Программа объединения по интересам Цифровая фотография
Пояснительная записка
Программа объединения по интересам "Цифровая фотография» предназначена для обучающихся 9-10 классов. Программа рассчитана на 216 часов (3 часа 1 раз в неделю).
Данный курс предназначен для обучающихся, стремящихся освоить возможности современной цифровой фотографии и дизайна, владеющих навыками работы с фотоаппаратом и работе на персональном компьютере.
Знания и умения, полученные в результате изучения содержания данного объединения по интересам, позволят обучающимся в дальнейшем самостоятельно изучить и использовать компьютерные программы для фото дизайна и монтажа, которые необходимы для создания иллюстраций, обработки фотографий, художественного творчества, дизайна, Web-дизайна. Это поможет в дальнейшем продолжить образование в области искусства, рекламы и полиграфии, дизайна и фотоискусства, в издательской деятельности.
Полученные умения и навыки пригодятся обучающимся и в повседневной жизни, для создания домашних фото коллекций интересных и значимых событий семьи, школы и т.д.
Цели: обеспечить предпрофессиональную подготовку обучающихся к последующему освоению ряда творческих специальностей, в частности фотоискусства, анимации и др.; способствовать пониманию основополагающей роли технологии создания цифрового изображения для фото дизайна; сформировать целостное представление о приемах и методах создания, редактирования и демонстрации фото изображений.
Задачи:
формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Формы и методы проведения занятий
При изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по- разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
На занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов.
При изучении данной программы осуществляется углубление ранее изученного материала в рамках профессиональной направленности, приобретение и закрепление новых знаний.
Кроме того, для реализации данного курса необходимо наличие цифровой фото камеры, а также программного обеспечения для создания цифровых изображений (CorelDraw и др.), обладающие широкими возможностями для отработки основных.
Содержание программы
Порядковый номер занятия
Содержание занятия
Кол-во часов на занятие
1-3
Набор группы детей.
3
4-6
Первоначальные сведения о предмете. Техника безопасности
3
Стандартная программа Windows – Paint - 9 часов
7
Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование.
1
8
Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей.
1
9
Изменение масштаба просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операции с цветом.
1
10-11
Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов.
2
12
Технология OLE. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение.
1
13-15
Закрепление пройденного. Выполнение практических заданий.
3
Графические возможности MS Word – 12 часов
16
Работа с растровыми и графическими объектами.
1
17-19
Внедрение рисунков. Операции с внедренным рисунком.
3
20-21
Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка.
2
22
Создание рисунка Paint внутри документа Word. Автофигуры. Объект WordArt.
1
23-24
Рисование схем и диаграмм с помощью таблиц Word. Рисование схем и диаграмм с помощью механизма создания "надписей".
2
25-27
Выполнение практических заданий.
3
Теория графики – 6 часов
28
Цифровое изображение. Растровое и векторное изображения. Оцифровка.
1
29
Кодирование тона. Индексирование цвета. Суммирование цифровых составляющих.
1
30
Цветовые модели. Монохромные модели. Полноцветные модели: RGB, Lab, HSB, CMYK. Система управления цветом. Параметры растровых изображений. Классификация компьютерной графики.
1
31
Сканеры. Цифровые фотокамеры и видеокамеры.
1
32
Хранение и обработка цифрового изображения. Типовые форматы файлов: GIF, JPEG, PNG-8, PNG-24.
1
33
Визуализация цифровых изображений: мониторы, видеопроекторы, проекционные панели, принтеры, плоттеры.
1
CorelDraw – 3 часа
34-36
Установка приложения. Рабочая среда и интерфейс пользователя.
3
Основы работы в CorelDraw – 3 часа
37-39
Объектно-ориентированный подход. Создание нового документа. Открытие и закрытие документа. Сохранение документа. Изменение параметров страницы и единиц измерения.
3
Состав изображений – 9 часов
40
Прямоугольники. Эллипсы.
1
41-43
Многоугольники. Звезды.
3
44-46
Спирали. Сетки.
3
47-48
Стандартные фигуры.
2
Линии – 3 часа.
49
Модель кривой. Точки излома.
1
50
Сглаженные узлы. Симметричные узлы.
1
51
Замкнутые и разомкнутые линии.
1
Линии и инструмент FreeHand и Bezier – 3 часа
52-53
Построение от руки.
2
54
Использование инструментов.
1
Линии переменной ширины и инструмент Artistic Media – 3 часа
55-56
Режимы каллиграфии, заготовки, кисти, распылителя.
2
57
Пристыкованное окно инструмента.
1
Элементы чертежей и схем – 6 часов
58
Размерные линии. Простановка размеров.
1
59
Выносные линии.
1
60
Соединительные линии.
1
61-63
Упражнения.
3
Фигурный текст – 3 часа
64
Атрибуты. Создание блока.
1
65-66
Ввод, редактирование и форматирование фигурного текста.
2
Простой текст – 9 часов
67-68
Создание и редактирование простого текста. Создание цепочки связанных рамок.
