Методическая разработка Методические рекомендации по планированию репертуарной политики в детском хоровом творческом коллективе (объединении) в системе дополнительного образования


www.cvrcr.com
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы Центрального района
Санкт-Петербурга
141097018161000
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по планированию репертуарной политики
в детском хоровом творческом коллективе (объединении)
в системе дополнительного образования
Санкт-Петербург
2014
Методические рекомендации по планированию репертуарной политики в детском хоровом творческом коллективе (объединении) в системе дополнительного образования / Якименко Татьяна Михайловна; [ГБОУ ДОД ЦВР Центрального р-на СПб]. - СПб: 2014. - 13 с.
Данные методические рекомендации адресованы хормейстерам, руководителям хоровых творческих коллективов (объединений) дополнительного образования детей.
В методических рекомендациях освещены следующие вопросы: принцип формирования (планирования) репертуара, особенности подбора и функции репертуара, жанровое и стилистическое многообразие репертуара. В разработке предложен примерный репертуарный перечень произведений, рекомендованный для исполнения хоровыми коллективами; перечень рекомендуемой нотной и методической литературы; перечень литературы, рекомендуемый для формирования репертуара; интернет-ресурсы.
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc385322487 \h 3Критерии формирования репертуара4Планирование репертуарного плана5Концертно-исполнительская деятельность7Заключение8Приложения9

ВведениеХоровое пение, как исполнительское искусство, достаточно популярный вид коллективного творчества. Оно не требует особых затрат, так как человеческий голос достаточно универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, человек приобщается к музыкальной культуре.
Как известно, репертуар – это лицо любого детского творческого коллектива, в том числе и хорового. И от произведений, которые составляют репертуарный план, во многом зависит успех или неуспех детского хорового коллектива и его руководителя. Репертуарная политика играет важную роль в музыкальном образовании и эстетическом воспитании детей, повышении их вокально-хорового мастерства, развитии музыкального вкуса.
Репертуар (в переводе с латинского «список») - это методическое обеспечение учебного процесса в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей, поэтому вопрос о формировании (подборе) репертуара в любом творческом коллективе (хоровом, хореографическом и т.д.) всегда занимает особое место при планировании образовательной деятельности.
Вопрос «что исполнять?» по-прежнему остается актуальным для руководителя хорового творческого коллектива, при этом репертуар хорового коллектива необходимо формировать с учетом ключевых направлений работы:
- репетиционный процесс (кропотливая работа над детальным изучением музыкального произведения);
- концертная деятельность (завершающий этап репетиционного процесса);
- конкурсная деятельность (реализация важнейших функций коллективного творчества: коммуникативных, образовательных, воспитательных).
Критерии формирования репертуара При формировании репертуара необходимо учитывать следующие критерии:
- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Произведение должно не только соответствовать возрасту исполнителей, участников хора, но важно, чтобы руководитель учитывал и предвидел, что даст это произведение не только хору как коллективу, но и каждому из хористов, как формирующемуся исполнителю;
- доступность для понимания и исполнения. Произведение должно соответствовать дидактическому фактору доступности и личностному опыту участников. Здесь подразумевается как доступность диапазона, фактурных и интонационных трудностей сочинения, так и его эмоционально-образного строя. Важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют;
- разнообразие стилистических и жанровых особенностей. Необходимо включать в репертуар классику и народную музыку - обязательное условие творческого роста хорового коллектива, как в исполнительском отношении и личностном развитии воспитанников, так и в аспекте музыкального развития;
- воспитательная функция. Включение в репертуар произведений, в основе которых лежат эстетические, моральные ценности, идеи патриотизма, гуманности;
- подбор репертуара с учетом закономерности развития детского голоса в разные возрастные периоды. Детский голос отличается от голоса взрослого вокалиста вследствие специфичности голосового аппарата, поэтому при подборе
репертуара руководителю нужно учитывать изменения детского голосового певческого аппарата в разные периоды – 5-6 лет, 7-10 лет, 11-13 лет, 14-17 лет;
- подбор репертуара с учетом вокальных трудностей, которые должны двигать коллектив в исполнительском плане вперед, т. е. способствовать приобретению тех или иных навыков, а также закреплению приобретенных навыков (в соответствии с принципом от простого - к сложному).
