«Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Общая характеристика методов и программы исследования
Методика Э. Вартега «Круги» .
Цель: изучение креативности личности, ее способности генерировать оригинальные идеи в заданном направлении.
Инструкция: «На бланке (Приложение 1, Рис. 1) нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга. Использовать один круг для рисунка. Под каждым рисунком напиши, что нарисовано. Рисовать нужно слева направо. На выполнение задания дается 10 минут. Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков».
Методика состоит из следующих шкал:
беглость – скорость выполненного теста, выраженная в количествевыполненных рисунков (за 10 минут);
гибкость – количество категорий рисунков (их тематика);
оригинальность – количество редко встречающихся рисунков,объединение стимульных фигур (круг).
Обработка результатов. Подсчитывается показатель беглости (Б) мышления – общее количество рисунков, за каждый рисунок – 1 балл. Таким, образом, Б = n, где n – число рисунков (изменяется от 0 до 20). Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круг.
Гибкость (Г) – число изображенных классов (категорий) рисунков. Одна категория – 3 балла. Таким образом, Г = 3m, где m – число категорий.
Категории ответов:
Война (военная техника, солдаты, взрывы).
Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
Игрушки, игры (любые).
Космос (ракета, спутник, космонавт).
Лицо (любое человеческое лицо).
Люди (человек).
Машины. Механизмы.
Посуда.
Предметы домашнего обихода.
Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
Растения (любые деревья, травы, цветы).
Спортивные снаряды.
Съедобные продукты (еда).
Узоры, орнаменты.
Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
Оригинальность (Ор), оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30-40 человек). Один оригинальный рисунок – 5 баллов. Таким образом, Ор = 5 k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных рисунков.
Общее кол-во баллов = n + 3 m + 5 k.
При подсчете баллов по данной методике следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (см. например – Приложение 1, рис. 2).
2. Методика Ф. Вильямса адаптированный вариант для детей 5-17 лет Е.Е. Туник, включающая два теста:
а) изучение дивергентного (творческого) мышления.
Цель: изучение свойств креативности: беглость, гибкость, оригинальность, точность и разработанность.
Данный тест состоит из батареи тестов (Приложение 2).
Инструкция, давалась в свободной форме. Мы просили испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.
В нашем исследовании мы опирались на следующие факторы, установленные в исследованиях Дж. Гилфорда.
Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов;
Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов;
Оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Разработанность – место расположения деталей (предпочтениеассиметрии и сложности при изображении, способность кструктурированию и изобретательности);
Название – количество употребляемых слов, сложность и образностьназвания рисунков.
Время проведения процедуры – 40 минут.
б) Изучение личностной креативности (Приложение 3).
Цель: изучение любознательности, воображения, умения разбираться в сложных идеях и способности мыслить нетрадиционно.
Инструкция. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «X» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не могу решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «X» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Методика состоит из следующих шкал:
Рискованность (умение отстаивать собственную точку зрения);
Любознательность (проявлять интерес);
Сложность мышления (исследование неизвестного, поискальтернатив);
Воображение (интуиция, построение мысленных образов).
Основные проявления исследуемых факторов:
Любознательность. Человек с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
Воображение. Человек с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
Сложность. Человек, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
Склонность к риску. Проявляется в том, что человек будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
3. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси [47].
Цель: количественное исследование самооценки личности.
Инструкция: «Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества».
Обработка результатов. Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное».
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.
Этапы эксперимента
Этапы
Сроки проведения
Основные задачи
Формы и виды работ
Ожидаемые результаты
1.Констатирующий
а)Выявление проблемы, обоснование её актуальности.
3месяца(июнь, июль, август2012г.)
Проанализировать научную литера-туру. Выделить необходимые аспекты.
Найти способы решения выявленной проблемы.
Работа с научной психолого-педагогической и методической литературой.
Анализ.
Получение информации по данной проблеме, способах её возможных решений.
б)Разработка программы.
Разработать программу, опираясь на полученную информацию из изученной литературы(определение понятий,условия, псих. особенности, формы и методы и.т.д.); специфику учебной образовательной программы, на основе практического педагогического опыта; требованиям ФГОС .
Изучение методической литературы, содержащей описание различных методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста, выявление новых форм и технологий интересных заданий, способов организации деятельности, анализ собственного опыта, Составление тематического планирования.
Программа
«Креатив-ный ребёнок»:тематическое планирование, приёмы и задания, пояснительная записка к программе с описанием возможных форм организации деятельнос-ти.
в)Создание условий для проведения эксперимента.
В течение всего эксперимента
Обеспеченить психологический комфорт, организовывать разнообразные виды деятельности как на уроке, так и во внеурочное время.
Положительный настрой на детельность,доброжелательная обстановка, организация проектной деятельности, особое построение уроков, организация занятий при необходимости после уроков.
Создание комфортных благоприятных условий.
г)Проведение срезов(входная диагностика) до начала эксперимента.
1неделя сентября2012г.
Протестировать младших школьников 2«В» класса для определения исходного уровня креативности по описанным выше методикам.
Диагностика.
Получение первоначальных результатов.
2.Формирующий
а)Проведение эксперимента, отслеживание результатов.
б)Оценка и анализ результатов эксперимента.
9месяцев(сентябь
2012-май2013)
Май 2013-1 неделя
Провести эксперимент по реализации прог-раммы «Креативный ребёнок», наблюдая, отслеживая резуль-таты.
Оценить и проанализировать результаты эксперимента.
Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
Проведение уроков и занятий во внеурочное время по разработанной программе. На уроке и занятиях использовались задания,приёмы, по разработанному плану,направлен-ные на реализацию поставленных задач в соответствии с целью.
Использование диагностических методов.Анализ ситуацииСоотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
Повышение уровня творческой активности, показателей креативности по сравнению с первоначальныыми исходными данными.
Выводы:
В ходе проведения занятий по программе «Креативный ребенок», у обучающиеся 2 «В»класса в отличие от первоначальных диагностических данных, наблюдались изменения в творческой активности, эмоциональном состоянии, в творческом отношении к делу.
Программа построена в соответствии с принципами развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу) и концепцией поуровневого развития личности в онтогенезе (Д.И.Фельдштейн), что позволило раскрыть психологические особенности формирования креативности младших школьников.
Программа рассчитана на младших школьников 7-11 лет и состоит из творческих заданий, игр и упражнений. Задания подбирались по принципу открытости, то есть большинство упражнений предполагали несколько вариантов ответов.
Разработанная нами программа, а также наблюдения и беседы позволили существенным образом изменить уровень креативности в сторону увеличения. Выявленная динамика отражает правильность созданных условий развития креативности..
13PAGE \* MERGEFORMAT14815
15