2
69-70
Обтекание текстом. Атрибуты текста и шрифта. Атрибуты абзаца.
2
71-72
Табуляции. Колонки текста. Эффекты. Маркированный список.
2
73-74
Настройка буквицы. Приемы работы с простым текстом.
2
75
Взаимное преобразование фигурного и простого текстов.
1
Объекты – 3 часа
76
Выделение объектов. Выделение с помощью указателей и вспомогательные приемы.
1
77-78
Размещение. Размещение с помощью пристыкованного окна Transformation. Скос, суперсдвиг и микросдвиг. Копирование и дублирование.
2
Растяжение и сжатие – 6 часов
79
Назначение точных размеров. Масштабирование и отражение.
1
80
Поворот. Скос. Блокировка.
1
81
Преобразования блоков текста. Инструменты изменения формы объектов.
1
82-84
Упражнения.
3
Инструмент Shape и манипулирование узлами кривых – 6 часов
85-86
Выделение узлов. Перетаскивание направляющих точек узла. Перемещение узлов. Редактирование узлов. Добавление и удаление узлов.
2
87-89
Сглаживание кривой. Разъединение кривой, соединение узлов и замыкани°е. Растяжение, сжатие и поворот узлов. Симметричное смещение узлов. Замыкание кривой. Разъединение ветвей. Выравнивание узлов. Эластичный сдвиг узлов.
3
90
Упражнения.
1
Инструмент Shape и текстовые объекты – 3 часа
91-93
Корректировка расстояний между смежными символами, словами, строками.
3
Инструмент Smudge. Инструмент Crop. Инструмент Knife – 3 часа
94-96
Разрезание объектов. Упражнения.
3
Инструмент Eraser. Инструмент Virtual segment delete – 3 часа
97-99
Упражнения.
3
Заливки. Цветные палитры и модели цвета – 3 часа
100-101
Монохромные изображения. Планшетная печать. Офсетная печать.
2
102
Воспроизведение на экране.
1
Однородные заливки – 3 часа
103
Заливка по умолчанию. Выбор цвета с помощью экранной палитры.
1
104-105
Выбор цвета заливки в диалоговом окне Uniform Fill, в окне Color.
2
Применение инструментов Eyedropper и Paintbucket. Инструмент Smart Fill – 3 часа
106-108
Панель атрибутов для назначения и изменения однородной заливки.
3
Специальные заливки. Градиентные и сетчатые заливки – 3 часа
109-111
Упражнение – растушевка цилиндра.
3
Инструмент Interactive Fill и диалоговое окно Fountain Fill – 3 часа
112
Сетчатые заливки.
1
113-114
Упражнения.
2
Заливка узором – 3 часа
115
Заливка двуцветным узором. Упражнение – имитация кирпичной клади. Заливка цветным узором. Заливка точечным узором. Заливка растром PostScript. Текстурные заливки.
1
116-117
Упражнения.
2
Обводка контуров. Параметры контуров – 3 часа
118
Толщина. Вид. Завершители. Узлы. Наконечники. Цвет. Перо контурной линии.
1
119-120
Варианты расположения заливки и контура объекта. Изменение толщины линии при перемещении объекта.
2
Инструменты задания параметров контура – 3 часа
121
Процедура назначения параметров контура. Способы копирования параметров контура.
1
122-123
Упражнения.
2
Отображение рисунка на экране – 3 часа
124
Масштабирование и прокрутка.
1
125
Инструмент Zoom, панели его атрибутов и инструментов.
1
126
Инструмент Hand. Диспетчер видов.
1
Упорядочивание объектов – 3 часа
127
Использование линеек. Координатные сетки. Направляющие.
1
128-129
Упражнения.
2
Выравнивание объектов – 3 часа
130-132
Упражнения.
3
Распределение объектов – 3 часа
133-135
Упражнения.
3
Стопка и слои объектов – 3 часа
136-138
Упражнения.
3
Диспетчер видов – 3 часа
139-141
Работа со слоями и объектами.
3
Операции с несколькими объектами – 3 часа
142-144
Группирование и разгруппирование. Соединение и разъединение. Маски и маскирование.
3
Объединение, пересечение, исключение – 6 часов
145-146
Разрезы и надрезы на объектах. Упрощенное исключение для пересекающихся объектов.
2
147
Преобразование объектов в кривые.
1
148-150
Упражнения.
3
Огибающие и деформации – 6 часов
151
Добавление, удаление, копирование, редактирование огибающей.
1
152
Перемещение узлов огибающей. Редактирование узлов и сегментов огибающей.
1
153
Модификация формы объекта при помощи огибающих.
1
154-156
Упражнения.
3
Деформация – 6 часов
157
Инструмент Interactive Distortion.
1
158
Деформация Push and Pull.
1
159
Деформация Zipper.
1
160
Деформация Twister.
1
161
Инструмент Roughen Brush.
1
162
Упражнения.
1
Перспектива. Тени. Инструмент Interactive Shadow – 3 часа
163-165
Упражнения.
3
Экструзия объектов – 6 часов
166
Построение базового тела экструзии.