Планирование репертуарного плана К подбору репертуара хорового коллектива нужно подходить тщательно, вдумчиво, он должен состоять из разнохарактерных произведений, охватывающих разные вокальные школы, периоды, эпохи:
- произведения старинных мастеров (добаховский период);
- произведения композиторов - полифонистов (включая И.С. Баха)
-произведения зарубежных классиков (венских композиторов, композиторов - романтиков, представителей современных зарубежных композиторских школ и др.);
- произведения доглинковской поры (духовная и светская музыка, канты и др.);
-произведения русских композиторов-классиков (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.С. Аренский и др.);
- произведения композиторов советского периода;
- обработки народных песен, выполненные выдающимися дирижерами и композиторами (обработки народных песен разных стран). В репертуарах хоров народным песням отводится особое место, поскольку народные песни учат основам вокально-хоровой профессиональной школы пения, для которой характерна широта дыхания, вокально-интонационная устойчивость, яркая и выразительная подача слов, задушевность, радость, печаль, достигаемая через богатство нюансов вокальной речи. Песни других народов открывают нам новые народные традиции, познание песенной культуры других народов;
- произведения композиторов-песенников (И.О. Дунаевский, А.Н. Пахмутова, В.Я. Шаинский, Е.П. Крылатов и др.);
- произведения a capella и др.
Опираясь на данный перечень, можно организовать хоровые занятия таким образом, чтобы его основная часть - вокально-хоровая работа - способствовала развитию не только исполнительских возможностей участников хора, но и их музыкальному обучению и воспитанию.
Следует отметить и то, что на сегодняшний день, репертуарная политика должна учитывать реалии современного мира, тенденции развития общества. Изменились вкусы, музыкальный язык, изменилась и звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Исходя из этого, нужно включать в репертуарный план современные и стильные произведения, которые еще больше бы мотивировали детей к занятиям хоровым искусством. Например, в работе с хоровым коллективом нужно развивать такое направление как работа с фонограммой (-), (+), работа с микрофонами. Для детей младшего и среднего школьного возраста это могут быть новые детские песни современных композиторов-песенников, которые издаются в издательстве «Весть-ТДА» и которые служат хорошей методической основой для тех, кто только начинает внедрять в учебный процесс такую технологию, как работа с фонограммой и микрофонами. Для старшего хора также необходимо разнообразить репертуарный план джазовыми обработками (как a capella, так и с сопровождением – под фонограмму или живой аккомпанемент),
произведениями эстрадного плана (зарубежными и российскими), также необходимо включать произведения, которые демонстрируют элементы новой вокальной исполнительской школы и др.
Концертно-исполнительская деятельность Концертный репертуар должен состоять из хорошо «впетых» произведений (ядро репертуара), неоднократно исполнявшихся на концертах. Руководитель и коллектив с первого года существования формируют и расширяют «золотой» фонд своего репертуара. Какие-то произведения в нем держатся дольше, какие-то уходят, «изживают себя», но основной фонд (ядро) остается.
Важно, чтобы концертный репертуар был тщательно продуман и подготовлен, а тематика концертного репертуара должна соответствовать формату концерта.
Концертная программа хора должна быть разнообразной, доступной для исполнения и восприятия, богатой исполнительскими красками.
Важнейшее дидактическое условие как «сохранения», так и «обновления» репертуара - неустанное совершенствование, поиск новых исполнительских красок, тщательная работа над музыкальным образом.
ЗаключениеТаким образом, необходимо заблаговременно и тщательно планировать репертуарный план, учитывая современные тенденции развития общества и мировой музыкальной культуры, но вместе с тем опираться на базовый хоровой классический репертуар. Важная роль в этом процессе отводится руководителю коллектива, так как он обладает важнейшей особенностью – творческой свободой, что дает ему право принимать множество решений самостоятельно, а правильность этих решений должны в итоге оценить и исполнители (хористы), и слушатели. Одним из таких проявлений творческой свободы является выработка стратегии репертуарной политики.
