. Динамика учебных достижений обучающихся по литературе.
Период
«5»
«4»
Качество знаний
2012-2013
72%
28%
100%
1 четверть 2013-2014
55%
45%
100%
2 четверть 2013-2014
72%
28%
100%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, полученные в результате проведенного эксперимента данные свидетельствуют о том, что выдвинутая гипотеза о том, что модуль «Обучение критическому мышлению» повышает мотивацию к изучению предмета; развивает логическое мышление, а также уровень обученности учащихся полностью подтвердилась.
Приёмы КМ позволяют развивать у детей логическое мышление. Эта работа выполняется детьми с большим удовольствием, они думают, рассуждают, делают выводы, находятся в активной позиции. Каждый ребёнок стремится к тому, чтобы выполнить работу лучше, имеет возможность себя проконтролировать.
Результаты исследования показали, что использование методов и приёмов критического мышления на уроке литературы:
развивает логическое мышление учащихся;
формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.
Я убедилась, что методы и приёмы критического мышления способствуют:
лучшему запоминанию изученного материала;
активизируют деятельность учащихся на уроке;
развитию познавательной деятельности с помощью формулирования вопросов.
Я увидела, что различные формы рефлексии развивают:
способность формулировать мысли;
помогают лучше понять причины явлений.
Дети находятся в активной позиции, получают удовольствие от своей работы. Поэтому считаю, что развитие логического мышления с помощью приёмов критического мышления актуально и его необходимо использовать в работе.
КМ – общепринятое в методической и научной литературе сокращение
13PAGE 15
13PAGE 141515
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
по теме:
"Введение в практическую деятельность
модуля "Обучение критическому обучению"Bookman Old Style15