1
167
Добавление фасок. Заливка тел экструзии.
1
168
Эффекты освещения. Вращение тел экструзии.
1
169-171
Упражнения.
3
Клоны и клонирование эффектов – 3 часа
172
Особенности поведения клонов. Клонирование эффектов.
1
173-174
Упражнения.
2
Стандартные фрагменты. Пошаговые переходы - 6 часов
175-176
Составные и раздельные пошаговые переходы.
2
177-178
Пошаговые переходы с незамкнутыми управляющими объектами.
2
179-180
Разделение пошаговых переходов.
2
Ореолы – 3 часа
181-183
Упражнения.
3
Линзы – 6 часов
184-185
Преобразование линзы. Типы линз. Полупрозрачная линза. Увеличительная линза.
2
186-187
Режим Viewpoint. Режим Frozen. Осветляющая линза. Линза негативного изображения. Линза цветовой отсечки. Линза сложения цветов.
2
188-189
Линза полутонового монохроматического изображения. Линза теплового портрета. Линза заказной палитры. Каркасная линза. Линза «рыбий глаз».
2
Полупрозрачность и фигурная обрезка – 6 часов
190-191
Инструмент Interactive Transparency. Построение линзы прозрачности.
2
192-193
Фигурная обрезка. Редактирование и извлечение содержимого контейнера фигурной обрезки. Применение.
2
194-195
Упражнения.
2
Размещение текста на траектории – 3 часа
196-198
Настройка текста на незамкнутой траектории. Вдоль разомкнутой кривой и отделение от траектории. Размещение нескольких фрагментов текста на одной траектории. Размещение текста вдоль замкнутой кривой.
3
Пиксельные изображения и коллажи – 6 часов
199
Импорт пиксельных изображений. Настройки цвета. Пиксельные эффекты.
1
200-201
Преобразования векторных объектов в пиксельные изображения. Преобразование пиксельных изображений в векторные объекты.
2
202-203
Автоматическая векторизация. Векторизация вручную. Основные приемы коллажа.
2
204
Упражнения.
1
Вывод иллюстраций – 3 часа
205
Экспорт изображений в файл. Экспорт в формат EPS. Экспорт в формат PDF. Экспорт в форматы пиксельной графики.
1
206
Вывод изображений на печать. Выбор принтера и его настройка.
1
207
Выбор части документа для печати. Размещение на листе бумаги. Предварительный просмотр.
1
Анимация в Corel R.A.V.E. – 9 часов
208-212
Интерфейс. Анимация объектов и символов. Редактирование объектов.
5
213-216
Изобразительные возможности. Создание интерактивных кнопок. Сохранение анимации для Web.
4
Всего:
216
Ожидаемые результаты
В результате изучения данной программы у обучающихся будут сформированы представления:
о технологиях создания цифровых изображений;
об основных понятиях, связанных с графической информацией;
о редактировании цифровых фото изображений;
о специфике использования данных технологий.
Обучающиеся овладеют способами деятельности, которые позволят:
пользоваться цифровыми устройствами для создания цифровых изображений;
использовать основные приемы фото монтажа и дизайна на персональном компьютере;
применять полученные знания и умения в жизни.
Изучение предполагает:
повышение интереса обучающихся к творческому процессу создания и редактирования изображений с помощью компьютера посредством выполнения практических заданий;
выявление и развитие творческих способностей;
развитие познавательных способностей ;
формирование опыта творческой деятельности.
Рекомендуемая литература
Дмитрий Миронов. "CorelDraw X3 учебный курс", Минск, Питер, 2006г.
Юрий Гурский и др. "CorelDraw 11 трюки и эффекты", Минск, Питер, 2005г.
Левкович О. А. и др. "Основы компьютерной грамотности", Минск, ТетраСистемс, 2005г.
Гринберг, А. Д. Цифровые изображения: Практическое руководство/ А. Д. Гринберг, С. Гринберг; пер. с англ.; Минск: ООО «Попурри», 1997. – 400 с.
Гультяев, А.К. Самое главное о : Сканирование / А.К. Гультяев. – СПб.: Питер, 2004. – 124 с.
Основы компьютерных технологий в образовании. В 4 ч. Ч. 4.: Компьютерная графика. Основы работы в Internet: Учебное пособие / Под ред. Г. М. Троян. – Минск: РИВШ БГУ, 2002.
Николаева Е. А. и др. "Adobe Photoshop CS. Практические задания". Пособие для школ, гимназий, лицеев. Минск, Аверсэв, 2006г.
Топорков С. С. "Трюки и эффекты в Photoshop CS2", Москва, ДМК, 2005г.
Рик Альтман и др. "Microsoft Office PowerPoint 2003", Москва, Питер, 2004г.
Юрий Гурский. "Photoshop 7 трюки и эффекты", Минск, Питер, 2005г.
Дмитрий Кирьянов. "Adobe Premiere Pro. Самоучитель", Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2004г.
Разработал методист ГУО «Гомельский городской центр
дополнительного образования детей и молодёжи» Парачук А.В.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915