Приложение № 1Примерный репертуарный перечень для младшего хора
1.Рус. нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Ходила младешенька»
2. Рус. нар. песня, обр. В.Кикты «В темном лесе»
3. Рус. нар. песня, обр. П.Чайковского «Речка»
4. Англ. нар. песня, обр. А.Моффита «Про котят»
5. Нем. нар. песня, обр. В.Каратыгина «Весна»
6. А.Лядов, сл. народные «Зайчик»
7.А.Аренский, сл. А.Майкова «Расскажи, мотылек»
8. М.Ипполитов-Иванов «Коза и детки»
9. В.Калинников «Киска»
10. Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»
11. Э.Григ «Детская песенка»
12. Б.Барток «Лиса»
13. П.Хиндемит Детская опера – игра «Мы строим город»: №1
14. З.Компанеец, сл. В.Семернина «Первые ноты»
15. В.Семенов, сл. Л.Дымовой «Если снег идет»
16. Е.Подгайц «Goodnight»
17. Г.Струве, сл. Н. Соловьёвой «Моя Россия»
18. «Без фантазии нельзя», муз. Э. Фертельмейстер , сл. В. Ломунов Ю. Кошкаров19. «Для чего нам ссориться», муз. В.Шаинский, сл. Б.Салибова20. «Добрые сказки», муз. А. Ермолов, сл. М. Загот21. Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха», муз. М. Красев, сл.
К. Чуковский
22. «Из чего наш мир состоит», муз. Б. Савельев, сл. М Танич23. «Музыкант», муз. Е. Зарицкая, сл. В. Орлов
24. «Мир», муз. С. Баневич, сл. Т. Калинина
25. «Золотой колокольчик», муз. А.Журбин, сл. Е. Голубев26. «Мы маленькие дети», муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Энтин27. «Рисунки на асфальте», муз. Е. Крылатов, сл. Я. Халецкий* голосовые игры и упражнения по методу В.В. Емельянова и упражнения из сборника В.Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения»
Приложение № 2
Примерный репертуарный перечень для среднего хора
1. Рус. нар. песня, обр. А.Луканина «Как у наших у ворот»
2. Рус. нар. песня, обр. Л.Абелян «На зелёном лугу»
3. Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Со вьюном я хожу»
4. Рус. нар. песня, обр. С.Прокофьева «На горе-то калина»
5. Рус. нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Я на камушке сижу»
6. Швед. нар. песня, обр. Г.Хэгга «Речной царь»
7. Швейц. нар. песня, обр. Р.Гунд «Кукушка»
8. Словац. нар. песня, обр. И.Ильина «Учёная коза»
9. Словен. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Вечерняя песня»
10. Индонез. нар. песня, обр. Е.Верника «Прогулка с отцом»
11. Англ. нар. песня, обр. Г.Саймона «Lovesomebody»
12. Спиричуэл, обр. Г.Саймона «Колыбельная песня»
13. Ю.Тугаринов, сл. П.Синявского «Если б не было хвостов»
14. В.Семёнов «Звездная река»
15. М.Балакирев, сл. А.Арсеньева «Колыбельная песня»
16. Е.Адлер, сл. М.Карема «На мельнице жил кот»
17. Е.Подгайц, сл. Вл. Степанова «Происшествие»
18. Г.Пёрселл «Strike the viol»
19. Й.Гайдн, рус. текст Я.Серпина «Пастух»
20. Дж.Гершвин, сл. А.Гершвина «Clap your hands!»
21. Э.Григ, сл. А.Мунка «Заход солнца»
22. С.Соснин, сл. В.Степанова «Лунный зайчик»
23. Г.Струве, сл. Н.Соколова «Лягушка-попрыгушка»
24. Я.Дубравина, сл. Е.Руженцева «Родная земля»
25. М.Славкин, сл. В.Орлова «Почему сороконожки опоздали на урок»
26. М.Парцхаладзе, сл. М.Пляцковского «Лягушонок»
27. Ф.Шуберт, обр. Д.Мура «Sanctus»
28. Д.Тухманов, сл. Ю.Энтина «Зачем мальчишкам карманы»
29. М.Славкин, сл. Е.Коргановой «Баба-Яга»
30. В.Гаврилин, сл. А.Шульгиной «Мама»
31. Е.Зарицкая, сл. Н.Шумилина «Под Новый год»
32. А.Гурилев, сл. Н.Огарёва «Внутренняя музыка»
33. М.Балакирев, сл. А.Арсеньева «Колыбельная песня»
Приложение № 3
Примерный репертуарный перечень для старшего хора
1. Рус. нар. песня, обр. В.Попова «Уж вы, мои ветры»
2. Рус. нар. песня, обр. А.Новикова «Ой, да ты, калинушка»
3. Рус. нар. песня, обр. М.Анцева «Ленок»
4. Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Ай, на горе дуб, дуб»
5. Рус. нар. песня, обр. В.Попова «Мои ветры»
6. Фин. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Лебеди»
7. Укр. нар. песня, обр. Р.Скалецкого «Журавель»
8. Албан. нар. песня, обр. Т.Попатенко «Цветок»
