Идущему на урок физики (краткое методическое пособие)


II. Идущему на урок ФИЗИКИ.

Краткое методическое пособие для молодых учителей физики
(подготовлено мною для выступления на МО физиков Адмиралтейского района Санкт – Петербурга)
Современные требования к уроку физики.

Современные требования к уроку таковы, что новый материал должен быть отработан на уроке не в виде повторения того, что рассказал учитель, а в процессе решения познавательных задач, которые должны быть подобраны хотя бы трёх уровней сложности. Конечно, если есть возможность, лучше четырёх уровней, т.к. всё равно группу учащихся нужно всегда готовить к участию в физических олимпиадах. Тем более, что сейчас начинают практиковать и электронные физические олимпиады с привлечением компьютеров.
Конечно, если используется медиапроекция, то требования будут дополнены еще несколькими компонентами.
Поэтому очень важными (наряду с уроками изучения нового материала) являются уроки решения задач. Уровень подготовки учащихся не одинаков, поэтому и надо рассматривать и выполнять решение задач на разных уровнях подготовки учащихся.

Примерный сценарий анализа ( самоанализа) урока.

Вариант 1 , наиболее полный.
1.Цель урока. Что учащиеся будут изучать сегодня на уроке?________________________
Какие знания (систему знаний) должны усвоить ?__________________________
Какую типичную задачу должны научиться решать ?_______________________
Что именно должны усвоить надолго? ___________________________________
Чему именно должны научиться уч-ся на уроке?__________________________
2.Этап актуализации знаний.
Как прошло повторение пройденного материала?_________
Как учитель организует и направляет ответы уч-ся, подводя к теме сегодняшнего урока?___________________________________________________________
Как организует проверочную работу (если было д/з)?________________
3.Мотивационный этап.
Как учитель демонстрирует опыт, который является возбудителем мыслей и желаний понять это интересное физическое явление, приобщиться к частичке радости познания и понимания причин и следствия этого явления?__________________
Или зачитывает интересный отрывок об истории этого явления (открытия)______
Или привлекает учащихся к сообщению об этом из далекого прошлого__________
Или ещё применяет какой – то занимательный приём, чтобы возбудить у учащихся любопытство (а как это получается, а мне можно? и т.д.).
4.Этап «создания» нового знания.
Как и какие учитель предлагает познавательные задачи (вопросы)? Например: «Как заглянуть внутрь вещества?» или «Как и чем можно измерить величину атома (ядра)?», «Почему вода в реке течёт?»_____________________________
Как учитель активизирует внимание уч-ся для поиска решения ? (Как будем решать задачу? Предложите способ решения. У вас 3 минутыИли «Кто скажет, какую физическую величину нам надо использовать для поиска решения?» и т. д.)Теперь проанализируем ситуацию (демонстрируется опыт и организуется обсуждение)______________________ 5.Этап применения нового знания.
Как учитель организует выполнение приготовленных разноуровневых заданий_?_____________________________________________________
Как (и какие дидактические средства) применяются на этом этапе, какие заготовки таблиц (графиков, диаграмм и др.)?____________________________________________

6.Контрольный этап (если он запланирован).
Как и какие разноуровневые задания (задачи) и какие ( и сколько) вариантов, в каком виде заготовлено и как используется уч-ся в режиме контроля (самоконтроля)?
7. Домашнее задание.
Как комментируется домашнее задание? (если оно задаётся). «Кроме указанных параграфов самостоятельно разберите устройство следующего прибора (машины, графика, диаграммы, устройства). Подготовьтесь к проверочной (контрольной, самостоятельной, лабораторной и т.д.) работе, повторите назначение и принцип действия и т. д. Подготовьте к концу недели доклад ( реферат) по темеИлив течение недели выполните ДСР(5-10 задач по сборнику( или по карточке) (ДСР – домашняя самостоятельная работа).

Например (7 класс, ДСР, задание 33).
Вычислить мощность, развиваемую объектом, в предложенных ситуациях:
1.Штангист, поднимая штангу, совершает за 2 с работу 5 кДж.
2.Карлсон за 10 с поднимает Малыша весом 300 Н на крышу дома высотой 20 м.
3.Мальчик массой 40 кг поднялся за 30 с на второй этаж дома, расположенный на высоте 8м. ..4.Насос поднимает воду массой 30 кг из подвала на высоту 6 м за 10 мин.

На следующем уроке может быть проведена работа с тестом:

ТЕСТ№ 5 Работа и мощность.
1.Что называется механической работой?
А) произведение силы на скорость тела.
Б) произведение силы на путь, пройденный по направлению силы,
В) отношение пути ко времени.
Г) произведение скорости на время.
2.К неподвижному массивному телу массой 100 кг приложена сила 200 Н, при этом положение тела не изменилось. Чему равна работа силы?
А) 20000 Дж. Б) 200 Дж. В) 0 Дж. Г) 20 Дж
3.Тело под действием силы 20 Н переместилось на 40 см. Чему равна работа?
А) 8 Дж. Б) 800 Дж. В) 80 Дж. Г) 0,8 Дж.
4.Какая из перечисленных единиц принята за единицу мощности?
А) Джоуль. Б) Ньютон. В) килограмм. Г) Ватт.
5.По какой формуле рассчитывается мощность?
А) F*S Б) N*t В) А/t Г) F*h
6.За время 2 минуты двигатель мощностью 200 Вт совершил работу:
А) 240 Дж. Б) 24000 Дж. В) 400 Дж. Г) 2400 Дж
7. Груз равномерно опустили на 12 м, а затем равномерно подняли на ту же высоту. Одинаковые ли по численному значению работы при этом совершены?
А) большая работа совершена при спуске,
Б) большая работа совершена при подъёме,
В) одинаковые,
Г) ответ не однозначен.

