Открытый урок по ИЗО на тему Силуэт. Чёрное и белое изображение (2 класс).


Открытый урок «ИЗО 2 класс»
Тема урока:
«Силуэт. Чёрное и белое изображение».
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «силуэт».
Задачи:
дать представление о ритме как выразительном средстве изображения;
совершенствовать навыки работы с бумагой, умение сочетать разные виды деятельности;
воспитывать аккуратность, стремление выполнить красивую работу.
Оборудование:
Для учителя:
изображение утёнка, вокруг которого расположены силуэты разных птиц;
распечатанные из интернета репродукции работ «Деревенская страда» Ф. Толстого, работ Е. Лебедевой, «В голубом просторе» А. Рылова, Е. Чарушина «Воробьи»;
работы, подготовленные учителем на радужном фоне: «Бабочки», «Дельфины», «Петушок на заборе», «Кошечка на подоконнике», «Двое под зонтом», «Лебеди и утки на пруду», «Ёжик»;
картинки из интернета: «Греческие вазы», «Портреты вельмож», «Этьен де Силуэт», «Дети у реки», «Торт на День рождения»… и т.д.
Для обучающихся: бумага формата А3, альбомы, чёрная цветная бумага, клей, ножницы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Беседа по теме урока.
- Что такое силуэт? (Тень предмета, его общая форма) Тема нашего урока «Силуэт».
- Узнайте по силуэтам птиц на таблице. (Называют)
- Мы не можем увидеть цвет и отдельные детали птиц. Как же вы смогли определить? (По форме)
- Можно ли по силуэтам определить мяч, апельсин, колесо? (Нет, силуэт будет одинаковым - круглым)
Это значит, что для силуэтного изображения нужно подбирать интересные образы.
Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор чёрные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Посмотрите на репродукции греческих ваз. Здесь есть изображения чёрнофигурные и краснофигурные.
Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название «силуэт». Оно произошло от фамилии министра финансов, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Его звали Этьен Силуэт.
В России силуэты также были модны. Сохранилось множество портретов вельмож, деятелей культуры, учёных. Вот обратите внимание, такие портреты обрамлялись в красивые рамки. Искусство чёрных силуэтов использовалось и как украшение в домах русских дворян.
Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги.
Крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. Толстой.
(Демонстрация его работ «Деревенская страда», «Гибель Понятовского»)
Этому редкому искусству посвятила свой талант художница Е. Лебедева.
На её работах можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черёмухи, птиц на ветках, белочек.
(Демонстрация её работ)
- Чем отличаются работы графа Толстого и Е. Лебедевой?
(У Толстого работы на белом фоне из чёрной бумаги, а у Лебедевой - на чёрном фоне из белой бумаги. У первого художника сюжетные картины, а у второй - изображение природы)
Есть одно средство художественной выразительности, о котором мы ещё не говорили. Это ритм. В изобразительном искусстве – это чередование цветовых пятен.
Рассмотрим это на картинах известных художников
А. Рылов «В голубом просторе».
Е. Чарушин «Воробьи».
На первой картине птицы летят ровно, цепочкой, на одинаковом расстоянии друг от друга, движение их полёта равномерное, упорядоченное.
- Какое получилось изображение по характеру? (Спокойное)
- Как ведут себя птицы на второй картине?
(С разных сторон неравномерно, наперегонки слетаются к корму)
- Какой ритм в работе? (Беспорядочный, непонятный)
3. Творческая практическая деятельность обучающихся.
На предыдущем уроке вы сделали радужный фон. Сегодня вы продумаете и выполните свою композицию. Посмотрите, какие сюжеты вам представлены в помощь. (Демонстрируются работы на доске)
А вот эти работы выполнены тоже на радужном фоне.
1) Дельфины. Давайте дадим дельфинам клички. Вспомните телевизионное шоу с дельфинами. (Капля и Васса)
2) Петушок на заборе.
3) Кошечка на подоконнике. Котик ждёт на улочке.
4) Бабочки.
5) Проливной дождь.
6) Лебеди и утки на пруду.
7) Ёжик.
Подумайте и выберите свой сюжет. Кто что хотел бы изобразить? Какие будут идеи? Не забывайте, что работаем с силуэтом. Вы рисуете на обратной стороне чёрной бумаги, а потом вырезаете.
(Сюжеты могут быть любые. Например, «Дорога. Транспорт», «Самолёты», «Птицы летят на юг», «Девочка кормит кур», «Животные в саванне. Жирафы. Слоны», «Дельфины с дрессировщиками»)
Обдумываем и приступаем к работе. Рисуем с краю листа, экономя бумагу.
Работая с ножницами, двигайте не инструмент, а лист бумаги. Не вырезайте мелкие детали из большого листа - это неудобно. Вырез в форме острого угла выполняется в два приёма. Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц. Не забывайте о технике безопасности.
С ножницами не поворачиваемся, чтоб никого не поранить.
Прежде чем приклеивать полученные силуэты, разложите их на радужном фоне. Подвигайте вырезки, найдите наиболее удачный вариант.
4. Итог урока.
Ваши работы получились интересные, как будто мы очутились в театре теней. Как много разных героев в нашем театре.
- Что такое силуэт?
- С каким выразительным средством в изобразительном искусстве сегодня познакомились?
- Как с помощью ритма можно выразить характер и настроение?
Демонстрация работ.
«Дельфины» (Звучит песня из телевизионного шоу с дельфинами)
Демонстрация всех работ и их оценивание.
Уборка рабочего места.