9. Итал. нар. песня, обр. А.Свешникова, рус. текст А.Машистова «В путь»
10. Фин. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Лебеди»
11. П.Чайковский, сл. А.Плещеева «Весна»
12. Ц.Кюи, сл. Ф.Тютчева «Весна»
13. А.Гречанинов, сл. И.Крылова «Музыканты»
14. Г.Пёрселл «Sing, sing ye Muses»
15. Г.Ф.Гендель, рус. текст Н.Авериной «Звуки ангелов»
16. Й.Брамс, рус. текст Н.Авериной «Как нежно льются звуки»
17. Ф.Мендельсон, рус. текст Н.Авериной «Осенняя песня»
18. М.Мусоргский, сл. А.Пушкина «Стрекотунья-белобока»
19. А.Рубинштейн, сл. А.Пушкина «Туча»
20. С.Танеев, сл. М.Лермонтова «Сосна»
21. С.Рахманинов, сл. Е.Бекетовой «Сирень», «Весенние воды»
22. Р.Глиэр, сл. Ф.Тютчева «Сияет солнце», «Вечер»
23. А.Гречанинов, сл. И.Белоусова «Пришла весна»
24. Р.Бойко, сл. С.Есенина «Утро»
25. В.А.Моцарт «Ave verum corpus»
26. Ф.Шуберт, рус. текст Г.Шохмана «Альпийский охотник»
27. К.Сен-Санс «Ave Maria»
28. Г.Форе «Agnus Dei»
29. Б.Бриттен, рус. текст Н.Авериной «Кукушка»
30. «Зимняя дорога», муз. А. Алябьев, обработка для хора А. Луканина, сл. А. Пушкин
31. «Улетай на крыльях ветра» хор из оперы «Князь Игорь»,
муз. А. Бородин
32. «Рождество Христово», муз. М. Малевич, сл. В. Афанасьев
33. «Христос Воскрес!», муз. Ю. Пастернак, сл. И. Языкова
34. «Аист на крыше», муз. Д. Тухманов, сл. А. Поперечный
35. «Вот оно, глупое счастье», муз. Ю. Чичков, сл. С. Есенин
36. «Давайте сохраним», муз. С.Дубравин, сл. Н. Старшиков37. «Дорога добра», муз. М.Минков, сл. Ю. Энтин38. «Колокола», муз. Е. Рыбкин, сл. А.Васильев39. Колыбельная из к/ф «Цирк» муз. И. Дунаевский,
сл. В. Лебедев-Кумач
40. «Ромашковая Русь» муз. Ю. Энтин, сл. М. Пляцковский41. «Старый рояль» муз. М.Минков, сл. Д. Иванов
Приложение № 4
Перечень рекомендуемой нотной и методической литературы
Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга: Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников», 2003-2011
Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении ф-но. М., «Музыка», 1979
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
Емельянов В.В. Фонопедические упражнения, направленные на ускоренное развитие певческого механизма у детей: Учебное пособие. / В.В. Емельянов. - Л: Лань, 1997
К вопросу о развитии детского голоса. Стулова
Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963
Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007
методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997
Музыкальные занятия с малышами Сугоняева Е.Э. 2002
Огороднов Д. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму) /методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ.
Осеннева М. С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М.:Академия, 2003.
Пальчиковые игры. А.Е. Белая, В.И. Мирясова 2001
Программа для хоровых отделений ДМШ, ДШИ. Составитель: В.В. Артеменко, 2008.
Развитие детского голоса ред. Шацкой 1963г.
Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство М. Полякова 2007г.
Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М.,«Владос», 2001
Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. – М.: Музыка, 1987.
Струве Г. Школьный хор. М.,1981
Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 1998
Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997
Струве Г.А. Хоровое сольфеджио: Учебное пособие / Г.А. Струве. - М.: Музыка, 1979
Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001
Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. - М.,1988
Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная музыка», 2009
Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990
Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998
Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983
Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961
Приложение № 5
Перечень литературы для составления репертуара
Афанасьев Л.В. «На что способен ты». Песни для юношества на слова Л.Куксо: издательство «Музыка» Москва, 1977.