При определении оценки можно использовать код: (п +3)/2, где п – число правильно выполненных заданий.


Вариант 2 ( самоанализ урока, более короткий).

Тема урока
Класс
Формулирование цели и задач урока (обучения, воспитания, развития).
Характеристика класса.
Индивидуальные особенности учащихся.
Какие приёмы оптимизации обучения применяются на уроке?
Как учитывается уровень подготовки класса и отдельных уч-ся?
Какие опорные знания используются на уроке?
С какими гуманистическими (воспитательными) идеями знакомы уч-ся?
Какие самостоятельные (к/р, тесты и др.) работы выполняются уч-ся на уроке?
Какая подготовительная работа с уч-ся проводилась при подготовке к уроку
(готовился ли эксперимент, решались ли задачи, проводилась ли работа с дополнительной литературой, разрабатывались ли тестовые работы, экзаменационные материалы и др.)?
Имеются ли разработки ИКТ, используются ли мультимедиа, имеются ли подборки и разработки лекций, семинаров, тематического и поурочного планирования, имеются ли свои разработки уроков, печатные работы, что-то еще и др.?
Как подводятся итоги урока, оценивается деятельность учащихся на уроке и как дается домашнее задание, с пояснениями и комментариями учителя?

ТРЕБОВАНИЕ К ОФОРМЛЕНИЮ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
( теперь это задачи части»С» в формате ЕГЭ)
1.Записать условие задачи (при необходимости записать в системе СИ)
2.Показать знание формул, необходимых для решения.
3.Правильно выполнить решение в общем виде (алгебраическое решение)
4.Проверить правильность единиц измерения искомой величины.
5.Правильно выполнить вычисление, согласно правилам математики.
6.При необходимости правильное выполнение поясняющих рисунков, схем, графиков.
7.Пояснить все физические величины, входящие в формулы при решении.
8.Верная запись ответа.

РАНЖИРОВКА ОШИБОК ПРИ ПРОВЕРКЕ ОТВЕТОВ УЧ-СЯ.

Грубыми ошибками считаются следующие:

1.Незнание определений, основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов, обозначений физических величин.
2.Незнание единиц измерения физических величин.
3.Неумение выделять в ответе главное.
4.Неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений.
5.Неумение делать выводы и обобщения.
6.Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
7.Неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для вывода.
8.Неумение пользоваться учебником, сборником задач или справочником.
9.Нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента.
10.Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. К негрубым ошибкам следует отнести:

1.Неточность формулировок определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой ответа, охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного – двух из этих признаков второстепенными.
2.Ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанных с определением цены деления шкалы.
3.Ошибки, связанные с несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчёта).
4.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графиков.

Требования к умениям при выполнении лабораторных работ. 1.Запись названия лабораторной работы.
2.Определение цели выполняемой работы.
3.Запись оборудования и материалов, необходимых для работы.
4.План выполнения работы (ход работы).
5.Сборка лабораторной установки.
6.Схематический рисунок установки, схемы цепи.
7.Определение цены деления шкал измерительных приборов и пределов их измерения.
8.Вывод рабочей формулы, запись уравнений теоретических обоснований.
9.Составление таблицы данных измеряемых величин.
10.Запись результатов измерений (построение графиков).
11.Завершить работу написанием вывода.

Конечно, в небольшой работе трудно представить то многообразие проблем, которое всегда возникает после августовских конференций, где мы узнаем задачи, поставленные на новый учебный год. Мы понимаем, что цель обучения изменилась. Теперь она направлена не только на накопление знаний учащимися, но и на подготовку школьника , как субъекта своей образовательной деятельности. Однако, основными задачами урока является воспитание и развитие личности, основными средствами решения которых продолжает оставаться познавательная активность учащихся. И здесь большую роль играет умение учителя наряду с традиционными уроками знаний применять не совсем обычные уроки, где за основу берется познавательный интерес, ведущий к «учению с увлечением» Я назову лишь небольшое число таких не совсем обычных уроков:
урок изобретательства,
урок «удивительное рядом»,
урок- рассказ об ученых,
урок-детектив «следствие ведут знатоки»,
урок – викторина,
урок- соревнование (дуэль, конкурс),
урок – подарок от Хоттабыча (для 7-8 классов),
урок – тест (кто быстрее?),
урок – семинар (конференция),
урок – физики и лирики.
урок – путешествие
урок – консультация (или зачет)
урок – КВН (или «Что?Где?Когда?»)
урок – КВН ( или «Что?Как?Почему?»)
урок – игра «Придумай проект» и др.

15