Ботяров Е. Птица – музыка. Песни и хоры для детей в сопровождении фортепиано. / Е. Ботяров. – М.: Композитор, 2004
Гладков Г. Проснись и пой. Музыкальный сборник. / Г. Гладков . – М.: Дрофа, 2002
Дубравин Я. Все начинается со школьного звонка: Песни для детей в сопровождении фортепиано. / Я. Дубравин. – СПб.: Композитор, 2000
Композиторы-классики для детского хора. Вып. 4. Праздник Рождества. Православные песнопения. – М.: Музыка, 2005
Крылатов Е. Крылатые качели. Музыкальный сборник. / Е. Крылатов. – М.: Дрофа, 2001
Крылатов Е.П. «Прекрасное далеко». Песни для детей и юношества в сопровождении фортепиано: Москва, 1989.
Маковеева Н.И. «Родниковый край». Сборник песен для голоса и фортепиано: Белгород, 2005.
«Мальчишки-девчонки». Песни для детей старшего школьного возраста для голоса (хора) в сопровождении фортепиано. Выпуск 11/ составитель Е.П. Киянова: Ленинград, 1989.
Музыка в школе. Вып.1. Песни и хоры для учащихся старших классов/Сост.Л.И.Уколова,М.С.Осеннева.-М..Музыка, 2005
Музыка в школе. Вып.2. Песни и хоры для учащихся старших классов/Сост.Л.И.Уколова,М.С.Осеннева.-М..Музыка, 2005
Музыка в школе. Вып.3. Песни и хоры для учащихся старших классов/Сост.Л.И.Уколова,М.С.Осеннева.-М..Музыка, 2005
Музыка в школе. Вып.4. Песни и хоры для учащихся старших классов/Сост.Л.И.Уколова,М.С.Осеннева.-М..Музыка, 2005
Парцхаладзе М. Песни хора. Музыкальный сборник. / М. Парцхаладзе. М.: Владос, 2003
Песни для малышей в сопровожднии фортепиано/ составитель Левкодимов Г.Е.: Издательство «Советский композитор», 1989.
Подгайц Е. Полезный совет. Песни и хоры для детей среднего и старшего школьного возраста в сопровождении фортепиано: Москва, издательское объединение «Композитор», 1994 .
Подгайц Е. Хоровые миниатюры и песни для детей младшего и среднего школьного возраста. Музыка утра. Учебно-методическое пособие в 2-х частях. / Сост. Л.П. Дуганова, Н.А. Аверина. – М.: Владос, 2005
Попов В.С., Тихеева Л.В. Школа хорового пения для школьников младшего возраста. Пение без сопровождения и в сопровождении фортепиано, выпуск 1: Москва «Музыка», 1986.
Портнов Г. Смешные и добрые песни. Песни для детей в сопровождении фортепиано. / Г. Портнов. – СПб.: Композитор, 2001
Потешки и забавы для малышей в сопровождении фортепиано. Выпуск 1/ составители КомальковЮ.К., Соболева Э.В.: Москва, «Советский композитор», 1988 .
Разноцветный мир. Сборник детской песни композиторов черноземного края. Песни в сопровождении фортепиано. / Центр духовного возрождения черноземного края, 1997
Рыбкин Е.А. Весенний лучик. Песни, хоры для детей младшего, среднего, старшего возраста: Белгород,2000.
Рыбкин Е.А. Волшебный домик. Песни для детей: Белгород, 2003.
Рыбкин Е.А. Нотная карусель. Песни для детей (избранное): Белгород, 2002.
Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения, выпуск 2 для школьников среднего и старшего возраста: издательство «Музыка», Москва-1977.
Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Музыкальный сборник / Г. Струве. – СПб.: Лань, 1999
Чичков Ю.М. «Ромашковая Русь». Песни для детей и юношества в сопровождении фортепиано: Москва «Советский композитор», 1990 .
Духовная музыка
Избранные духовные хоры для детей и юношества: Руководителям хоровых коллективов / Сост. Г.П. Стулова, Л.В. Шишакина. –М.: ВЛАДОС, 2002г.
Композиторы – классики для детского хора: Вып.4: Праздник рождества. Православные песнопения. - М.: Музыка, 2005г.
Малевич М.О. Свеча Рождества: Песнопения для детского хора. – СПб.: Композитор, 2007г.
Русская духовная музыка в репертуаре детского хора: Учебно-метод. пособие / Автор – сост. Н.В. Аверина. – М.: ВЛАДОС, 2001г.
Русская духовная музыка: для детских или женских хоров / Сост. Д. Смирнов. –СПб.: Композитор, 2007г.
Приложение № 6
Интернет-ресурсы
www.tarakanov.net
www.notomania.ru
www.melodyforever.ru
http://piano-notes.net
http://www.7not.ru/
http://igraj-poj.narod.ru/
http://www.musicalnotes.ru/